- Преподавателю
- Другое
- Всероссийская конференция по инклюзивному образованию, доклад
Всероссийская конференция по инклюзивному образованию, доклад
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина О.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
О.А.Никитина, методист Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ), г. Челябинск, Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное профессиональное образование», ЧелГУ
Социальное партнерство как инструмент для создания успешной социализации и самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и один из способов решения проблемы - социальное партнерство.
Ключевые слова: социальное партнерство, социально - педагогическое партнерство, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное образование.
Слайд 1
Образовательная система как один из важнейших компонентов общественной жизни за последние годы претерпела глубокие изменения В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда.
В законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 272 в гл.11 « Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» впервые прописываются требования к организации процесса образования для различных категорий граждан.
Ст.79 посвящена обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, где в частности сказано, «профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся»[4].
Сегодня всеми признаются специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, и считается необходимым создавать для них особые условия обучения, характерные для разных групп обучающихся в соответствии с их медицинскими, психическими, психолого-педагогическими и личностными особенностями.
В качестве путей создания соответствующих условий определяются: открытие специализированных образовательных учреждений, организация широкой исследовательской деятельности, социальное партнерство .
Слайд 2
Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; как партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1, с.17; 3, с.60]
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, «квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счете, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы»[2]. Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру выпускаемых системой образования кадров, является социально-педагогическое партнерство.
Слайд 3
В отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий.
Слайд 4
Система образования является той средой, с помощью которой создаются и передаются образовательные ценности и поддерживаются внутренние связи в обществе. Она призвана выполнять важную роль в становлении и развитии таких отношений в обществе и государстве, которые нацелены на социальное партнерство и социальную гарантию, обеспечивающую лицам с ограниченными возможностями здоровья равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, основанных на общепринятых принципах и нормах международного права.
Слайд 5
В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления: кадрового состава; финансов; информации.
Слайд 6
Социальное партнерство Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева начало выстраиваться с 2000 г.
Слайд 7
Социальными партнерами техникума являются промышленные предприятия, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, общеобразовательные школы, а также социальные учреждения города и района, Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт развития профессионального образования, Управление образования Ленинского района, Служба занятости населения.
Слайд 8
Большинство выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений способны овладеть профессией и могут успешно работать на многих производственных предприятиях, используя свои профессиональные умения и навыки. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во- первых, в ограничении перечня профессий в связи с особенностями их психического развития, во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.
Обучение, воспитание и развитие детей, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии, - сложная социально - педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории обучающихся к активной общественно - полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
Как показывает жизнь, количество учебных заведений, в которых открываются специализированные группы для обучения данного контингента детей, с каждым годом увеличивается. В наше образовательное учреждение поступают дети из школ-интернатов № 9, № 13 г. Челябинска, из вспомогательных школ № 7, № 57, № 60, № 83, № 119 г. Челябинска.
Слайд 9
На сегодняшний день во втором корпусе общий контингент обучающихся составляет 309 человек, из них детей с ограниченными возможностями здоровья 129 человек, что составляет 41,4 % или 8,2% от общего количества обучающихся в техникуме.
Диаграмма 1
Слайды 10,11,12,13,14,15
В 2014 - 2015 учебном году в ГБОУ СПО «ЧГПГТ им.А.В. Яковлева открыто 17 групп профессиональной подготовки.
Таблица 1
Профессия
Штукатур
Швея
Оператор АЗС
1 курс
3
2
2
2 курс
7
3
-
Итого
10
5
2
Слайд 16
Зачастую процесс перехода в новый коллектив, где 70% - дети с сохранным интеллектом, для этих подростков сопряжен с некоторыми трудностями. Главная задача пед. коллектива состоит в том, чтобы помочь этой категории обучающихся освоить новое для них социальное пространство, адаптироваться и научиться жить в коллективе с детьми, имеющими сохранный интеллект.
Учебный план таких групп должен содержать минимум часов на общеобразовательные программы и максимум - на трудовую подготовку. Срок обучения по профессии 19727 « Штукатур» и 19601 « Швея» один год пять месяцев. _________________»Оператор АЗС» Общее количество часов, включая общепрофессиональный цикл, профессиональный цикл, физическую культуру, цикл социальной адаптации составляет 1784 часа.
Анализ учебных планов показывает, что теоретическая подготовка данной категории обучающихся составляет ровно 1/3 часть профессионального цикла.
Следует заметить, что при обязательном изучении технологии производства необходимо давать только основные элементарные теоретические сведения. Особое внимание следует уделять отработке практических умений и навыков ( или в соответствии с ФГОС формированию ПК и ОК). Условия обучения должны соответствовать возможностям таких обучающихся, а также способствовать коррекции отклонений в их развитии и социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Слайд 17
Поэтому, приоритетным направлением обучения данной категории детей является производственное обучение, которое включает учебную и производственную практику. Только при обучении на производстве обучающимся предоставляется возможность изучить технику и технологию современного производства, осознать себя частичкой трудового коллектива.
Слайд 18
Основными социальными партнерами по профессии «Штукатур» являются: ООО «Строй», ООО «Отделочные работы в строительстве», ООО «Южуралэлектромонтаж», ООО «Стройкомфорт».
По профессии «Швея» фабрика «Силует», ИП Жигалов В.А., - швейный цех по изготовлению детской одежды. Ателье « Мастерица» ИП Галунова Е.Г.
По профессии «Оператор АЗС»__________________
Одна из основных задач, которую социальные партнеры решают в процессе совместной работы - это участие в подготовке квалифицированных кадров, способных работать на современном производстве.
Для оценки результативности социального партнерства как условия повышения качества обучения будущего специалиста в техникуме разработаны следующие показатели и критерии: своевременность подготовки и введение в действие организационно-распорядительной документации по организации учебно-производственного обучения, учебной и производственной практики; обеспеченность учебно-методическими комплексами производственного обучения, учебной и производственной практики; обеспечение качества занятий производственного обучения, а также оценка процесса обучения потребителями, трудоустройство обучающихся (табл.2).
Слайд 19
Таблица 2.
Трудоустройство 2013 - 2014 уч. год
Профессия
Кол-во выпускников
Трудоустроены
Повторное обучение
Поставлены на учет в ЦЗН
Швея
17
13 (76,4%)
2 (11,8)
2 (11,8%)
Штукатур
31
30 (96,7)
1(3,3%)
-
Итого
48
43( 89,5%)
3 (6,3%)
2 (4,2%)
Вывод: в 2013 - 2014 уч. году трудоустроены 89,5 % выпускников групп профессиональной подготовки, 6,3 % определены на повторное обучение, 4,2 % поставлены на учет в ЦЗН.
Таким образом, анализ трудоустройства обучающихся данной категории свидетельствует о том, что психологическое сопровождение образовательного процесса, система коррекционных занятий, обучение по адаптированным к данной категории обучающихся учебным планам и программам, использование разнообразных методов оценки ПК (профессиональных компетенций) дают положительные результаты.
Формирование единого коллектива обучающихся является приоритетной задачей всех педагогов нашего корпуса. Для создания благоприятного морально - психологического климата в коллективе организуется досуговая деятельность по основным направлениям воспитательной работы.
Слайды 20, 21
Гражданско-патриотическое: уроки мужества, Дни памяти, посвященные А.В.Яковлеву, участие в районных соревнованиях «День призывника», посещение музея воинов - интернационалистов, посещение фотовыставок, праздник «День защитника Отечества» с военизировано-спортивной эстафетой. Социальными партнерами в данном направлении являются библиотека им. «Мамина - Сибиряка», Челябинская областная юношеская библиотека, музей «Воинов-интернационалистов» Ленинского района.
Слайды 22, 23, 24, 25, 26
В целях реализации нравственно-эстетического воспитания организуются посещение театров, музеев, выставок, проведение праздников, классных часов, библиотечных часов, интеллектуальных игр, экскурсий проведение Дней открытых дверей в рамках профориентационной работы. Техникум тесно сотрудничает с ТЮзом, зоопарком, ДУМ «Смена», Областным музеем, к\т «Аврора», театром драмы им. «Наума Орлова», городскими парками культуры и отдыха им. «А.С.Пушкина», «Гагарина».
Слайды 27, 28, 29
Спортивно-оздоровительное: Большое значение на растущий организм оказывает двигательная активность. С целью ее увеличения программой предусмотрены уроки физкультуры, спортивно - массовая работа проводится в соответствии с планом и на основе поставленной цели: пропаганда здорового образа жизни, формирование осознанного отношения обучающихся к своему физическому здоровью: проведение Дней здоровья, спортивных праздников, спортивных эстафет, участие в спортивных секциях, в спортивных соревнованиях различного уровня.
Социальным партнером в Ленинском районе по формированию среди обучающихся здорового образа жизни является спортивный комплекс «Восход».
Слайд 30
Социальными партнерами по охране жизни и здоровья являются МУЗ ДКП № 6; МУЗ ОКБ № 2; МУЗ ГКП № 11; наркологический диспансер; областной центр ВИЧ - профилактики; медицинский центр профилактики, сотрудники которого ежегодно по установленному графику проводят для обучающихся 1 курса беседы о здоровом образе жизни, о здоровом питании, о режиме дня; областной центр диагностики и консультирования проводит индивидуальные и групповые занятия для лиц с ОВЗ, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Во втором корпусе нашей образовательной организации для поддержания здоровья студентов и лиц с ОВЗ от МУЗ ДКП № 6 функционирует медицинский блок, состоящий из:
-
Изолятора;
-
Процедурного кабинета;
-
Кабинета врача.
В медицинском блоке имеются медикаменты для лечения детей - сирот, которые выдаются по предписанию врача. Дети - сироты до 18 лет, из числа лиц с ОВЗ, проходят ежегодную диспансеризацию в МУЗ ОКБ № 2. Кроме этого, вместе со всеми обучающимися ежегодно: проставляют профилактические прививки по национальному календарю, проходят флюорографическое обследование и медицинский осмотр в МУЗ ДКП № 6 (до 18 лет) и в МУЗ ГКП № 11 (после 18 лет).
Слайд 31
В техникуме разработана и начала действовать целевая программа «Создание условий качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования».
Сроки реализации программы 2013 -2015 годы.
Целью данной программы является создание благоприятных условий и системы деятельности педагогических кадров для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования.
Летом 2013г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области из областного бюджета Челябинской области была выделена субсидия на реализацию целевой программы в количестве 3670000 руб. Из них на ремонтные работы аудиторий и мастерских - 2400000 руб., на приобретение оборудования и учебных комплексов - 1270000 руб.
В 2014 г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области из областного бюджета Челябинской области были выделены целевые средства в сумме 682 309 руб. Полученные финансовые средства были направлены на оптимизацию условий обучения лиц с ОВЗ, получающих профессиональную подготовку по профессии «Оператор АЗС». На данные средства был приобретен тренажер-имитатор рабочего места оператора АЗС.
Создание оптимальной для образования лиц с ОВЗ инфраструктуры обеспечивает возможность данной категории обучающихся максимально близко изучить технику и технологию современного производства. Стоит заметить, что 57,2% объема учебного времени согласно учебному плану программ профессиональной подготовки отводится на учебную и производственную практику.
Приобретенное оборудование позволяет полноценно формировать профессиональные компетенции у данной категории обучающихся:
По программе профессионального обучения «Швея»
-
ПК 1.1. Контролировать качество и размерные характеристики текстильных материалов на автоматизированных комплексах.
-
ПК 1.2. Настилать текстильные материалы для раскроя.
-
ПК 1.3. Выполнять обслуживание автоматизированного раскройного комплекса.
-
ПК 1.4. Выполнять расчет кусков материалов для раскроя.
-
ПК 1.5. Комплектовать куски текстильных материалов для раскроя.
-
ПК 2.1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.
По программе профессионального обучения «Штукатур»
-
ПК 2.1. Выполнять подготовку поверхностей под оштукатуривание.
-
ПК 2.2. Выполнять оштукатуривание поверхностей.
-
ПК 2.3. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
По программе профессионального обучения «Оператор АЗС»
-
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
-
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций
-
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
Созданные в техникуме и приближенные к обстановке современного производства условия учебной практики способствуют успешной социализации личности с ОВЗ в студенческом, а затем и трудовом коллективе.
Слайд 32
Однако, учитывая все плюсы в организации образовательного процесса лиц с ОВЗ, следует обозначить ряд задач, требующих доработки.
-
Отсутствие у педагогических работников специальных знаний по дефектологии и олигофренопедагогике показывают необходимость повышения их квалификации в области коррекционной педагогики и психологии. Актуальность поставленной задачи стала очевидной после анализа состава специалистов, обеспечивающих работу с данной категорией обучающихся.
-
Для профилактики сопутствующих заболеваний необходимо использовать инновационные подходы: различные виды гимнастики для коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, витаминотерапию, фитотерапию, оздоровительный массаж. Осуществление решения этих подходов затруднено из-за нехватки медицинского персонала. На сегодняшний день, в корпусе, где обучаются лица с ОВЗ, работает медицинская сестра по совместительству. Необходим штатный медицинский персонал из числа: психотерапевта, логопеда-дефектолога, массажиста.
-
Для обеспечения социально-психологического благополучия обучающихся в техникуме необходим психолог, который бы осуществлял сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ. На 309 обучающихся 2 корпуса приходится 1 психолог. А ведь дети с ограниченными возможностями здоровья, которых в 2014-2015 уч. году 129 человек, требуют особого внимания и психологической поддержки в период обострения течения болезни (осень, весна). Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с 27.10.2013 применяется следующее соотношение: 1 педагог - психолог на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютер, ассистент (помощник) на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Решение этих задач требует дополнительных финансовых затрат и изменения штатного расписания.
Слайд 33
В заключении следует сделать вывод о положительной динамике оценки результативности социального партнерства как условия повышения качества подготовки специалиста.
В целом, все названные аспекты закладывают основу для качества профессиональной деятельности, социально-профессиональной социализации будущих выпускников данной категории, способствуют комплексному развитию профессиональных качеств личности, усвоению социальных ролей, социальных норм и культурных ценностей профессиональной среды, выработке модели возможного поведения в будущей производственной сфере.
Слайд 34.
Библиографический список
1. Дюжева. М.Б. Социальное партнерство - современная форма образовательного менеджмента [Текст] / М.Б.Дюжева, С.Е.Метелев // Закон и право. - 2005. - № 7. - с.17 - 18
2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение № 1662-р от 17 нояб.2008 г. ] // КонсультантПлюс.
3. Никулина, И.А. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов [Текст] / И.А.Никулина, С.В. Кожевникова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно - методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2005. - № 1. - с.55 - 60
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон № 273 - ФЗ// КонсультантПлюс.
Тезисы
О.А.Никитина, методист Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ), г. Челябинск
Социальное партнерство как инструмент для создания успешной социализации и самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и один из способов решения проблемы - социальное партнерство.
Ключевые слова: социальное партнерство, социально - педагогическое партнерство, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное образование.
Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру выпускаемых системой образования кадров, является социально-педагогическое партнерство.
Социальное партнерство Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева начало выстраиваться с 2000 г. Социальными партнерами техникума являются промышленные предприятия, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, общеобразовательные школы, а также социальные учреждения города и района, Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт развития профессионального образования, Управление образования Ленинского района, Служба занятости населения.
Обучение, воспитание и развитие детей, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии, - сложная социально - педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории обучающихся к активной общественно - полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
На сегодняшний день во втором корпусе ЧГПГТ обучается 309 человек, из них лиц с ограниченными возможностями здоровья 129 человек, что составляет 41,4 %. (диаграмма 1)
Диаграмма1.
Количественный состав студентов и обучающихся
В ЧГПГТ им. А.В. Яковлева данная категория обучающихся может получить профессиональную подготовку по 3 профессиям: «Штукатур» и « Швея», « Оператор АЗС»
В 2014 - 2015 учебном году в техникуме открыто 17 групп профессиональной подготовки . (табл.1)
Таблица 1.
Группы профессиональной подготовки
Профессия
Штукатур
Швея
Оператор АЗС
1 курс
3
2
2
2 курс
7
3
-
Итого
10
5
2
Приоритетным направлением обучения данной категории детей является производственное обучение, которое включает учебную и производственную практику. Только при обучении на производстве обучающимся предоставляется возможность изучить технику и технологию современного производства, осознать себя частичкой трудового коллектива.
Основными социальными партнерами по профессии «Штукатур» являются: ООО «Строй», ООО «Отделочные работы в строительстве», ООО «Южуралэлектромонтаж», ООО «Стройкомфорт».
По профессии «Швея» фабрика «Силуэт», ИП Жигалов В.А. - швейный цех по изготовлению детской одежды, ателье «Мастерица» ИП Галунова Е.Г.
Для оценки результативности социального партнерства как условия повышения качества обучения будущего специалиста в техникуме разработаны следующие показатели и критерии: своевременность подготовки и введение в действие организационно-распорядительной документации по организации учебно-производственного обучения, учебной и производственной практики; обеспеченность учебно-методическими комплексами производственного обучения, учебной и производственной практики; обеспечение качества занятий производственного обучения, а также оценка процесса обучения потребителями, трудоустройство обучающихся (табл.2).
Таблица 2.
Трудоустройство 2013 - 2014 уч. год
Профессия
Кол-во выпускников
Трудоустроены
Повторное обучение
Поставлены на учет в ЦЗН
Швея
17
13 (76,4%)
2 (11,8)
2 (11,8%)
Штукатур
31
30 (96,7)
1(3,3%)
-
Итого
48
43( 89,5%)
3 (6,3%)
2 (4,2%)
Вывод: в 2013 - 2014 уч. году трудоустроены 89,5 % выпускников групп профессиональной подготовки, 6,3 % определены на повторное обучение, 4,2 % поставлены на учет в ЦЗН.
В техникуме разработана и начала действовать целевая программа «Создание условий качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования».
Сроки реализации программы 2013 -2015 годы.
Целью данной программы является создание благоприятных условий и системы деятельности педагогических кадров для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования.
Летом 2013г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области из областного бюджета Челябинской области была выделена субсидия на реализацию целевой программы в количестве 3670000 руб. Из них на ремонтные работы аудиторий и мастерских - 2400000 руб., на приобретение оборудования и учебных комплексов - 1270000 руб.
В 2014 г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области из областного бюджета Челябинской области были выделены целевые средства в сумме 682 309 руб. Полученные финансовые средства были направлены на оптимизацию условий обучения лиц с ОВЗ, получающих профессиональную подготовку по профессии «Оператор АЗС». На данные средства был приобретен тренажер-имитатор рабочего места оператора АЗС.
Создание оптимальной для образования лиц с ОВЗ инфраструктуры обеспечивает возможность данной категории обучающихся максимально близко изучить технику и технологию современного производства. Стоит заметить, что 57,2% объема учебного времени согласно учебному плану программ профессиональной подготовки отводится на учебную и производственную практику.
Приобретенное оборудование позволяет полноценно формировать профессиональные компетенции у данной категории обучающихся.
Созданные в техникуме и приближенные к обстановке современного производства условия учебной практики способствуют успешной социализации личности с ОВЗ в студенческом, а затем и трудовом коллективе.
Для создания благоприятного морально - психологического климата в коллективе организуется досуговая деятельность по основным направлениям воспитательной работы.
Гражданско-патриотическое. Социальными партнерами в данном направлении являются библиотека им. «Мамина - Сибиряка», Челябинская областная юношеская библиотека, музей «Воинов-интернационалистов» Ленинского района.
В целях реализации нравственно-эстетического воспитания техникум тесно сотрудничает с ТЮзом, зоопарком, ДУМ «Смена», Областным музеем, к\т «Аврора», театром драмы им. «Наума Орлова», городскими парками культуры и отдыха им. «А.С.Пушкина», «Гагарина».
Спортивно-оздоровительное.
Социальным партнером в Ленинском районе по формированию среди обучающихся здорового образа жизни является спортивный комплекс «Восход».
Социальными партнерами по охране жизни и здоровья являются МУЗ ДКП № 6; МУЗ ОКБ № 2; МУЗ ГКП № 11; наркологический диспансер; областной центр ВИЧ - профилактики; медицинский центр профилактики, сотрудники которого ежегодно по установленному графику проводят для обучающихся 1 курса беседы о здоровом образе жизни, о здоровом питании, о режиме дня; областной центр диагностики и консультирования проводит индивидуальные и групповые занятия для лиц с ОВЗ, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Все названные аспекты, в целом, закладывают основу для качества профессиональной деятельности, социально-профессиональной социализации будущих выпускников данной категории, способствуют комплексному развитию профессиональных качеств личности, усвоению социальных ролей, социальных норм и культурных ценностей профессиональной среды, выработке модели возможного поведения в будущей производственной сфере.
13