Методы развития памяти в процессе работы над музыкальном произведением

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»»












Методы развития памяти в процессе работы над музыкальном произведением

(методические рекомендации в помощь педагогам)








Составитель:

ПДО Баскаева М.В.












г. Владикавказ, 2015г.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Это одна из самых популярных психических особенностей человека. Надо полагать она того заслуживает. Недаром ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозине матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам.

Кстати сказать, имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение «мнемическая направленность», «мнемическая задача», мнемические действия», мнемическая деятельность». Все это о памяти.

Музыкальная память - одна из разновидностей общечеловеческой памяти, и чтобы лучше понять её, необходимо рассмотреть механизмы действия, типы и виды общечеловеческой памяти.

Память человека - явление уникальное. Многие ученые, начиная с древних времен, занимались этой проблемой. Но до сих пор остается ещё очень много неизвестного и загадочного. Память в человеке функционирует с момента его рождения и до самой смерти. Вся сознательная деятельность, его умственное развитие и приобретение знаний, в какой-то степени определяется памятью. Проявление памяти у человека возможно лишь благодаря работе головного мозга. Для того чтобы головной мозг работал, необходимо воздействие на него извне, т.е. поступление переработка информации. Эти функции выполняет память.

Память состоит из 3-х типов связанных друг с другом процессов запоминание информации, сохранение её и воспроизведение.

Запоминание - процесс «запечатления» в коре головного мозга воздействий внешней и внутренней среды организма. Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. В случае произвольного запоминания человек сознательно ставит перед собой цель - запомнить данный материал. Волевая установка облегчает усвоение материала. Установка изменяется в зависимости то того, в какой срок нужно запомнить. Таким образом, сознательное отношение к запоминанию, понимание необходимости усвоения, основательная проработка запоминаемого материала, а также напряжение памяти при заучивание важные условия для хорошего запоминания.

Сохранение информации в мозгу человека это процесс полного или частичного удержания информации от момента её восприятия при запоминании до момента воспроизведения.

Воспроизведение в памяти того, что человек мог запомнить, представляет собой процесс выделения мозгом из кладовой памяти необходимой в данный момент информации из всех процессов памяти, воспроизведение наиболее активный и творческий процесс. В зависимости от того, как человек воспроизводит запечатленные события, предметы или явления, можно определить уровень проявления памяти.

Различают три уровня проявления памяти. Высший уровень воспроизводящая память. Человек, обладающий хорошей воспроизводящей памятью, может без запинки дословно воспроизвести весь текст, нарисовать ранее увиденную картину, сыграть или записать нотами музыкальное произведение услышанное однажды. Подобной памятью обладали многие известные композиторы (Моцарт, Рахманинов, Глазунов).

Второй уровень опознающая память. Если она хорошо выражена, то человек может безошибочно опознать текст, картину, музыку, который видел и слышал только один раз.

Третий уровень - облегчающая память. В этом случае человек не в состоянии самостоятельно вспомнить, опознать текст, картину, музыку. Он всё, казалось бы, забыл, но если предложить выучить забытое заново, то потребуется гораздо меньше времени, чем и на какое по длительности время нужно запомнить, память человека разделяют на кратковременную и долговременную.

Это деление на два вида оправдано многими наблюдениями. К примеру, номер случайного телефона мы легко запоминаем на несколько минут, затем быстро забываем. Здесь проявляется кратковременная память. Но если пользоваться этим телефоном долгое время, то кратковременная память переходит в долговременную.

Память человека индивидуальна и зависит от многих условий: возраста, состояния здоровья, заинтересованности, натренированности и т.д. В зависимости от того, через какой орган чувств происходит восприятие, принято разделить память на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и двигательную. В чистом виде какой-нибудь один тип памяти встречается очень редко. Обычно смешанный тип памяти с преобладанием одного из основных типов.

Наряду с перечисленными типами память подразделяется на три вида: логическая, образная и эмоциональная. Эмоциональная память является самой сильной из всех видов памяти. То, что прочувствовано и пережито, надолго остаётся в сознании.

Образная память по понятиям психологии суть, запечатления и воспроизведения образов, предметов и их свойств. Образная память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, цвета, запахи, вкусы.

Третьим видом является логическая память Психология определяет логический вид, как запоминание и воспроизведение мыслей, неразрывно связанных со словами, речью.

Выше рассмотренные виды, типы, механизмы действия памяти позволят нам более полно разобраться в музыкальной памяти. Её нельзя охарактеризовать односторонние, так как под понятием «музыкальная память» мы понимаем не просто способность человека к запоминанию музыки, а умение по памяти воспроизвести её. В инструментальном творчестве это называется, играй наизусть. Здесь уже не обойтись средствами только слуховой памяти, на помощь приходят другие типы и виды общечеловеческой памяти. Пианист Гольстон сказал: «Музыкальная память должна уподобиться лифту, подвешенному на нескольких тросах, если какой-нибудь из них и оборвется, то останутся в запасе несколько других».

Итак, музыкальная память - понятие комплексное, которое включает в себя эмоциональный, образный, логический виды памяти и типы слуховой, двигательной, зрительной.

В нормально развитой и правильно организованной памяти всегда будет первенствовать образно - слуховой компонент. Это объясняется самой спецификой музыкальной деятельности. Музыкальное произведение превращается в набор звуков, если в исполнении отсутствует образная и эмоциональная сторона. Прежде чем передать эмоциональное содержание произведения, исполнитель должен сам усвоить его. Усвоить, понять значит и запомнить. Из этого можно сделать вывод: запоминание и воспроизведение эмоционального содержания музыкального произведения есть эмоциональный вид музыкальной памяти. А память на конкретные музыкальные образы есть, образный вид музыкальной памяти имеет логический вид памяти. Логическая музыкальная память - это память на логику соотношения звуков, созвучий, тональностей и также на закономерности развития мысли композитора. Логическая память основывается на рациональном запоминании. На практике рациональное запоминание сводится к разбору произведений по форме. Нужно хорошо уяснить для себя, где заканчивается один раздел и начинается другой. Крупные разделы разделить на более мелкие те, в свою очередь, разбить на периоды фразы. Нужно всю музыкальную ткань и разложить по полочкам. Вникнуть в каждый штрих, каждую деталь, каждую гармонию. Необходимо сравнить между собой схожие построения. Если есть какие-нибудь различия, то надо зафиксировать их у себя в памяти. Это позволит избавиться от ненужной путаницы. В общем, надо как можно глубже понять произведение. Ещё Я. Каменский в своём труде «Великая дидактика» писал»... «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понять. Всё, что ученики должны выучивать, нужно....Чтобы они имели перед собой как свои пять пальцев...»

Ни один человек, каким бы родом деятельности он не занимается, не может обойтись без двигательной памяти. Это утверждение в полной мере относится и к музыкальному творчеству. В основе исполнения любых быстрых произведений, частей произведения, пассажей, лежит двигательная или мышечная память. Здесь сознание отдает пальму первенства подсознанию. Ибо невозможно в быстром темпе проследить за каждой нотой сознательно. Поэтому ноты должны быть объединены в группы. Сознание включается только в начале группы, остальное происходит автоматически.

У многих важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Однако полагаться только на зрительную память очень опасно, лучше всего её использовать в подкреплении к остальным выше перечисленным типам и видам музыкальной памяти.

Одним из важных условий успешного и быстрого запоминания произведения является заинтересованность в нём. Психологами давно установлено, что при заинтересованности в работе и увлечении изучаемым вопросам материал усваивается значительно легче, чем при пассивном отношении к работе, как к какой-то скучной обязанности. Поэтому жалобы на плохую память в большинстве случаев необоснованны и объясняется, прежде всею, несерьёзным отношением или отсутствием должного интереса к изучаемому произведению.

А как быть, если произведение не, но душе, тем не менее, выучить его нужно. Такие ситуации бывают на практике, чаще всего в учебном процессе, когда педагог даёт ученику пьесу, которая на данном этапе может принести ему несомненную пользу. В этом случае педагог должен заинтересовать ученика произведением. А ученику нужно мобилизовать свои силы вопросам: «Насколько быстро я смогу это выучить?». Если ещё регламентировать время на выучивание, то это пробудить у ученика, большой интерес и будет способствовать запоминанию. Психологами было доказано, что время заучивания даже бессмысленных слов может быть уменьшено вдвое, если ввести в действие побудительный мотив в форме самоиспытания.

Каждый знает, как важно при запоминании быть сосредоточенным и внимательным. Внимание способствует успешной психологической деятельности, что в свою очередь приводит к улучшению работы памяти.

Внимание человека имеет ряд особенностей. Оно не может удерживаться на чём-либо сверх определенного времени. Очевидно, что внимание должно двигаться. Движение - его естественное состояние. Применительно к работе над произведением это означает, что не следует долгое время засиживаться на одном месте. Проникновение в сознание посторонних мыслей является первым сигналом о том, что острота восприятия утеряна, и внимание нужно переключить на другое место. Время, в течение которого внимание может удерживаться на одном объекте в среднем 15-20 минут. Причем у каждого человека оно индивидуально. Но через определённое время наступает общее утомление, при котором смена объекта внимания уже не помогает. В этом случае нужно прекратить заниматься и отдохнуть.

Психология выделяет два вида внимания. То, что привлекает наше внимание" помимо желания, случайно, создаёт непроизвольное внимание. В других же случаях мы сознательно, с определенной целью, направляем внимание на данный предмет, такое внимание называется произвольным. В музыкальной практике применяются оба вида внимания. Первый вид предпочтительнее, так как он указывает на большую степень заинтересованности. При отсутствии должного интереса необходимо подключить произвольное внимание, т. е. направить его на какую-то конкретную цель. «Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно осознанная цель-первое условие успеха, в какой бы то ни было работе». Наиболее целесообразным, думается, является произвольное запоминание, так как оно более эффектно и надежно. Такой метод выучивания наизусть независимо от того хотим мы этого или нет, заставляет нас более полно разобраться в форме произведения, более полно изучить детали и особенности музыкальной ткани.'

Кроме произвольного и непроизвольного запоминания существует ещё запоминание на определенный срок. Психологи эту особенность называют установкой на время. Длительность хранения материала в памяти в какой-то степени зависит, на какой срок мы хотим запомнить. Студенты знают, что все экзамены сдаются с установкой «сделать такого-то числа». Экзамены сдаются, а затем часть материала, выученного для экзамена быстро забывается. Но, если имеется сознательная установка запомнить что-либо на длительный срок, как необходимое условие на длительный срок, как необходимое условие для дальнейшей профессиональной деятельности, то знания запоминаются на значительные более долгий срок.

Прежде, чем выучить что-нибудь, надо совершенно ясно осознать необходимость и важность запоминаемых сведений. Поэтому, выбирая произведения, которые предстоит сыграть, необходимо- сразу сделать разграничения на произведения, которые будет пройдены как учебный материал, цель которых выработка определенных навыков, представляющих временный интерес, и произведения, которые нужно запомнить на более долгий срок, как концертный репертуар. Замечено, что удержание в памяти большого репертуара способствует развитию памяти и ускоряет развитие инструменталиста.

При выучивание произведения наизусть не нужно забывать о делении памяти на кратковременную и долговременную. Изучение особенностей механизмов действия каждой из них, позволит сэкономить много времени и делает запоминание более эффективным. Всё, что исполнитель осуществляет на инструменте, в этот же момент не запоминается и не выучивается. Это процесс с «оттяжкой времени». Нельзя что-то разучивая, сразу получить результат. Пять минут однотипной работы - это максимум, на что способна наша память. После этого лучший интервал для того, чтобы получить ответ, что запомнилось 20-30 минут. Это время, в течение которого кратковременная память перейдёт в долговременную. Через 20 минут переработка информации мозгом осуществится на 50-60%, через сутки на 65-70%, а через трое суток около 75%. Таким образом, наиболее полный ответ о том, что запомнилось, мы получим только через трое суток.

Для двигательной стороны здесь интервалы несколько иные: повторение эффективно, когда от конца упражнения наилучший период для воспроизведения составляет от 30 секунд до 2 минут. К 10-ой минуте наилучший период заканчивается и повторение не является столь плодотворным, как раньше. Следовательно, через 10 минут можно начать учить что-нибудь новое. Повторение-мать учения, но чтобы оно стало таковым, необходимо его правильно использовать. Любое повторение оставляет след в мозгу. И, чтобы этот след закрепился в памяти, необходимо время.

Следовательно первое правило - это наличие паузы между повторениями.

Вторым правилом является максимальная концентрация внимания на конкретную цель при каждом очередном повторении, в противном случае оно теряет свою ценность.

Из второго правила вытекает третье: учитывая неспособность внимания долго задерживаться на одном объекте, не нужно много раз повторять одно и то же место. Даже, если не все получается, лучше вернуться к нему через несколько часов или даже на следующий день. Необходимо время, чтобы подсознания должны участвовать в работе. Тем более, что они ~ иногда делают ошеломляющие результаты. Каждому человеку, запоминающемуся музыкой известно, что произведение, которое не получается, хотя в данный момент над ним ведется усиленная работа, лучше отложить на несколько дней, а затем снова вернуться к нему. Как правило, данное произведение после перерыва звучит гораздо лучше. Всё это объясняется просто. Сознание даёт импульс, задание подсознанию, то, в свою очередь, продолжает работу в заданном русле постоянно, во время прогулки, отдыха, сна. Мы просто этого не замечаем. И через некоторое время выдаёт результат. Особенно активно деятельность подсознания во время сна. Поэтому представляется целесообразным, если есть возможность, особо трудные места запоминать перед сном. Повторив запоминаемый материал утром, можно вновь дать задание подсознанию, занявшись другими делами.

Утра самое благоприятное для занятий время. Тогда все силы организма внимание, память ещё не успели утомиться от дневных забот, «на свежую» голову гораздо лучше усваивается любая информация. Учёными экспериментально установлено, что наиболее «сильным» человек оказывается утром с 8 до 12 часов и днём с 14 до 17 часов. А от 12 до 14 часов, ночью между 204 часами человек считается слабым. Нужно постараться строить свой график занятий так, чтобы умственная работа (особенно запоминание) приходилось на тот период суток, когда человек обладает наибольшими функциональными возможностями.

Конечно, целью домашней работы над произведением, выучивание его наизусть, является публичное выступление. Однако дело сыграть на память дома, превосходно игравший пьесу в одиночестве или перед друзьями, на публике нередко чувствует себя неуютно: «что-то идёт не так». Обескураженный, он сетует на свою плохую память. Но ведь до выступления он играл всё прекрасно, значит память вполне справляется со своими обязанностями. Проблема в чём-то другом.

Виновником всего является волнение. Причем перед выступлением волнуется все, но волнение волнению рознь. Известная взволнованность перед выступлением и во время него даже желательна. Она лишает исполнителя будничности и делает его более непосредственным, ярким. Но помимо «волнения подъема» существует другой вид эстрадного волнения - «волнение лавина». Ненадежность памяти есть следствие боязни эстрады. Когда происходит страх-голова идёт кругом и память оказывает. Под влиянием такого волнения пропадает чуть ли не вся подготовительная работа.

Память не любит, когда ей не верят. Поэтому нужно воспитывать чувство уверенности. Уверенность важнее, чем сомнения. А не подведёт ли память? Чтобы добиться большей уверенности на сцене нужно проверить, как идёт произведение и работу своей памяти в обстановке близкой к эстраде. Даже именитые исполнители не рискуют играть новое произведение в ответственном концерте, не обыграв его предварительно в двух или трех менее ответственных. Г Кейгауз считает, что работа над произведением заканчивается на сцене. И, действительно, любое проигрывание на эстраде, если относится к нему критически, требует дальнейшей работы над произведением.

Чаще всего срывы на сцене бывают от неправильно организованной домашней работы. Необходимо уяснить для себя, что за первую подготовительную часть работы - выучивание произведения, ответственно подсознание.

Таким образом, сознанию и подсознанию в исполнительском искусстве предстоит идти рука об руку и тесно сотрудничать. На практике бывает как раз обратное, особенно в среде учащихся музыкантов, когда домашняя работа строится на основе много кратных однообразных повторениях разучиваемого произведения. Весь материал заучивается подсознательно, механично, при этом вырабатываются определённые привычки. На сцене же, благодаря волнению, стремлению играть хорошо, просыпается не натренированное сознание, которое вмешивается в деятельность подсознания, разрушает с таким трудом положенные привычки. В результате вся проделанная работа идёт насмарку. А все претензии к плохой памяти, хотя она здесь виновата меньше всего.

Когда исполнитель начинает сомневаться в своей памяти, он должен полностью освободится от внутренней скованности и переключить своё внимание на ритм, динамику, настроение, в общем на любой аспект музыки. Это помогает ему предотвратить вмешательство сознания. Но если логическая нить уже утеряна и текст забыт, то не следует беспомощно останавливаться и все начинать сначала. Необходимо сымпровизировать и идти дальше. Порой это бывает очень трудно сделать. И, в том случае, если сымпровизировать не удалось, нужно незаметно переключиться на ближайший, следующий «кусок». Но для этого необходимо дома заранее всё произведение разделить на ряд частей, ряд опорных пунктов, и уметь начинать играть с любой такой части, а в идеале с любого места, что гораздо сложнее.

Вообще для запаса прочности нужно проанализировать всё произведения с точки зрения ошибок и срывов. Места, где возможны эти негативные явления необходимо дополнительно проучить. Известно, что при исполнении произведений начало и конец запоминаются лучше, а средний раздел хуже. Здесь сказывается психологический «эффект края». Очень часто срывы на эстраде бывают при переключении внимания. Опасны также места после кульминации, завершения размеров и т. д., так как после ярких мест внимание ослабевает, контроль теряется и в результате ошибки и срывы. Такие места нужно наиболее тщательно изучить.

При самостоятельных домашних занятиях нужно четко знать, где сделать остановку и повторить не получившийся кусок ещё раз, а где этого делать не следует. Очень не желательно прерывать неуместной остановкой музыкальную мысль. Здесь нужно уподобиться дирижеру, который не будет без крайней надобности останавливать оркестр из-за какой-нибудь неудавшейся партии или фальшивой ноты. А будет продолжать дирижировать до конца части. И только потом сделает замечание и укажет на неправильно взятую ноту.

Нельзя делать остановку на одном и том же месте много раз, так как это может закрепиться в подсознании и при исполнении на эстраде помимо нашего желания может произойти остановка или заикание.

Человеческая память - это своего рода записывающее устройство, которое записывает не только всё хорошее, но и всё плохое, при занятиях нужно учитывать эту особенность памяти и стараться избегать всевозможные неточности и ошибки. В противном случае они могут закрепиться в нашей памяти и показать себя в самый не подходящий момент.

Из всего сказанного можно сделать вывод: успех на сцене и прочность памяти зависят прежде всего от правильности домашних занятий. Любой музыкант должен подходить к этому вопросу очень серьезно.

«Нужно добиваться успех путём изучения проблемы, а не путем многократного столкновения с трудностями», - эти слова Бузони можно в полной мере отнести к проблеме, связанной с музыкальной памятью. Каждый музыкант имеет своё отношение, свой индивидуальный подход к занятиям, к методам выучивания произведения наизусть, к усовершенствованию техники и т. д. Но есть ряд общих условий и закономерностей, знание которых принесёт пользу всем. Как писал французский писатель моралист Франсуа Ларо: «Все жалуются на недостаток памяти, но никто не жалуется на свой ум».

© 2010-2022