- Преподавателю
- Другое
- «Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»
«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Желонкин И.К. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Маргуцекская средняя общеобразовательная школа»
Краснокаменский район, Забайкальский край
«УТВЕРЖДЁН»
Приказом директора МБОУ «Маргуцекская СОШ»
от __ мая 20__ г. № ___
Директор МБОУ «Маргуцекская СОШ» ___________ /_____________/
Проект перспективного развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Маргуцекской средней общеобразовательной школы»
на основе национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»
(«От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»)
Проект принят
на общем собрании трудового коллектива
__ мая 20__ г.
Протокол № __ от __. 05. 20__ г.
с. Маргуцек
20_
Содержание
1.
2.
Актуальность разработки проекта …………………………………………..
Концепция проекта …………………………………………………………...
2
3
3
Цель проекта ……………………….. ……… ……………………………….
4
4
Конкретная цель проекта ……….……………………………………………
4
5
Задачи проекта ………………………………………………………………..
4
6
Новизна проекта …………………. …………………………………………..
4
7
Сроки и этапы реализации проекта …………………………………….……
7
8
Критерии оценки ожидаемых мероприятий ………………………………..
10
6
Тиражируемость результатов проекта ………………..…………………….
10
7
Риски …………………………. ……………………………………………...
10
8
Литература …………………………………………………………………….
11
«Когда нет здоровья - молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум».
Геродот
Актуальность проекта.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Это объясняет интерес педагогов школы, родителей, врачей к идеям здоровьесбережения и к возможности обеспечения необходимого уровня качества образования в комфортных для ребенка условиях, без ущерба для его физического и психического здоровья.
Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее. Именно поэтому в рамках образовательных стандартов нового поколения государство поставило перед педагогами, родителями и общественностью задачу - создать условия для внедрения позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.
Приоритет сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения находит отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования. В частности, «Модель Образования - 2020» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет
- использования эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям;
- формирование культуры здорового образа жизни, ценности здоровья;
- рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.
Концепция проекта:
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, профилактику школьных стрессов, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения. К 2016 году ожидается положительная динамика показателей заболеваемости среди учащихся, сформированность позитивного отношения учащихся к здоровому образу жизни, повышение уровня общей культуры всех участников образовательного процесса.
Общая цель проекта: оптимизация условий для сохранения здоровья детей в условиях средней школы.
Конкретная цель проекта:
Разработка механизма, обеспечивающего снижение влияния школьных факторов риска и сохранение здоровья детей в условиях средней школы (предотвращение отклонений в здоровье и заболеваний по причинам, связанным с обучением в школе, без снижения качества образования).
Задачи проекта
1. Разработка комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с новыми санитарно-гигиеническими нормами.
3. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.
4. Обеспечение условий, способствующих адаптации школьника к естественным, антропогенным, социальным условиям.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
6. Профилактика безнадзорности, беспризорности, девиантного и деструктивного поведения, ПАВ-зависимостей.
7. Формирование дружественности через сплочение классных коллективов.
8. Формирование устойчивой мотивации у учащихся к занятиям спортом.
9. Повышение профессионального уровня педагогов, расширение профессионального самосознания.
Новизна проекта
Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении через соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и реализацию требований нового комплекса ГТО.
Одним из главных направлений работы школы является анализ здоровья обучающихся. На протяжении последних лет соотношение здоровых детей и детей с отклонениями в здоровье в школе остаётся практически одинаковым. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в школе является сохранение здоровья детей и для этого задействуются все имеющиеся кадровые, материальные, методические и другие ресурсы.
В МБОУ «Маргуцекская СОШ» работа по здоровьесбережению ведется согласно модели здоровьесберегающего пространства школы.
В соответствии с запросами участников образовательного процесса в школе, помимо традиционной классно-урочной системы, организовано обучение в различных формах: надомное, семейное. Обеспечены равные условия для образования детей школьного возраста.
В области режима работы школы:
- введена ежедневная утренняя гимнастика;
- расписание уроков и расписание работы кружков и секций составлены согласно требованиям СанПиНа;
- 2 раза в год проводятся дни Здоровья;
- введена дополнительная прогулка для учащихся начальных классов;
- проводятся подвижные и музыкальные перемены.
Расписание сбалансировано с точки зрения представленности в нем предметов,обеспечивающих смену характера деятельности учащихся.
Во всех планах воспитательной работы классных воспитателей отражена работа по формированию у обучающихся понятия «Здоровый образ жизни»: классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы, научные работы, вовлечение в занятия спортом.
Психологический климат в коллективах обучающихся комфортный, гармоничный. Для создания комфортной обстановки проводится тестирование для выявления ситуаций межличностных отношений, наблюдение. По результатам диагностики проводятся беседы и тренинги.
Педагогический коллектив школы применяет здоровьесберегающие технологии обучения (на уроках обеспечивается смена видов деятельности с учетом периодов работоспособности детей, учет возрастных и физиологических особенностей ребенка, используются эмоциональные разрядки и физкультурных паузы), проводится интегрированное обучение детей здоровью на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, человек и его здоровье, ознакомления с окружающим миром.
Кадровое обеспечение реализации проекта:
-
Благодарственное письмо Министерства образования РФ - 1 чел.;
-
награждены Почетными грамотами Министерства образования, науки и молодёжной политики ЗК - 3 чел.;
-
имеют высшее образование - 80 % учителей;
-
имеют первую квалификационную категорию - 9 чел. (48 %);
-
соответствие занимаемой должности - 12 чел. (52%);
-
имеются: методист, психолог, социальный педагог, медицинская сестра (ФАП)
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
- компьютеров - 26, ноутбуков - 2, планшетов - 1.
- 5 компьютеров, 1 ноутбук, 2 МФУ, используемых в управлении УВП;
- интерактивных досок, копи-устройств - 3;
- принтеров - 5;
- мультимедийных проекторов - 6;
- телевизоров - 3;
- проигрывателей компакт-дисков - 5;
- цифровых видеокамер - 1.
В МБОУ «Маргуцекская СОШ» разработаны и реализуются проекты «Здоровое поколение» (спортивно-оздоровительной направленности), «Здоровое питание», «ЖИЗНЬ» (по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ).
Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер ФАП.
В МБОУ «Маргуцекская СОШ» осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства согласно СанПиН 2.4.2. 2821- 10.
Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся - сбалансированное питание. Помещение столовой школы оборудовано всем необходимым для обеспечения здорового режима питания и в ней работают квалифицированные специалисты, 70 посадочных мест. Все дети получают завтраки. Горячим питанием охвачены ГДО, 1 - 11 классы (это составляет 93 %). Ассортимент разнообразен.
Много детей из малообеспеченных семей получают бесплатное питание. Если процент охвата питанием обучающихся в 2013-2014 году обеспечивала в основном начальная школа и часть среднего звена, то в 2014-2015 году процесс организации питания наладился и в старшем звене.
Питание осуществляется в соответствии с графиком, который предусматривает питание всех обучающихся. Мониторинг обеспечения горячим питанием свидетельствует об удовлетворенности участников образовательного процесса по этому вопросу, письменных жалоб нет. Разработан проект «Дизайн школьной столовой».
В МБОУ «Маргуцекская СОШ» созданы условия для физического воспитания обучающихся: есть спортивный зал, в котором в начале 2014-15 учебного года был проведён капитальный ремонт (произведена замена окон на пластиковые пакеты; увеличено количество батарей, чтобы температурный режим в спортивном зале соответствовал нормам СанПин; произведена покраска потолка, стен, пола). Пополнилась и материальная база спортивного зала спортивным инвентарем: централизованно получены гимнастические маты, коврики, скакалки и обручи, гимнастические палки, перекладина, гимнастические конь и козел, легкоатлетические барьеры и др. Помощь в пополнении спортивного инвентаря оказывают наши родители, которые помогают приобретать волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи для спортивных игр. Администрация села приобрела для наших ребят тренажер. При школе имеется спортивная площадка, где своими силами мы оборудовали футбольное поле и волейбольную площадку, сектор для прыжков в длину, полосу препятствий, установили перекладину.
В школе созданы условия для реализации третьего часа занятий физической культурой в неделю. Расписание уроков позволяет проводить уроки на базе спортивного зала или спортивной площадки. Кроме уроков физической культуры организована работа спортивных кружков «Баскетбол», «Волейбол», «Народные и подвижные игры», «Шахматный», которые охватывают обучающихся разных возрастных групп.
В МБОУ «Маргуцекская СОШ» с 2014-15 учебного года принято решение о паспортизации здоровья обучающихся начальной школы, с целью организации здоровьесберегающей работы со школьниками с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С учетом полученных данных у нас появится возможность выстраивать индивидуально-дифференцированные траектории физического развития и состояния здоровья и наиболее эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс. В дальнейшем, планируется паспортизация классов и введение паспорта здоровья школы, в котором будет учтена перспективная модель здоровья школьника (Приложение 1).
Дважды в год (осенью и весной) проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в мероприятиях районного
уровня направленных на формирование здорового образа жизни, устранение негативных проявлений в подростковой негативной среде.
-
Срок и этапы реализации Проекта
№ п/п
Мероприятия
Ожидаемые результаты
Подготовительный этап 2013- 2014 учебный год
1.
Внедрение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 2821- 10)
Улучшение условий обучения, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников
2.
Корректировка основной образовательной программы с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Создание условий для повышения качества образования и снижения уровня заболеваемости
3.
Разработка циклов спортивной тематики для включения в учебно-воспитательный процесс ОУ
Повышение уровня физической подготовки и заинтересованности учащихся в занятиях различными видами спорта
4.
Развитие материально - технической базы образовательного учреждения для реализации проекта
Создание условий для эффективной реализации проекта
5.
Составление паспортов здоровья учащихся
Создание банка данных о состоянии здоровья учащихся
6.
Изучение теоретических материалов по проблеме «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»
Применение здоровьесберегающих технологий в УВП.
7.
Повышение уровня педагогического профессионализма коллектива через семинары, мастер- классы и др. формы работы
Рост профессионального мастерства педагогов
8.
Социальные исследования, мониторинги, диагностирования учащихся, родителей, педагогов по проблеме реализации проекта.
Выявление проблем с целью дальнейшей корректировки
9.
Проведение педсоветов и заседаний Управляющего совета школы по обсуждению и утверждению программы «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»
Утверждение программы реализации проекта и выработка единых требований к образовательному процессу
Практический этап 2014 - 2015 годы
10.
Проведение с учащимися мероприятий, способствующих:
- освоению учащимися нормативного поведения;
- построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям;
- организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно строить собственную жизнь;
- профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- организации занятости детей во внеурочное время;
- совершенствованию работы по сотрудничеству с социокультурными организациями города.
- формирование у школьников ответственности за свой выбор в духовном мире, основанном на гуманистических ценностях, национальных традициях, гражданственности;
- формирование стремления к самосозиданию, к физическому развитию;
- формирование адекватной самооценки, навыков самодиагностики, расширение возможностей самореализации, проявления социальной активности;
- формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;
- повышение культурного уровня детей и молодежи;
- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребности в занятиях по интересам.
11.
Обеспечение качественного и рационального питания школьников.
Удовлетворение потребностей детей в сбалансированном питании
12.
Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях
Обеспечение благополучного психологического развития и социальной адаптации школьников.
13.
Работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения у школьников
Снижение уровня заболеваемости школьников
14.
Проведение дней здоровья, олимпиад и других мероприятий для школьников с участием педагогов и родителей.
Расширение возможностей
самореализации, проявления социальной активности, формирование ответственного отношения к своему здоровью
15.
Реализация программы спортивного образования «ГТО»
Повышение уровня физического развития, индекса здоровья и заинтересованности учащихся в занятиях различными видами спорта.
16.
Организация дополнительного образования учащихся совместно с ДЮЦ, ДООЦ, сельским клубом
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного во внеурочную деятельность
17.
Социальное партнерство семьи и школы:
-систематическое оказание помощи родителям по воспитанию самостоятельности и ответственности у детей;
-привлечение родителей к воспитательной деятельности школы;
-информирование родителей, общественности обо всех мероприятиях школьной жизни;
-использование возможностей школьного сайта;
-проведение родительских конференций;
-проведение всеобуча с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье для воспитания здорового, всесторонне развитого ребенка.
Родители - активные участники жизни школы, эксперты.
Снижение социальной напряженности в семьях учащихся.
18.
Проведение систематических тренингов и семинаров для учителей по освоению современных педагогических технологий воспитания:
-технологии педагогического общения;
-формы и методы педагогической поддержки;
-педагогические требования в контексте культуры;
-педагогические конфликты и пути их решения;
-приемы и методы создания ситуации успеха;
-информационное воздействие педагогов;
- сохранение и укрепление здоровья, профилактика вредных привычек;
-методы коррекции отклоняющегося поведения учащихся группы риска;
- методы работы с детьми «с особыми нуждами»;
- технологии работы с разными категориями семей.
Формирование навыков самоопределения в новых условиях, освоение роли педагога - менеджера, управляющего развитием детей, ростом активности.
Владение профессиональными, коммуникативными, информационными и правовыми компетенциями.
19.
Использование метода социального проектирования
Формирование социальной компетентности учащихся как фактора социализации личности
20.
Установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями
Расширение круга и социального партнерства.
21.
Привлечение внебюджетных средств для реализации проекта
Улучшение технических и комфортных условий для организации УВП
22.
Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации.
Повышение мотивации к овладению навыками здорового образа жизни.
Аналитический этап 2016 год
23.
Подготовка аналитических справок, отчетов по реализации проекта «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»
Проследить динамику уровня реализации проекта
24.
Анализ и корректировка проекта
Выявление положительных и отрицательных сторон в реализации проекта с учетом дальнейшей корректировки.
25.
Проведение педагогического совета, заседания Управляющего Совета по результатам работы над проектом.
Выявление степени удовлетворенности реализацией проекта
26.
Проектирование деятельности
Разработка новой общеобразовательной программы с учетом анализа проекта
Критерии оценки ожидаемых результатов:
-
Создание комфортного, здоровьесберегающего пространства новой школы: совокупности условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся, их родителей и общественности с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников.
-
Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
-
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
-
Уменьшение количества детей, склонных к употреблению ПАВ.
-
Снижение уровня заболеваемости учащихся; повышение индекса здоровья.
Тиражируемость результатов Проекта
Основные идеи данного проекта могут быть использованы в работе образовательных учреждений различного типа в связи с универсальностью и актуальностью проблемы. Трансляция хода реализации проекта будет освещаться через школьный Центр информации (газета «Мой мир»), школьный сайт, средства массовой информации (муниципальные и региональные).
РИСКИ
- изменение политической ситуации в стране (регионе, районе, селе) может привести к изменению приоритетов развития российского общества;
- прекращение финансирования мероприятий по проекту модернизации общего образования;
- изменение стратегии развития системы муниципального образования (переориентация на другие ценности);
- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального заказчика (родителей, учредителя).
Литература
1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»
2. Нагавкина Л.С., ТатарниковаЛ.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - Санкт-Петербург, 2005.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - Москва, 2001.
4. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. - Тула, 2009.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821- 10.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, 2006.
11