«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»

Проект модели "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе" в рамках инициативы "Наша новая школа" Проект представлен для участия в "Забайкальском образовательном форуме-2014" (3-5 декабря 2014 г.) Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, профилактику школьных стрессов, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения. «Когда нет здоровья – молчит мудрость, не может расцвести искусство,не играют силы,бесполезно богатство и бессилен разум».                                                            ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Маргуцекская средняя общеобразовательная школа»

Краснокаменский район, Забайкальский край




«УТВЕРЖДЁН»

Приказом директора МБОУ «Маргуцекская СОШ»

от __ мая 20__ г. № ___

Директор МБОУ «Маргуцекская СОШ» ___________ /_____________/


Проект перспективного развития

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Маргуцекской средней общеобразовательной школы»

на основе национальной образовательной

инициативы «Наша новая школа»


«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»

(«От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»)

Проект принят

на общем собрании трудового коллектива

__ мая 20__ г.

Протокол № __ от __. 05. 20__ г.


с. Маргуцек

20_

Содержание

1.

2.

Актуальность разработки проекта …………………………………………..

Концепция проекта …………………………………………………………...

2

3

3

Цель проекта ……………………….. ……… ……………………………….

4

4

Конкретная цель проекта ……….……………………………………………

4

5

Задачи проекта ………………………………………………………………..

4

6

Новизна проекта …………………. …………………………………………..

4

7

Сроки и этапы реализации проекта …………………………………….……

7

8

Критерии оценки ожидаемых мероприятий ………………………………..

10

6

Тиражируемость результатов проекта ………………..…………………….

10

7

Риски …………………………. ……………………………………………...

10

8

Литература …………………………………………………………………….

11







«Когда нет здоровья - молчит мудрость,

не может расцвести искусство,

не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум».

Геродот

Актуальность проекта.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Это объясняет интерес педагогов школы, родителей, врачей к идеям здоровьесбережения и к возможности обеспечения необходимого уровня качества образования в комфортных для ребенка условиях, без ущерба для его физического и психического здоровья.

Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее. Именно поэтому в рамках образовательных стандартов нового поколения государство поставило перед педагогами, родителями и общественностью задачу - создать условия для внедрения позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.

Приоритет сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения находит отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования. В частности, «Модель Образования - 2020» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет

- использования эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям;

- формирование культуры здорового образа жизни, ценности здоровья;

- рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.

Концепция проекта:

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, профилактику школьных стрессов, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения. К 2016 году ожидается положительная динамика показателей заболеваемости среди учащихся, сформированность позитивного отношения учащихся к здоровому образу жизни, повышение уровня общей культуры всех участников образовательного процесса.

Общая цель проекта: оптимизация условий для сохранения здоровья детей в условиях средней школы.

Конкретная цель проекта:

Разработка механизма, обеспечивающего снижение влияния школьных факторов риска и сохранение здоровья детей в условиях средней школы (предотвращение отклонений в здоровье и заболеваний по причинам, связанным с обучением в школе, без снижения качества образования).

Задачи проекта

1. Разработка комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с новыми санитарно-гигиеническими нормами.

3. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.

4. Обеспечение условий, способствующих адаптации школьника к естественным, антропогенным, социальным условиям.

5. Привитие навыков здорового образа жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

6. Профилактика безнадзорности, беспризорности, девиантного и деструктивного поведения, ПАВ-зависимостей.

7. Формирование дружественности через сплочение классных коллективов.

8. Формирование устойчивой мотивации у учащихся к занятиям спортом.

9. Повышение профессионального уровня педагогов, расширение профессионального самосознания.

Новизна проекта

Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении через соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и реализацию требований нового комплекса ГТО.

Одним из главных направлений работы школы является анализ здоровья обучающихся. На протяжении последних лет соотношение здоровых детей и детей с отклонениями в здоровье в школе остаётся практически одинаковым. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в школе является сохранение здоровья детей и для этого задействуются все имеющиеся кадровые, материальные, методические и другие ресурсы.

В МБОУ «Маргуцекская СОШ» работа по здоровьесбережению ведется согласно модели здоровьесберегающего пространства школы.

В соответствии с запросами участников образовательного процесса в школе, помимо традиционной классно-урочной системы, организовано обучение в различных формах: надомное, семейное. Обеспечены равные условия для образования детей школьного возраста.

В области режима работы школы:

- введена ежедневная утренняя гимнастика;

- расписание уроков и расписание работы кружков и секций составлены согласно требованиям СанПиНа;

- 2 раза в год проводятся дни Здоровья;

- введена дополнительная прогулка для учащихся начальных классов;

- проводятся подвижные и музыкальные перемены.

Расписание сбалансировано с точки зрения представленности в нем предметов,обеспечивающих смену характера деятельности учащихся.

Во всех планах воспитательной работы классных воспитателей отражена работа по формированию у обучающихся понятия «Здоровый образ жизни»: классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы, научные работы, вовлечение в занятия спортом.

Психологический климат в коллективах обучающихся комфортный, гармоничный. Для создания комфортной обстановки проводится тестирование для выявления ситуаций межличностных отношений, наблюдение. По результатам диагностики проводятся беседы и тренинги.

Педагогический коллектив школы применяет здоровьесберегающие технологии обучения (на уроках обеспечивается смена видов деятельности с учетом периодов работоспособности детей, учет возрастных и физиологических особенностей ребенка, используются эмоциональные разрядки и физкультурных паузы), проводится интегрированное обучение детей здоровью на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, человек и его здоровье, ознакомления с окружающим миром.

Кадровое обеспечение реализации проекта:

  • Благодарственное письмо Министерства образования РФ - 1 чел.;

  • награждены Почетными грамотами Министерства образования, науки и молодёжной политики ЗК - 3 чел.;

  • имеют высшее образование - 80 % учителей;

  • имеют первую квалификационную категорию - 9 чел. (48 %);

  • соответствие занимаемой должности - 12 чел. (52%);

  • имеются: методист, психолог, социальный педагог, медицинская сестра (ФАП)

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

- компьютеров - 26, ноутбуков - 2, планшетов - 1.

- 5 компьютеров, 1 ноутбук, 2 МФУ, используемых в управлении УВП;

- интерактивных досок, копи-устройств - 3;

- принтеров - 5;

- мультимедийных проекторов - 6;

- телевизоров - 3;

- проигрывателей компакт-дисков - 5;

- цифровых видеокамер - 1.

В МБОУ «Маргуцекская СОШ» разработаны и реализуются проекты «Здоровое поколение» (спортивно-оздоровительной направленности), «Здоровое питание», «ЖИЗНЬ» (по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ).

Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер ФАП.

В МБОУ «Маргуцекская СОШ» осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства согласно СанПиН 2.4.2. 2821- 10.

Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся - сбалансированное питание. Помещение столовой школы оборудовано всем необходимым для обеспечения здорового режима питания и в ней работают квалифицированные специалисты, 70 посадочных мест. Все дети получают завтраки. Горячим питанием охвачены ГДО, 1 - 11 классы (это составляет 93 %). Ассортимент разнообразен.

Много детей из малообеспеченных семей получают бесплатное питание. Если процент охвата питанием обучающихся в 2013-2014 году обеспечивала в основном начальная школа и часть среднего звена, то в 2014-2015 году процесс организации питания наладился и в старшем звене.

Питание осуществляется в соответствии с графиком, который предусматривает питание всех обучающихся. Мониторинг обеспечения горячим питанием свидетельствует об удовлетворенности участников образовательного процесса по этому вопросу, письменных жалоб нет. Разработан проект «Дизайн школьной столовой».

В МБОУ «Маргуцекская СОШ» созданы условия для физического воспитания обучающихся: есть спортивный зал, в котором в начале 2014-15 учебного года был проведён капитальный ремонт (произведена замена окон на пластиковые пакеты; увеличено количество батарей, чтобы температурный режим в спортивном зале соответствовал нормам СанПин; произведена покраска потолка, стен, пола). Пополнилась и материальная база спортивного зала спортивным инвентарем: централизованно получены гимнастические маты, коврики, скакалки и обручи, гимнастические палки, перекладина, гимнастические конь и козел, легкоатлетические барьеры и др. Помощь в пополнении спортивного инвентаря оказывают наши родители, которые помогают приобретать волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи для спортивных игр. Администрация села приобрела для наших ребят тренажер. При школе имеется спортивная площадка, где своими силами мы оборудовали футбольное поле и волейбольную площадку, сектор для прыжков в длину, полосу препятствий, установили перекладину.

В школе созданы условия для реализации третьего часа занятий физической культурой в неделю. Расписание уроков позволяет проводить уроки на базе спортивного зала или спортивной площадки. Кроме уроков физической культуры организована работа спортивных кружков «Баскетбол», «Волейбол», «Народные и подвижные игры», «Шахматный», которые охватывают обучающихся разных возрастных групп.

В МБОУ «Маргуцекская СОШ» с 2014-15 учебного года принято решение о паспортизации здоровья обучающихся начальной школы, с целью организации здоровьесберегающей работы со школьниками с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С учетом полученных данных у нас появится возможность выстраивать индивидуально-дифференцированные траектории физического развития и состояния здоровья и наиболее эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс. В дальнейшем, планируется паспортизация классов и введение паспорта здоровья школы, в котором будет учтена перспективная модель здоровья школьника (Приложение 1).

Дважды в год (осенью и весной) проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в мероприятиях районного

уровня направленных на формирование здорового образа жизни, устранение негативных проявлений в подростковой негативной среде.


  1. Срок и этапы реализации Проекта


№ п/п

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Подготовительный этап 2013- 2014 учебный год

1.

Внедрение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 2821- 10)

Улучшение условий обучения, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников

2.

Корректировка основной образовательной программы с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Создание условий для повышения качества образования и снижения уровня заболеваемости

3.

Разработка циклов спортивной тематики для включения в учебно-воспитательный процесс ОУ

Повышение уровня физической подготовки и заинтересованности учащихся в занятиях различными видами спорта

4.

Развитие материально - технической базы образовательного учреждения для реализации проекта

Создание условий для эффективной реализации проекта

5.

Составление паспортов здоровья учащихся

Создание банка данных о состоянии здоровья учащихся

6.

Изучение теоретических материалов по проблеме «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»

Применение здоровьесберегающих технологий в УВП.

7.

Повышение уровня педагогического профессионализма коллектива через семинары, мастер- классы и др. формы работы

Рост профессионального мастерства педагогов

8.

Социальные исследования, мониторинги, диагностирования учащихся, родителей, педагогов по проблеме реализации проекта.

Выявление проблем с целью дальнейшей корректировки

9.

Проведение педсоветов и заседаний Управляющего совета школы по обсуждению и утверждению программы «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»

Утверждение программы реализации проекта и выработка единых требований к образовательному процессу

Практический этап 2014 - 2015 годы

10.

Проведение с учащимися мероприятий, способст­вующих:

- освоению учащимися нормативного поведения;

- построение собственной позиции, своего отно­шения к усваиваемым нормам и ценностям;

- организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестой­кой личности, способной самостоятельно строить собственную жизнь;

- профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- организации занятости детей во внеурочное время;

- совершенствованию работы по сотрудничеству с социокультурными организациями города.

- формирование у школьников ответ­ственности за свой выбор в духовном мире, основанном на гуманистиче­ских ценностях, национальных традициях, гражданственности;

- формирование стремления к самосо­зиданию, к физическому развитию;

- формирование адекватной само­оценки, навыков самодиагностики, расширение возможностей самореа­лизации, проявления социальной активности;

- формирование ответственного отношения к своему здоровью;

- снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

- повышение культурного уровня детей и молодежи;

- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребности в занятиях по интересам.

11.

Обеспечение качественного и рационального питания школьников.

Удовлетворение потребностей детей в сбалансированном питании

12.

Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях

Обеспечение благополучного психологического развития и социальной адаптации школьников.

13.

Работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения у школьников

Снижение уровня заболеваемости школьников

14.

Проведение дней здоровья, олимпиад и других мероприятий для школьников с участием педагогов и родителей.

Расширение возможностей

самореализации, проявления соци­альной активности, формирова­ние ответственного отношения к своему здоровью

15.

Реализация программы спортивного образования «ГТО»

Повышение уровня физического развития, индекса здоровья и заинтересованности уча­щихся в занятиях различными видами спорта.

16.

Организация дополнительного образования учащихся совместно с ДЮЦ, ДООЦ, сельским клубом

Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного во внеурочную деятельность

17.

Социальное партнерство семьи и школы:

-систематическое оказание помощи родителям по воспитанию самостоятельности и ответственности у детей;

-привлечение родителей к воспитательной деятельности школы;

-информирование родителей, общественности обо всех мероприятиях школьной жизни;

-использование возможностей школьного сайта;

-проведение родительских конференций;

-проведение всеобуча с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье для воспитания здорового, всесторонне развитого ребенка.

Родители - активные участники жизни школы, эксперты.

Снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

18.

Проведение систематических тренингов и семинаров для учителей по освоению современных педагогических технологий воспитания:

-технологии педагогического общения;

-формы и методы педагогической поддержки;

-педагогические требования в контексте культуры;

-педагогические конфликты и пути их решения;

-приемы и методы создания ситуации успеха;

-информационное воздействие педагогов;

- сохранение и укрепление здоровья, профилактика вредных привычек;

-методы коррекции отклоняющегося поведения учащихся группы риска;

- методы работы с детьми «с особыми нуждами»;

- технологии работы с разными категориями семей.

Формирование навыков самоопределения в новых условиях, освоение роли педагога - менеджера, управляющего развитием детей, ростом активности.

Владение профессиональными, коммуникативными, информационными и правовыми компетенциями.

19.

Использование метода социального проектирования

Формирование социальной компетентности учащихся как фактора социализации личности

20.

Установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями

Расширение круга и социального партнерства.

21.

Привлечение внебюджетных средств для реализации проекта

Улучшение технических и комфортных условий для организации УВП

22.

Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации.

Повышение мотивации к овладению навыками здорового образа жизни.

Аналитический этап 2016 год

23.

Подготовка аналитических справок, отчетов по реализации проекта «От здоровьесберегающего пространства школы - к здоровой нации»

Проследить динамику уровня реализации проекта

24.

Анализ и корректировка проекта

Выявление положительных и отрицательных сторон в реализации проекта с учетом дальнейшей корректировки.

25.

Проведение педагогического совета, заседания Управляющего Совета по результатам работы над проектом.

Выявление степени удовлетворенности реализацией проекта

26.

Проектирование деятельности

Разработка новой общеобразовательной программы с учетом анализа проекта

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Создание комфортного, здоровьесберегающего пространства новой школы: совокупности условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся, их родителей и общественности с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников.

  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

  4. Уменьшение количества детей, склонных к употреблению ПАВ.

  5. Снижение уровня заболеваемости учащихся; повышение индекса здоровья.


Тиражируемость результатов Проекта

Основные идеи данного проекта могут быть использованы в работе образовательных учреждений различного типа в связи с универсальностью и актуальностью проблемы. Трансляция хода реализации проекта будет освещаться через школьный Центр информации (газета «Мой мир»), школьный сайт, средства массовой информации (муниципальные и региональные).

РИСКИ

- изменение политической ситуации в стране (регионе, районе, селе) может привести к изменению приоритетов развития российского общества;

- прекращение финансирования мероприятий по проекту модернизации общего образования;

- изменение стратегии развития системы муниципального образования (переориентация на другие ценности);

- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального заказчика (родителей, учредителя).













Литература

1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»

2. Нагавкина Л.С., ТатарниковаЛ.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - Санкт-Петербург, 2005.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - Москва, 2001.

4. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. - Тула, 2009.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821- 10.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, 2006.


11


© 2010-2022