• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «Организация оздоровительного отдыха детей на основе авторской инновационной программы «Книга лета», направленной на инклюзивное образование и воспитание детей в условиях временного детского коллектива»

Доклад на тему: «Организация оздоровительного отдыха детей на основе авторской инновационной программы «Книга лета», направленной на инклюзивное образование и воспитание детей в условиях временного детского коллектива»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад на тему:

«Организация оздоровительного отдыха детей на основе авторской инновационной программы «Книга лета», направленной на инклюзивное образование и воспитание детей в условиях временного детского коллектива».

Елкина С.А.

(МБОУ «НовоенисейскаяООШ»

С. Новоенисейка Республика Хакасия)



«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»


В настоящее время распространение процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья протекают на протяжении всей их жизни. Социальная адаптация ребёнка с ОВЗ, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду является одной из наиболее важных задач. Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для решения вышеперечисленных задач и совершенствования возможностей детей с ОВЗ, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей. Детский оздоровительный лагерь в данном случае может выступить как площадка для их реализации. Отдых детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками в летнем загородном лагере способствует их социальной адаптации и интеграции в окружающий социум, а также формирует у ребят коммуникативные навыки. Летний отдых сегодня - способствует не только социализации детей с ОВЗ, но и обогащает духовный мир здоровых ребят, делает их толерантными. Находясь вместе, в условиях лагеря, дети учатся жить вместе, стираются границы между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми. Разрушение барьеров приводит к тому, что ограниченные возможности здоровья считаются не пороком, а особенностью того или иного человека.

Опыт организации инклюзивного пространства в условиях летнего оздоровительного лагеря был апробирован в Республике Хакасия в рамках реализации оздоровительной программы «Книга лета». Реализация программы проходила в летнем оздоровительном лагере «Золотой бор». В реализации программы участвовало 100 ребят из Республики Хакасия, 43 из них - дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ - это преимущественно воспитанники детских домов Республики и Черногорской коррекционной школы - интернат.

Часто у детей с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы в понимании смысла прочитанного, литература не вызывает у них особый интерес. Да и у их здоровых сверстников зачастую чтение книг не вызывает удовольствия. Перед организаторами лагеря возник вопрос, как чтение превратить не в тягостное занятие, не в «обязаловку», а в интересную, познавательную, разноцветную летнюю жизнь. А если эта книга еще и создана своими руками, а героями являются сами дети….

В рамках программы «Книга лета» запланировано проведение множества мероприятий, прививающих интерес ребят к книгам, чтению и литературе. В основу организации смены закладывается задача - создание собственной книги о том, как дети прожили месяц лета. В книге должны отражаться все мероприятия и дела смены. Книга должна быть красивой, яркой с интересным содержанием, которую нескучно читать и смотреть. Каждый день - это страница книги. Каждый ребенок может стать героем этой книги. При этом никто из детей не остается без внимания. Лагерь превращается в книжное издательство. На время сезона все дети становятся коллективом книжного издательства. В лагере создаются максимальные условия для самореализации и самовыражения всех детей без исключения:

Издатель - начальник лагеря.

Главный редактор - старший вожатый.

Корректор - воспитатель отряда.

Отряды - книжные издательства.

Детское самоуправление

В каждом отряде на организационных сборах в начале работы летнего оздоровительного лагеря выбираются Редактор и сотрудники по направлениям:

Редактор - руководит работой отряда, представляет свой отряд на совете книголюбов.

Спорт. редактор - ответственный за здоровый образ жизни, зарядку, участие в спортивных мероприятиях и санитарное состояние своего издательства.

Досуг. редактор - ответственный за организацию игр и подготовку творческих дел (КТД).

Художник - ответственный за оформление отрядного уголка и страниц книги.

Журналист - ответственный за фотоотчеты, статьи и рассказы для создания книги.

Сменяемость актива происходит еженедельно, что позволяет учить детей не только управлять, но и уметь подчиняться.

В ходе реализации программы «Книга лета» дети с ОВЗ должны получить новые яркие впечатления, которые невозможно получить в повседневной жизни, приобрести полноценное общение, которое необходимо для полноценной жизни, для их самовыражения.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря.

Программа «Книга лета» направлена на решение следующих задач:

1. Повысить интерес к чтению художественной литературы;

2.Организовать общественно-полезную деятельность учащихся в каникулярный период;

3.Создать условия для полноценного отдыха и досуга через активное включение детей в различные виды деятельности;

4.Накопление положительного социального опыта у каждого ребёнка через создание ситуаций успеха, вовлечение в творческую деятельность;

5.Организация среды, предоставляющей каждому ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;

6.Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников навыков коммуникативного общения, толерантности, культуры поведения посредством создания игровых, ролевых ситуаций.

Стержнем программы является становление личности любого ребенка путем его самореализации в мероприятиях лагеря, реализации себя в своем «книжном издательстве»:

«Книга лета» состоит из 21 страницы - мероприятия.

«Страница детства»

«Страница рекордов»

«Страница пословиц и поговорок»

«Страница принцев»

«Страница творчества»

«Пушкинская страница»

«Страница здоровья»

«Страница Золушек»

«Страница вежливости и доброты»

«Страница путешествия»

«Страница сказок»

«Страница России»

«Страница безопасности»

«Страница спорта»

«Литературная страница»

«Экологическая страница»

«Мульт - страница»

«Страница именинников»

«Музыкальная страница»

«Страница итогов»

«Страница памяти»

Анализ каждого дня обсуждается на «совете книголюбов». В конце каждого дня художники оформляют летопись дня, из которой в конце сезона создается книга. Итоги смены подводятся на 21 день, перелистываются страниц «Книги лета». В начале сезона каждому ребенку лагеря выдан специально разработанный формуляр. В котором, в течение сезона фиксировались личные результаты, участие в мероприятиях и посещение кружков. По итогу сезона каждый ребенок был награжден по своей номинации и получил приз, грамоту и медаль в виде открытой книги.

Самореализация помогала детям, включая детей с ОВЗ, выразить себя в творчестве, адаптироваться в сложных жизненных ситуациях и выстроить гармоничные отношения с собой и окружающим миром. При этом дети с ОВЗ чувствовали себя частью коллектива, где царила атмосфера сотворчества, сотрудничества, взаимовыручки, проявления творческой деятельности, самоактуализации и утверждения достоинств личности. Сверстники, зная о их проблемах со здоровьем, всячески старались им помочь и поддержать. Эта помощь носила естественный характер и не создавала ощущения несостоятельности детей с ОВЗ, так как ребята не акцентировали внимания на их проблемах. Это помогало не только ребятам с ОВЗ, но и способствовало тому, что их окружение получало дополнительный импульс для становления и развития их собственного внутреннего мира.

Реализация программы имела положительные результаты:

  • Часть детей без ограничений здоровья, которым интересна активная жизнь, интересно проявлять себя, и помогать другим - вступили в волонтёрское движение.

  • Многие дети с ОВЗ впервые проявили себя

  • Дети без ограничений здоровья, делились своими знаниями, умениями, опытом общения с ребятами, требующими особого внимания.

  • Дети реализовали свои общечеловеческие качества, такие как милосердие, ответственность за ближнего, терпимость, заботу и т. д.

  • Развитие творческого потенциала ребят, в единстве с оздоровительной составляющей жизни лагеря.

  • Формирование активной жизненной позиции у детей, через систему социального роста ребенка в лагере.







РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Организация оздоровительного отдыха детей на основе авторской инновационной программы «Книга лета», направленной на инклюзивное образование и воспитание детей в условиях временного детского коллектива», Старшей вожатой МБОУ «Новоенисейской ООШ» Ёлкиной Светланы Александровны

В статье содержится анализ эффективности включения детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников посредством детского оздоровительного лагеря. В статье доказывается потребность и возможность включения детей с ОВЗ в мероприятия и общественно полезную деятельность, где они чувствуют себя частью коллектива, не акцентируют внимание на своих ограничениях здоровья.

Актуальность представленной статьи не вызывает сомнений, так как на современном этапе инклюзивное воспитание и образование, воспитание толерантности является приоритетным в Российской Федерации и в Республике Хакасия в частности. Задачи, поставленные организаторами лагеря, направлены на решение актуальной проблемы формирования социального опыта у каждого ребёнка через создание ситуаций успеха, вовлечение в творческую деятельность. Статья написана хорошим литературным языком. Название статьи соответствует ее содержанию. Изложение статьи и выводы хорошо аргументированы.

Достижение цели и задач программы лагеря осуществляется через её содержание. В рамках программы «Книга лета» запланировано проведение множества мероприятий, прививающих интерес ребят к книгам, чтению и литературе. В основу организации смены закладывается задача - создание собственной книги о том, как дети прожили месяц лета. В книге должны отражаться все мероприятия и дела смены. Книга должна быть красивой, яркой с интересным содержанием, которую нескучно читать и смотреть. Каждый день - это страница книги. Каждый ребенок может стать героем этой книги. При этом никто из детей не остается без внимания. Лагерь превращается в книжное издательство. На время сезона все дети становятся коллективом книжного издательства.

Таким образом, научно - методическая статья С.А. Ёлкиной «Организация оздоровительного отдыха детей на основе авторской инновационной программы «Книга лета», направленной на инклюзивное образование и воспитание детей в условиях временного детского коллектива» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Статья представляет интерес для специалистов в области инклюзивного образования и рекомендуется к публикации.

Рецензент: А.Н. Белова, учитель высшей категории, заместителя директора по УВР МБОУ коррекционной школы - интернат №8 г. Саяногорска



© 2010-2022