Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформление

         Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, обзора литературы по заданной теме. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Реферат показывает эрудицию автора, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научно-техническую информацию.   Цель методических указаний ок...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Тверской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Тверской колледж имени А.Н. Коняева"








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


на тему:




«КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ.

ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ»




г. Тверь

2013



СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………. 3

  1. Общие требования …………………………… 4

  2. Критерии оценки реферата ………………….. 5

  3. Порядок выполнения работы ……………….. 6

3.1 Выбор темы …………………………………. 6

3.2 Подбор и изучение литературы ……………. 6

3.3 Составление плана работы …………………. 7

3.4 Сбор и обработка фактического материала... 7

3.5 Написание работы …………………………… 7

  1. Объем и структура работы ………………....... 8

  2. Требования к оформлению ………………….. 9

5.1 Оформление текста ………………………….. 9

5.2 Нумерация страниц ………………………….. 9

5.3 Нумерация разделов, подразделов, пунктов

и подпунктов ………………………………... 9

5.4 Оформление заголовков …………………….. 9

5.5 Требования к стилю и языку изложения …... 10

5.6 Сокращения в тексте ………………………... 11

5.7 Оформление иллюстраций …………………. 12

5.8 Оформление приложений …………………… 13

5.9 Оформление таблиц …………………………. 14

5.10 Оформление ссылок на источники ………... 16

5.11 Оформление списка литературы и источников 17

  1. Основные правила набора машинописным

способом или на компьютере ………………... 20

  1. Общие правила, которые необходимо

соблюдать при разработке оформления

письменных работ …………………………...... 23

7.1 Общие правила к выполняемой работе ……. 23

7.2 Требования к оформлению текста …………. 23

Приложения ………………………………………… 26

Приложение А. Этапы прохождения письменной

работы ………………………………………………. 26

Приложение Б. Образец титульного листа ………. 27

Приложение В. Образец оформления содержания 28

Список использованных источников …………...... 29



В В Е Д Е Н И Е


Реферат - это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, обзора литературы по заданной теме.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Реферат показывает эрудицию автора, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научно-техническую информацию.

Цель методических указаний оказать помощь студентам при работе над рефератом.

Методические указания содержат советы, необходимые рекомендации, требования к содержанию и оформлению реферата.























1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформление

Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В.Ломоносов).

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность, полнота изложения;

-объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;

- корректность в оценке материала.

Реферат показывает эрудицию автора, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научно-техническую информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного теста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформление

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются три основных компонента:

- библиографическое описание,

- собственно реферативный текст,

- справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА

1. Обоснование актуальности проблемы.

2. Степень самостоятельности автора в решении проблемы (логика мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы, система доказательства главной идеи реферата).

3. Научность работы.

4. Степень раскрытия темы реферата, связь реферата с будущей профессиональной деятельностью.

5. Качество оформления реферата, отражение сущности проблемы в плане и структуре реферата, полнота списка использованной литературы и правильность его оставления, внешний вид работы.

Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся

элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельны анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку «удовлетворительно» получают те работы, в которых правильно изложена теория вопроса, но отсутствует фактический материал и не видна самостоятельность суждений студентов.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в том случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии объяснить выводы и теоретические положения данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ


Письменную работу целесообразно выполнять в следующей последовательности:

  • выбор темы,

  • подбор и изучение литературы,

  • сбор и обработка фактического материала,

  • написание работы.

3.1 Выбор темы

Тема реферата студентами выбирается из числа тех, которые рекомендуются преподавателем или самостоятельно с последующим согласованием с преподавателем.

3.2 Подбор и изучение литературы

Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы необходимо составить предварительный план. Для помощи рекомендуется обратиться к преподавателю и работнику библиотеки. Следует внимательно изучить наличие литературы по теме в библиотеке колледжа. Если данной литературы окажется недостаточно для написания реферата, то необходимо обратиться в другие библиотеки.

Анализ литературы по теме реферата рекомендуется начать с изучения теоретического материала, имеющегося в учебной литературе. После этого перейти к изучению книг, брошюр, статей по данной проблеме.

При изучении литературы рекомендуется делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п., при этом необходимо указывать соответствующий источник и страницу. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов.

3.3 Составление плана работы

После подбора и изучения литературы студент должен составить план письменной работы. План - это основа работы, и от того, как составлен, будет зависеть уровень всей работы. План работы тесно связан с ее структурой. Студенту необходимо определить 2-3 вопроса основной части работы, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.


3.4 Сбор и обработка фактического материала

Для написания работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения фактических данных могут быть статистические сборники и справочники, журналы и газеты, различные информационные бюллетени т.д. При использовании фактического материала необходимо соблюдать следующие правила:


  • для доказательства определенной закономерности, тенденции следует привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность темы;

  • для наглядности цифровые данные должны быть сведены в таблицы и графики, т.е. подвергнуты обработке;

  • не следует использовать в работе слишком большое количество цифр, данных должно быть немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Очень важны спорные, с точки зрения читателя, положения авторов

книг и статей для дискуссии и доказательства вывода по теме реферата.

3.5 Написание работы

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и обработан материал, можно приступать к написанию работы. Это весьма трудоёмкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших источников или злоупотребляют цитатами. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.

Грамотное изложение материала в письменной форме означает логическое, последовательное, стройное изложение каждого вопроса плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних и отрывочных положений, приводит фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает теоретические положения с практической деятельностью. Работа должна быть написана хорошим литературным языком.


4 ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ

В структуре письменной работы необходимо выделить следующие элементы:

  • титульный лист,

  • лист «содержание»,

  • введение, основная часть,

  • заключение (выводы и предложения),

  • список литературы,

  • приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по

установленному образцу (приложение А)

Лист «Содержание». Содержание призвано раскрыть структуру работы и логику изложения материала путем обозначения выделенных в ней разделов и подразделов, имеющих название. Содержание включает введение, номера и названия всех разделов и подразделов, заключение, список использованной литературы, приложения в той последовательности, в какой они расположены в работе. По каждому структурному элементу содержания указывается страница (приложение Б).

Введение представляет собой вступление автора, в нем дается первое представление о работе. Введение должно быть кратким. Содержание введения строго регламентировано, оно должно включать:

  • обоснование выбора темы, определение ее актуальности, новизны и значимости для науки и практики;

  • состояние изученности темы;

  • формулировку цели и задач исследования.

Основная часть работы должна содержать материалы, отражающие

сущность и результаты исследования. Эту часть рекомендуется разделить на два-три раздела. Увеличивать число разделов не следует, так как это приведет к поверхностной разработке или значительному превышению объема письменной работы. Основная часть работы может быть изложена на 10-20 страницах машинописного текста.

Заключение содержит краткие выводы, которые вытекают из материалов письменной работы, и обоснованные предложения. Заключение должно быть кратким: 1-2 машинописного текста.

Список литературы завершает работу и оформляется по определенным правилам (приложение В и раздел «Требования к оформлению»).

Приложения включают вспомогательный материал. Это могут быть таблицы промежуточных данных, схемы, формы документов, справки и другие иллюстрации.

Общий объем реферата должен составлять не менее 12 и не более 24 страниц печатного текста. Работы, объем которых не соответствует требованиям (значительно больше или меньше требуемого), возвращаются на доработку.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

5.1 Оформление текста

Текст работы следует оформлять на одной стороне стандартного листа формата А4, соблюдая установленные размеры полей: левое - не менее

20 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - 20 мм (не менее 10 мм). На одной странице машинописного текста - 38-40 строк (шрифт должен быть четким, размером 14 пт;, междустрочный интервал - полуторный).

5.2 Нумерация страниц

Все страницы работы, включая титульный лист, таблицы и приложения, должны быть пронумерованы сквозной нумерацией по всей работе. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки на расстоянии не менее 10 мм от верхнего обреза листа.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не ставят.

5.3 Нумерация разделов и подразделов, пунктов, подпунктов

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Слово «раздел» не пишется.

Например

1., 2., 3. и т.д.

Если разделы имеют пункты, подпункты, то они нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками.

Например

4

4.1

4.2

4.2.1

4.2.2 и т.д.

5.4 Оформление заголовков

Заголовки следует писать с прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть в два раза больше чем межстрочный интервал в тексте работы.

Если заголовок большой, он делится на строки. Каждая строка заголовка должна иметь законченный смысл. Не рекомендуется оставлять предлоги и союзы в конце строки.

Например

Правильно


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Неправильно


ТЕМАТИЧЕСИЙ ПЛАН И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Если заголовок маленький, его нужно писать вразрядку.

Например

П Л А Н


Подзаголовки пишутся с прописной буквы строчными, их можно подчеркивать, заключать в скобки, выделять жирным шрифтом.

УСТНАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ


Б е с е д а


Шрифтовые приемы выражения соподчиненности основаны на оформлении, при котором чем заголовок «старше», тем зрительно значительней шрифт, применяемый для него. Можно использовать шрифты одной гарнитуры, но разной насыщенности.

Допустимо использование цвета (весь заголовок делают цветным). Такой прием повышает зрительную активность заголовка. В то же время следует помнить, что при неумелом использовании этого приема документ может стать «пестрым», понизится его удобочитаемость и пострадает эстетическая сторона.

Другим способом использования цвета в оформлении заголовков можно считать размещение заголовка на цветной бумаге. Тогда текст заголовка можно или печатать черным цветом по цветной бумаге, или оставить белым - вывороткой.


5.5 Требования к стилю и языку изложения

Излагать материал следует четко, ясно, последовательно, применяя научную терминологию, избегая общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях.

В тексте академического стиля не принято делать ссылки на себя, но если необходимо, то следует употреблять выражения в третьем лице: «автор полагает», «по мнению автора», или во множественном числе: «мы считаем», «по нашему мнению», «на наш взгляд» и т.д.

Использование в работе дословных цитат, цифровых данных схем, формул, заимствованных из различных источников, обязательно должно сопровождаться ссылкой на источник (автора). Списывание без ссылки не допускается и является грубым нарушением научной этики.

5.6 Сокращения в тексте

Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных правилами русской орфографии и пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами.

Разрешается применять сокращения типа: шт., экз., разд., рис., табл., ч., г., гг. только в сочетании с цифрами.

Например

5 шт., 100 экз., ч.3.

Без цифры эти слова необходимо писать полностью.

Не допускаются сокращения типа вм. (вместо), ур-ние (уравнение), ф-ла (формула), п.ч. (потому что) и другие.

Точки не ставятся в середине удвоенного однобуквенного сокращения: гг., пп..

Необходимо ставить дефис, когда выбрасывается срединная часть слова (дефис ее заменяет), но сохраняется начальная и конечная его части: из-во, кол-во.

Недопустимы сокращения и др., и пр., и т.д., и т.п. в середине предложения, если далее следует согласовательное слово

Например

… и другие документы (а не др.документы); 18 долгих часов

(а не 18 долгих ч.).

Если сокращенное слово относится не к одному, а к ряду чисел, названий, то оно указывается только перед этим рядом или после него.

Например: табл.3, 4, 5; стоимостью 5, 10, 15 руб.

Аббревиатуры:

  • писать строчными буквами, если они обозначают нарицательные названия. Эти аббревиатуры читаются по слогам, а не по буквам, и склоняются;

Например

вуз

  • писать прописными буквами, если аббревиатура представляет собой сокращение имени собственного (название организации);

Например

УМЦ - Учебно-методический центр

  • если аббревиатура, обозначающая нарицательное название, читается по названиям букв: РКЦ;

  • если аббревиатура, обозначающая нарицательное название и читемая не по названию букв, а по слогам, не склоняется: НИИ;

  • в смешанной аббревиатуре однобуквенный союз пишется строчной буквой: ВНИИППиТ - Всесоюзный научно-исследовательский институт полиграфической промышленности и техники;

  • аббревиатуры, читаемые по слогам, склоняются (ГОСТа), за исключением тех из них, в которых род ведущего слова не совпадает с родовой формой аббревиатуры.

Единицы физических величин употребляются в сокращенной форме без скобок и предлога.

Например

Расходы, тыс.руб.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» в тексте писать следует полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если имеет номер.

Например

см. таблицу

в табл.1

см. табл.7 и 8

Нельзя вводить собственные сокращения обозначений и терминов.

5.7 Оформление иллюстраций

Все иллюстрации (графики, схемы и др.) именуются рисунками.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации помещаются сразу после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Рисунки следует размещать так, чтобы можно было их рассматривать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, то рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.

Иллюстрации могут быть расположены в приложении.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Каждый рисунок сопровождается названием, которое помещается под рисунком в одну строку с его номером. Слово «Рисунок» пишется полностью.

Например

Рисунок 2 - Схема программного обеспечения

5.8 Оформление приложений

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

Например

Приложение В

(справочное)

Образец выполнения титульного листа

отчета (реферата)


В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением информационного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения (прописными буквами), а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного - «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Например

Приложение А

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4х3, A4х4, A2 и А1 по ГОСТ 2.301.

Текст каждого приложения при необходимости разделяют на разделы, подразделы и пункты, нумеруемые отдельно по каждому приложению. Перед номером ставится обозначение этого приложения, например: «Г.2.3» (третий подраздел второго раздела приложения Г).

Нумерация листов документа и приложений, входящих в состав документа, должна быть сквозная.

Иллюстрации в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например: «Рисунок А. 1» (первый рисунок приложения А).

В содержании (при наличии) перечисляют все приложения с указанием их номеров и заголовков.

Приложения, выпускаемые в виде самостоятельного документа, оформляют по общим правилам. При необходимости такое приложение может иметь содержание. Если приложение имеет титульный лист, то на нем под наименованием документа указывают слово "Приложение" (прописными буквами), а при наличии нескольких приложении - также его порядковый номер. Допускается в качестве приложения к документу использовать другие самостоятельные документы. Документы, включая и документ, к которому выпускается приложение, комплектуют в альбом с составлением к нему описи альбома. При необходимости к альбому документов составляется титульный лист.

5.9 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. В работе без надобности не рекомендуется приводить слишком сложные таблицы, с большим числом строк и граф. Такие таблицы трудно обозримы и материал их не усваивается. В этом случае таблицы лучше дать в приложении. Иногда лучше построить две-три небольших таблицы, чем одну большую. Во всех случаях рекомендуется тщательно обдумать вопрос о том, нельзя ли представить цифровой (текстовой) материал в более наглядной и доступной форме - графики, диаграммы и т.д.

Таблицу необходимо располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Размещение таблицы должно быть удобным для чтения без поворота работы. Если это невозможно, то таблицу располагают так, чтобы для ее чтения нужно было повернуть работу по часовой стрелке.

На все таблицы, приведенные в работе, должны быть ссылки в тексте. Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистических сборников ли другого источника, то необходимо сделать ссылку на первоисточник.

Таблица 1 - Заработная плата служащих филиалов банка

(Нумерационный заголовок) (Тематический заголовок)



Филиал


Заработная

плата,

тыс.руб.


Число

служащих

Фонд

з

Головкааработной

платы,

тыс.руб.


1

620

10

11160

2

700

20

14000

3

580

12

6960

Всего

48

32120

Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформлениеМетодические рекомендации Как писать реферат. Его оформление

Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформление

Боковик Графы

Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки, которые помещаются над таблицей.

Нумерационный заголовок - слово «Таблица» и ее номер (без знака №) располагаются справа. Тематический заголовок следует писать по центру рабочей строки (допустимо оформление заголовка слева от начала до середины строки) с прописной буквы. Подчеркивать или раскрашивать заголовок не следует.

Например

Таблица 6 - Названия специальных служебных клавиш

Рекомендуется составлять таблицы, помещающиеся на одной странице. Если таблица не помещается на одной странице, то оставшуюся часть таблицы переносят на другую страницу вместе с ее заголовком и перед ней помещают слова «Продолжение таблицы» с указанием номера.

Например

Продолжение таблицы 6


Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик.

При делении таблицы на части допускается ее головку и боковик заменять соответственно номером граф и (строк), нумеруя арабскими цифрами графы и (строки) первой части таблицы.

При переносе таблицы нумерационный и тематический заголовки помещают только над первой частью.

Над последующими частями пишут «Продолжение таблицы» с указанием номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставят. Заголовки и подзаголовки указывают в единственном числе.

Заголовки ВСЕГО и ИТОГО следует выделять разрядкой, полужирным шрифтом, курсивом или прописными буквами, но единообразно по всей работе и включать в правый край боковика.

Заголовок «В том числе» обязателен в тех случаях, когда в строках таблицы показывают не все слагаемые, а лишь некоторые из них. Заголовок «В том числе» следует писать с прописной буквы, а заголовки после «В том числе» - со строчной.

Числа в графе располагать так, чтобы классы чисел по всей графе располагались точно один под другим. Исключение составляют выражения, определяющие пределы величин и сокращенные перечисления.

Числовые значения однородных величин располагать в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками и т.д.

Числовые значения неоднородных величин надо писать в графах по центру, в смешанной графе делать центровку.

Графы «Номер по порядку» и «Единицы изменения» в таблицы не включаются. Графа «Номер по порядку» допустима только в случаях, когда понадобится ссылка на строки. Обозначается «№ п/п».

Повторяющийся в графе текст, если он состоит из одного слова или одной строки, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более строк, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических знаков и химических символов не допускается.

Начальные слова приводимого в графах таблицы текстового материала надо писать с прописной буквы. В конце текста в графах точку не ставить.

При отсутствии данных в графе ставится прочерк, если отсутствуют сведения об их размере - многоточие.

Примечания в виде отдельной графы целесообразны, если в них нуждается большая часть строк, т.е. при условии заполнения данными значительной части графы, а также, если при этом в таблице не будут образовываться пустоты из-за неравенства по числу строк примечания и элементов таблицы, к которым примечание относится.

Примечания под таблицей целесообразны:



  • если они относятся лишь к незначительной части строк;

  • если они комментируют, поясняют, дополняют то или иное место таблицы, отдельные числа или текстовые элементы;

  • если они велики по объему и могут привести к образованию пустот внутри таблицы.

Примечания под таблицей связывают с таблицей с помощью знаков

сноски. Желательно, чтобы знаки сноски к подтабличным примечаниям отличались от знаков сноски к подстрочным примечаниям или подстрочным библиографическим ссылкам.

Примечания и сноски к таблицам должны находиться на той странице, где помещена таблица.

5.10 Оформление ссылок на источники

Использование в работе цитат, цифровых данных, а также мыслей мнений близких к оригиналу работ других авторов должно сопровождаться обязательными библиографическими ссылками на источник информации.

Цитаты следует заключать в кавычки.

Внутритекстовые ссылки на рубрики:

… как об этом говорилось в гл.15, разд.2 (вначале указывается высшая рубрика, затем низшая);

… об этом было сказано при анализе общей функции (гл.Ш, под разд.2);

… более подробно можно прочитать в книге Э.А.Уткина «Банковский маркетинг», с.102-119 (если издание включено в приведенные перечни литературы); … Э.А.Уткин в книге «Банковский маркетинг» (М.: ИНФА-М, Метаинформ, 194.- С.55)…

… [5, с.37] (числа в тексте, заключены в квадратные скобки и указывают порядковый номер источника в списке использованной литературы. Числа разделяют запятой. Первое число обозначает номер источника, второй - страницу, с которой заимствован материал.

Сноски в тексте располагают в конце страницы, на которой они обозначены, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы

Подстрочная ссылка внизу страницы содержит фамилию и инициалы автора (или авторов), название источника, место издания, издательство, год издания, страницу. Ссылка обозначается цифрой (звездочкой) и нумеруется в пределах страницы. Знак ссылки помещается на уровне верхнего обреза шрифта. Если на одной странице приводится несколько ссылок на одно и то же произведение, то в первичной ссылке следует давать полное библиографическое описание, а в повторных - слова там же с указанием страницы.

Например

__________________

Дополнительные требования к оригиналу (рукописи) смотри в книге Давликанова Н.В., Кирьянова С.Н. Как правильно оформить документ: Учебное пособие / под научной редакцией профессора В.А. Редькина. Тверь, 2000. С. 8.

Там же. С. 67-71, 85-90.

ГОСТ Р6.30-2003 (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 03.03.2003 №65-ст).

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Для записи на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографический сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес²:

Или, если о данной публикации говорится в тексте документа³

Например

²Официальные периодические издания : электронный путеводитель / Рос. Нац. б-ка, Центр правовой информации. (СПб.). 2005-2007. URL: http: // nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007)

³URL: nlr.ru/lawcenter/izd/index.html


5.11 Оформление списка использованной литературы

Список литературы должен включать библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой.

Размещается список после основного текста работы. Все использованные документы должны быть пронумерованы и описаны в алфавитном порядке.

При составлении списка использованной литературы необходимо соблюдать последовательность, принятую в библиографии:

  • законы РФ;

  • постановления Совета Министров РФ;

  • инструктивно-нормативная документация ;

  • источники статистических данных;

  • материалы конференций, симпозиумов;

  • книги;

  • статьи;

  • рефераты.

В конце списка приводится перечень неопубликованных материалов,

использованных в работе. Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы авторов, заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Статьи включают в список с указанием автора, наименования журнала или газеты (сборника трудов), года выпуска, номера и страницы, на которой напечатана статья.

Все литературные источники в пределах приведенной выше разбивки приводятся в алфавитном порядке, а директивные документы - в хронологическом порядке по дате издания (в пределах своей рубрикации).

Не рекомендуется включать в библиографический указатель те работы, на которые нет ссылок в документе и которые фактически не были использованы при его описании.

Для целого ряда городов приняты специальные сокращения, которые применяют при указании библиографии источника:

М. - Москва N.Y. - New York (Нью-Йорк)

Л. - Ленинград P. - Paris (Париж)

СПб - Санкт-Петербург L. - London (Лондон)

К. - Киев В. - Berlin (Берлин)

С. - София (Болгария) W. - Warzsawa (Варшава)


Библиографическое описание документов осуществляется с помощью обязательных условных разделительных знаков (УРЗ):


  • . точка

  • .- точка и тире

  • , запятая

  • : двоеточие

  • / косая черта

  • // две косые черты

  • ( ) круглые скобки

  • [ ] квадратные скобки

Эти УРЗ не несут грамматической нагрузки, а служат только для

формализации описания. Каждой области библиографического описания, кроме первой (после фамилии автора, предшествует знак точки и тире.

Описание однотомного издания

Аверьянова Л.В., Шевелева С.А., Королькова Л.А. Международные банковские расчеты: Учебное пособие по англ.языку. - М.: АО «Консалтбанкир», 1993.

Аракелян М.Г. Пособие по международной банковской и коммерческой корреспонденции / Немецкий язык. - М.: Банк внешней торговли РФ, 2002.

Ачкасов А.И. Операции А - ФОРФЭ // сер.: Международный банковский бизнес. - М.: АО «Консалтбанкир», 2001.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. - 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1979. - 272 с.

Описание многотомного издания

Брауде А.В., Ковтун Л.Г., Аракелян М.Г., Селастьянова П.С. Ведение банковской корреспонденции на немецком языке: В 2-х частях // Сер.: Финансы и бизнес. - М.: Менатеп-Информ, 1999.

Гончаров И.А. Литературный вечер // Собр.соч.: В 8 т. - М., 1980. - Т.8.

Деловая переписка по-английски: В 2-х частях. - Рига: НПА «Балтия», 1998.

Алексов А.Н. Полное собрание сочинений: В 30 т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1992.

Описание части издания

Ветров Л.Л. Диалектико-материалистическое учение о суждении // Диалектика научного познания. - М.: 1978. - Разд.3, гл.2. - С.383-399.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., испр. и доп. - Т.3.

Описание составных частей газет и журналов

- произведения (статьи) в одном номере

Кадыров А.К., Декинов Р.С. Об оценке результатов деятельности коммерческого банка // Бухгалтерский учет. - 1993. - № 9. - С.34.

- произведения (статьи) в нескольких номерах:

Беглов И. История ваучера // Известия. - 1992. - 5, 7, 19 авг.

Новое в правилах аудита // Финансовая газета. - 1994. - № 3, 4.

Инструкции, положения, приказы, письма

Федеральный закон от 4 августа 1995 г. № 125-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2296 «О доверительной собственности (трасте)».

Письмо Госбанка СССР от 14 марта 1991 г. № 341 «Порядок ведения бухгалтерского учета ценных бумаг и некоторых других операций в коммерческих, кооперативных банках, образованных на акционерных (акционерные общества) и паевых (общества с ограниченной ответственностью) началах».

Временная инструкция Банка России от 24 августа 1993 г. № 17 «О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками».

Дополнение № 1 к Временной инструкции ЦБ РФ от 24 августа 1993 г. № 17.

6 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАБОРА МАШИНОПИСНЫМ СПОСОБОМ ИЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ


1. Формат бумаги выбирают в зависимости от объема текста. Документы, текст которых не превышает семи строк, печатают на бумаге формата А5, тексты большого объема - на бумаге формата А4. Для планов, графиков используют бумагу формата А3.

2. В работах, оформленных на двух и более страницах, вторую и последующие страницы нумеруют.

3. При вводе текста всегда следует ставить только один пробел. В противном случае будут создаваться слишком большие интервалы, особенно при использовании режима выравнивания по ширине.

4. Не используйте пустой абзац в качестве средства для отступа следующего абзаца, так как это приводит к «негибкому» форматированию. Для таких целей следует использовать команду Абзац… меню Формат, открывающую диалоговое окно Абзац, в котором и необходимо установить желаемые отступы и интервалы для данного абзаца, а также его положение на странице; либо команду Стиль… меню Формат.

5. Не используйте знак табуляции или тем более несколько пробелов для обозначения красной строки. Это также приводит к «негибкому» форматированию (а порой текст с подобным обозначением красной строки не пригоден для форматирования!). Установить красные строки можно с использованием команд Абзац… Стиль… меню Формат либо при автоматическом форматировании текста с помощью команды Автоформат…

6. При наборе текста НЕЛЬЗЯ ОТДЕЛЯТЬ:

  • от предшествующего текста - точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, закрывающую скобку, закрывающие кавычки, восклицательный и вопросительный знаки; от последующего текста - открывающую скобку, открывающие кавыки;

  • знаки +, -, % от цифры (от +5 до -10,5%);

  • дефис при переносе и между словами (научно-методический,

1-й);

  • буквы сокращениях типа «и т.д.», «т.п.», «Полн.собр.соч.);

  • тире между цифрами (5-6 дней);

  • индексы, знак «звездочка» (метафора*).

7. При наборе НЕОБХОДИМО ОТДЕЛЯТЬ:


  • последующий текст от знаков препинания;

  • тире между словами;

  • знаки в математических выражениях (33 - 16 = 17; 5 х 5 = 25;

  • знаки номер и параграф от цифры (№ 45);

  • единицы измерения от цифр (5 руб.; 10 мин.);

  • год (1995 г.);

  • ряд чисел, разделенных запятыми (5, 6, 7).

8. Нельзя разделять переносом на следующую строку - установите

неразрывный пробел (одновременно нажать Ctrl Shift -):

  • цифры и относящиеся к ним обозначения (40//руб., 501/%, 1994//г.);

  • цифры одного числа (1//200 500);

  • порядковые числительные с падежным окончанием (с 25//-//го ряда);

  • инициалы имени и отчества или один инициал от другого (Б.//Г.//Федоров);

  • части составных графических сокращений (т.//д., т.//п.);

  • диапазон значений в цифровой форме (20//-//30 тыс.руб.);

  • сокращения, не употребляемые без слов, к которым относятся (им.//Н.В.Гоголя);

  • знаки номер, параграф, процент и т.п. от цифр, к которым относятся, цифры или буквы с закрывающейся скобкой или точкой от элементов перечня 1) // компенсация, 1. // Компенсация;

  • предлоги и союзы, которыми начинается предложение после точки, от следующего слова;

  • однобуквенные предлоги и союзы в середине фразы от следующего слова;

  • открывающие скобки и кавычки от следующего слова, а закрывающие - от предшествующего;

  • отрицательную частицу «не» в конце строки.

9. Знаки препинания, следующие за выделением перед другим, не выделенным текстом, набирать не выделенным шрифтом (запятая после курсива (полужирного) шрифта набирается прямым (светлым) шрифтом).

10. Длина подчеркивающей линейки должна быть равна длине выделенного текста без пробелов, отделяющих выделенную часть от остальной.

11. Размер абзацного отступа должен определяться в зависимости от ширины полосы набора (длины строки), кегля шрифта, его плотности и насыщенности, размера междустрочного пробела. Чем шире полоса набора, тем зрительно ощутимее должен быть абзацный отступ. Слишком маленький отступ будет восприниматься как случайная неровность левого края набора, поэтому менее одной кегельной шпации абзацный отступ никогда не делается. Слишком большой отступ, глубоко вдаваясь в текст, будет нарушать графическую цельность набора. Можно рекомендовать следующие соотношения между форматом полосы (длиной строки) и размером абзацного отступа:

Длина строки, мм

Размер абзацного отступа, кегль


до 90

1.

от 90 до 130

1,5

свыше 130

1.

12. Один и тот же абзацный отступ при светлом широком шрифте кажется меньше, чем при плотном и насыщенном. Размер абзацного отступа должен быть зрительно единым во всем документе, даже если текст набирается шрифтами разного кегля. Только при этом условии отступы не будут беспорядочно разбивать левый край набора, а создадут на полосе вторую опорную вертикаль и тем самым организуют процесс чтения.

13. При наборе таблиц учитывать рекомендации, приведенные в теме «Таблицы».

14. Строки в многострочных реквизитах печатают через 1 межстрочный интервал и выравнивают по левой вертикальной линии. Составные части реквизитов отделяют друг от друга 1,5, а сами реквизиты - двумя межстрочными интервалами. Расшифровку подписи в реквизите «подпись» печатают без скобок на уровне последней строки наименования должности.

15. Инициалы имен и отчества печатают:

  • перед фамилией - в тексте, в реквизитах: «подпись», «гриф утверждения», «отметка о заверении копии», «гриф согласования»;

  • после фамилии - в списках и т.д., а также после полного или сокращенного слова «господин».

16. Пробелы между инициалами не делают.

17. Слова «Приложение», «Примечание», «Основание» печатают

строчными буквами (кроме начальных) через 2-3 межстрочных интервала после текста.

7 ОБЩИЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

7.1 Общие правила к выполняемой работе

1. Определите вид и назначение документа, при этом необходимо учитывать стилевые особенности работы (документ, реферат, доклад, аннотация и др.), его структуру и характер основного текста.

2. Проанализируйте образцы квалифицированно оформленных документов или выберите разработанный ранее соответствующий шаблон.

3. Избегайте применения одинаковых приемов оформления заголовков и внутритекстовых объектов.

4. Если в документе несколько видов выделяемых текстов, то степень активности их воздействия должна соответствовать их смысловой значимости. Последовательное применение единых приемов выделения для одинаковых (по виду и характеру) объектов позволяет быстрее и легче ориентироваться в документе и усваивать его содержание.

5. При выборе способов выделения следует учитывать, что слишком много разнообразных и активно воздействующих на читателя приемов может привести к перенасыщенности документа зрительной информацией. Это не только притупляет силу воздействия приемов, но и замедляет чтение основного текста.

7.2 Требования к оформлению текста

1. Необходимо разумно ограничивать число выделений в тексте. Чрезмерная насыщенность текста разными шрифтами, их начертаниями (жирный, курсив) и т.д. делает его аляповатым и трудным для восприятия. Выделение единых по смыслу и логическому назначению элементов в рамках одного документа всегда следует обозначать одинаково.

2. Основной текст документа должен содержать дин шрифт. При этом необходимо помнить, что шрифт размером 8 пунктов читается трудно. Поэтому не следует сверх меры уменьшать размер шрифта, чтобы уместилось больше текста. Важно также знать, что шрифт с засечками воспринимается человеческим глазом лучше, чем рубленый шрифт - без засечек. Сам текст должен быть максимально нормативным.

3. Если вы используете заголовки и подзаголовки в тексте, то их стили должны быть достаточно просты. Для заголовков единого назначения должен применять одинаковый стиль.

4. Если вы используете фотографии или рисунки, изображающие действие, направление действия должно быть внутрь страницы текста.

5. Не следует стремиться занять все свободное место текстом. Слишком «плотный» лист также затрудняет чтение и вызывает подсознательное желание отложить его в сторону. Страница в любом случае должна содержать определенные пустые пространства. Лучше еще раз сократить текст - ведь главное в данном случае - привлечь внимание.

6. При выборе шрифта необходимо учитывать:


  • удобочитаемость, которая зависит от гарнитуры (стиля) шрифта. Чрезмерно крупные кегли (размер шрифта) затрудняют процесс беглого чтения. Для документов, оригинал-макет которых выполняется на бумаге формата А4, наиболее удобочитаем 12 кегль, для формата А5 - кегль 10;

  • экономичность, что в значительной степени определяет рентабельность издания;

  • особенности вида издания;

  • «технологические» особенности гарнитуры. Для изданий, которые будут печататься способом офсетной печати, текст следует набирать шрифтами умеренной контрастности, меньше подвергающихся сильным искажениям при печати; текст, который будет передаваться по факту, следует набирать кеглем не менее 12, без излишеств, сократив количество выделении до минимума.

7. Кроме гарнитуры, кегля и формата набора на удобочитаемость

влияет и интерлиньяж (интервал между строками). До определенных пределов увеличение его повышает удобочитаемость, сверх этих пределов начинается ее понижение.

8. Для выделения текста, придания ему смысловой оригинальности, можно использовать различные эффекты (обрамление, затенение и т.д.), но необходимо учитывать, что качество офсетной печати ниже качества печати лазерного принтера, и в результате многие эффекты, особенно теневые, могут привести к противоположному результату.

9. Оформление документа должно быть выдержано в одном стиле. Чрезмерное увлечение различными шрифтами ухудшает наглядность работы и делает ее менее наглядной и удобной для чтения.

10. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Подразделы и рубрики следует размещать как продолжение текста на странице только тогда, когда осталось не менее 1/3 страницы свободного места. Если это требование не выполняется, то подраздел или рубрику перенести на следующую страницу.

11. Отсчет нумерации страниц начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится.

12. Номер страницы не должен сливаться с текстом.

13.Скрепление документа. Листы документа в соответствии с содержанием помещаются в картонную, пластиковую или кожаную папку и подшиваются или переплетаются, или брошюруются.

При подшивке листы равномерно распределяются между твердыми обложками. Расстояние от левого края листа до шва должно быть не менее

10 мм. Папка должна быть толщиной не более 40 мм. Титульный лист размещается внутри папки вместе с листами работы.








Приложение А

(справочное)

ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

Разработка текстовых документов заключается в последовательном выполнении ряда этапов. Последовательность прохождения этих этапов представлена на схеме.

Разработка документа

Просмотр оригинала (рукописи)

Набор

Печать черновая

Считка

Внесение правок

Печать черновая

Считка правок, литературное редактирование

И разработка оформления

Внесение правок, реализация оформительских решений

Печать

Эта схема условна, какие-то операции могут не выполняться, какие-то будут повторяться неоднократно. Это зависит от многих факторов:

  • назначения,

  • сложности исполнения,

  • объема,

  • требований, предъявляемых к документу, и технических возможностей их реализации,

  • квалификации исполнителя и т.д.


Приложение Б

(справочное)


Министерство образования и науки

Российской Федерации


ФГОУ СПО «Тверской колледж имени А.Н.Коняева»









Р Е Ф Е Р А Т




Методические рекомендации Как писать реферат. Его оформление











Выполнила: студентка гр.2АС

Д.Б.Наумова

Проверила: преподаватель ДОУ

Т.В.Чехонина


Тверь

2013


Приложение В

(справочное)




СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………… 3

  1. Общие требования ………………………….. 4

  2. Критерии оценки реферата ………………… 5

  3. Порядок выполнения работы ………………. 6

  4. Объем и структура работы ………………..... 8

  5. Требования к оформлению ………………… 9

  6. Основные правила набора машинописным

способом или на компьютере ……………… 21

  1. Общие правила, которые необходимо

соблюдать при разработке оформления

письменных работ …………………………... 22

Список использованных источников …………..... 24

Приложения ……………………………………….. 25

Приложение А. Этапы прохождения письменной

работы ……………………………………………… 25

Приложение Б. Образец титульного листа ……… 26

Приложение В. Образец оформления содержания 27





Список литературы и источников

ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам с изменениями и дополнениями 2006 г.

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация.

ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов».

Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере: Практические рекомендации. - STRIX, 1996.

Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство: Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. - М., ПРИОР, 1996.

Стенюков М.В., Кузнецова О.А. Составление документов на компьютере. - М.: STRIX, 2009.

Федосюк М.Ю., Ладыженская, О.М., Михайлова О.М., Николина Н.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов-нефилологов. - М., «Флинта», 1997.












КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ.

ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ


Методические рекомендации в помощь студентам при работе

над содержанием реферата, его оформлением

(Издание переработанное и дополненное)


Составитель - Т.В.Чехонина

Корректор Н.С.Лукина


Распечатано 20.05.13 в ТК им. А.Н. Коняева.

Формат А5. Спец. бумага. Тираж 3 экз.


© 2010-2022