Тема женской судьбы в творчестве М. Гафури

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 070 Кульсарина А.И.,

магистрант 1 года обучения БашГУ (г.Уфа)


ТЕМА ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ МАЖИТА ГАФУРИ

Мажит Гафури (1880-1934) - народный поэт Башкортостана, поэт больших социальных тем. Когда он брал в руки перо, он чувствовал себя певцом народа, освещающим путь, и этим он жил. Вспомним знаменитые строки:

Бер аҙым алға баҫам да,

Әйләнәм мин артыма,-

Ҡайҙа баҫҡандар икән тип,

Күҙ һаламын халҡыма [1, с.294].

Мажит Гафури в тоже время был очень чувствительным и душевным лирическим поэтом. Хочется сказать, что его стихи о любви занимают большое место в его творчестве. В неспокойное для нашей Родины время, в 1917 году, наряду с произведениями об Октябрьской революции, он написал и такие строки:

Айлы төндәрҙә әгәр сыҡһаң,

Йөҙөңдө ныҡ йәшер,

Юҡһа был матур йөҙөңдө ай

Күрер ҙә көнләшер.

Ул сыҙай алмаҫ һине күргәс

Асыуҙан сайҡалыр

Ул китер башҡа ғәләмгә

Ер йөҙө айһыҙ ҡалыр [2, с.134].

Чтобы подчеркнуть красоту женщины поэт создаёт яркие поэтические образы. Поэт написал очень много произведений о женщинах. Несмотря на разную тематику его трудов, произведения о судьбе женщины занимают большую часть его творений. Тяжелое социальное положение женщины ярко отражено в следующих строках М. Гафури:

Дин башы - ҙур мулланың ишеге

төбөнән бик яҡын,

Йәш кенә бала күтәргән дә үкһеп

торалыр бер ҡатын.

Балаһы илай, ул уны ҡағып

йыуатҡан була,

Барлы-юҡлы кейеме менән

тәндәрен япҡан була.

Башҡа барыр һис урын юҡ был

ҡатынға күҙ терәп,

Мулланың ишеге төбөнә килгән

ул дүртенсе рәт [2, с. 301].

Главную героиню муж держит голодной, ругает без конца, бьёт, мучает. Несчастная женщина идёт и обращается к мулле:

"Һүҙҙәре бөткәс, дәлилгә ҡанлы

сәсен күрһәтә,

Йыртҡыс ир һуҡҡас, күгәргән күҙ

һәм башын күрһәтә..."

Однако мулла, "беспрекословно выполняющий правила" исламской религии, в которой и так женщин в грош не ставят, выгоняет её: "Давай, уходи, и больше не приходи сюда под предлогом того, что бьёт тебя муж". Недовольный муж ещё больше рассвирепел, избивает её при всех и забирает домой.

Немало у М.Гафури произведений, в которых он протестует против социального общества, которое довело женщину до отчаяния. Эти стихи написаны до Октябрьской революции. А потом, уже в 1926 году, была написана повесть "Черноликие". В этом произведении М.Гафури представляется нам верным, близким другом и защитником женщин.

До последней минуты своей жизни он писал о тяжелой судьбе женщины в России. За год до смерти он на эту тему написал такое стихотворение "Раньше и теперь". Этому произведению он дает такое объяснение: "Мин был шиғырҙы яҙғанда, Октябрь революцияһынан элек, башҡа милләттәрҙең ҡатын-ҡыҙҙарына ҡарағанда ла артыҡ иҙелгән, ысын мәғәнәһе менән боронғо көнсығыш ҡоллоғонда йәшәтелгән мосолман ҡатын-ҡыҙҙарын, шулар араһынан да татар һәм башҡорт ҡатын-ҡыҙҙарын күҙ алдында тотоп яҙҙым".

В нём говорит о судьбе женщины до Октябрьской революции о том, что она не могла смотреть на мужчину как на равного.Она боялась даже глаза поднять в его присутствии. Революция же сделала женщину равной мужчине. Дала возможность учиться, работать и даже руководить. В этом стихотворении поэт сравнил светлую жизнь советской женщины с её прошлой жизнью и радовался тому, что онистали независимыми.

Проза М.Гафури, как и его поэзия, многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Его произведения, простые, искренние и задумчивые, остаются в строю и сейчас, призывая нас также любить свою Родину, как любил её Гафури, жалеть и уважать женщин, как уважал её он сам, трудиться во имя своего народа, как умел трудиться во имя него этот замечательный поэт и гражданин. Творческое наследие Гафури, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца, ведь поэт сумел сказать своё слово о времени и о себе, о родном крае и народе.

Использованная литература:

1. Ғафури М. Әҫәрҙәр. 3 том. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1955. 324 с.

2. Ғафури М. Күңелгә: Шиғырҙар. Өфө, 2005. 200 б.

3. Мубаракшин М.Ф. Творчество М.Гафури в контексте литературно-эстетической мысли ХХ века: Автореф.дис. канд.филол.наук. Казань, 2013. 25 с.

4. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973. 312 с.

©Кульсарина А.И., 2015 г.


© 2010-2022