- Преподавателю
- Другое
- Тема женской судьбы в творчестве М. Гафури
Тема женской судьбы в творчестве М. Гафури
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кульсарина А.И. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УДК 070 Кульсарина А.И.,
магистрант 1 года обучения БашГУ (г.Уфа)
ТЕМА ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ МАЖИТА ГАФУРИ
Мажит Гафури (1880-1934) - народный поэт Башкортостана, поэт больших социальных тем. Когда он брал в руки перо, он чувствовал себя певцом народа, освещающим путь, и этим он жил. Вспомним знаменитые строки:
Бер аҙым алға баҫам да,
Әйләнәм мин артыма,-
Ҡайҙа баҫҡандар икән тип,
Күҙ һаламын халҡыма [1, с.294].
Мажит Гафури в тоже время был очень чувствительным и душевным лирическим поэтом. Хочется сказать, что его стихи о любви занимают большое место в его творчестве. В неспокойное для нашей Родины время, в 1917 году, наряду с произведениями об Октябрьской революции, он написал и такие строки:
Айлы төндәрҙә әгәр сыҡһаң,
Йөҙөңдө ныҡ йәшер,
Юҡһа был матур йөҙөңдө ай
Күрер ҙә көнләшер.
Ул сыҙай алмаҫ һине күргәс
Асыуҙан сайҡалыр
Ул китер башҡа ғәләмгә
Ер йөҙө айһыҙ ҡалыр [2, с.134].
Чтобы подчеркнуть красоту женщины поэт создаёт яркие поэтические образы. Поэт написал очень много произведений о женщинах. Несмотря на разную тематику его трудов, произведения о судьбе женщины занимают большую часть его творений. Тяжелое социальное положение женщины ярко отражено в следующих строках М. Гафури:
Дин башы - ҙур мулланың ишеге
төбөнән бик яҡын,
Йәш кенә бала күтәргән дә үкһеп
торалыр бер ҡатын.
Балаһы илай, ул уны ҡағып
йыуатҡан була,
Барлы-юҡлы кейеме менән
тәндәрен япҡан була.
Башҡа барыр һис урын юҡ был
ҡатынға күҙ терәп,
Мулланың ишеге төбөнә килгән
ул дүртенсе рәт [2, с. 301].
Главную героиню муж держит голодной, ругает без конца, бьёт, мучает. Несчастная женщина идёт и обращается к мулле:
"Һүҙҙәре бөткәс, дәлилгә ҡанлы
сәсен күрһәтә,
Йыртҡыс ир һуҡҡас, күгәргән күҙ
һәм башын күрһәтә..."
Однако мулла, "беспрекословно выполняющий правила" исламской религии, в которой и так женщин в грош не ставят, выгоняет её: "Давай, уходи, и больше не приходи сюда под предлогом того, что бьёт тебя муж". Недовольный муж ещё больше рассвирепел, избивает её при всех и забирает домой.
Немало у М.Гафури произведений, в которых он протестует против социального общества, которое довело женщину до отчаяния. Эти стихи написаны до Октябрьской революции. А потом, уже в 1926 году, была написана повесть "Черноликие". В этом произведении М.Гафури представляется нам верным, близким другом и защитником женщин.
До последней минуты своей жизни он писал о тяжелой судьбе женщины в России. За год до смерти он на эту тему написал такое стихотворение "Раньше и теперь". Этому произведению он дает такое объяснение: "Мин был шиғырҙы яҙғанда, Октябрь революцияһынан элек, башҡа милләттәрҙең ҡатын-ҡыҙҙарына ҡарағанда ла артыҡ иҙелгән, ысын мәғәнәһе менән боронғо көнсығыш ҡоллоғонда йәшәтелгән мосолман ҡатын-ҡыҙҙарын, шулар араһынан да татар һәм башҡорт ҡатын-ҡыҙҙарын күҙ алдында тотоп яҙҙым".
В нём говорит о судьбе женщины до Октябрьской революции о том, что она не могла смотреть на мужчину как на равного.Она боялась даже глаза поднять в его присутствии. Революция же сделала женщину равной мужчине. Дала возможность учиться, работать и даже руководить. В этом стихотворении поэт сравнил светлую жизнь советской женщины с её прошлой жизнью и радовался тому, что онистали независимыми.
Проза М.Гафури, как и его поэзия, многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Его произведения, простые, искренние и задумчивые, остаются в строю и сейчас, призывая нас также любить свою Родину, как любил её Гафури, жалеть и уважать женщин, как уважал её он сам, трудиться во имя своего народа, как умел трудиться во имя него этот замечательный поэт и гражданин. Творческое наследие Гафури, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца, ведь поэт сумел сказать своё слово о времени и о себе, о родном крае и народе.
Использованная литература:
1. Ғафури М. Әҫәрҙәр. 3 том. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1955. 324 с.
2. Ғафури М. Күңелгә: Шиғырҙар. Өфө, 2005. 200 б.
3. Мубаракшин М.Ф. Творчество М.Гафури в контексте литературно-эстетической мысли ХХ века: Автореф.дис. канд.филол.наук. Казань, 2013. 25 с.
4. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973. 312 с.
©Кульсарина А.И., 2015 г.