Современный урок - проблемы, подходы, решения

Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок. Современный урок – одна из важнейших проблем  педагогики. Нахождение путей решения – приоритетная задача современного педагога. Современный педагог должен сделать свой урок простым, понятным, но в тоже время насыщенным материалом, ак...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок - проблемы, подходы, решения


Подготовка молодого человека или девушки к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Задача современной школы - давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.
В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем определения средств - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем выбора способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.
Современный урок - одна из важнейших проблем педагогики. Нахождение путей решения - приоритетная задача современного педагога. Современный педагог должен сделать свой урок простым, понятным, но в тоже время насыщенным материалом, активным, познавательным.

Современный урок значительно отличается от традиционного урока. Он должен быть активнее, мобильнее, познавательнее. Характерная особенность современного урока - активная самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Изучив типологию уроков, я выделила свой тип урока - интегрированный. На каждом уроке я совмещаю материал по различным предметам с материалом по информатике. Это позволяет дать более глубокое представление о теме занятия, изучить материал на основе связи с другими предметами. Материал по информатике в связи с материалом другой дисциплины дает возможность его закрепить, повторить или изучить, что является лучшим способом подачи материала. Например, при изучении темы «Кодирование информации» я предлагаю материал по биологии «Генетические коды». Это позволяет изучить тему по основному предмету, закрепить, повторить или изучить тему по биологии. В свою очередь идет тонкая связь с жизнью, окружающим миром. Учащиеся, которые получают знания таким образом обладают ассоциативным мышлением, умеют связать происходящее с окружающим миром и найти выход или решение.
интегрированные уроки неразрывно связаны с практическим выполнением заданий, то есть с уроками-практикумами. Интегрированные уроки, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению и умение применять знания на практике.

Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.
Если грамотно распределить этапы урока, то можно достичь высоких результатов при освоении нового материала. Длительные наблюдения в процессе моей работы убедительно показали, что охотно и с большим интересом обучающиеся обращаются к умственным задачам и головоломкам. Внедрение занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у обучающихся рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Наряду с современными и усовершенствованными формами обучения нельзя забывать и основные формы обучения. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других - исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы.

Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных уроках в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.
Современный учитель сегодня является изобретателем новых идей и технологий. Он должен уметь поместить во временные рамки и задачи, и цели, правильно подобрать структуру урока. Результаты работы должны обязательно оцениваться учителем.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования - это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность. Современный выпускник должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.
Таким образом, признаком современного урока является повышенная приспособленность, активность, значимость и мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов. Но, как бы ни было, урок был, есть и остается основной формой организации обучения и воспитания учащихся, меняется лишь его вид и содержание.


© 2010-2022