• Преподавателю
  • Другое
  • СТАТЬЯ Эффективные методы, активизирующие познавательные способности студентов на занятии

СТАТЬЯ Эффективные методы, активизирующие познавательные способности студентов на занятии

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные методы, активизирующие познавательные способности студентов на занятии


Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Создать на занятиях условия, развивающие познавательные и творческие способности учащихся, позволяет применение различных активных методов обучения и приемов. Так как активность в учении обеспечивает развитие творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности - активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество обучения.

Происходит овладение знаниями, умениями и навыками; содействие воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развитие их познавательной силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляются и реализовываются потенциальные возможности учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения» пишет, что «Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе». Активность студентов в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи препоавателя.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Включение в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Система средств активизации будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

• проявлять и развивать внутренние мотивы учения на всех его этапах;

• стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

• обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений по переработке учебной информации;

• стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;

• обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого студента. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество преподавателя и студента возможно лишь при условии, что учащийся будет хотеть делать то, что от него требуется.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, можно привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения.

Формирование мотивов учения.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать нужно лишь тому, что им интересно. Познание - труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

В формировании познавательного интереса можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае он обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу. Задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого занятия, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход, индивидуальную работу на занятии, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.

Игра - одна из форм деятельности. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике урок-конкурс, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.

Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер.

Итак, формирование познавательного интереса учащегося к предмету - сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.


© 2010-2022