Элективный курс Ажурная вышивка в технике ришелье

По своей направленности элективный курс представляет собой профессиональную подготовку учащихся в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Ажурная вышивка в технике ришелье.    Данная программа позволит устранить проблему, связанную с возможностью учащихся 10-х классов, которые не изучают технологию (физико-математический профиль, социально-экономический профиль, химико-биологический профиль), но имеют склонности и желание, заниматься декоративно-прикладным искусством, в част...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 им. В. Маскина ж.-д. ст.Клявлино

муниципального района Клявлинский

Самарской области






Программа элективного курса

«Ажурная вышивка в технике ришелье»

Профессиональная подготовка учащихся 10 классов




Автор программы: Саклакова Т.Р.,

учитель технологии




Клявлино - 2014


Пояснительная записка к программе

«Ажурная вышивка в технике ришелье»

По своей направленности элективный курс представляет собой профессиональную подготовку учащихся в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Ажурная вышивка в технике ришелье.

Данная программа позволит устранить проблему, связанную с возможностью учащихся 10-х классов, которые не изучают технологию (физико-математический профиль, социально-экономический профиль, химико-биологический профиль), но имеют склонности и желание, заниматься декоративно-прикладным искусством, в частности вышивкой. Опыт работы автора в выпускных классах показывает, что таких детей немало.

Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Элективный курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную.

Каждый год психологическая служба школы, используя пакет профориентационных методик, проводит анкетирование среди учащихся 9-х классов. Например, в 2013-2014 учебном году в анкетировании участвовало 132 девятиклассника (из них - 63 девушки). Выявилось, что 80% девушек выбрали тип профессии: человек - художественный образ, в сферах профессиональной деятельности у 78% присутствует искусство. В результате, 15 девушек 10-х классов изъявили желание получить профессиональную подготовку по ажурной вышивке ришелье.

Цель программы:

- сформировать у учащихся знания и умения по ажурной вышивке в технике ришелье, знания особенностей профессии «вышивальщица».

Овладение школьниками содержанием программы подготовит их к конкуренции на рынке труда, так как результатом изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров эксклюзивный продукт (применение вышивки ришелье с успехом может заменить дорогое коклюшечное кружево). В процессе обучения учащиеся смогут украсить собственными произведениями интерьер своего дома, создать оригинальную одежду.

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать выставки творческих работ учащихся, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства.

Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ декоративно-прикладного искусства в основной школе на уроках технологии.

Планируемые образовательные результаты:

знаниевый результат:

- знать инструменты и приспособления для вышивки, способы нанесения рисунка на ткань;

- технологию выполнения вышивки по рисованному контуру (ажурную в технике ришелье);

- знать особенности профессии «вышивальщица».

Компетентностный результат (профессиональные компетенции):

- заправлять материал в пяльцы, наносить рисунок на ткань различными способами;

- выполнять вышивку по рисованному контуру (ажурная в технике ришелье) на различных тканях.

Содержательная часть программы позволяет достичь запланированной цели обучения и планируемых результатов.

В целях формирования образовательных результатов, определены следующие формы организации учебных занятий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися; для закрепления материала проводятся практические работы. Экскурсия формирует умение наблюдать за технологическим процессом вышивания.

Способы оценки планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов в ходе занятий, использую следующие формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Для каждого вида контроля выбрала способы оценки планируемых результатов: текущий - беседа с учащимися; промежуточный - анализ практических работ, зачет; итоговый - зачетная работа (защита проекта), по наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Определила критерии оценивания качества сформированных знаний и умений:

Зачет: «зачет» / «незачет»

Защита проектов: «зачет» / «незачет»

Процесс изучения содержания материала распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний и получения запланированных результатов. Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обеспечат достижение образовательных результатов.

Основной формой организации учебных занятий являются: лекции, практические занятия, экскурсии.

Курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся. В целях реализации данной программы используются технологии:

  • метода проекта

  • пользование ресурсами сети Интернет.

Технология метода проекта - способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, в результате которой решаются проблемы, связанные с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда). Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

Образовательные технологии и формы деятельности позволяют реализовать заявленное содержание.

Для реализации программы необходимы ресурсы. Это - дидактический материал и материальные ресурсы.

Характеристика ресурсов

Дидактические материалы:

1. Репродукции, фотографии, образцы предметов быта и декоративных изделий, отделанных ручной вышивкой.

2. Видеоролик «Способы увеличения рисунка», «Отделка изделий вышивкой».

3. Образцы рисунков для вышивки.

4. Инструкционные карты «Виды швов», «Обработка брид», «Этапы выполнения вышивки ришелье», «Запяливание ткани в пяльцы», «Этапы выполнения вышивки ришелье»

Литература для учащихся:

1.Ращупкина С.Ю. Вышивка ришелье. - М. Рипол Классик, 2010.

2. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. - М., 2000.

3.Кошкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. - М., 2000.

4.Современная энциклопедия Аванта плюс. Мир вещей/ Т.Евсеева. _ М.: Аванта +, 2004.

5. Интернет-ресурс: «Тенденция моды: изделия с вышивкой», «Аксессуары с вышивкой».

Литература для учителя:

1.Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки. - М., 2000.

2.Журнал «Исследовательская работа школьников». 2005, №1-3.

3.Пахомова Н.Ю. Метод проектов в учебном процессе. - М.: Аркти, 2006.

4. Саклакова Т.Р. Методическое пособие для учителя «Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» Клявлино. 2012г.

5. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1992.

6. Федюшкина И.С. Вышивка. Белой нитью по белому фону. - М., 2009.

7. Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва - к сложному узору. - М.: Профиздат, 2009.

8.Круглякова Е.В. Обучение вышивке ришелье //Школа и производство. - 2002. -№8.-с.44-46.

Материальные ресурсы:

1. Коллекция тканей для вышивки, ниток, пяльцы, наперстки, ножницы.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, доступ к сети Интернет.

Организационные ресурсы:

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, периодичность 1 час в неделю, занятия проводятся как аудиторные - 32 (лекции, практические работы, проект), так и внеаудиторные (экскурсии) - 2.


Тематическое планирование

п/п

Наименование учебных разделов

Всего часов

Форма организации занятий

1.

Введение

4

Лекция. Практическая работа. Экскурсия. Практическая работа.

2.

Ажурная вышивка в технике ришелье

4

Практическая работа.

3.

Выполнение учебного проекта

26

Практическая работа



Содержание обучения

Тема 1. Введение (4 часа).

Общие сведения о вышивке. Организация рабочего места вышивальщицы. Инструменты, приспособления. Практическая работа. Составление эскиза организации рабочего места вышивальщицы.

Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия, профессией «вышивальщица», композицией музея декоративно-прикладного искусств. Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику и в музей декоративно-прикладного искусства.

Способы перевода рисунка на ткань. Используемые ткани. Практическая работа. Освоение метода «припороха».

Тема 2. Ажурная вышивка в технике ришелье (4 часа).

Виды ришелье. Технология. Особенности выполнения. Разнообразие брид. Практическая работа. Технологическая последовательность выполнения элементов техники ришелье

Практическая работа. Нанесение рисунка на ткань, запялка ткани в разъемные пяльцы, выполнение рисунка в технике ришелье.

Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки. Практическая работа. Составление композиции изделия вышивального мотива (с использованием ПК). Поиск информации с использованием интернет ресурса «Тенденция моды: изделия с вышивкой», «Аксессуары с вышивкой».

Тема 3. Выполнение изделия в технике ажурной вышивки ришелье (проект) (26 часов).

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Изготовление декоративного изделия. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта (см. Приложение 4).

Защита учебного проекта.

Учебно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В том числе на практическую деятельность

Введение

Общие сведения о вышивке. Организация рабочего места вышивальщицы. Оборудование, инструменты, приспособления.

Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия, профессией «вышивальщица»; композицией музея декоративно-прикладного искусства

Способы перевода рисунка на ткань. Используемые ткани.

4






1























1














2





























1

Анализ

результатов практической работы, зачет


Анализ

технологической карты изготовления вышитого изделия в условиях производства

Анализ

результатов практической работы, зачет

Ажурная вышивка в технике ришелье

Виды ришелье. Технология. Особенности выполнения.


Нанесение рисунка на ткань, запяливание ткани в разъемные пяльцы, выполнение рисунка в технике ришелье.

Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки.

4












1






2





1























1










2








1


Анализ результатов практической работы, зачет


Анализ результатов практической работы, выставка работ


Анализ результатов практической работы.

Выполнение учебного проекта

Поисковый этап

Аналитический этап

Практический этап

Защита проекта.

Организация выставки учащихся.

26




1


1



23


1










23









Зачет

Итого

34

32

2

28





Контрольно-измерительный материал

Приложение 1 (к уроку №1 «Общие сведения о вышивке. Организация рабочего места вышивальщицы. Оборудование, инструменты, приспособления»)

Практическая работа. Составление эскиза организации рабочего места вышивальщицы.

Зачет

  1. Перечислите нитки, которые применяют для ручной вышивки.

  2. Назовите традиционные русские швы ручной вышивки.

  3. Назовите традиционные вышивки народов Поволжья (мари, чуваши, мордва).

  4. Составить алгоритм действий запяливания ткани в пяльцы.

  5. Перечислить виды пялец.

Приложение 2 (к уроку №4 «Способы перевода рисунка на ткань. Используемые ткани»)

Практическая работа. Освоение метода «припороха».

Зачет

  1. Назовите способы перевода рисунка на ткань.

  2. В чем заключается технология перевода рисунка на ткань с помощью приметывания. Для каких тканей можно использовать этот способ.

  3. В чем заключается технология перевода рисунка на ткань с помощью целлофана, кальки или папиросной бумаги. Для каких тканей можно использовать этот способ.

  4. В чем заключается технология перевода рисунка на ткань с помощью светового ящика. Для каких тканей можно использовать этот способ.

  5. В чем заключается технология перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Для каких тканей можно использовать этот способ.

Приложение 3 (к уроку №5 «Технология вышивки ришелье и ее особенности»)

Практическая работа. Технологическая последовательность выполнения элементов техники ришелье .

Зачет

1.Назовите технологические этапы выполнения вышивки ришелье

Элективный курс Ажурная вышивка в технике ришельеЭлективный курс Ажурная вышивка в технике ришельеЭлективный курс Ажурная вышивка в технике ришельеЭлективный курс Ажурная вышивка в технике ришелье

1 2 2 3

Элективный курс Ажурная вышивка в технике ришелье

4

2. Назовите разновидности брид вышивки ришелье

Элективный курс Ажурная вышивка в технике ришелье

3. Поясните технологию выполнения брид с петельками.

4. Поясните технологию выполнения брид с узелками.

5. Поясните технологию выполнения перестрочных брид.


Приложение 4

Примерный перечень изделий для выполнения учебных проектов: салфетка, полотенце, фартук, юбка, блузка, воротник с отделкой вышивкой и т.п.

Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)

п/п


Критерии

оценки

ПДУ



Показатели


Объек

ты оценивания

Аспекты ПДУ

Про

дукт

Про

цесс

Оформле

ние проекта

Защита проекта

1.1

Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

Изделие, стенд и т.д.


1.2

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

Изделие, стенд и т.д.


1.3

Эксплутационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

Изделие, стенд и т.д.


1.4

Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

Изделие, стенд и т.д.


1.5

Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия

Изделие, стенд и т.д.


1.6

Новизна,

оригинальность, уникальность

Ранее не существовал, своеобразие, необычность, единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

Изделие, стенд и т.д.



Итого:


2.1

Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)


2.2

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Обоснование проблемы в докладе


2.3

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)


2.4

Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка


2.5

Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

Пояснительная записка


2.6

Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

Пояснительная записка


2.7

Безопасность

Соблюдение правил техники безопасности

Пояснительная записка, доклад, видеоряд


2.8

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)


2.9

Разработанность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)


2.10

Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

Пояснительная записка


2.11

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад


2.12

Самостоятельность

Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю-руководителю ПДУ.

Ответы на вопросы экспертов


Итого:


3.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

Пояснительная записка Видеоряд


3.2

Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

Пояснительная записка


3.3

Лаконичность

Простота и ясность изложения

Пояснительная записка


3.4

Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка


3.5

Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

Пояснительная записка, видеоряд


3.6

Наглядность

Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Графики, схемы, макеты и т.п.


Итого:


4.1

Качество доклада

Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность форулировок

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика


4.2

Ответы на вопросы

Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика


4.3

Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизацион

ность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика


Итого:


Всего:


Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл

Он исчисляется так:

- если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере -1 балл;

- при частичном присутствии -0,5 балла;

- если отсутствуют - 0 баллов.

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.





Методические разработки уроков

Урок 1. Общие сведения о вышивке. Организация рабочего места вышивальщицы. Инструменты, приспособления.

Форма контроля: зачет

Цели: ознакомить учащихся с историей развития вышивки ришелье; организацией рабочего места вышивальщицы; инструментами и приспособлениями для вышивки, воспитывать интерес к данному виду рукоделия.

Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; репродукции, фотографии, образцы предметов быта и декоративных изделий, отделанных ручной вышивкой; пяльцы, ножницы, иголки, ткань, нитки, сантиметровая лента, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. История развития вышивки ришелье.

2.1 Лекция учителя.

2.2. Показ готовых изделий, репродукций, фотографий с вышивкой ришелье и изделий с ранее изученными учащимися видами вышивок. При внимательном рассмотрении образцов учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что ришелье - это ажурная вышивка, в которой вырезан фон, а детали узора соединяются воздушными перемычками - бридами. Чтобы активизировать учащихся. Можно сказать им, что ришелье более сложная, чем другие вышивка, требующая повышенного уровня умений и навыков, аккуратности и внимательности.

2.3. Запись основных определений

Ришелье - ажурная вышивка, в которой вырезан фон

Бриды - от английского «мост», служат для соединения деталей узора.

III. Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Нитки и иглы хранить в шкатулке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы в левой.

Лучше, если свет будет падать с левой стороны на работу. Грудь вышивальщицы должна быть свободной, а не сжатой. Корпус следует немного наклонить вперед, ноги поставить на небольшую подставку. Чтобы ноги не затекали, их можно разместить на подставке в вытянутом положении. Расстояние между работой и глазами должно составлять 25-30 см. Левую руку следует держать внизу, а правую - над пяльцами или рамой. Использование такого способа вышивания не дает рукам сильно уставать и увеличивает скорость самой работы.

Элективный курс Ажурная вышивка в технике ришельеЭлективный курс Ажурная вышивка в технике ришелье

IV. Инструменты и приспособления для вышивания.

К инструментам и приспособлениям относятся: ножницы, вышивальные иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента.

Ножницы должны быть двух видов: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток и большие - для раскроя.

Иглы. Они должны быть с широким ушком. Ушко иглы должно быть овальным с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, достаточно большим, чтобы нитка легко вдевалась.

Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом состоянии и предотвращать стягивание вышитого узора. Их выбор зависит от размера вышиваемого полотна, техники вышивки и личных предпочтений. Для сложной вышивки большого размера удобнее брать пяльцы на подставке. Ручные пяльцы лучше подходят для более мелких работ, их можно переносить с одного места на другое и вышивать где угодно, а не только дома.

Запяливание ткани. Сначала на стол надо положить большое (наружное) кольцо с винтом, а поверх него ткань с нанесенным рисунком лицевой стороной вверх (кусок ткани по размеру должен быть больше пялец). Затем взять внутреннее маленькое кольцо и вместе с материалом вдавить его в большое кольцо, слегка закрутив винт. Натягивать ткань в пяльцах следует только по долевой и поперечной нитям, постепенно подкручивая винт. Тянуть ткань по косой нити не рекомендуется во избежание перекоса рисунка. Ткань в пяльцах должна быть натянута туго, как на барабане. Если рисунок вышивки располагается близко к краю ткани, то для того, чтобы запялить в пяльцы, к краю ткани следует пришить или приметать частыми стежками полоски вспомогательной ткани (шириной 5-6 см), которые по окончании вышивки удалить. Рубец пришива должен быть на лицевой стороне. Если рисунок вышивки больше размера пялец, то его нужно запяливать частями. Существуют определенные правила запяливания очень тонких тканей. При запяливании тонких (батист, шифор, капрон, крепдешин и других), рекомендуется по окружности пяльцев проложить полоску хлопчатобумажной ткани и, натягивая, пальцами захватывать одновременно тонкий материал и прокладку. Это предохранит вышиваемую ткань от нарушения структуры переплетения нитей и разрыва в пяльцах.

V. Практическая работа. Составление эскиза организации рабочего места вышивальщицы.

Целевой обход. Проверка правильности выполнения задания.

Анализ практической работы.

VI. Зачет (см. Приложение №1).

Уроки 2-3. Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия, профессией «вышивальщица», композицией музея декоративно-прикладного искусств.

Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику и в музей декоративно-прикладного искусства.

Домашнее задание. Составить технологическую карту изготовления вышитого изделия в условиях производства на основе сведений, полученных в ходе экскурсии.

Урок 4. Способы перевода рисунка на ткань. Используемые ткани.

Цели: формирование знаний по использованию тканей для перевода рисунка вышивки; формирование умений по переводу рисунка вышивки способом «припороха».

Форма контроля: зачет.

Наглядно - иллюстрированный материал: образцы тканей.

Инструменты, материалы: мягкая подстилка, лист бумаги с нанесенным рисунком, калька, игла или шило, наждачная бумага, смесь машинного масла и зубного порошка (синьки)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Выбор способа перевода рисунка на ткань.

- Назовите известные вам способы перевода рисунка на ткань.

(Через копировальную бумагу, через компрессную бумагу, на просвет, припорохом, промётыванием)

При подборе рисунка вышивки необходимо учитывать качество ткани и назначение изделия. Чем толще ткань, тем крупнее могут быть детали рисунка; для тонких тканей лучше выбирать мелкий рисунок. Способ перевода готовых рисунков на ткань зависит от структуры ткани, цвета, рисунка вышивки и техники выполнения. При всех приемах точность и аккуратность перевода имеют большое значение, так как небрежно переснятый, искаженный рисунок вышивки даже при самом тщательном исполнении будет выглядеть некрасиво. При переводе рисунка на ткань надо следить, чтобы его осевые линии совпадали с направлением долевых и поперечных нитей ткани.

Выбор способа перевода рисунка на ткань зависит от фактуры ткани.

  1. Перевод рисунка «припорохом».

Для этого способа рисунок переводят на лист толстой бумаги, весь контур аккуратно прокалывают иглой, положив бумагу на мягкую постилку. Обратную сторону наколотого рисунка протирают наждачной бумагой, для того чтобы уничтожить выпуклости. Рисунок накладывают на ткань и ватным тампоном, смоченным в растворе (смесь машинного масла и зубного порошка, синьки), намазывают проколотые места. Светлый порошок используют для тёмных тканей, тёмный - для светлых. На ткани образуется чёткий правильный рисунок.

  1. Практическая работа. Освоение метода «припороха».

Целевой обход. Проверка правильности выполнения задания и правил безопасной работы.

  1. Подведение итогов занятия. Анализ практической работы.

  2. Зачет (см. Приложение 2).

Урок 5. Виды ришелье. Технология. Особенности выполнения.

Цели урока: познакомить учащихся с видами вышивки ришелье, технологией выполнения вышивки и ее особенностями, научить вышивать в технике ришелье.

Форма контроля: зачет.

Оборудование: образцы изделий, выполненных в технике ришелье. Нитки, мулине, иглы, пяльцы, ткань. Наперсток, ткань с нанесенным рисунком. Презентация в PowerPoint

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Виды вышивки ришелье.

Виды ришелье: бридное и безбридное. Основной шов - гладьевой валик (петельный шов), ровный, плотный, одинаковый по длине и наклону. Просветы фона заполняются связующими сновками (бридами). Выполняют вышивку катушечными нитками № 80, шёлком № 65, мулине. Натяжение нитей обычное. Вышивку применяют для отделки блузок, платьев, занавесей, салфеток и др.

  1. Технология вышивки ришелье и ее особенности.

Процесс образования узора делится на четыре этапа:

- обстрочка контура,

- выполнение брид,

- выполнение гладьевого валика,

- вырезка ткани фона.

  1. Практическая работа. Технологическая последовательность выполнения элементов техники ришелье.

Целевой обход. Проверка правильности выполнения задания и правил безопасной работы.

  1. Подведение итогов занятия. Анализ практической работы.

  2. Зачет (см. Приложение 3).

Уроки 6-7. Нанесение рисунка на ткань, запяливание ткани в разъемные пяльцы, выполнение рисунка в технике ришелье.

Цели урока: продолжить формирование навыков работы в технике ришелье (технологическая последовательность выполнения вышивки ришелье).

Оборудование: нитки, мулине, иглы, пяльцы, наперсток, ткань, рисунки. Узоры, образцы вышитых изделий, мягкая подстилка, лист бумаги с нанесенным рисунком, калька, игла или шило, наждачная бумага, смесь машинного масла и зубного порошка (синьки)

Объект труда: салфетка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Промежуточный контроль. Найти соответствие технологии выполнения шва с его изображением.

  3. Практическая работа. Нанесение рисунка на ткань, запяливание ткани в разъемные пяльцы, выполнение рисунка в технике ришелье.

Целевой обход. Проверка правильности выполнения задания и правил безопасной работы.

  1. Подведение итогов занятия.

Выставка работ.

Анализ практической работы.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

  1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.

  2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.

  3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

  4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.

Урок 8. Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки.

Практическая работа. Составление композиции изделия вышивального мотива (ПК). Поиск информации с использованием интернет ресурса



© 2010-2022