Статья на тему Роль учителя в нравственном воспитании личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ниязбекова М.Г.

Статья на тему «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности»

В настоящее время мы живем в мире с нестабильной обстановкой, где материальные ценности важнее, чем нравственные качества, меняются наши приоритеты, ценности и уклад жизни. Поэтому особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, для того, чтобы они могли противостоять современным соблазнам, информационной вседозволенности и сохранить все те ценности, что их родители прививали им с детства. Для нас теперь важно воспитать в детях истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих знаниями и, самое главное, с нравственными принципами.

В ежегодном послании Президента РК глава государства говорит: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке - это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?» [1].

Размышляя о необходимости воспитания нравственно-духовных качеств человека, С.А.Назарбаева особое значение придает педагогам, указывая на огромную роль учителя в жизни любого человека. Будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через время станут вершить судьбы страны в новом времени.

В Послании Президента РК народу Казахстана говорится, что «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения, патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Ведущая роль в осуществлении всего этого принадлежит педагогам, именно они несут в общество общечеловеческие ценности, живущие в сердце: совесть, любовь, сострадание. Они дают ребенку самый важный дар - это способность найти в своем сердце вечные нравственно-духовные ценности, присущие каждому человеку, и обрести истинное счастье, гармонию и покой. Таким образом, нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы.

В ходе своей педагогической деятельности я часто задавалась вопросом, какова первоочередная функция педагога - образовательная или же воспитательная. На своем опыте я не раз убеждалась, что понятия «воспитание» и «образование» тесно связаны друг с другом. Как писал В. Гюго: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» [2]. Я полностью согласна с этим высказыванием. Воспитание - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития учащегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества [3, 110].

Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать свое поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить идеалами гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру. Выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин сказал: «Учитель- самый важный человек в образовании. Самые лучшие педагогические пособия, указы правительства, самый строгий инспекторский контроль не смогут сравниться по степени важности с учителем. Поэтому для меня хороший учитель дороже всех драгоценностей мира».

Все хорошее, что делают учителя ради своих воспитанников, помниться учениками всю жизнь. Настоящий учитель сыграет в судьбах детей огромную роль и его облик навсегда останется в сердце учеников [4].

Ученики проводят в школе большую часть своего времени, школа - это эпицентр их жизни, поэтому они неосознанно начинают копировать поведение своих учителей, классных руководителей. Учитель должен своим поведением, быть примером для своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Как говорил Л.Н. Толстой: «Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало» [5]. Таким образом, учитель играет большую роль в духовно-нравственном воспитании ученика, являясь примером для подражания, поэтому еще одной функцией педагога, как бы это парадоксально не звучало, является самовоспитание и умение демонстрировать положительный пример перед учащимися. Как например из жизни великих учителей мы видим, как они проявляли свои мысли в словах, а затем и в делах.

Духовный учитель человечества Сократ не только учил высшим нравственным ценностям, но и жил в соответствии с ними. Его несправедливо осудили на казнь, ученики уговаривали бежать из тюрьмы. Но Сократ отказался и принял яд цикуты, объяснив своим ученикам это тем, что если то, чему он учил их соблюдать законы страны, в которой живешь. Сократ был истинным духовным учителем, всегда проявлял единство мысли, слова и дела.

Как истинный учитель, Аль-Фараби не только писал об основополагающем значении вечных духовно-нравственных ценностей, но и сам жил в соответствии с этими ценностями. Аль-Фараби жил очень просто, помогал бедным, лечил их, трудился вместе с ними, много путешествовал, он не был привязан ни к почестям, ни к богатству. Аль-Фараби познал истинное счастье в творчестве, благочестии и служении человечеству.

С.Л.Рубинштен считал, что никакое разрешение социальной проблемы, например, справедливое распределение материальных благ, не ликвидируют все проблемы человеческой жизни. Время показало, что он был прав. С.Л.Рубинштейн как и все великие учителя человечества доказал истинность своего учения. Когда в 1949 году его лишили созданной им кафедры, обвинили в космополитизме, от него отвернулись коллеги, он сумел подняться над всем этим, никого не обвиняя, ни на кого не обижаясь, он работал дальше.

Истинный учитель воспитывает в своих учениках умение жить и работать в обществе, различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, несомненно такой учитель навсегда останется в памяти учеников.

Воспитание личности - это многогранный и очень тонкий процесс, который должен охватывать все сферы жизни учащегося, даже включая его семью. Учитель часто является проводником между ребенком и его родителями. Базовые ценности лежат в одном пространстве с семейными, поэтому для их совместного функционирования педагог постоянно сотрудничает с родителями, с семьей. Результаты моего исследования отношения родителей с учащимися 5-х классов показали, что семейные дела со своим ребенком обсуждают не более 15%. 35% из опрошенных родителей стараются подать пример ребенку чтением книг, журналов и газет. При этом 85% родителей рассуждают с ребенком на тему смысла жизни. Опираясь на данную статистику, я веду работу с родителями, беседую с ними о важности установления хороших крепких отношений с их детьми в первую очередь внутри семьи. Если ребенок уверен в своем «тыле», ему легче начать отношения со своими сверстниками, педагогами и другими взрослыми людьми. Отсюда следует, что роль учителя как проводника между ребенком и его семьей занимает большое место в духовно-нравственном воспитании его личности.

Я выделила только несколько функций учителя в сфере нравственно-духовного формирования личности ученика. На самом деле, их намного больше. Воспитание - это сложный процесс, даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным. Я считаю, в такой обстановке нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его умение вовремя выявить проблему, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, родителям - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.



















Список использованной литературы

  1. ond.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=22&lang=ru Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Республики Казахстан

  2. zemlemer-67.ru/index.php/statusy/5303-2013-03-16-12-16-59.html

  3. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст] / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 110-115.

  4. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание». Второй (основной) уровень. Алматы, ННПООЦ «Бoбек», 2014.

  5. citaty.info/man/lev-nikolaevich-tolstoi



© 2010-2022