- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка для родительского собрания Показываем детям пример во всем
Методическая разработка для родительского собрания Показываем детям пример во всем
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арапова Н.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 113 городского округа Самара
Методическая разработка для родительского собрания
Показываем детям пример во всем
Составитель воспитатель:
Арапова Н.В.
Самара
2013
Показываем детям пример во всем
Вдумаемся: показывать детям пример во всем. Мудрые слова,которые каждого родителя заставляют постоянно помнить о том,что становление
личности развивающегося ребенка находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи - организацией ее быта,нравственно-эмоциональным микроклиматом,взаимоотношением взрослых, их отношением к труду,со-
циальным установкам,семейным традициям. О нравственном здоровье
семьи можно судить по стилю отношений всех ее членов, по направлен-
ности их интересов, культуре потребностей, а также по наличию авторите-
та взрослых в глазах детей.
Дети и наш пример…Всегда ли мы учитываем,насколько велико его значе-
ние в воспитании ребенка? Сила примера в его наглядности и конкретнос-
ти. А это,как известно,отвечает таким психологическим особенностям дош-
кольников, как образность,действенность и конкретность мыслительных
функций, стремление подражать. Растущий человек хочет быть большим
и смышленым, старается рассуждать, как папа или мама, поступать, как
приятель - сосед или друг по веселым затеям.
Хороший пример - величайший помощник в воспитании ребенка. Подражая,
он пополняет свой жизненный опыт: обогащает речь,умнеет,вслушиваясь
в наши суждения,обогащается нравственно,развивает вкус,перенимает дви-
гательные стереотипы,стремится казаться большим и т.д. Сила примера еще
и в том, что ребенок по собственной воле подражает своему избраннику.
Он хочет быть похожим на человека, которого любит, уважает, считает кра-
сивым, справедливым, одним словом, "самым-самым". И такими людьми
всегда являются для ребенка мама и папа.
Но, увы, жизнь как известно, состоит не только из примеров,достойных под-
ражания. Ребенок же в силу несформированности нравственных критериев
склонен копировать как положительные, так и отрицательные явления. Ка-
кими бы мудрыми и доходчивыми словами мы ни наставляли своих детей,
наибольшее влияние оказывает на них образ действий тех, с кем они пос-
тоянно соприкасаются.
Наши слова и наши дела… Мы считаем, что воспитывать - это прежде все-
го поучать, требовать, читать наставления. И забываем, к сожалению, о том,
что слово, не подкрепленное образом нашей жизни, теряет свою силу. Упус-
каем из виду, что дети чутки к малейшей фальши, что они - тонкие наблю-
датели, и что за красивыми словами невозможно скрыть от них то, что
иногда так хотелось бы…
Мы, например, наивно верим, что ребенок не заметит или не поймет, когда
мы что-либо преувеличиваем или лукавим, хвастаем мнимыми успехами
или оправдываем свой неблаговидный поступок "объективными причина-
ми". А как часто прибегаем к "веским" отговоркам, когда ребенок ждет от
нас участия, внимания: "Некогда", "Потом", "Видишь - я занят", и т.д.
По детскому поведению нетрудно судить, какие мы воспитатели, какой
пример подаем нашим детям.
Не могут существовать две морали - одна для взрослых, другая - для детей.
Как бы мы ни хотели, чтобы ребенок обладал хорошими манерами, культу-
рой речи и поведения,он скорее всего будет вести себя и разговаривать так,
как это характерно для взрослых членов семьи. Не зря польский педагог
Януш Корчак подметил:
" Ребенок говорит языком окружающих - высказывает их взгляды, повто-
ряет их жесты, подражает их поступкам".
Ошибочно думать,что растущий человек,являясь свидетелем добрых отно-
шений людей, сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное восприя-
тие примера еще не может создать у ребенка стремления к подражанию. Все-
му тому, что мы хотим видеть в своих детях, надо учить. Необходимо пом-
нить: ребенок- зоркий наблюдатель и, как говорится, дышит одним воздухом
с родителями, воспринимая умом и сердцем все, чем живет семья.
Очень важно, чтобы в любой момент мы могли сказать сыновьям и дочерям:
"Делайте и поступайте как мы". Только тогда родительские требования, опи-
рающиеся на личный пример, приобретают особую убедительность и автори-
тет.
Вот почему полезно почаще спрашивать самих себя:всегда ли мы помним, что рядом с нами ребенок? Всегда ли осознаем свою ответственность как
воспитателя? Можем ли считать, что служим примером для маленьких?
Умеем ли строить свои взаимоотношения так, чтобы дети проникались ува-
жением к нам, к нашим делам и поступкам.