Киноклуб 6 класс (программа внеурочной деятельности)

Все мы недавно столкнулись с ФГОС ООО и, к сожалению, это столкновение не прошло гладко. В этом году мне дали 1 час внеурочки у моего класса с условием того, что внеурочка будет не по предмету. Скажу честно, это поставило меня в тупик. Целый месяц я думала об этом. Вот придумала! Хочу поделиться. Не судите строго, первый блин, как говорится, комом.В программе вы найдёте пояснительную записку и тематическое планирование. Материал вы можете подбирать сами, на ваш вкус. При выборе видеоматериала я ...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Киноклуб 6 класс (программа внеурочной деятельности)Киноклуб 6 класс (программа внеурочной деятельности)Киноклуб 6 класс (программа внеурочной деятельности)Киноклуб 6 класс (программа внеурочной деятельности)Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МКОУ Каменностепная СОШ им. Иванова А. М.



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по Директор МКОУ

объединения учителей ВР_____________ Каменностепной СОШ

от «29» августа 2013 г. Климова Т.А. __________________

Руководитель МО от «29» августа 2013 г. Шевлякова Л.Е.

от «30» августа 2013 г.

_________________


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Киноклуб »

(социальное направление)

6 класс
















Автор-составитель: Сафьянова Е. Г.


2014-2015 уч. год

1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их социализации в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Сегодня государством заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

  • Самостоятельностью в принятии решений

  • Умением отвечать за свои решения

  • Способностью нести ответственность за себя, своих близких

  • Готовностью действия в нестандартных ситуациях

  • Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке

  • Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний

  • Толерантностью, т.к. жизнь в социуме - поиск разумных компромиссов.

Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы процесс обучения был процессом обучения деятельности, т.е. учение должно быть мотивированным (ребенок самостоятельно ставит перед собой цель и находит пути ее достижения). Школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность.

Для этого необходимо:

  • пробудить у ребенка интерес к самому себе;

  • научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного;

  • научить делать самостоятельный выбор, принимать решения.

С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Становление личности при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Школа - это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации.

1. 1. Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.

1. 2. Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта младших подростков.

1. 3. Задачи:

  1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

  2. Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.

  3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей - героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения - родителей, учителей.

  4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

  5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

  6. Включать детей в проектную деятельность.

Отбор фильмов для работы с детьми осуществляется на основе следующих принципов:

•Природосообразности

•Культуросообразности

•Коллективности

•Патриотической направленности

•Диалогичности

1. 4. Место курса «Киноклуб» в школьном образовании.

Программа «Киноклуб» предназначена для учащихся 6 класса и реализует межпредметные связи с риторикой, литературой, музыкой, информатикой, культурой общения.

Набор учащихся свободный, желательно чтобы «Киноклуб» посещали дети всего класса, т.к. это способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка; помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

Режим занятий.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 занятий в год). Эту программу можно продолжить и в следующих классах средней школы.

2. Содержание программы.

2. 1. Формы и план реализации курса

Основной формой реализации курса являются занятия киноклуба, ориентированные на формирование у обучающихся собственного мнения по актуальным нравственным проблемам, проявление и корректировку личной позиции, создание условий для воспитания мотивации детей к самореализации и нравственному самосовершенствованию.


План реализации курса


№ п\п

Мероприятие

Сроки

Количество часов

1.

Осуществление «входной диагностики» учающихся

Сентябрь 2014 г.

1 час

2.

Блок «Смотрим. Обсуждаем»

5 тематических модулей по 5 фильмам

Сентябрь 2014 г. - Февраль 2015 г.

4 часа на каждый модуль

Всего 20 часов

3.

Блок «Выбираем. Представляем»

- работа с программой Windows Movie Maker

- разработка и реализация проекта «кино, которое мы выбираем»

- мини-фестиваль



Февраль - Март 2015 г.


Апрель - Май 2015г.



5 часов


5 часов



3 часа


4.

Осуществление итоговой диагностики учащихся

Май 2015г.

1 час

Итого


35 часов


2. 2. Методы реализации проекта

Блок «Смотрим. Обсуждаем»

Работа с каждым из предложенных классными руководителями для просмотра и обсуждения фильмов строится из следующих этапов, объединенных в четырёхчасовые тематические модули (1 модуль =1 фильм, «час» - академический час):

Установочная вводная беседа классного руководителя и обсуждение ожиданий учеников от просмотра данного фильма

(1 час )

Совместный просмотр фильма

(2 часа)


«Час обсуждения»

в классе

(1 час)


2. 3. Особенности содержания этапов модуля

2. 3. 1. Предваряющая просмотр установочная вводная беседа классного руководителя.

Это обрашенное к детям развернутое личное высказывание педагога о предлагаемом для просмотра фильме, проникнутое неподдельными личными эмоциями и переживаниями. Установочная вводная беседа, как и вся деятельность классного руководителя - руководителя киноклуба, предполагает реализацию нравственных ценностей самого педагога, диалог, при котором содержанием взаимодействия «педагог - обучающийся» является обмен ценностями. Такая диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником: равенство невозможно в связи с возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность в этом случае требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Монолог классного руководителя при установочной беседе нацелен на получение обратной связи (в виде вопросов, ответов, реплик) и обязательно включает в себя постановку проблемы, задач, «целевую установку» на просмотр фильма. Для усиления мотивации, мобилизации внимания перед началом просмотра всем учащимся раздаются карточки с заданиями, вопросами по содержанию фильма, на которые детям предстоит ответить. Свои наблюдения, мысли, ассоциации дети могут фиксировать в соответствующих разделах «Зрительского дневника» .

Ученики так же высказывают свои ожидания и предположения.

2. 3. 2. Совместный просмотр фильма.

Просмотр может проходить в актовом зале школы, в классе или других кабинетах, предусмотренных для просмотра.

По окончании просмотра дети получают «домашнее задание»: обсудить фильм с родителями (практика показывает, что в 30-40% случаев дети «пересматривают» фильм дома вместе с родителями), ответить на предложенные вопросы. Возможны ответы с двух точек зрения: «как ответили мои родители» и «как считаю я сам». Свои размышления о проблеме, затронутой в фильме, можно изложить в форме эссе, подобрать пословицы, поговорки, мудрые мысли, связанные с социальной (нравственной) ситуацией, представленной в фильм.

2. 3. 3. «Час обсуждения» в классе.

Проводится классным руководителем в классном кабинете. Заблаговременно до сведения обучающихся доводятся общие нормы и правила публичных выступлений и работы в группе. Поначалу контроль соблюдения этих правил - задача классного руководителя, постепенно это можно будет возлагать и на самих обучающихся.

Сам факт «встречи» школьников с фильмом не всегда и не для всех перерастает в ситуацию понимания смысла социальной (нравственной) ситуации. Кто-то смог осознать ситуацию, кто-то увидел фильм с одной точки зрения, извлек основной смысл и не обнаружил дополнительные; кто-то вообще не понял смысла. При проведении «Часа обсуждения» в начале занятия в классе работает «открытый микрофон» и используется незаконченный тезис «Мы посмотрели фильм о…» (верности, гордости, любви к матери, эгоизме, силе чувств, героизме, преданности Родине, коварстве, ответственности и т.п.). Этот тезис, опираясь на выполненное «домашнее задание», может по-своему продолжить и развернуть каждый из присутствующих. Выслушивая выступления, педагог по их ходу составляет на доске «веер мнений» класса. В «веере мнений» класса классным руководителем выделяются и объединяются близкие позиции, на основе чего высказавшие их дети распределяются по группам для дальнейшей работы. Затем классный руководитель выявляет противоречия в мнениях обучающихся, их понимании и оценке социально-нравственной ситуации, тем самым осуществляя педагогическую проблематизацию. Далее педагог организует позиционную коммуникацию. Главная цель позиционного общения школьников - «прорыв» их в иной контекст понимания смысла: не только Я - Фильм, как на первом этапе работы, но Я - Другие - Фильм. В процессе такой коммуникации друг с другом и педагогом дети обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими пониманиями и, в свою очередь, обогащать других. Помощь в организации взаимодействия в группе, расширении представлений и суждений детям в этой работе оказывают составленные заранее распечатки - цитатники «Банк мудрых мыслей». Каждая группа готовит выступление, содержащее максимально развернутую и убедительную аргументацию общего мнения членов группы по поводу социальной ситуации, нравственной проблемы, представленной в увиденном фильме (со «ссылкой на авторитеты», с примерами из жизненного опыта и пр.).

2. 4. Блок

«Выбираем. Представляем»

Работа с программой Windows Movie Maker

Разработка и реализация проекта «Кино, которое мы выбираем»

(5 часов)

Мини - фестиваль «кино, которое мы выбираем»

(3 часа)

Работа с прогрпрограммой Windows Movie Movie Maker

(5 часов)




2. 4. 1. Работа с программой Windows Movie Maker проводится в кабинете информатики или в любом другом кабинете при присутствии необходимого количества компьютеров и программного обеспечения. Это цикл занятий, на которых учитель обучает учащихся работе с программой Windows Movie Maker для создания презентаций, мини-фильмов и трейлеров к фильмам.

2. 4. 2. Разработка проекта начинается с того, что дети делятся на группы, выбирают вместе фильм, который будет представлен в их проекте и начинают разрабатывать совместный план действий. Основной замысел проекта: ярко, убедительно, полно, глубоко представить выбранный группой фильм другим ученикам. Если детям предварительно задано, к чему они должны прийти, и они ничего не могут изменить, то для них нет проектирования. Поэтому вся деятельность классного руководителя ориентируется на подготовку и «выведение» младших подростков в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «ЗАМЫСЕЛ-РЕАЛИЗАЦИЯ-РЕФЛЕКСИЯ». В проектах могут быть представлены как просмотренные фильмы, так и другие фильмы, просмотренные учениками самостоятельно.

2. 4. 3. Мини -фестиваль «Фильмы, которые мы выбираем» - это цикл занятий, проводимых классными руководителями в классном кабинете, на которых каждой группе обучающихся предоставляется возможность представить одноклассникам свои любимые фильмы и показать навыки, полученные на занятиях предыдущего цикла. Помощь в подготовке такого выступления ребенку (с «подачи» классного руководителя) могут оказать родители. На протяжении трёх занятий каждой группе предоставляется 10 минут, за которые она может представить свой любимый фильм: рассказать о создателях, об отраженной в фильме эпохе, описать сюжет, показать трейлер фильма и прокомментировать его, постараться охарактеризовать нравственные проблемы, которые затрагиваются в фильме. Слушатели фиксируют свои впечатления в «Зрительских дневниках», могут задавать вопросы. Педагог на этом этапе вновь выступает в роли рефлексивного управляющего, главной задачей которого является обращение выступающих и аудитории к социальной ситуации (нравственной проблематике), отраженной в фильме. По окончании выступлений обучающихся классный руководитель предлагает ребятам-зрителям поделиться своими впечатлениями (опираясь на записи в «Зрительском дневнике») и вместе выбрать наиболее заинтересовавшие фильмы. Среди всех представленных фильмов обучающимися выбирается один, который станет победителем.

2. 5 Ожидаемые результаты


В начале и на заключительном этапе реализации проекта «Школьный киноклуб как форма организации внеурочной деятельности обучающихся» классными руководителями осуществляются «входная» и итоговая диагностики, отражающие динамику произошедших конкретных изменений. При этом используется методика «Оценка уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков», разработанная мною на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет создать «Диагностические карты» учеников и определить «Коэффициент уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта обучающегося».

На протяжении всех занятий организуются диагностические беседы, самооценка и взаимооценка обучающихся, ведутся и систематизируются педагогические наблюдения. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в рамках киноклуба можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.


2. 6. Планирование занятий по программе «Киноклуб»

6 класс

35 часов. 1 час в неделю

Дата

Часы

Название и содержание темы

1

5. 09

1

Входная диагностика учащихся

Блок «Смотрим. Обсуждаем»

2

12. 09

1

Установочная вводная беседа и обсуждение ожиданий учеников от просмотра фильма «Звёздный мальчик» по мотивам произведения О. Уальда «Мальчик - звезда».

3

19. 09

2

Просмотр фильма «Звёздный мальчик» по мотивам произведения О. Уальда «Мальчик - звезда».

4

26. 09

5

3. 10

1

Час обсуждения в классе фильма «Звёздный мальчик» по мотивам произведения О. Уальда «Мальчик - звезда».

6

10. 10

1

Установочная вводная беседа и обсуждение ожиданий учеников от просмотра фильма «Питер Пенн» по мотивам произведения Дж. Барри.

7

17. 10

2

Просмотр фильма «Питер Пенн» по мотивам произведения Дж. Барри.

8

24. 10

9

31. 10

1

Час обсуждения в классе фильма «Питер Пенн» по мотивам произведения Дж. Барри.

10

14. 11

1

Установочная вводная беседа и обсуждение ожиданий учеников от просмотра фильма «Республика ШКИД» по мотивам произведения А. Пантелеева.

11

21. 11

2

Просмотр фильма «Республика ШКИД» по мотивам произведения А. Пантелеева.

12

28. 11

13

5. 12

1

Час обсуждения в классе фильма «Республика ШКИД» по мотивам произведения А. Пантелеева.

14

12. 12

1

Установочная вводная беседа и обсуждение ожиданий учеников от просмотра фильма «Затерянный мир» по мотивам произведения А. Конана - Дойля

15

19. 12

2

Просмотр фильма «Затерянный мир» по мотивам произведения А. Конана - Дойля

16

26. 12

17

16. 01

1

Час обсуждения в классе фильма «Затерянный мир» по мотивам произведения А. Конана - Дойля

18

23. 01

1

Установочная вводная беседа и обсуждение ожиданий учеников от просмотра фильма «Кортик» по мотивам произведения А. Рыбакова.

19

30. 01

2

Просмотр фильма «Кортик» по мотивам произведения А. Рыбакова.

20

6. 02

21

13. 02

1

Час обсуждения в классе фильма «Кортик» по мотивам произведения А. Рыбакова.

Блок «Выбираем. Представляем»

22

20. 02

1

Общее знакомство с программой Windows Movie Maker.

23

27. 02

1

Работа с видеодорожкой в программе Windows Movie Maker.

24

6. 03

1

Работа с музыкальной дорожкой Windows Movie Maker.

25

13. 03

1

Эффекты и переходы в программе Windows Movie Maker.

26

20. 03

1

Создание титров и сохранение проектов в программе Windows Movie Maker.

27

3. 04

1

Разработка проекта «Кино, которое мы любим».

28

10. 04

1

Реализация проекта «Кино, которое мы любим».

29

17. 04

1

Реализация проекта «Кино, которое мы любим».

30

24. 04

1

Реализация проекта «Кино, которое мы любим».

31

8. 05

1

Реализация проекта «Кино, которое мы любим».

32

15. 05

1

Мини-фестиваль проектов «Кино, которое мы любим».

33

22. 05

1

Мини-фестиваль проектов «Кино, которое мы любим».

34

29. 05

1

Обсуждение увиденных проектов и определение победителя.

35

1

Осуществление итоговой диагностики учащихся


35





































ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников. - М.: Просвещение, 2010.

3. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - М. : Просвещение, 2010.

4. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование - М. : Просвещение, 2011.

5. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение - М. : Просвещение, 2011.

© 2010-2022