Рабочая программа по краеведению (8 класс)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель руководителя Директор МОУ СОШ

/ШнайдерЕ.Н./ по УВР МОУ СОШ с.Долина с. Долина

ФИО /Галкина Л.В./ /Кулагина О.Н./

Протокол № 1 от «_21_» ФИО ФИО

____08____2015 г. «_24__»_08________2015 г. Приказ№_78_от «25_»_08___2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шнайдер Елены Николаевны (1 категория)

_________________________________

Ф.И.О., категория

культуре края , 8 КЛАСС

по___________________________________________________

Предмет, класс и т. п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_12_____от

«_25__»___08______2015 г.



2015-2016 учебный год















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Планирование составлено на основе программы «Культура края» авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.

Соответствует БУПу 2004 г.

Рабочая программа рассчитана для учащихся 8 класса.

Количество часов: всего - 35 (из расчёта 1 учебный час в неделю).

Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Цель курса - сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи курса:

  1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;

  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;

  4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.

На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека.. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико- ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ.

Предлагаемый перечень объектов художественной культуры не является стабильным для каждого образовательного учреждения. Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей

II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока


№ пункта

Тема урока


Кол-

во

часов

Цель обучения. Требования к уровню подготовки обучающихся

Использование

ИКТ, Интернет ресурсов


Дата прове-

дения

Приме-

чание



план

факт

1.

Введение.

1


2.

П.1

Стр.3-9

Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.*

1

Знать памятники градостроительного искусства

Презентация

3.

П.1

Стр.9-17

Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.*

1

Знать памятники жилой архитектуры.

Презентация

4.

П.1

Стр.3-17

Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы.*

1

Знать памятники гражданской общественной архитектуры

Презентация

5.

П.1

Стр.9-17

Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни.*

1

Знать памятники культовой архитектуры

Презентация

6.

П.1

Стр.3-17

Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм. Архитектурно-скульптурные комплексы.*

1

Знать памятники садово-паркового искусства

Презентация









факт

7.

П.2

Стр.19-20

Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

1

Знать основные этапы развития саратовской школы. Уметь объяснять, какое влияние оказала саратовская школа на отечественную культуру.

Презентация

8.

П.2

Стр.20

Пейзажные образы Саратовского края.*

1

Уметь рассказывать о восприятии художниками саратовской природы.

Презентация

9.

П.2

Стр.20-23

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.*

1

Знать основные вехи биографии В.Э. Борисова-Мусатова. Уметь давать характеристику его картин.

Презентация

10.

П.2

Стр.24-26

Творчество К.С. Петрова- Водкина.*

1

Знать основные этапы жизни и творчества К.С. Петрова-Водкина. Уметь давать характеристику его картин.

Презентация

11.

П.2

Стр.27-33

Творчество П. С. Уткина, А. Е. Карева.*

1

Знать основные этапы жизни и творчества П.С. Уткина, А.Е. Карева. Уметь давать характеристику картин.

Презентация

12.

П.2

Стр.27-33

Творчество А. И. Савинова, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева.*

1

Знать основные этапы жизни и творчества А.И. Савинова, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева. Уметь давать характеристику картин.

Презентация








13.

П.3

стр.34-36

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.*

1

Знать историю создания музея.

Презентация

14.

П.3

стр.36

Саратовский областной музей краеведения.*

1

Уметь рассказывать об этапах становления музея.

Презентация

15.

П.3

стр.37

Саратовский этнографический музей.*

1

Уметь давать характеристику музейным экспонатам

Презентация

16.

П.3

стр.38-40

Музей Н.Г. Чернышевского. Государственный музей К.А. Федина.*

Знать историю музеев

Презентация

17.

П.3

Стр.

Саратовский государственный музей Боевой Славы.*

1

Уметь давать характеристику музейным экспонатам

Презентация










18.

П.4

стр.42-44

История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае.

1

Уметь рассказывать об истории создания и оформления театрального движения в Саратовском крае.

Презентация

19.

П.4

стр.44-47

Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ).*

1

Знать историю театров Саратовского края.

Презентация

20.

П.4

стр.47-50

Академический театр оперы и балета.*

1

Знать историю создания Академического театра оперы и балета.

Презентация

21.

П.4

стр.50-52

Мастера саратовской сцены.*

1

Знать основные этапы биографии актёров.

Презентация










22.

П.5

Стр.55-58

История становления музыкального образования в Саратове.*

1

Уметь рассказывать об истории становления музыкального образования в Саратове.

Презентация

23.

П.5

Стр.59-61

61-65

Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали.

1

Знать какие проводятся фестивали на территории Саратовского края. Уметь рассказывать о творчестве музыкантов.

Презентация

24.

П.5

стр.58-59

Саратовская государственная консерватория.*

1

Презентация

25.

П.5

стр.59

Музыкальные традиции города.

1

Уметь рассказывать о музыкальных традициях города

Презентация

26.

П.5

Великие имена Саратова.*

1

Знать знаменитые даты и выдающихся музыкантов.

Презентация

27.

П.5

Творчество композиторов.*

1

Знать основные этапы биографии выдающихся композиторов.

Презентация









28.

П.6

стр.67-69

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.*

1

Называть элементы костюмов и украшений.

Презентация

29.

П.6

Северорусский и южнорусский комплекс.*

1

Уметь описывать характерные особенности костюмов.

Презентация

30.

П.6

стр.69-73

Общее и различное в колорите, декоре.*

1

Уметь сравнивать национальные костюмы народов Поволжья.

Презентация

31.

П.6

Форма и декор женских головных уборов.*

1

Понимать язык орнамента, его символичное значение.

Презентация

32.

Защита творческих проектов по темам: «Каменная летопись края», «Мастера живописи и скульптуры»*

1


33.

Защита творческих проектов по темам: «Мир музея», «Театральное искусство».*

1


34-35.

Защита творческих проектов по темам: «Музыкальное искусство», «Костюмы народов Поволжья».*

2


III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение. (1 час)

Что изучает курс «Культура края».

Тема I. Каменная летопись края (5 часов)

К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести:

1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.

2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.

3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.

4.Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д.

5. Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.

6. Архитектурно - скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.

Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров - церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин - церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)

Тема II. Мастера живописи и скульптуры. (6 часов)

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.

К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.

А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

Тема III. Мир музея. (5часов)

Роль музея в развитии культуры современного общества.

Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.

История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе.

Тема IV. Театральное искусство. (4часа)

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

Тема V. Музыкальное искусство. (6 часов)

История становления музыкального образования в Саратове.

Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

Тем VI. Костюмы народов Поволжья. (4 часа)

Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.

Защита творческих проектов. (3часа)

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Культура края»:

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка.



V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Культура края. Учебное пособие для 8 класса. Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б. КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2014 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ


п/п

урока

Дата

Проведения

Тема урока

ИКТ

план

факт

1.

2

Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.

Презентация по теме урока

2.

3

Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.

Презентация по теме урока

3.

4

Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы.

Презентация по теме урока

4.

5

Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни.

Презентация по теме урока

5.

6

Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм. Архитектурно-скульптурные комплексы.

Презентация по теме урока

6.

8

Пейзажные образы Саратовского края.

Презентация по теме урока

7.

9

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.

Презентация по теме урока

8.

10

Творчество К.С. Петрова- Водкина.

Презентация по теме урока

9.

11

Творчество П. С. Уткина, А. Е. Карева.

Презентация по теме урока

10.

12

Творчество А. И. Савинова, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева.

Презентация по теме урока

11.

13

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Презентация по теме урока

12.

14

Саратовский областной музей краеведения.

Презентация по теме урока

13.

15

Саратовский этнографический музей.

Презентация по теме урока

14.

16

Музей Н.Г. Чернышевского. Государственный музей К.А. Федина.

Презентация по теме урока

15.

17

Саратовский государственный музей Боевой Славы.

Презентация по теме урока

16.

19

Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ).

Презентация по теме урока

17.

20

Академический театр оперы и балета.

Презентация по теме урока

18.

21

Мастера саратовской сцены.

Презентация по теме урока

19.

22

История становления музыкального образования в Саратове.

Презентация по теме урока

20.

24

Саратовская государственная консерватория.

Презентация по теме урока

21.

26

Великие имена Саратова.

Презентация по теме урока

22.

27

Творчество композиторов.

Презентация по теме урока

23.

28

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.

Презентация по теме урока

24.

29

Северорусский и южнорусский комплекс.

Презентация по теме урока

25.

30

Общее и различное в колорите, декоре.

Презентация по теме урока

26.

31

Форма и декор женских головных уборов.

Презентация по теме урока

27.

32

Защита творческих проектов по темам: «Каменная летопись края», «Мастера живописи и скульптуры»

Презентация по теме урока

28.

33

Защита творческих проектов по темам: «Мир музея», «Театральное искусство».

Презентация по теме урока

29.

34-35

Защита творческих проектов по темам: «Музыкальное искусство», «Костюмы народов Поволжья».

Презентация по теме урока


© 2010-2022