- Преподавателю
- Другое
- Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агафонова З.Н. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Агафонова Зинаида Николаевна,
учитель математики
первой квалификационной категории
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Форма проведения: Урок-путешествие «За обозом Ломоносова»
Материалы и оборудование:
-презентация
- карточки задания
- карточки домашней зачетной работы
- медальки для поошрения
- оформление: портрет М.В. Ломоносова
девиз урока «Смогу и добьюсь!»
М.В.Ломоносов
Цель урока:
-
Повторить пройденный материал и активизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
-
Получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
-
Уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.
-
Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам, формировать чувство патриотизма.
Ход урока
1 слайд - Наш урок мы проедем в форме путешествия, вспомним как М.В.Ломоносов, великий гражданин, ученый, прославивший Россию, отправился в Москву. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о его жизни и деятельности, используя математические знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
2 слайд - Цель урока
3 слайд - Отец не одобрял его стремление отправиться в Москву, но и не сильно препятствовал. А денег не дал. Пришлось обратиться к помощи соседа Ивана Шубного, который дал юноше три рубля. Прожить в Москве на эти деньги нельзя, но на дорогу хватило. В это время из Холмогор в Москву отправляется обоз с рыбой. К нему-то и присоединился наш путешественник. Разговоры о том, что Ломоносов шел пешком, это совсем не так, Михайло выбрался из дома ночью, когда все спали. Надел две рубахи, нагольный тулуп, взял любимые «Грамматику» и «Арифметику» и отправился догонять ушедший караван, только на третий день он его догнал и уже не отставал.
«Смогу и добьюсь!» - вот что стало девизом Ломоносова в школе, а потом на всю жизнь. Под таким девизом и мы сегодня совершим увлекательное путешествие за обозом М.В. Ломоносова.
4 слайд - Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне расположенной на Курострове в устье Северной Двины, против города Холмогоры
5 слайд - Едва исполнилось Михайле девятнадцать лет, как справил он себе паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии. Сохранились записи в волостной книге Курострова, что, мол, отпущен 7 декабря 1730 года Михайло Васильев сын Ломоносова в Москву.
6 слайд - 1149 километров - таков путь обоза до Москвы, который они преодолели за три с половиной недели.
7-8 слайд - Мы с вами сегодня повторим путь, по которому прошел М.В. Ломоносов. Впереди много населенных пунктов, добраться до которых нам помогут знания по математике.
9 слайд - итак, мы отправляемся в путь.
10 - 13 слайд - Одна из невероятно поэтичных и сказочных дорог России - трасса М-8 «Холмогоры» протянулась от Белого моря до Москвы. Двигаясь по этой автостраде, можно попасть на родину Михаила Ломоносова и в гости к Деду Морозу, по пути посещая необыкновенно красивые русские города и поселки: Архангельск, Холмогоры, Емецк, Шенкурск, Вельск, Вологду, Ярославль, Загорск , Москву
14-18 слайд - Трасса М8 протянулась примерно на 1271 км. Этот дивный маршрут пересекает Вологодскую, Владимирскую, Московскую, Ярославскую и Архангельскую области. Автострада М-8 «Холмогоры» пролегает по равнинной, болотисто-лесистой и холмистой местности. Отчасти поэтому, дорога М8 имеет название - «Холмогоры».
19-20 слайд - первая наша остановка - село Холмогоры, до 1925 года город Холмогоры в низовьях Северной Двины. В допетровские времена - центр Холмогорской епархии, главный город Поморского края. Здесь вам предлагаются следующие математические задания:
21-22 слайд - Прочитать десятичные дроби.
23-25 слайд - Наша первая остановка завершена, мы продолжаем путь и приближаемся к реке Емца на левом берегу которой расположено старинное село Емецк, наиболее известное как место рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова.
26 слайд - Задание: запишите в виде десятичной дроби
1.Сорок две целых пять десятых;
2.Пять сотых;
3.Двенадцать целых четыре тысячных;
4.Три целых семьдесят сотых;
5.Двести девять целых одна десятитысячная
27 слайд - проверка.
28-29 слайд -Мы продолжаем наше путешествие , позади около 300 км пути по трассе М-8 и вот уже показался поселок лесозаготовителей Усть-Вага, который расположен в красивейшем живописном месте недалеко от впадения Ваги в Северную Двину.
30-31 слайд - Правила сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Сложение (вычитание) десятичных дробей:
-
Чтобы сложить (вычесть) две десятичные дроби, надо:
-
Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
-
Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
-
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
-
Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
32 слайд - Поехали.. А вот и жемчужина Важского края город Шенкурск. Он известен своими культурными традициями. Исконно Шенкурскими являются арт-бизнес фестиваль «Купеческое слово», «Сретинская ярмарка», ансамбль народных инструментов «Скерцо» и др.
33 слайд - Задание: сравните десятичные дроби.
34,35слайд - Наш обоз прошел около 500 км трассы и приближаемся к древнейшему городу Русского Севера, расположенному на высоком левом берегу Ваги при впадении в нее реки Вель - городу Вельску .
36 слайд - физкультминутка
-
Я скажу себе, друзья,
-
Не боюсь я никогда
-
Ни диктанта, ни контрольной,
-
Ни стихов и ни задач,
-
Ни проблем, ни неудач.
-
Я спокоен, терпелив,
-
Сдержан я и не хмурлив,
-
Просто не люблю я страх,
-
Я держу себя в руках.
37 слайд - Задание
38 слайд - Вологда - важнейший транспортный узел Северо-Запада России. Входит в число городов, обладающих особо ценным историческим наследием: на территории города выявлено 224 памятника истории, архитектуры, культуры; 128 из них взяты под охрану государства. В 1871 году голштинский предприниматель Ф. А. Буман открыл первый российский специализированный маслодельный завод в деревне Марфино Вологодского уезда, а в 1872 году - ещё один маслодельный завод в близлежащем селе Фоминское (13 км от Вологды). С тех пор Вологда становится центром маслодельной промышленности, а вологодское масло, технология изготовления которого была изобретена Н. В. Верещагиным и приобретена Ф. А. Буманом, - мировым брендом. В 1911 году усадьба Фоминское с маслозаводом Ф. А. Бумана была передана в казну, а на её базе был основан Вологодский молочный институт: тем самым Вологда превращается в один из крупнейших молочнохозяйственных центров страны.
39 слайд - Вычисли удобным способом:
0,63 + (2,78 + 5,37)=
37,42 - (26,42 + 7,8) =
(8,64 + 13,88) - 2,64 =
40 слайд - Дальше наш путь проходит по территории Ярославской области .Данилов - город, расположенный в 60 км к северо-востоку от Ярославля. Впервые упом. в 1592 под названием Даниловой слободы. В 1786 пожар уничтожил почти весь город, но его уже быстро отстроили вновь. Сейчас это крупный железнодорожный узел.
41 слайд - «Успокоение»
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
42 слайд
Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок,
Значение буквы проверить несложно.
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовется тот час.
43 слайд- Решите уравнения
Х + 3,8 = 8,1
Х - 6,5 = 12
9,71 - у =3,31
44-45 слайд - Проехав 60 км на северо-восток мы остановились в Ярославле Это - один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке; в 2010 году город отметил своё тысячелетие. День города в Ярославле обычно отмечается в последнюю субботу мая (в 2010 году в связи с тысячелетием города празднование проводилось с 10 по 12 сентября). Исторический центр города, расположенный у слияния рек Волги и Которосли, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ярославль традиционно считается одним из основных объектов Золотого кольца России.
46 слайд - С давних времен разные деревья и кустарники люди наделяли определенной символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива - мир, апельсин - щедрость. Решите уравнения. По совпадающим значениям корней выясните, какие деревья символами каких качеств являются
47 слайд -
48 слайд - Загорск , город в Московской области Историческое ядро Загорска - Троице-Сергиева лавра. С XIV в. вокруг неё возникли слободы и сёла, в которых получили развитие кустарные народные промыслы, в том числе художественная резьба по дереву , изготовление игрушек. Близ монастыря - большие посадские церкви: Введенская (1547), Пятницкая (1547, с трапезной и колокольней), а также Пятницкий колодец (конца XVII - начала XVIII вв., часовня-ротонда с купольным сводом).
49 слайд - Найди периметр фигур
50 слайд - Москва
51 слайд - Домашнее задание:
Выполнить зачетную работу
Обязательная часть
1. Запишите числа: а) ; 2; в виде десятичной дроби;
б) 0,9; 7,23; 0,006 в виде обыкновенной дроби.
2. Начертите координатную прямую (за единичный отрезок возьмите 10
клеток) и отметьте на ней числа 0,4 и 1,7.
3. Сравните числа: а) 7,64 и 7,604; б) 0,008 и 0,1.
4. Заполните пропуски таким образом, чтобы получилось верное равенство:
а) 870 г = кг; б) 1м 8см = м.
5. Запишите в виде десятичной дроби: ; ; .
Дополнительная часть
6. Выразите 1ч 45мин в часах и запишите результат в виде десятичной дроби.
7. Какие цифры можно поставить вместо звездочки, чтобы было верно неравенство: 1,*35 1,27 ?
8. Вычислите: 0,375 +
51-55 слайд - Мы завершили наше путешествие и как М.В.Ломоносов прошли путь от Холмогор до Москвы. Позади 1271 км пути по трассе М 8.Наше путешествие продолжалось 45 минут. В реальном времени на это необходимо 15-20 часов. Всем спасибо за компанию и до следующей встречи на трассе «Холмогоры»
По итогам работы на уроке ученики получают медальки:
- За активную работу на уроке
- За хорошую подготовку к уроку
56-64 слайд - история десятичных дробей (при наличии времени).