- Преподавателю
- Другое
- Доклад для выступления на педсовете
Доклад для выступления на педсовете
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шафикова Г.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Духовно- нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе VIII вида.
Шафикова Г.А. воспитатель
ГБС(К)ОУ «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г.Нурлат Республика Татарстан
Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.
Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать.
В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством - с этого начинается долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга - это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.
Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно - познавательную, трудовую, эстетическую, общественно - полезную, ценностно - ориентированную, художественно - творческую, спортивно - оздоровительную, коррекционную виды деятельности.
Использую принципы:
Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;
Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.
Основной задачей нравственного воспитания в старших классах является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
В основу положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность
- стимулирование
- сотрудничество
- доверие
- открытый диалог
- свобода выбора
- увлечение
- коллективный анализ и оценка
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
- личный пример
Применяю разные формы работы:
- система воспитательских часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);
- диспуты («Счастливый человек.…Какой он?»; «Хотим быть…»; «Умею ли я любить?»; «О товариществе и дружбе»; «Люди, без которых мне одинок».)
Занятия по домоводству: («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
- беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я - родитель, я - приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
- экскурсии;
- коллективно - творческие дела;
- индивидуальное и коллективное консультирование;
- игры и игровые программы;
- спортивные соревнования;
- познавательно - досуговые программы.
В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.
Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:
Доброта - это …
Быть добрым - это значит …
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …
Терпимость - это …
Быть терпимым - это значит … и т. д.
Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Вступление в годы отрочества - это словно второе рождение человека.
Первый раз рождается живое существо, второй раз - гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит уже не только окружающий мир, но и саму себя. Первый раз человек заявляет о себе криком: "Вот я, заботьтесь, волнуйтесь обо мне, я беспомощный, не забывайте обо мне ни на минуту, берегите меня, сидите затаив дыхание у моей колыбели".
Родившись во второй раз, человек заявляет о себе совершенно иначе:
"Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте
каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не
напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу,
чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора. Это цель моей жизни. Я
вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу
самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя
нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей,
тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и
безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима
поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на
плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом.
Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь
до вершины". Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что
его волнует, и если бы - самое главное - он захотел откровенно обо всем сказать.
В этот период жизни ребенка учителя, психологи, родители должны особенно внимательно наблюдать за детьми, заниматься их развитием и воспитанием. Необходимо вдумчиво подойти к сложным проявлениям характера подростка, у которого переход от отношений типа «взрослый - ребенок» к отношению «взрослый - взрослый» является становлением способа его социального взаимодействия с другими людьми. В связи с этим переходом подросток усваивает новые этические нормы поведения, что является важным условием формирования его мировоззрения. Жизнь по системе норм и правил поведения, существующей для взрослых, позволяет подростку научиться думать, действовать в более сложных жизненных ситуациях, принимать в них самостоятельные правильные решения. Конфликты же подростка с взрослыми людьми, с родителями объясняются часто не тем, что подросток отрицательно относится к тому или иному человеку, а тем, что он не приемлет «мораль послушания», предъявляемую взрослыми, не учитывающими противоречий подросткового возраста. Конфликтность, а порой и агрессивность подростка в отношении с взрослыми обусловлена своеобразием натуры ребенка. Таким образом, подростковый возраст - период радикальных перемен в жизни человека, становление нового уровня самосознания. Особое значение в этом возрасте имеет уровень духовно-нравственной воспитанности школьника, которая является выражением эмоционально-мотивационной сферы личности. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Именно с духовно-нравственным воспитанием связывают сегодня возможность развития, как самой личности, так и всего общества в целом.