Учебно - методический комплект в системе дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно -методический комплекс в системе

дополнительного образования детей


Шевердина З.А. методист

Понятие образовательно-методического комплекса (УМК) в системе ДОД

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей (ДОД) образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности). Но начинающим педагогам трудно работать по таким программам поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору разработчику. Кстати, эта же проблема - реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе - сопутствует и современным примерным программам (образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДО Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту), для практической реализации которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист переводчик с научного языка на язык практики.

Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге - к постепенной трансформации программного поля ДО в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.

Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему - это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».

Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком. Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программнометодических материалов может быть представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). УМК - это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД.

Состав УМК

Учебно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов УМК.

В их числе:

  • пояснительная записка к УМК (с указанием актуальности данного УМК, его концептуальных основ, перечня представленных в УМК материалов, информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях);

  • образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДО;

  • пакет методических материалов:

Это могут быть:

  • методические рекомендации по организации образовательной деятельности;

  • методическое пособие для педагога;

  • методические разработки отдельных тем и занятий;

  • описание диагностических методик;

  • справочно-информационные материалы;

  • дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);

  • инструкция по технике безопасности;

  • глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);

  • компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;

  • другие методические материалы.

  • программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;

  • расписание консультаций разработчика УМК;

  • электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.

Источники создания УМК

Потенциальными источниками для создания УМК в системе ДО могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДОД методическую базу, включающую контрольно - диагностический блок. Также обязательным условием для формирования УМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для УМК образовательных программ могут предлагаться:

  • программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;

  • апробированные в практике УДО программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДОД.

Практическая значимость УМК

Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД позволили бы:

  1. сделать интересный опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации;

  2. познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДО;

  3. предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.

Адресаты УМК

В качестве непосредственных адресатов УМК могут быть:

■ педагоги, начинающие работать в системе ДО (для них УМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);

■ педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному УМК сферам деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки УМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);

Требования к материалам, представляемым в УМК:

  • соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»;

  • соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;

  • соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания инвариантности и вариативности.

Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УМК и дополняющих образовательную программу.

  1. Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):

■ буклет;

■ листовка;

■ аннотированный каталог;

■ информационно-методический справочник и т.п.

  1. Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):

■ инструкция;

■ методическая записка;

■ методическая разработка;

■ методические рекомендации;

■ методическое пособие;

■ тематическая папка;

■ инструктивно-методический плакат и т.п.

  1. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):

  • карточки;

  • тестовые задания;

  • графики; • схемы;

  • чертежи;

  • рисунки;

  • карты;

  • фотографии;

  • иллюстрации;

  • видеоролики; • модели;

  • тематическая подборка материала - текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.

Этапы создания УМК

1) Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

2) Разработка конспектов занятий. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку.

  1. Разработка структуры и содержания практических занятий.

  2. Планирование и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.

  3. Разработка заданий для контрольных точек.

  4. Разработка методических рекомендаций к практическим занятиям.

  5. Разработка тестовых заданий для определения уровня ЗУН обучающихся.

  6. Оформление документации УМК.

  7. Апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе.

10) Согласование и утверждение УМК.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

1. Разработка образовательной программы, учебно-тематических планов по дисциплине.

2.Разработка модели выпускника по дисциплине, включающая: цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения.

  1. Разработка конспектов занятий, методики их проведения, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.

  2. Оформление документации по УМК в печатном и электронном виде.

5.Апробация материалов УМК в учебном процессе.

6. Корректировка материалов УМК.

УМК образовательной программы и его компоненты должны:

  • учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;

  • предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

  • соответствовать современным научным представлениям в определенном направлении деятельности;

  • обеспечивать межпредметные связи;

  • обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся;

  • иметь предполагаемые результаты;

  • содержать информацию об авторах, работающих в этом направлении.

Приложение 1

Информационная карта учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы

Наименование программы:

_____________________________________________________ документа, рекомендующего программу к реализации:

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Наименование материалов

Автор, составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

1.


2.

Дидактические материалы

1.

2.

Методические материалы

1.

2.





Список литературы

  1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.

  2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002.

  3. Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект - требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.

  4. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.

  5. Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.

  6. Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.

  7. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.

  8. Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.

  9. Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc

  10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003.





© 2010-2022