- Преподавателю
- Другое
- Учебно - методический комплект в системе дополнительного образования
Учебно - методический комплект в системе дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шевердина З.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно -методический комплекс в системе
дополнительного образования детей
Шевердина З.А. методист
Понятие образовательно-методического комплекса (УМК) в системе ДОД
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей (ДОД) образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности). Но начинающим педагогам трудно работать по таким программам поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору разработчику. Кстати, эта же проблема - реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе - сопутствует и современным примерным программам (образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДО Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту), для практической реализации которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист переводчик с научного языка на язык практики.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге - к постепенной трансформации программного поля ДО в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.
Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему - это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком. Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программнометодических материалов может быть представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). УМК - это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД.
Состав УМК
Учебно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов УМК.
В их числе:
-
пояснительная записка к УМК (с указанием актуальности данного УМК, его концептуальных основ, перечня представленных в УМК материалов, информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях);
-
образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДО;
-
пакет методических материалов:
Это могут быть:
-
методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
-
методическое пособие для педагога;
-
методические разработки отдельных тем и занятий;
-
описание диагностических методик;
-
справочно-информационные материалы;
-
дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
-
инструкция по технике безопасности;
-
глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
-
компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;
-
другие методические материалы.
-
программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
-
расписание консультаций разработчика УМК;
-
электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
Источники создания УМК
Потенциальными источниками для создания УМК в системе ДО могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДОД методическую базу, включающую контрольно - диагностический блок. Также обязательным условием для формирования УМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для УМК образовательных программ могут предлагаться:
-
программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
-
апробированные в практике УДО программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДОД.
Практическая значимость УМК
Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД позволили бы:
-
сделать интересный опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации;
-
познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДО;
-
предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
Адресаты УМК
В качестве непосредственных адресатов УМК могут быть:
■ педагоги, начинающие работать в системе ДО (для них УМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
■ педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному УМК сферам деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки УМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);
Требования к материалам, представляемым в УМК:
-
соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»;
-
соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;
-
соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания инвариантности и вариативности.
Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УМК и дополняющих образовательную программу.
-
Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
■ буклет;
■ листовка;
■ аннотированный каталог;
■ информационно-методический справочник и т.п.
-
Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
■ инструкция;
■ методическая записка;
■ методическая разработка;
■ методические рекомендации;
■ методическое пособие;
■ тематическая папка;
■ инструктивно-методический плакат и т.п.
-
Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
-
карточки;
-
тестовые задания;
-
графики; • схемы;
-
чертежи;
-
рисунки;
-
карты;
-
фотографии;
-
иллюстрации;
-
видеоролики; • модели;
-
тематическая подборка материала - текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.
Этапы создания УМК
1) Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
2) Разработка конспектов занятий. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку.
-
Разработка структуры и содержания практических занятий.
-
Планирование и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.
-
Разработка заданий для контрольных точек.
-
Разработка методических рекомендаций к практическим занятиям.
-
Разработка тестовых заданий для определения уровня ЗУН обучающихся.
-
Оформление документации УМК.
-
Апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе.
10) Согласование и утверждение УМК.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
1. Разработка образовательной программы, учебно-тематических планов по дисциплине.
2.Разработка модели выпускника по дисциплине, включающая: цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения.
-
Разработка конспектов занятий, методики их проведения, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
-
Оформление документации по УМК в печатном и электронном виде.
5.Апробация материалов УМК в учебном процессе.
6. Корректировка материалов УМК.
УМК образовательной программы и его компоненты должны:
-
учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
-
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
-
предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
-
соответствовать современным научным представлениям в определенном направлении деятельности;
-
обеспечивать межпредметные связи;
-
обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся;
-
иметь предполагаемые результаты;
-
содержать информацию об авторах, работающих в этом направлении.
Приложение 1
Информационная карта учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы
Наименование программы:
_____________________________________________________ документа, рекомендующего программу к реализации:
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Наименование материалов
Автор, составитель
Год разработки, составления
Учебные пособия
1.
2.
…
Дидактические материалы
1.
2.
…
Методические материалы
1.
2.
…
Список литературы
-
Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
-
Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002.
-
Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект - требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.
-
Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
-
Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
-
Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
-
Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
-
Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
-
Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
-
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003.