Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса Час чтения

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Читаю - значит расту!


Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192с.) и

Цель программы:

  • воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

Задачи программы:

  • углубленно познакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечить литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения;

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

В соответствии с учебным планом школы, в 4 классе на изучение курса отводится 34 часа в год, 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности при 34 неделях, предусмотренной ФГОС. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации- 1 год.

Формы работы с книгой: занятие-диспут, конференция, устный журнал, конкурсы, викторины, литературный ринг и т. д.


Общая характеристика курса

Важным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст - читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».

Данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно - деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем.

Отсюда вытекают базовые позиции курса «Час чтения»:

  1. Обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  2. Внимание к личности писателя;

  3. Бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  4. Наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;

  • литературоведческого;

  • коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

Подведение итогов работы:

  1. Проверка техники чтения у учащихся.

  2. Беседы, анкетирование.

  3. Выставка рисунков на тему «Мой любимый автор», «Моё любимое произведение»;

  4. Презентация «Что нового и интересного я узнал/а?» во внеурочной деятельности «Час чтения» (5-7 слайдов).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные:

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7.Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные:

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7.Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.





Содержание курса внеурочной деятельности «Час чтения»

Раздел 1. Вводное занятие. -1 час

1.Знакомство учащихся с особенностями внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.

Раздел 2. Русские народные сказки. -3 часа

1. Понятие «русские народные сказки». Сказка «Несмеяна- царевна» А.Н. Афанасьева.

2.Викторина «Русская народная сказка «Несмеяна- царевна»» А.Н.Афанасьева.

Раздел 3. Сказки разных народов. - 3 часа

1.Беседа о сказках разных народов. Английская сказка «Джек и бобовый стебель»

Раздел 4. Сказки Х.К.Андерсена. - 2 часа

1. Сказка Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

2.Викторина по сказке Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Раздел 5. Сказки А.С.Пушкина.- 2 часа

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».

2.Викторина «Сказка о золотом петушке».

Раздел 6. Книги Джанни Родари.- 2 часа

1. Джанни Родари «Волшебный барабан».

2.Викторина по сказке «Волшебный барабан».

Раздел 7. Книги «былин».- 2 часа

1.Былина «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Святогор».

2.Викторина по былинам «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Святогор».

Раздел 8. Книги «басен».- 2 часа

Чтение басен И.А.Крылова «Собачья дружба», «Мартышка и очки».

Раздел 9. Книги о детях. - 2 часа

1. Элинор Портер «Поллианна».

2.Викторина «Поллианна»

Раздел 10. Книги С.П.Алексеева.- 1 час

1. Книга С.П.Алексеева «Птица-слава».

Раздел 11. Книги о Великой Отечественной Войне. - 2 часа

Кассиль Л.А. «У классной доски»

Раздел 12. Мифы Древней Греции. 2 часа

Одиссей у нимфы Калипсо», «Кони Диомеда»

Раздел 13.Книги с библейскими сказаниями. - 1час

Книга «Библейские сказания» (Классика в школе)

Раздел 14. Книги Н.Носова.- 1 час

Дневник Коли Синицына

Раздел 15.Стихи русских поэтов.- 1 час

С.Маршак «Круглый год», Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Раздел 16.Смешные стихи.- 2 час

В.Степанов «Что случилось у котят?», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой!»

Раздел 17. Книги о вещах и о том, из чего они сделаны.-2 часа

М.Ильин «Рассказы о вещах»

Раздел 18. Книги и их создатели.- 2 часа

Творцы книг

Раздел 18. Итоговое занятие. -1 ч












Тематический план


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Вводное занятие

1 час

2.

Русские народные сказки

3 часа

3.

Сказки разных народов

3 часа

4.

Сказки Х.К.Андерсена

2 часа

5.

Сказки А.С.Пушкина

2 часа

6.

Книги Джанни Родари

2часа

7.

Книги «былин»

2 часа

8.

Книги «басен»

2 часа

9.

Книги о детях

2 часа

10.

Книги С.П.Алексеева

1 час

11.

Книги о Великой Отечественной войне

2 часа

12.

Мифы Древней Греции

2 часа

13.

Книги с библейскими сказаниями

1 час

14.

Книги Н.Носова

1 час

15.

Стихи русских поэтов

1 час

16.

Смешные стихи

2 часа

17.

Книги о вещах и о том, из чего они сделаны

2 часа

18.

Книги и их создатели

2 часа

19.

Итоговое занятие

1 час


Итого: 34 часа









Тематическое планирование


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации ВДУ


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

1

Вводная беседа

-познакомить учащихся с особенностями внеурочной деятельности «Час чтения», -провести инструктаж и рассказать о требованиях к поведению учащихся во время занятия и соблюдении правил на рабочем месте.

-соблюдать правила общения;

-слушать учителя;

-задавать вопросы, если есть;

-выражать свою точку зрения.

Слушают учителя об особенностях внеурочной деятельности «Час чтения».

Задают вопросы, если есть.

Слушают инструктаж о требованиях во время занятия и соблюдают правила на рабочем месте.

01.09.

2-3

Понятие «русские народные сказки».

Сказка «Несмеяна- царевна» А.Н. Афанасьева

1

1

Конкурс-кроссворд

-формировать умение делать презентацию прочитанной книги, планировать свою деятельность, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

- приобщаться к народной культуре. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- действовать по инструкции. (Р.)

- планировать свою деятельность. (Р.)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Используют контекстный способ чтения.

Характеризуют персонажей.

Классифицируют народные сказки.

Сочиняют назаданную тему.

Характеризуют прочитанную книгу.

Делают презентацию прочитанной книги.

08.09.

15.09.

4.

Викторина «Русская народная сказка «Несмеяна- царевна»» А.Н.Афанасьева

1

Викторина

-подготовить материалы для викторины, формировать умение классифицировать сказки, аргументировать свое мнение.

-приобщаться к народной культуре. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- прогнозировать. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П.)

- определять главное. (П.)

-аргументировать своё мнение. (К.)

Прогнозируют содержание текста перед его чтением.

Расширяют словарный запас.

Выявляют и формулируют идею произведения.

Сравнивают произведения.

Классифицируют сказки.

22.09.

5-7

Беседа о сказках разных народов.

Английская сказка «Джек и бобовый стебель».

Викторина «Английская сказка «Джек и бобовый стебель»

1

1


1

Литературные игры, работа в малых группах

-работать над сплочением коллектива и формированием команды,

-формировать умение давать характеристику персонажам

- формировать интерес к чтению. (Л.)

- вырабатывать нравственные ориентиры. (Л.)

- формировать рефлексию. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- развивать способность к оценке и самооценке. (Р.)

-прогнозировать читаемое. (Р.)

- анализировать содержание произведения с целью выявления главной мысли. (П)

- анализировать произведения для выявления языковых и композиционных особенностей. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Обмениваются читательским опытом.

Характеризуют персонажей.

Пересказывают прочитанное.

29.09.

06.10.


13.10.

8-9

Сказка Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Викторина по сказке Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

1


1

Устный журнал, викторина

-познакомить с жизнью и творчеством автора, приготовить презентацию на тему.

- формировать эстетический вкус. (Л.)

- приобщаться к мировой культуре. (Л.)

- развивать эмоциональную сферу. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- действовать по плану. (Р.)

- прогнозировать. (Р.)

- развивать способность к самоконтролю. (Р.)

-ранжировать информацию. (П)

- синтезировать прочитанное. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать своё мнение. (К.)

- пересказывать прочитанное, изменяя лицо рассказчика. (К.)

Выявляют мотивацию поступков персонажей.

Характеризуют персонажей.

Сравнивают персонажей одного произведения.

Выявляют идею произведения.

Выделяют эпизод.

Выявляют кульминацию.

Озаглавливают эпизод произведения.

Озаглавливают иллюстрацию.

Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения.

Делают творческий частичный пересказ прочитанного.

20.10.

27.10.

10-11

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Викторина «Сказка о золотом петушке»

1


1

Дискуссия, викторина

-подготовить материалы викторины,

-формировать умение словесно рисовать.

-формировать рефлексию. (Л.)

- развивать эмпатию. (Л.)

-принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- развивать способность к самоконтролю. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П)

- выделять главное. (П)

-развивать навыки сотрудничества. (К.)

- делать высказывания с элементами описания, рассуждения и повествования. (К.)

Сравнивают произведения.

Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения.

Иллюстрируют прочитанное словесно.

Находят и читают книги на заданную тему.

Участвуют в литературной викторине.

Делают высказывания с элементами описания, рассуждения, повествования.

Читают по ролям.

10.11.

17.11.

12-13

Джанни Родари

«Волшебный барабан»

Викторина по сказке «
Волшебный барабан»

1


1

Круглый стол, викторина

-подготовить выставку книг автора,

-формировать умение планировать свою деятельность, действовать по инструкции

-развивать эмоциональную сферу. (Л.)

- развивать эмпатию. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- действовать по инструкции. (Р.)

- планировать свою деятельность (Р.)

-синтезировать прочитанное. (П.)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать своё мнение. (К.)

- развивать навыки сотрудничества. (К.)

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Расширяют словарный запас.

Наблюдают над композицией произведения.

Выделяют эпизоды.

Находят и читают книги на заданную тему.

Словесно иллюстрируют прочитанное.

Делают музыкальное иллюстрирование.

24.11.

01.12.

14-15

Былина «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Святогор».

Викторина по былинам «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Святогор».

1


1

Беседа, работа в парах

-организовать работу в парах,

-подготовить материалы беседы

- приобщать к русской культуре. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П)

- анализировать содержание произведения. (П)

- анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П)

- анализировать произведение с целью выявления образных языковых средств и их роли в тексте. (П.)

- анализировать произведение с целью наблюдения над использованием приема «противопоставление». (П)

- Делать обобщение. (П.)

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Используют поисковый способ чтения.

Знакомятся с признаками жанра былины.

Пополняют словарный запас.

Характеризуют персонажей.

Сравнивают персонажей.

Обосновывают ответ ссылкой на текст.

Находят в тексте образные средства.

Наблюдают над использованием приема «противопоставление».

Сравнивают произведения.

Озаглавливают иллюстрацию.

08.12.


15.12.

16-17

Чтение басен И.А.Крылова «Собачья дружба», «Мартышка и очки»

2

Занятие-спектакль

-приготовить аудиозаписи басен,

-формировать умение слушать их

-вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.)

- развивать способность к эмоционально-личностной децентрации. (Л.)

- развивать художественный вкус. (Л.)

- принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

- прогнозировать читаемое. (Р.)

- развивать способность к самоанализу и к самооценке. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П)

- определять смысл слова по контексту. (П)

- составлять план. (П)

- учитывать мнение сверстников. (К.)

- формировать навыки сотрудничества. (К.)

- делать высказывания (рассуждение, повествование) на основе личного опыта. (К.)

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Знакомятся с признаками жанра басни.

Прогнозируют читаемое.

Совершенствуют контекстный способ чтения.

Пополняют словарный запас.

Выявляют подтекст.

Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория».

Определяют и формулируют главную мысль произведения.

Цитируют.

Находят в тексте метафору и определяют ее роль.

Обосновывают ответ ссылкой на текст.

Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование).

22.12.

12.01.

18-19

Элинор Портер «Поллианна»

Викторина «Поллианна»

1

1

Литературный ринг

-подготовить выставку книг о детях, презентацию об авторах,

-формировать умение обосновывать свои суждения ссылками на текст

- формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

- развивать волевую саморегуляцию. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П-1.)

- анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу. (П-2.)

- анализировать содержание произведения с целью характеристики персонажа. (П-2.)

- анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.)

- анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.)

-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

Читают правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Характеризуют персонаж.

Выявляют отношение автора к персонажу.

Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте.

Обосновывают свои суждения ссылками на текст.

Определяют вид текста (повествование), опираясь на основные признаки.

19.01.

26.01.

20.

Книга С.П.Алексеева «Птица-слава»

1

Беседа-размышление

-формировать умение обобщать прочитанное,

-подготовить выставку книг автора

- формировать гражданскую идентичность. (Л.)

- развивать рефлексию. (Л.)

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

- планировать свою деятельность. (Р.)

- анализировать произведение для определения его идеи. (П)

- обобщать прочитанное. (П)

- синтезировать прочитанное. (П)

-создавать сообщение на заданную тему на основе самостоятельно собранной информации. (К.)

- писать читательский отзыв. (К.)

- выступать перед одноклассниками с отзывом. (К.)

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Используют просмотровый и поисковый способы чтения.

Характеризуют персонаж.

Определяют тему текста.

Выявляют подтекст.

Выявляют идею произведения.

Делают выборочный пересказ.

Сравнивают произведения.

Находят и читают книги по заданной теме.

Ориентируются в книгах (художественных, познавательных и справочных), в периодике, в Интернете.

Пишут читательский отзыв.

Делают сообщение на заданную тему.

02.02.


21-22

Кассиль Л.А. «У классной доски»

2

Устный журнал

-подготовить презентацию о ВОВ,

-формировать гражданскую позицию, умение сотрудничать, сопереживать. -соблюдать правила дискуссии.

- формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

- формировать гражданскую идентичность. (Л.)

- воспитывать патриотизм. (Л.)

- развивать рефлексию. (Л.)

- развивать эмпатию. (Л.)

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

- действовать по плану. (Р.)

- ориентироваться в тексте произведения. (П.)

- ориентироваться в книгах. (П.)

- систематизировать книги. (П.)

- анализировать произведение с целью выявления эмоционального состояния персонажей. (П.)

- анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажей. (П)

- анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

- делать выборочный творческий пересказ прочитанного. (К.)

Читают молча и выразительно, вслух.

Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.

Выявляют эмоциональное состояние персонажей.

Выявляют мотивацию персонажей.

Характеризуют персонажей.

Словесно иллюстрируют прочитанное.

Делают выборочный творческий пересказ.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

Классифицируют книги.

Делают презентацию книги.

09.02.

16.02.

23-24

Одиссей у нимфы Калипсо», «Кони Диомеда»

2

Работа в группах, литературная игра

-организовать работу в группах, приготовить энциклопедии и толковые словари, учить использовать их в работе.

-приобщаться к мировой культуре. (Л.)

- развивать рефлексию. (Л.)

- принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

- формировать способность к оцениванию творческих работ сверстников. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П)

- выделять опорные слова. (П.)

- выделять главное. (П.)

- обобщать прочитанное. (П.)

- синтезировать прочитанное. (П.)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать свои высказывания. (К.)

- пересказывать прочитанное. (К.)

Читают осмысленно, правильно и выразительно.

Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.

Знакомятся с жанровой спецификой мифа.

Выделяют ключевые (опорные) слова.

Пересказывают прочитанное.

Составляют вопросы для интервью с персонажем.

Графически иллюстрируют прочитанное.

Выполняют художественный пересказ прочитанного в опоре на план.

Делают воображаемую экранизацию прочитанного произведения.

01.03.

15.03.

25.

Книга «Библейские сказания» (Классика в школе)

1

Библиотечное занятие

-познакомить с особенностями жанра библейских сказаний, приготовить презентацию на тему.

-приобщаться к мировой культуре. (Л.)

- формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

- принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

- ориентироваться в тексте произведения. (П)

- находить в тексте главное. (П)

- составлять план. (П)

- анализировать содержание произведения. (П)

- синтезировать прочитанное. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать свои высказывания. (К.)

- пересказывать прочитанное. (К.)

Читают молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний.

Пополняют словарный запас.

Отвечают на вопросы к прочитанному.

Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи.

Сопоставляют информацию.

Обосновывают свои высказывания примерами из текста.

Прогнозируют.

Делают частичный пересказ прочитанного.

Создают высказывание (рассуждение)

Соотносят произведения живописи с литературными текстами.

22.03.

26.

Дневник Коли Синицына

1


Викторина

-подготовить выставку с книгами автора, приготовить материал для викторины

- формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

- развивать способность к эмпатии. (Л.)

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

- планировать свою деятельность. (Р.)

- ориентироваться в тексте произведения. (П)

- ориентироваться в книгах. (П)

- ориентироваться в Интернете. (П.)

- сравнивать произведения разных жанров. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Сравнивают произведения разных жанров.

Делают сообщение о прочитанном.

Отвечают на вопросы обобщающего характера.

Собирают информацию о писателе.

Находят и читают книги по заданной теме.

Принимают участие в литературной викторине.

Читают по ролям.

Заучивают наизусть реплики персонажей.

Инсценируют прочитанное.

05.04.

27.

С.Маршак «Круглый год», Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1

Конкурс стихов

-формировать умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, подготовить выставку творчества русских поэтов

- приобщаться к русской культуре. (Л.)

- развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.)

- ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

- осуществлять самоконтроль. (Р.)

-вносить коррективы в свою деятельность. (Р.)

- ориентироваться в тексте произведения. (П)

- выделять главное. (П)

- сжимать информацию. (П)

- анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П)

- анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют главную мысль произведения.

Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи.

Формулируют кратко, сжимая информацию из познавательного текста.

Применяют прием музыкального иллюстрирования.

Знакомятся с правилами выразительного чтения стихов.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют эмоциональное состояние лирического героя.

Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи.

Наблюдают над использованием метафоры в поэтическом произведении.

Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Наблюдают над использованием художественного повтора в поэтическом произведении.

Наблюдают над использованием сравнения в поэтическом произведении.

12.04.

28-29

В.Степанов «Что случилось у котят?», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой!»

2

Литературные игры

Подготовить материалы для игр

- развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.)

- формировать нравственные ориентиры. (Л.)

- ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

- ориентироваться в тексте произведения. (П)

- ориентироваться в книгах, в том числе - в справочных и познавательных. (П.)

- ориентироваться в Интернете. (П)

- анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П)

- анализировать произведение для характеристики лирического героя. (П)

- анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П)

- синтезировать прочитанное. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

- делать сообщение биографического характера. (К.)

Читают выразительно.

Стремятся к верной постановке логического ударения при выразительном чтении.

Читают выборочно.

Определяют эмоциональный характер текста.

Характеризуют лирического героя произведения.

Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи.

Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Делают сообщение о писателе.

Определяют и соблюдают психологическую паузу при выразительном чтении.

Составляют партитуру для выразительного чтения(обозначают мелодику).

Читают выборочно.

Анализируют название произведения.

Выявляют иронический подтекст.

Определяют эмоциональный характер текста.

Характеризуют персонажей произведения.

Подбирают слова в рифму.

Сравнивают произведения.

19.04

26.04

30-31

М.Ильин «Рассказы о вещах»

2

Работа в парах, устный журнал

Организовать работу в парах

- формировать гражданскую идентичность. (Л.)

- формировать положительное отношение к природе. (Л.)

- развивать рефлексию. (Л.)

- прогнозировать. (Р.)

-выделять главное. (П)

- составлять план. (П)

- выявлять новое в полученной информации. (П)

- анализировать содержание прочитанного. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать своё мнение. (К.)

- формировать навыки учебного сотрудничества. (К.)

- пересказывать прочитанное. (К.)

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Осваивают изучающий способ чтения.

Знакомятся с основными признаками познавательной литературы.

Отвечают на вопросы к познавательному тексту.

Выделяют в тексте новую информацию.

Находят в тексте главное.

Составляют план.

Пересказывают прочитанное.

Иллюстрируют прочитанное путём подбора репродукций.

Создают текст-рассуждение.

Создают словарик к статье.

Пополняют словарный запас.

03.05.

10.05.

32-33

Творцы книг

2

Работа в группах, занятие - праздник

Организовать работу в группах, подготовить выставку книг по теме

- развивать эмпатию. (Л.)

- развивать рефлексию. (Л.)

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

- планировать свою деятельность. (Р.)

- оосуществлять самоконтроль. (Р.)

- вносить коррективы в свою деятельность. (Р.)

- ориентироваться в тексте. (П.)

- выявлять новое в полученной информации. (П.)

- выявлять непонятную информацию. (П)

- ориентироваться в познавательных и справочных книгах, журналах. (П)

- ориентироваться в Интернете. (П)

- синтезировать прочитанное. (П)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- формировать навыки учебного сотрудничества. (К.)

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Осваивают изучающий способ чтения.

Находят в тексте главное.

Делят текст на смысловые части.

Определяют тему смысловой части текста.

Озаглавливают смысловые части текста.

Составляют план.

Пересказывают прочитанное кратко.

Делают высказывание на заданную тему.

Находят в тексте опорные (ключевые) слова.

Выделяют смысловое ядро текста.

Пересказывают прочитанное.

Создают небольшой текст-рассуждение.

17.05.

24.05.

34.

Итоговое занятие Выявление уровня литературной грамотности

1

Читательский марафон, тестирование

совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность.

совершенствовать ознакомительный и поисковый способы чтения.

-формировать изучающий способ чтения.

-подготовить материалы для читательского марафона

- формировать положительную мотивацию к чтению детских книг и журналов. (Л.)

- развивать способность к рефлексии. (Л.)

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

- прогнозировать. (Р.)

- формировать способность к самоконтролю. (Р.)

- ориентироваться в статье. (П-1.)

- ориентироваться в детских журналах. (П-1.)

- выявлять новую информацию. (П-1.)

- составлять план. (П-1.)

- сравнивать произведения художественные и познавательные. (П-2.)

- подводить под понятие. (П-2.)

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- аргументировать высказывания. (К.)

- формировать навыки сотрудничества. (К.)

- создавать текст-описание. (К.)

- пересказывать прочитанное. (К.)

Применяют

знания при выполнении тестовых заданий

разных типов,

выбирают нужную ин-формацию для решения учебных задач,

осуществляют само-контроль, фиксируют достигнутые результаты, дифференцируют художественные и познавательные произведения, различают типы речи (повествование, описание, рассуждение).

31.05.







Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192с.) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2.Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/Т.Г.Галактионова, С.О.Саввинова,Я.Г.Назарова, С.Г.Жук.-М.: Просвещение,2012. (Работаем по новым стандартам)

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод.пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.

4. Светловская Н. Н., Пичеол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.

5. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.

6. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.

7. Т.Г.Галактионова, С.О.Савина, Я.Г.Назаровская, С.Г.Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.4 класс: -М.: Просвещение,2012.

8. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1- 4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007.

9. Серия «Работаем по новым стандартам». Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, С.О.Саввинова, Я.Г.Назарова, С.Г.Жук. - М.: Просвещение,2012.

Для обучающихся:

1. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/Т.Г.Галактионова, С.О.Саввинова,Я.Г.Назарова, С.Г.Жук.-М.: Просвещение,2012. (Работаем по новым стандартам)

2.О.В.Кубасова. Литературное чтение: я хочу читать: книга для домашнего чтения к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений.- Смоленск:Ассоциация -21 век, 2012.

3.Серия «Работаем по новым стандартам». Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, С.О.Саввинова, Я.Г.Назарова, С.Г.Жук. - М.: Просвещение,2012.


Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)

5.Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru› Все работы›ПрезентацииHYPERLINK "metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=139" и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук, сканер, принтер, проектор, экран, презентации.








Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате освоения программы «Час чтения» учащиеся должны:

  1. Осознавать значимость чтения для личного развития;

  2. Формировать потребность в систематическом чтении;

  3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  6. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  7. Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  8. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  9. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

  10. Прогнозировать содержание книг и до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  11. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  12. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  13. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  14. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

15.Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

16. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

17. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книг;

18. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

19.Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


© 2010-2022