- Преподавателю
- Другое
- ИКТ в деятельности учителя
ИКТ в деятельности учителя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чистякова И.С. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогическая мастерская
«Роль информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности учителя»
«С видимого познавай невидимое»
Г.Сковорода
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и обучающихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Данная технология необходима:
1. Для формирования информационного общества.
2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Поэтому большинство учителей готовы к работе с техникой. Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
- развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности детей и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора и компьютера.
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.
Введение раннего изучения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта общего образования.
Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах ребят.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
-
развивать у школьников навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
-
усилить мотивацию учения;
-
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
-
активно вовлекать детей в учебный процесс;
-
качественно изменить контроль за деятельностью ребят;
-
приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. Наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации, и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на процесс усвоения знаний. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.
Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе школы:
-
компьютерный класс;
-
один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
-
компьютер в библиотеке школы;
-
компьютер у ребенка дома.
Компьютерный класс.
Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели.
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя.
В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или обучающийся могут участвовать в происходящем на экране с помощью управления процессом посредством компьютера.
Компьютер в библиотеке школы.
Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность обучающихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.
Компьютер у ребенка дома.
В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы - медиатека.
Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК? - Организатор всего урока и консультант.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
-
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся);
-
компьютеры могут помочь там, где учитель "не может разорваться" (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
-
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
-
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер - хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
-
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
-
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Используются эти программы, когда теоретический материал уже усвоен.
3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
На уроках, в зависимости от их целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.
1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:
-
презентации
-
информационные Интернет - сайты
-
информационные ресурсы на дисках
2) Использование цифровых ресурсов при отработке и закреплении навыков:
-
компьютерные обучающие программы;
-
компьютерные тренажеры;
-
ребусы;
-
компьютерные игры;
-
печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);
-
печатный иллюстративный материал.
3) Использование цифровых ресурсов на этапе контроля знаний:
-
компьютерные тесты (открытые, закрытые);
-
кроссворды (с автоматической обработкой результата).
4) Использование цифровых ресурсов для самостоятельной работы обучающихся:
-
цифровые энциклопедии;
-
словари;
-
справочники;
-
таблицы;
-
шаблоны;
-
электронные учебники;
-
интегрированные задания.
5) Использование для исследовательской деятельности обучающихся:
-
цифровые естественнонаучные лаборатории;
-
Интернет.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
3. Формирование образовательных компетенций.
4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, базой данных.
5. Осуществление самообразования.
6. Формирование информационной культуры.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой школьник не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).
Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У детей появляется желание создать подобный электронный продукт.
Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся можно разделить на 4 этапа:
1 этап (подготовительный)
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:
1. анализ образовательной программы;
2. анализ тематического планирования;
3. выбор тем;
4. выбор типа урока;
5. выявление особенностей материала данной темы.
2 этап (созидательный)
Подбор и создание информационных продуктов:
1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;
2. создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).
3 этап (реализационный)
Применение информационных продуктов:
1. применение на уроках разных типов;
2. применение во внеклассной работе по предметам;
3. применение при руководстве научно-исследовательской работы.
4 этап (мониторинговый)
Анализ эффективности использования ИКТ:
1. изучение динамики результатов;
2. отслеживание рейтинга по предмету.
Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса обучающихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.
Используя систему применения информационной технологии обучения, не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь школьников. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:
-
В обучающем режиме;
-
В тренировочном режиме (именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения).
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций обучающихся, имеет ряд преимуществ:
- экономится время на выявление ошибок ребят за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;
- контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей школьников (за детьми остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Статистическая обработка результатов работы обучающихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности школьников, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения.
На уроках использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Дети опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению.
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ребенок участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса школьников к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания.
«Я не верю в саму только спасительную
силу таланта без усердного труда»
Ф.Шаляпин