ИКТ в деятельности учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская

«Роль информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности учителя»

«С видимого познавай невидимое»

Г.Сковорода



Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и обучающихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.


Данная технология необходима:
1. Для формирования информационного общества.
2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Поэтому большинство учителей готовы к работе с техникой. Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
- развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.


Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности детей и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.

Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора и компьютера.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

Введение раннего изучения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта общего образования.

Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах ребят.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у школьников навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • активно вовлекать детей в учебный процесс;

  • качественно изменить контроль за деятельностью ребят;

  • приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. Наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации, и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на процесс усвоения знаний. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе школы:

  • компьютерный класс;

  • один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

  • компьютер в библиотеке школы;

  • компьютер у ребенка дома.

Компьютерный класс.

Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или обучающийся могут участвовать в происходящем на экране с помощью управления процессом посредством компьютера.

Компьютер в библиотеке школы.

Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность обучающихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

Компьютер у ребенка дома.

В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы - медиатека.

Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК? - Организатор всего урока и консультант.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся);

  • компьютеры могут помочь там, где учитель "не может разорваться" (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер - хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Используются эти программы, когда теоретический материал уже усвоен.

3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

На уроках, в зависимости от их целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

  • презентации

  • информационные Интернет - сайты

  • информационные ресурсы на дисках

2) Использование цифровых ресурсов при отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;

  • компьютерные тренажеры;

  • ребусы;

  • компьютерные игры;

  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);

  • печатный иллюстративный материал.

3) Использование цифровых ресурсов на этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);

  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование цифровых ресурсов для самостоятельной работы обучающихся:

  • цифровые энциклопедии;

  • словари;

  • справочники;

  • таблицы;

  • шаблоны;

  • электронные учебники;

  • интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской деятельности обучающихся:

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;

  • Интернет.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:

1. Интенсификация учебного процесса.

2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

3. Формирование образовательных компетенций.

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, базой данных.

5. Осуществление самообразования.

6. Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой школьник не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У детей появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся можно разделить на 4 этапа:

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:

1. анализ образовательной программы;

2. анализ тематического планирования;

3. выбор тем;

4. выбор типа урока;

5. выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов:

1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;

2. создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов:

1. применение на уроках разных типов;

2. применение во внеклассной работе по предметам;

3. применение при руководстве научно-исследовательской работы.

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ:

1. изучение динамики результатов;

2. отслеживание рейтинга по предмету.

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса обучающихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

Используя систему применения информационной технологии обучения, не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь школьников. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:

  1. В обучающем режиме;

  2. В тренировочном режиме (именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения).

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций обучающихся, имеет ряд преимуществ:

- экономится время на выявление ошибок ребят за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;

- контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей школьников (за детьми остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы обучающихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности школьников, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

На уроках использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Дети опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ребенок участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса школьников к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания.

«Я не верю в саму только спасительную

силу таланта без усердного труда»

Ф.Шаляпин


© 2010-2022