- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Я - гражданин России
Рабочая программа Я - гражданин России
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лыкова М.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования. В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика курса
Программа "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Место курса в учебном плане
Курс «Я - гражданин России» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю. Распределение часов по темам и урокам осуществляет учитель. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - гражданско-патриотическое.
-
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-
осознание ответственности за общее благополучие;
-
развитие этических чувств;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
самооценка
Познавательные результаты:
-
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные результаты:
-
умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
-
умение выражать свои мысли;
-
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные результаты:
-
волевая саморегуляция;
-
оценка;
-
коррекция.
3. Содержание программы
Моё имя и фамилия (4 часа)
Цель: установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
Занятие 1
«Что значит имя мое» - беседа. Раскрывает значение имени для человека, создает важную предпосылку для развития межличностных отношений в классе.
Занятие 2
Беседа «Моя родословная». Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов, прадедов. Собранный материал оформляется в виде альбома. В начале занятия звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова Матусовского, музыка Баснера). После прослушивания учитель организует беседу.
- Какое чувство вызвала у вас песня?
- От какого слова произошло слово Родина?
В конце занятия учитель еще раз объясняет и показывает детям, как составляется родословная при помощи фотографий.
Занятие 3
Игра - тренинг «Наши имена». Игра сближает участников друг с другом и способствует формированию дружеских отношений. Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего настроения и свою долю внимания. Игра проводится в два круга (1- дети здороваются друг с другом за руку, при этом каждый называет свое имя, например: «Здравствуй, я Маша». 2- каждый обращается к соседу по имени, если он забыл, тот ему подскажет. Например: «Привет, Катя!»
Занятие 4
Праздник «Давайте познакомимся». Игра помогает детям лучше узнать друг друга, понять свое отличие от других; развивает коммуникабельность.
1. Викторина «Знакомство».
- Кого у нас в классе больше?
- Каким именем можно назвать и мальчика и девочку?
…
2. Игра «Найди пару». Дети делятся на две команды. У них карточки с полными и неполными именами, чья команда быстрее составит пару: Оля - Ольга….
3. Игра - соревнование «Новый шаг - новое имя». Мальчики называют имена девочек, а девочки мальчиков. За неверно названное слово - шаг назад.
4. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто больше вспомнит песен с именами.
Мои родные (3 часа)
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, укрепление и гармонизация внутрисемейных отношений через проведение коллективно-творческих дел «Дети плюс родители».
Конкурсы являются подготовительной работой к празднику «Папа, мама, я - дружная семья».
Занятие 1
Конкурс рисунков ко Дню Матери. Воспитывает чувство любви, доброты, уважения к матери.
Занятие 2
Классный час «Тепло родного очага». Чтение стихотворения З.Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме. Работа над деформированной пословицей: вся идушасемья - так вместе н месте (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья? Зависит ли от вас «Погода в доме?».
Занятие 3
Конкурс «Устами младенца»: зачитываются ответы детей на вопросы: «Что такое любовь, семья, брак?», «Кто такие супруги?».
Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (команды показывают домашние задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них).
Конкурс «Семейная песня».
Семейные традиции (4 часа)
Цель: привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям; распространение положительного опыта семейного воспитания.
Занятие 1
Конкурс рисунков «Моя семья». В детях воспитывается уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая активность.
Занятие 2
Посиделки «Угощаем чаем». За круглым столом с чашечкой чая учитель проводит беседу о традициях русского чаепития. Во время беседы обращается внимание на сервировку стола.
Занятие 3
Праздник «Семейные традиции». Конкурс «Семейные традиции»: команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов.
Конкурс «Кто мы, откуда мы» (команды инсценируют семейные праздники).
Конкурс «Семейная реликвия»: демонстрация старинных семейных вещей.
Конкурс «Кулинарный поединок»: представление фирменных семейных блюд.
Конкурс «Семейные таланты».
Занятие 4
Практическое занятие «Подарок гостю» (учим подбирать и дарить подарки).
Игра «День именинника» (заранее проводим практическое занятие по изготовлению подарков). Игра развивает вкус, отношение к человеку.
Я - член семьи(3 часа)
Цель: формирование ценностного отношения ко всем членам семьи; воспитание добросовестного отношения к труду.
Занятие 1
Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?».
Занятие 2
Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о незабываемых событиях своей жизни.
Занятие 3
Игра - тренинг «Мой автопортрет». Подготовительной работой является выполнение своего автопортрета. На занятии проводится выставка рисунков и прослушиваются устные рассказы детей о себе( «За что меня можно любить, а за что меня нужно ругать»).
Мое село (4 часа)
Цель: знакомство детей с понятием «малая родина»; формирование представления о себе как о жителе данного села; знакомство с известными людьми села; воспитание стремления подражать своим героям и знаменитостям.
Занятие 1
Экскурсия в музей с целью ознакомления с историей села.
Занятие 2
Заочная экскурсия по селу, району. Показать детям красоту родного края.
Занятие 3
Конкурс рисунков «Дворик моего детства». Воспитывает осознание своей значимости в истории села.
Занятие 4
Люди нашего села. С помощью родителей дети подбирают материал об известных людях своего села и оформляют его по своему представлению о том месте, где живут.
Дорогой героев (3 часа)
Цель:Расширение исторических знаний детей, воспитание уважения к прошлому своего народа и любви к отечеству.
Занятие 1
Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны. Цель - воспитание уважения к памяти земляков- героев ВОВ. Почему ставят памятники?
Занятие 2
Заочная экскурсия к Вечному огню (посещение памятной доски «Никто не забыт, ничто не забыто»). Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату».
Занятие 3
Беседа «Война - трагедия для всех народов». Цель - выявление родственников-участников ВОВ, встреча с очевидцами далёких лет.
Я познаю Родину (5 часов)
Цель: выяснение происхождения и смысла слов «Родина», «Отечество»; воспитание у детей чувство патриотизма.
Занятие 1
Беседа «Россия - Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».
Занятие 2
Презентация «Путешествие по карте России» с целью показа необъятных просторов России.
Занятие 3
Презентация «Москва - столица нашей Родины, сердце нашей Родины». Праздник, посвященный Москве «Москва - сердце России».
Занятие 4
Презентация «Семь чудес России»: озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина - Мать.
Занятие 5
Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России». Цель - показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее.
Наше государство (3 часа)
Цель: воспитание чувства гражданства; знакомство с символикой государства.
Занятие 1
Беседа «Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».
Занятие 2
Беседа «Я гражданин России». Права и обязанности гражданина России.
Занятие 3
Деловая игра «Главные вопросы». Обсуждение вопросов: «Что мы можем делать и чего не можем», «Что мы обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.
Родина - мать, умей за нее постоять (3 часа)
Цель: раскрытие значения терминов «Патриот», «Патриотизм»; знакомство детей с именами великих защитников Русской земли; формирование понятия о мужестве как великом свойстве души; воспитание чувства гордости за героическое прошлое ее народа; воспитания уважительного отношения к отслужившим в армии и готовящимся к службе.
Занятие 1
Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью показать величие и силу русского народа.
Занятие 2
Рассказы о русском флоте. Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России - великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев.
Занятие 3
«Русская земля, недругам твоим прощения нет!». Знакомство с именами великих защитников русской земли. Просмотр репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.
Я и мои права. Введение (2 часа)
Цель: формирование общего представления о понятиях «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».
Занятие 1
Введение понятий «Права человека и свобода». Беседа-игра разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».
Занятие 2
Деловая игра «Мы разрабатываем законы». В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.
Учебно-тематическое планирование
№ темы
Тема
Кол-во
часов
Формы
работы
Основные
УУД
Дата
1
Мое имя и фамилия
4
1. Беседа «Что значит имя мое?»
2. Беседа «Моя родословная».
3.Игра - тренинг «Наши имена».
4.Праздник «Давайте познакомимся».
установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
2
Мои родные
3
1.Конкурс рисунков ко Дню Матери.
2. Классный час «Тепло родного очага».
3.Конкурс «Семейная песня»
установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
3
Семейные традиции
4
1.Конкурс рисунков «Моя семья».
2. Посиделки «Угощаем чаем».
3. Праздник «Семейные традиции».
4. Игра «День именинника».
изучение истории своего имени, фамилии;
знакомство с домашним адресом;
традициями своей семьи, реликвиями;
тем, что хранится в семейном архиве
4
Я - член семьи
3
1. Беседа о поведении дома, в семье.
2. Конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день».
3. Игра - тренинг «Мой автопортрет».
изучение истории своего имени, фамилии;
знакомство с домашним адресом;
традициями своей семьи, реликвиями;
тем, что хранится в семейном архиве
5
Мое село
4
1. Экскурсия в школьный музей.
2. Заочная экскурсия по селу, району.
3. Конкурс рисунков «Дворик моего детства».
4. Классный час «Люди нашего села».
знакомство с понятием «малая родина»,
формирование представления о себе как о жителе данного села; знакомство с известными людьми села;
стремление подражать своим героям и знаменитостям;
осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным, отважным, с чувством гордости и уважения за героическое прошлое своих земляков
6
Дорогой героев
3
1. Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны».
2. Заочная экскурсия к Вечному огню.
3. Беседа «Война - трагедия для всех народов».
стремление подражать своим
героям и знаменитостям;
осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным, отважным, с чувством гордости и уважения за героическое прошлое своих земляков
7
Я познаю Родину
5
1. Беседа «Россия - Родина моя».
2. Заочное путешествие по карте России.
3. Праздник «Москва - сердце России».
4. Беседа «Семь чудес России».
5. Игра «Сохраним природу России».
расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,
значимость города Москвы для Россиян;
символы России;
свои права и обязанности;
жизнь и подвиги своих предков
8
Наше государство
3
1. Беседа «Российская символика».
2. Беседа «Я гражданин России».
3. Деловая игра «Главные вопросы».
расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,
получать, обрабатывать и передавать информацию
9
Родина - мать, умей за нее постоять.
3
1. Беседа «Былинные герои».
2. Беседа «Гордимся русским флотом».
3. Классный час Русская земля, недругам твоим прощения нет!».
ощущение патриотических и гражданских чувств личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине, уважительного отношения к символам, к истории, к культуре.
о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;
о символах России;
о героическом прошлом своей Родины.
10
Я и мои права
2
1. Беседа «Права человека».
2. Деловая игра «Мы разрабатываем законы».
представление:
о Международном документе по защите прав ребенка;
о разработке законов;
о профессиях;
о здоровом образе жизни
4. Планируемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
- иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов:
- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности;
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации
Третий уровень результатов- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу
- сформировано умение беречь природу;
- накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
- обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Формы и средства контроля
-
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
-
Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-
Изучение самооценки личности младшего школьника;
-
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-
Проектная методика «Автопортрет»;
-
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А.Андреева;
-
Социометрия;
-
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
-
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
-
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
-
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
5. Список литературы:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
- М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения/ Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
19. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста/ сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.