Рабочая программа Я - гражданин России

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования. В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Общая характеристика курса

Программа "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Место курса в учебном плане

Курс «Я - гражданин России» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю. Распределение часов по темам и урокам осуществляет учитель. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - гражданско-патриотическое.

  1. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • осознание ответственности за общее благополучие;

  • развитие этических чувств;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • самооценка

Познавательные результаты:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные результаты:

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;

  • умение выражать свои мысли;

  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные результаты:

  • волевая саморегуляция;

  • оценка;

  • коррекция.

3. Содержание программы

Моё имя и фамилия (4 часа)

Цель: установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Занятие 1

«Что значит имя мое» - беседа. Раскрывает значение имени для человека, создает важную предпосылку для развития межличностных отношений в классе.

Занятие 2

Беседа «Моя родословная». Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов, прадедов. Собранный материал оформляется в виде альбома. В начале занятия звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова Матусовского, музыка Баснера). После прослушивания учитель организует беседу.

- Какое чувство вызвала у вас песня?

- От какого слова произошло слово Родина?

В конце занятия учитель еще раз объясняет и показывает детям, как составляется родословная при помощи фотографий.

Занятие 3

Игра - тренинг «Наши имена». Игра сближает участников друг с другом и способствует формированию дружеских отношений. Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего настроения и свою долю внимания. Игра проводится в два круга (1- дети здороваются друг с другом за руку, при этом каждый называет свое имя, например: «Здравствуй, я Маша». 2- каждый обращается к соседу по имени, если он забыл, тот ему подскажет. Например: «Привет, Катя!»

Занятие 4

Праздник «Давайте познакомимся». Игра помогает детям лучше узнать друг друга, понять свое отличие от других; развивает коммуникабельность.

1. Викторина «Знакомство».

- Кого у нас в классе больше?

- Каким именем можно назвать и мальчика и девочку?

2. Игра «Найди пару». Дети делятся на две команды. У них карточки с полными и неполными именами, чья команда быстрее составит пару: Оля - Ольга….

3. Игра - соревнование «Новый шаг - новое имя». Мальчики называют имена девочек, а девочки мальчиков. За неверно названное слово - шаг назад.

4. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто больше вспомнит песен с именами.

Мои родные (3 часа)

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, укрепление и гармонизация внутрисемейных отношений через проведение коллективно-творческих дел «Дети плюс родители».

Конкурсы являются подготовительной работой к празднику «Папа, мама, я - дружная семья».

Занятие 1

Конкурс рисунков ко Дню Матери. Воспитывает чувство любви, доброты, уважения к матери.

Занятие 2

Классный час «Тепло родного очага». Чтение стихотворения З.Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме. Работа над деформированной пословицей: вся идушасемья - так вместе н месте (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья? Зависит ли от вас «Погода в доме?».

Занятие 3

Конкурс «Устами младенца»: зачитываются ответы детей на вопросы: «Что такое любовь, семья, брак?», «Кто такие супруги?».

Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (команды показывают домашние задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них).

Конкурс «Семейная песня».

Семейные традиции (4 часа)

Цель: привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям; распространение положительного опыта семейного воспитания.

Занятие 1

Конкурс рисунков «Моя семья». В детях воспитывается уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая активность.

Занятие 2

Посиделки «Угощаем чаем». За круглым столом с чашечкой чая учитель проводит беседу о традициях русского чаепития. Во время беседы обращается внимание на сервировку стола.

Занятие 3

Праздник «Семейные традиции». Конкурс «Семейные традиции»: команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов.

Конкурс «Кто мы, откуда мы» (команды инсценируют семейные праздники).

Конкурс «Семейная реликвия»: демонстрация старинных семейных вещей.

Конкурс «Кулинарный поединок»: представление фирменных семейных блюд.

Конкурс «Семейные таланты».

Занятие 4

Практическое занятие «Подарок гостю» (учим подбирать и дарить подарки).

Игра «День именинника» (заранее проводим практическое занятие по изготовлению подарков). Игра развивает вкус, отношение к человеку.

Я - член семьи(3 часа)

Цель: формирование ценностного отношения ко всем членам семьи; воспитание добросовестного отношения к труду.

Занятие 1

Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?».

Занятие 2

Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о незабываемых событиях своей жизни.

Занятие 3

Игра - тренинг «Мой автопортрет». Подготовительной работой является выполнение своего автопортрета. На занятии проводится выставка рисунков и прослушиваются устные рассказы детей о себе( «За что меня можно любить, а за что меня нужно ругать»).

Мое село (4 часа)

Цель: знакомство детей с понятием «малая родина»; формирование представления о себе как о жителе данного села; знакомство с известными людьми села; воспитание стремления подражать своим героям и знаменитостям.

Занятие 1

Экскурсия в музей с целью ознакомления с историей села.

Занятие 2

Заочная экскурсия по селу, району. Показать детям красоту родного края.

Занятие 3

Конкурс рисунков «Дворик моего детства». Воспитывает осознание своей значимости в истории села.

Занятие 4

Люди нашего села. С помощью родителей дети подбирают материал об известных людях своего села и оформляют его по своему представлению о том месте, где живут.

Дорогой героев (3 часа)

Цель:Расширение исторических знаний детей, воспитание уважения к прошлому своего народа и любви к отечеству.

Занятие 1

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны. Цель - воспитание уважения к памяти земляков- героев ВОВ. Почему ставят памятники?

Занятие 2

Заочная экскурсия к Вечному огню (посещение памятной доски «Никто не забыт, ничто не забыто»). Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату».

Занятие 3

Беседа «Война - трагедия для всех народов». Цель - выявление родственников-участников ВОВ, встреча с очевидцами далёких лет.

Я познаю Родину (5 часов)

Цель: выяснение происхождения и смысла слов «Родина», «Отечество»; воспитание у детей чувство патриотизма.

Занятие 1

Беседа «Россия - Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».

Занятие 2

Презентация «Путешествие по карте России» с целью показа необъятных просторов России.

Занятие 3

Презентация «Москва - столица нашей Родины, сердце нашей Родины». Праздник, посвященный Москве «Москва - сердце России».

Занятие 4

Презентация «Семь чудес России»: озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина - Мать.

Занятие 5

Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России». Цель - показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее.

Наше государство (3 часа)

Цель: воспитание чувства гражданства; знакомство с символикой государства.

Занятие 1

Беседа «Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».

Занятие 2

Беседа «Я гражданин России». Права и обязанности гражданина России.

Занятие 3

Деловая игра «Главные вопросы». Обсуждение вопросов: «Что мы можем делать и чего не можем», «Что мы обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.

Родина - мать, умей за нее постоять (3 часа)

Цель: раскрытие значения терминов «Патриот», «Патриотизм»; знакомство детей с именами великих защитников Русской земли; формирование понятия о мужестве как великом свойстве души; воспитание чувства гордости за героическое прошлое ее народа; воспитания уважительного отношения к отслужившим в армии и готовящимся к службе.

Занятие 1

Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью показать величие и силу русского народа.

Занятие 2

Рассказы о русском флоте. Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России - великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев.

Занятие 3

«Русская земля, недругам твоим прощения нет!». Знакомство с именами великих защитников русской земли. Просмотр репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.

Я и мои права. Введение (2 часа)

Цель: формирование общего представления о понятиях «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 1

Введение понятий «Права человека и свобода». Беседа-игра разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 2

Деловая игра «Мы разрабатываем законы». В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.


Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во

часов

Формы

работы

Основные

УУД

Дата

1

Мое имя и фамилия

4

1. Беседа «Что значит имя мое?»

2. Беседа «Моя родословная».

3.Игра - тренинг «Наши имена».

4.Праздник «Давайте познакомимся».

установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

2

Мои родные

3

1.Конкурс рисунков ко Дню Матери.

2. Классный час «Тепло родного очага».

3.Конкурс «Семейная песня»

установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

3

Семейные традиции

4

1.Конкурс рисунков «Моя семья».

2. Посиделки «Угощаем чаем».

3. Праздник «Семейные традиции».

4. Игра «День именинника».

изучение истории своего имени, фамилии;

знакомство с домашним адресом;

традициями своей семьи, реликвиями;

тем, что хранится в семейном архиве

4

Я - член семьи

3

1. Беседа о поведении дома, в семье.

2. Конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день».

3. Игра - тренинг «Мой автопортрет».

изучение истории своего имени, фамилии;

знакомство с домашним адресом;

традициями своей семьи, реликвиями;

тем, что хранится в семейном архиве

5

Мое село

4

1. Экскурсия в школьный музей.

2. Заочная экскурсия по селу, району.

3. Конкурс рисунков «Дворик моего детства».

4. Классный час «Люди нашего села».

знакомство с понятием «малая родина»,

формирование представления о себе как о жителе данного села; знакомство с известными людьми села;

стремление подражать своим героям и знаменитостям;

осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным, отважным, с чувством гордости и уважения за героическое прошлое своих земляков

6

Дорогой героев

3

1. Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны».

2. Заочная экскурсия к Вечному огню.

3. Беседа «Война - трагедия для всех народов».

стремление подражать своим

героям и знаменитостям;

осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным, отважным, с чувством гордости и уважения за героическое прошлое своих земляков

7

Я познаю Родину

5

1. Беседа «Россия - Родина моя».

2. Заочное путешествие по карте России.

3. Праздник «Москва - сердце России».

4. Беседа «Семь чудес России».

5. Игра «Сохраним природу России».

расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,

значимость города Москвы для Россиян;

символы России;

свои права и обязанности;

жизнь и подвиги своих предков

8

Наше государство

3

1. Беседа «Российская символика».

2. Беседа «Я гражданин России».

3. Деловая игра «Главные вопросы».

расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,

получать, обрабатывать и передавать информацию

9

Родина - мать, умей за нее постоять.

3

1. Беседа «Былинные герои».

2. Беседа «Гордимся русским флотом».

3. Классный час Русская земля, недругам твоим прощения нет!».

ощущение патриотических и гражданских чувств личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине, уважительного отношения к символам, к истории, к культуре.

о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;

о символах России;

о героическом прошлом своей Родины.

10

Я и мои права

2

1. Беседа «Права человека».

2. Деловая игра «Мы разрабатываем законы».

представление:

о Международном документе по защите прав ребенка;

о разработке законов;

о профессиях;

о здоровом образе жизни


4. Планируемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

- иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов:

- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности;

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации

Третий уровень результатов- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия:

- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,

- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу

- сформировано умение беречь природу;

- накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

- обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Формы и средства контроля

  1. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  2. Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  3. Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

  4. Изучение самооценки личности младшего школьника;

  5. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  6. Проектная методика «Автопортрет»;

  7. Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  8. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А.Андреева;

  9. Социометрия;

  10. Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  11. Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  12. Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

  13. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

5. Список литературы:

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.

10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников

- М.: Просвещение, 2009. - 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения/ Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.

19. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста/ сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.



© 2010-2022