Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе. Статья из опыта работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе

БОУ «Ермаковская СОШ»

Тарского муниципального района,

учитель истории и обществознания Васильева Н.И.



Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе является одним из приоритетных направлений политики современного государства в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебный процесс и реализации нового Федерального закона РФ «Об образовании в РФ».

В период развития современного общества актуальной остается проблема правового воспитания молодого поколения. Правовое воспитание и правовое обучение может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России. Выпускник средней школы должен обладать не только правовыми знаниями, но и правовой культурой.

Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознания, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок.

Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, понимании социальной, юридической ответственности, нетерпимости к правонарушениям, борьбе с ними.

О. Г. Данильян [1:], И. А. Ильин [2:], В. В. Рыбников[3:] , Ю. В. Тихонравов [5:] в своих философских и научных трудах раскрыли проблемы права, правового воспитания, правового сознания и обучения.

Современный исследователь М.В. Саакян в своей работе «Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры» определяет правовое воспитание как «целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения» [4: 107].

В юридической терминологии, правовое воспитание - это социально-правовая и педагогическая помощь личности по формированию правового сознания и правовой культуры, воспитания чувства человеческого достоинства, понимания социальной ценности права.

В педагогической и научной литературе правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Для повышения уровня правовой культуры необходимо правовое воспитание личности.

Средняя школа, являясь одним из важнейших институтов, играет особую роль в процессе правовой социализации личности. Задача современной школы поиск путей, с помощью которых обучающиеся смогли бы узнать свои гражданские, политические, экономические права, успешно реализовывать и защищать их на практике. Поэтому, одной из важнейших функций учителя истории и обществознания является формирование правовой культуры обучающихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека, провозглашенных в Конституции РФ.

В 2013-2014 учебном году наша школа перешла на профильное обучение. В 10 - 11 классах выбран социально - экономический профиль, благодаря чему увеличилось количество часов на изучение обществознания и введен новый предмет «Право» и элективный курс «Право. Основы правовой культуры». Изучение права на профильном уровне направлено на освоение системы знаний о праве как науке, принципах, нормах и институтах права, ознакомление с содержанием профессиональной деятельности и основными юридическими профессиями.

Практика преподавания предметов обществоведческого цикла все более убеждает меня в целесообразности применения правоведческих документов. Для реализации этой цели приобретены основные нормативные акты: Конституция РФ, Трудовой, Семейный, Гражданский и Административный Кодексы РФ. Кроме этого, в своей работе использую материалы различного характера: учебную литературу, мультимедийные учебники, Интернет-ресурсы. Для повышения эффективности обучения считаю важным в современных условиях преподавания широко использовать ИКТ - технологии. Это позволяет не только накапливать информационные данные по различным темам и направлениям, но и позволяет обучающимся получать более прочные и глубокие знания. Обучающиеся посредством политико - правовых знаний на уроках истории и обществознания усваивают не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями, учатся работать с информацией различного жанра из разных источников: проектируют, исследуют, выделяют факты, учатся анализировать социальную и правовую информацию, решают правовые задачи, направленные на знания основных прав человека.

Изучение прав человека в нашей школе осуществляется не только на уроках обществознания, но и в виде отдельно проводимых тематических мероприятий. Во время таких занятий обучающиеся знакомятся с международными документами по правам человека: Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребенка. В кабинете истории оформлены стенд «Уголок правовых знаний», альбом «Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия», памятки «Помните, что вы несовершеннолетний», «Это должен знать каждый», «Преступление и наказание» (права несовершеннолетних в Уголовном кодексе РФ). Все учащиеся имеют свободный доступ к данным материалам, где могут найти ответ на волнующий их вопрос.

Таким образом, результатом правового воспитания и обучения обучающийся представляется нам в виде личности выпускника, который должен: занимать активную жизненную позицию; стремиться к знаниям; знать основополагающие нормы гражданского права, политико-правовую ценность института управления современного демократического государства; уметь отвечать за свои слова и поступки, сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации; владеть навыками электорально - правовой культуры и нести её людям; развивать способность к критическому самосознанию и самодисциплинированности. Во взаимоотношениях с окружающими проявлять взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм.


Список литературы

  1. Данильян О.Г., Байрачная Л.Д., Максимов С.И. и др. Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильян. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 416 с.

  2. Ильин И.А. О сущности правосознания / подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. М.: Рарогь, 1993. 235 с.

  3. Рыбников В.В., Иполитов Г.М., Хачатурян М.В. Сущность и содержание правового воспитания // Право и образование. 2000. № 6. С.55-63.

  4. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского гос. Ун-та. 2009. № 3. С. 107-110.

  5. Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учебное пособие. М.: Вестник, 1994. 608 с.


© 2010-2022