Разработка на тему: Мотивация учения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мотивация учения в среднем школьном возрасте»

Аракелян Элен Робертовна

учитель математики

Введение.

Есть только один способ побудить кого-то что-то сделать - заставить другого человека захотеть это сделать.

(Дейл Карнеги)

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности ученика, выработанная внутренняя мотивация есть основной помощник в ее формировании. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие и пользу от самого обучения, которое имеет огромную роль для личности ученика.

Создание заинтересованного отношения к обучению - проблема, проходящая через всю историю образования. В Древней Греции спартанцев мотивировали победой в боях, для каждого слоя населения мотивацией служили примеры использования знаний в их сферах жизни, ремеслах.

Долгие годы в таких эпохах как феодализм и ранний капитализм применялась модель обучения, при которой образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом определенный объем знаний. Мотивация к обучению чаще всего проявлялась как угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. Продуктивность такой модели обучения в современные условия недостаточна.

К настоящему времени усилиями многих педагогов создана новая модель обучения. Которая основана на том, что получение престижной профессии позволяет реализовать все виды потребностей человека и понимание этого формирует у многих учеников мотивацию к обучению. Однако существовавшие до сих пор методы обучения так и не нашли общую мотивацию, подходящую всем. Поэтому проблема не потеряла актуальность и сегодня.

Известно, что в одном классе учеников, обучавшихся у оного учителя уровень знаний и умений отличается. Несмотря на то, что речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках, они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что приводит к неодинаковым успехам.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, то есть зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения. К такому выводу пришли А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Б.И. Додонов изучающие проблему мотивации учеников. Они утверждают, что прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и результаты, которая она принесет каждому ученику и классу в целом.

Мотивация - динамический процесс формирования и функционирования мотива.

Мотив учения - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В организации современного урока большую роль играет мотивация учеников. Мотивация детей является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении учеников можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать учеников.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новое и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни.

Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.

Как надо мотивировать ученика, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, но и обществу? Этот вопрос для психологов, педагогов и общества сейчас так и остается открытым.

Цель исследования состоит в описании методов мотивации и стимулирования деятельности, учащихся при изучении новой темы на уроках математики и разработки системы упражнений для подготовки (мотивации) к изучению новой темы для урока математики.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:

1.Уточнить сущность понятия мотивации учебной деятельности.

2. Разработать системы упражнений для мотивации детей к изучению новой темы.

3. Предложить их использование на фрагментах уроков.


1. Определение мотивации.

Основными компонентами обучения, являются:

- что изучаем;

- для чего изучаем;

- каким образом обучаем;

- как обучаются.

«Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:

- Почему мы учим именно так?

- Почему некоторые ученики учат, а другие нет?

- Почему одни учащиеся успевают выполнять школьные задания, а другие после первых неудач теряют интерес к учебе?

Ответы на эти и другие подобные вопросы описываются в теории мотивации. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии и педагогике.

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация - это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Впервые слово «мотивация» употребил А.Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В 20-е и последующие годы XX века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое направление рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако, и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы и получает своё развитие еще в младенчестве, когда родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Мотивы и стимулы в учебной деятельности школьников долгое время находились как бы на периферии педагогических исследований. Большую помощь в разработке этой проблемы оказали психологи. Однако, с конца 70-х гг. и в педагогической теории стала все больше осознаваться необходимость постановки и решения этих задач.

Был сделан вывод о том, что школьник, не осознавший и не принявший цели обучения, как свои собственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызывали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или ее результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся.

  1. Мотивация в процессе учения.

Будем рассматривать обучение, как активную деятельность школьников, при которой они усваивают новые знания и учатся самостоятельно их приобретать. Учителя управляют этим процессом обучения, тем самым формируют эту деятельность у учеников.

Учебная деятельность включает в себя учебную задачу, учебные действия, самоконтроль, самооценку. Принятие учебной задачи школьниками осуществляется тогда, когда учитель в ходе введения новой темы урока раскрывает детям, для чего, зачем надо выполнять то или иное задание, изучать ту или иную тему урока. Школьник в это время понимает и окончательно определяет задачу урока для себя. Этот этап создает готовность ученика к учебной деятельности, которая в дальнейшем ходе учения может и возрастать, и угасать в зависимости от организации учебного процесса.

За отношением к учению у каждого школьника надо видеть все составляющие, образующие мотивацию. Выявление мотивации учения и смысла его для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер воспитательного воздействия. Например, ученик может решать одну и ту же задачу и даже одним способом, но в одном случае он это делает, чтобы получить хорошую отметку учителя и одобрение родителей, в другом - заслужить авторитет у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом действует сочетание нескольких побуждений. Во всех этих случаях действие одно и то же, цель везде одна и та же, а мотивы разные. Отношение мотива и цели и образует смысл учения для ребенка.

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Мотивационная динамика зависит от взаимодействия учителя и ученика (от преподавателя -мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям, от учащихся - мотивация учения, внутренняя мотивация). Соответственно принято различать две большие группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Также выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2.Второй уровень-хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Третий уровень- положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень- низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5.Пятый уровень- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Ребенку должно быть интересно на уроке. Как ни странно «интерес» - это синоним учебной мотивации.

Сформировать интерес у ребенка можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе, и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки - в связи с переходным периодом - то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, но потом это желание снижается, начинаются прогулы, не выполнение домашнего задания.

Многие считают, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, с этим нельзя не согласиться, но ведь ребенок изначально хочет учиться, родители с рождения закладывают в него это желание, а затем процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников- проблема, которая остается актуальной до сих пор.

Причина спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8.Непонимание цели учения.

9.Страх перед школой.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

-она определяется образовательным учреждением;

-организацией образовательного процесса;

-особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

-особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

-спецификой учебного предмета.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Возникают так же проблемы, что один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации - это не складывание учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике, формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

В каждой конкретной ситуации учитель может создать искусственные или реальные противоречия. В первом случае говорят, что противоречие субъективно, а во втором - объективно.

Учитель должен заранее обдумывать стратегию обучения и ученые предложили ряд рекомендаций:

- начните преподавание темы с исторического момента или задачи, связанной с темой занятия;

- организуйте знания в форме схем, которые позволяют выделить связи между основными концепциями;

- приведите примеры, которые могут заинтересовать учеников;

- используйте аналогии;

- представьте план лекции в форме вопросов;

- выражайте уверенность в способностях учеников;

- окажите слабым ученикам такое же внимание, что и сильным;

- предотвратите конкурентные ситуации, при которых слабые ученики могут быть не в выигрыше:

- избегайте возможности выразить пренебрежение, связанное с неудачей ученика;

- демонстрируйте интерес к успехам учеников.

При применении мотивации в учебном процессе необходимо учесть:

a) начальный уровень мотивации учащихся;

b) оптимально-возможный уровень мотивации учащихся для заданной темы, раздела и т.д.

c) возрастные особенности учащихся;

d) индивидуальные и общие интересы учащихся;

e) влияние окружающих на учащегося (семья, друзья, одноклассники и т.д.).

Успех развития мотивации учения может быть обречён, если учитель пренебрегает каким-либо из вышеперечисленных факторов.

Прежде чем приступить к изучению той или иной темы, следует узнать отношение ученика к обучению.

Первая группа показателей положительного отношения к школьному обучению проявляется в поведении ребенка на уроке. К ним относятся следующие внутренние признаки: активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности, желание как можно дольше заниматься данным предметом и нежелание прекратить занятия, соучастие учеников в ходе изложения материала на уроке и сопереживание, проявляющиеся в вопросах к учителю. Внешние признаки положительного отношения: оживление детей, появление радости на лицах, блеск широко раскрытых глаз, напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше видеть и слышать.

Вторая группа особенностей поведения и деятельности учащихся, характеризующих их интерес, проявляется вне урока: после урока ученики не уходят, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме; наблюдаются беседы и споры между самими учащимися, добровольное взятие на себя учащимися заданий для самостоятельной работы, чтение дополнительной литературы.

Третья группа особенностей касается всего образа жизни, возникающего под влиянием интереса к той «ли иной деятельности: поведения и видов занятий в свободное от школы время, посещения кружков, секций и т. д. Таким образом, мотивация как важная личностная характеристика буквально пронизывает все поведение ребенка.

Возникает необходимость особо рассмотреть проявления отдельных сторон мотивации в ходе учебно-воспитательного процесса.



































2. Средний школьный возраст.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующий новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальным тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Учителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа, семья, общество, ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Учитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.

2. 1. Характеристики процесса обучения и целеполагания среднего школьного возраста.

Давайте рассмотрим, чем характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте. В этом возрасте становятся более важными умения произвольной организации своей учебной работы, сосредоточения внимания, преднамеренного запоминания.

В то время как, учащиеся начальных классов нуждаются в отдыхе в середине урока или в переключении на другой вид работы, то подростки могут удерживать свое внимание в течение всего урока, умеют распределять внимание между несколькими видами учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп работы. Так появляется упорство подростков в достижении цели, в преодолении препятствий.

Постановка целей в среднем школьном возрасте характеризуется следующим:

1)подросток, в отличие от младшего школьника, может самостоятельно ставить цели, планировать свою работу, причем самостоятельная постановка целей распространяется и на внеклассные и внешкольные виды деятельности.

2)младший школьник обычно ставит цели лишь как промежуточные по отношению к цели учителя, а подросток умеет составить самостоятельно иерархию целей, определить последовательность их достижения, получает удовольствие от планирования крупных «блоков» своей учебной деятельности

3)подросток умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном как решение проблем.

4)у многих учащихся складывается привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

5)Благодаря упорству в достижении цели, преодолении трудностей на этом пути, поведение подростков становится более целеустремленным.

6)к концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим.

Все это свидетельствует о том, что подросток в значительной степени становится субъектом своей учебной деятельности и своих волевых процессов.

Слабость процессов целеобразования проявляется в следующем:

-способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности.

-подросток нередко обнаруживает неумение связать цели и мотивы своей учебной деятельности с целями и мотивами предстоящих видов деятельности, главным образом трудовой деятельности.

-активность подростка к постановке целей опережает умение их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить «взрослые» цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

Воспитательная работа с подростками состоит в формировании у них отсутствующих приемов целеполагания. Вместе с тем важную воспитательную задачу составляет предоставление подростку возможности осуществлять самостоятельную пробу сил и способностей, т. е. ставить перед собой несколько целей и давать возможность ученикам их достичь, чтобы в дальнейшем они сделали выводы о том, что у них получилось, а что нет и почему так произошло. Не надо стремиться сократить широкие интересы и многообразные цели подростка на узкие специальные способности. Школьник должен сам убедиться в несостоятельности для себя каких-то целей, научиться выбирать цели обоснованно и уверенно. Это поможет ему в будущем при выборе профессии, дальнейшей учебы и жизни в целом.

В воспитательном отношении для развития процессов целеполагания у подростков следует включать его в другие виды деятельности. Это научит подростка распределять внимание между несколькими целями, определять разумную последовательность их выполнения, а это значит - планировать и ценить свое время, оптимально его использовать. Надо показать подростку, что больше успевает сделать за день тот человек, который больше загружен. Для учащихся со слабыми навыками самоорганизации наличие нескольких видов деятельности может быть сильным отвлекающим фактором, поэтому здесь нужен индивидуальный подход.

Эмоции, связанные с учением, также имеют свою специфику в среднем школьном возрасте. Эмоции выражают отношение между мотивом и возможностью его реализации. Поскольку в подростковом возрасте развитие отдельных сторон учебной деятельности и ее мотивационной сферы может происходить неравномерно, то это приводит к многообразию эмоций, их противоречивости и изменчивости. В целом подростку свойствен ряд положительных эмоций, возникающих в ходе осуществления самостоятельных форм учебной работы, вызывающих у подростка чувство причастности к человеческой культуре, в процессе новых типов взаимоотношений с учителем. При правильно организованном учебно-воспитательном процессе подростку должны быть присущи чувства гражданского достоинства, чести, гордости, эмоции самоуважения, столь необходимые для развивающейся личности.

Эмоциональное самочувствие школьника существенно зависит от манеры поведения педагога, от стиля его взаимоотношения с учащимися.

2.2. Качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

-нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию;

-особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

-общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

-стремление подростка на основе мнения сверстника, учителя осознать себя как личность;

-стремление подростка к самостоятельности;

-расширение кругозора;

-возрастание определенности и устойчивости интересов;

-развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

В среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:

-незрелость оценок подростком самого себя и другого человека приводит к трудностям во взаимоотношениях с другими людьми: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;

-стремление ко взрослости и нежелание прослыть маленьким среди сверстников вызывают внешнее безразличие ко мнению и отметке учителя, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого;

-стремление подростка к самостоятельности вызывает его отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы;

-отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;

-избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу;

-широта интересов может приводить к их поверхности и разбросанности;

-новые внеклассные и внешкольные занятия составляют конкуренцию для учебной деятельности.

-неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию.

-мотивы положительного отношения к учению осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Развитие познавательных и социальных мотивов учения в подростковом возрасте строится особенным образом.

Прежде всего у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений.

В подростковом возрасте существенно укрепляются и учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Основа этих мотивов - стремление школьников ко взрослости. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Большинство школьников подросткового возраста считает, что для них наиболее значим мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний выступает как значимый очень редко.

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Если у младших школьников эти мотивы чаще выражены в неопределенных, расплывчатых задачах своего развития и реализуются в простейших способах - чтении дополнительной литературы, посещении ближайших библиотек, то у подростка мотивы и способы самообразования поднимаются на следующий уровень. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели - сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок - без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. Наряду с этим учащихся этого возраста отличает, как отмечалось выше, переход к овладению не только дополнительными знаниями, но и методами научного мышления. Познавательный интерес в среднем школьном возрасте отчетливо приобретает не насыщаемый характер, т. е. возрастает по мере удовлетворения. Развитие познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы. Это проявляется в удовлетворении, с которым подросток выполняет самостоятельные учебные задания на уроке, в его работе со сложным учебным материалом, в стремлении самому строить свою познавательную деятельность за пределами школьной программы, в различных формах самообразования.

Перейдем к обсуждению социальных мотивов учения в подростковом возрасте. Если в младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются познавательные мотивы, то в среднем школьном возрасте самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах.

Прежде всего зримо совершенствуются широкие социальные мотивы, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах современного общества, оказывающие влияние на понимание учеником смысла учения для служения обществу, Родине. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель постоянно показывает школьникам возможность использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых узких социальных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Мотивом, адекватным учебной деятельности в среднем школьном возрасте, является мотив поиска контактов с другим человеком, овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде.

Существует интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми. Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо и самоконтроля школьников, где учитель может помочь подростку в осознании и оценке отдельных сторон его учебной деятельности и личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно, как «коллеги», осуществляют поиск нового знания и новых путей его обнаружения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникает иногда весьма критический взгляд на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем.

При хорошей организации учебной и общественной деятельности у подростков возникают и развиваются социальные мотивы сотрудничества, когда ученики не просто стремятся взаимодействовать друг с другом в разных видах коллективной работы, но и пытаются осознать разные способы этого взаимодействия, искать лучший из них.

Процесс развития самосознания, характерный для подросткового возраста, захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте. Подросток соотносит, пока не всегда осознанно, свою мотивацию, мотивацию сверстников, а все это, вместе взятое, с образцами, идеалами, принятыми в нашем обществе.

К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им движет несколько мотивов, умеет их назвать.

Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все большей связи их с практической деятельностью.

Познавательные интересы в среднем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. В одном случае эта избирательность носит неясный характер, интересы изменчивы и зависят от ситуации. Эти интересы представлены у значительного числа школьников и их доля не уменьшается вплоть до 8 класса. Ученики с такими интересами отдают предпочтение репродуктивной деятельности по образцу, на основе сложившихся привычек.

Во втором случае направленность интересов распространяется на широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом. Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным этого исследования, характерны примерно для четвертой части учащихся. Этот интерес вызывает у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводит ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес - ценное образование, однако при отсутствии необходимых педагогических влияний он может составлять остову поверхностного отношения подростка к учению.

В третьем случае заинтересованность учащихся может быть сосредоточенной, локализованной в одной узкой области, иметь доминирующие линии. Такие познавательные интересы характерны для одной пятой - одной третьей части каждой возрастной группы.

Педагогическая работа по воспитанию интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что у учащихся с широкими познавательными интересами учитель добивается углубления знаний и их конкретизации, а у школьников с выраженными стержневыми интересами учитель работает прежде всего над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей.

Такова качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте. В начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6-7 классам вновь снижается. В 8 классе мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, форм завершения среднего образования.

Снижение интереса к учению в средней школе связано с психологическими особенностями подростка. В средней школе одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда подростку не раскрывается связь учения с социально-значимыми видами деятельности, когда в ходе учения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками в ходе учебной работы. К сожалению, недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к учению у подростков. Это бывает в тех случаях, когда к концу обучения в начальной школе учебно-познавательные мотивы не закладываются и угасание мотивации в средней школе идет по тем же закономерностям, что и в начальной школе: мотивы «позиции школьника» удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки к учению.

Мобилизация резервов мотивации учения в подростковом возрасте является важным условием подготовки школьника к дальнейшему осуществлению среднего образования - в старших классах школы, в средних специальных заведениях. Трудно переоценить значение этой работы для успешного осуществления всеобщего среднего образования в нашей стране. Уровень сформированное мотивов социальной отдачи имеет большое значение для готовности подростков к поступлению в ПТУ, техникумы, для наиболее эффективного включения в общественную практику, в различные отрасли народного хозяйства страны.









3. Мотивация и природа математических знаний

Применить успешно метод мотивации в учебном процессе невозможно без знания математических понятий и теорий. Ответить на вопрос «Что такое математика?» очень трудно. Термин «математика» происходит от греческого слова «µбиемб», что означает знания, наука.

Поскольку стадия формальных операций соответствует возрасту 11 лет, а дети начинают учиться с 6 - 7 лет, имеются определённые трудности в формировании внутренней мотивации учения математики. К счастью, школьный курс математики оперирует только конкретными пространственными формами и количественными отношениями. Эти факты позволяют оперировать понятиями числа и фигуры на более ранней стадии развития. Следует отметить, что школьные учебники не содержат какой-либо информации о существовании многих областей математики. Но отдельные способные учащиеся представляют школьную математику как всю математику и стремятся стать специалистами в других областях знаний.

Ответ на вопрос «Как привить интерес к математике?» неоднозначен. Всё зависит от интересов ученика. Можно выделить ряд стадий усвоения учебного материала:

1) база понимания формируется на основе наблюдения и эксперимента, выполняет стимулирующую функцию;

2) теоретический уровень достигается в ходе осмысления всей системы эмпирических предпонятий и взаимосвязей между ними;

3) активизация стремления учащихся к применению теоретических сведений на практике формируется, когда понятие и способы деятельности получают некоторые конкретные, содержательные интерпретации.

Реализация данной схемы происходит на протяжении всего процесса обучения математике в школе. Тем не менее, она предусматривает доминирование различных мотивационных факторов в зависимости от возрастного диапазона.

На первой стадии изучение математики представляет собой процесс, где главная роль принадлежит вычислению, измерению, конструированию. Здесь основной мотивационный фактор - это стремление связать усваиваемый материал с собственным практическим опытом. Принцип связи теории с практикой требует гармоничной связи научных знаний с практикой. В процессе преподавания математики связь с практикой обеспечивается при помощи лабораторных работ или решения упражнений и задач. Практика доказывает необходимость полученных знаний и этим повышает мотивационный уровень учения математики. Любую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации учения математики.

Поэтому на следующем этапе, хотя роль практики перестаёт быть доминирующей, тем не менее, она остаётся важным средством мотивировки рассмотрения того или иного фрагмента содержания и возбуждения первоначального интереса к нему. Здесь математический факт является результатом решения чисто математической задачи.

Каждый человек должен знать, что практически ежедневно мы сталкиваемся, сознательно или не сознательно, с решением математических задач. Это и будет служить мотиваций изучения - приведение примеров.

Мы выяснили, что формирование мотивации учения в школьном возрасте одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного, воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Мотивация в математике играет также огромную роль, в установке учебной деятельности учащихся и в дальнейшем развитии самого школьника.

Изучение мотивации учения каждого ребенка надо проводить для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней формировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания активной личности. Изучение мотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.





4. Методы мотивации

В этом параграфе будет рассказано о методах мотивации, которые могут быть использованы учителем без нарушения естественного течения учебно-воспитательного процесса.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Мы уже знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению, но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

В начале нового курса или темы учителя часто произносят примерно следующие слова: «В современном обществе человек не может быть успешен без знаний математики»

Это считается мотивацией, но в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Новыми ФГОС выдвинуты требования, в которых конкретным образом стоят требования, развить личностные, метапредметные и предметные качества в ребенке одновременно на одном уроке, сделать это можно и с помощью мотивации учеников к учению. Цель современного образования-научить ребенка учиться, а какое учение без мотивации. Иначе, смысл учения пропадает. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к математике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу «Зачем мне математика? Я не собираюсь дальше этим заниматься. Мне не нужна она, чтоб поступить в ВУЗ.» Фраза "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится", звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно". Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена.

В этой главе мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

Прием первый: обращение к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

Пример 1. А вы знаете, что в книгу рекордов Гиннеса занесена самая "Большая рельефная карта" Калифорнии, весом 39 т., сделанная Робен Холлом в 1924 году. Хранится в настоящее время на базе ВВС в Гамильтоне, Новатто, Калифорния, её размеры приближённо равны 137м на 5 м.

- Немного мы отвлеклись, итак, тема сегодняшнего урока…прошу вас прочитать на слайде компьютерной презентации. (координатная плоскость)

- Как вы считаете, почему мы в начале урока вспомнили географическую карту? Как определяют местоположение города по карте?

- А вы знаете, сколько трудностей пришлось испытать героям романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта", а все произошло из-за записки:

"7 июня 1862 года трёхмачтовое судно "Британия" Глазго потерпело крушение …гони…южн…берег …два матроса…пл. Капитан Гр… дости…контин… пл. …жесток…инд…брошен этот документ …долготы и 37°11 широты …окажите им помощь … погибнут."

- Как вы считаете, почему оказалось невозможным помочь героям? (восстановить долготу не представлялось возможным).

Что бы определить местоположение острова, посёлка, горы и нанести их на карту, сколько требуется чисел?

- Определите координаты г. Ставрополя по карте на слайде (параллель 45° с.ш. и меридиан 42° в.д. пересекаются в г. Ставрополе). В Юго-западном районе краевого центра есть улица с названием "Сорок пятая параллель".

- Оказывается, географические координаты были введены за 200 лет до нашей эры греческим учёным Гиппархом. В XVI веке французский математик Орсем ввёл по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и назвал широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании этого метода принадлежит великому французскому математику, а его фамилию вы узнаете после разминки.

Пример 2. На уроках математики в 6 классе при изучении темы «Масштаб» ученики составляют и изображают план своей комнаты, применяют специальные обозначения для дверей и окон, приобретая навыки составления кадастрового паспорта на квартиру.

Пример 3. При изучении темы «Площадь» - рассчитывают, сколько рулонов обоев нужно купить, чтобы оклеить стены комнаты.

Прием второй: создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно гипотезы решения проблемы и составляют алгоритм действий по их проверке.

Пример 1. Измеряя длину окружности какого - либо цилиндрического предмета, учащиеся делят длину на диаметр и получают следующие результаты: 3,15…, 3,13…, 3,18…, 3,14... Анализируя полученные данные, учащиеся приходят к выводу, что частное длины окружности и ее диаметра - это одно и то же число. Затем рассказываю про число π.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.

Глубокое понимание изучаемого материала, как правило, обеспечивает успешное продвижение в знании.

Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока.

Пример 1. Деловая игра.
«Математическое путешествие», «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай».

Использовать на уроках, посвященных теме «Геометрическая прогрессия». Детям предложено выступить в роли банкиров - одни банкиры каждый день в течение месяца начисляют другим по 100 тыс. рублей, а другие - в первый день - 1 коп., во второй - 2 коп., в третий - 4 коп, и далее каждый день месяца увеличивают сумму в два раза. Вопрос: «Кто останется в выигрыше?» Учащиеся, как правило, хором отвечают: «Второй банкир». Учитель предлагает изучить формулу суммы геометрической прогрессии и доказать обратное. На этом же уроке рассказываю всемирно известную легенду о шахматах, о завещании Франклина потомкам. Все это вызывает удивление учеников. А ведь современных детей удивить трудно!

Пример 2. «Математическое лото»

Четвертый прием: решение нестандартных задач.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Использовать этот приема, следует учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. А эта тема не только информатическая, но и математическая. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

Пример 2. В 7 классе в начале урока можно давать задание:

-Я загадала число, это число равно 50% от суммы результатов всех записанных примеров на доске. Кто быстрее отгадает.

Пример 3. После изучения новой темы (решение уравнений), дать задание ученикам обратить внимание на доску, где разобран пример и попросить его проверить и найти ошибку.

Пример 4. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1.Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2.Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.Не Intel-ом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

4.Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5.Вирусов бояться - в Интернет не ходить (Волков бояться - в лес не ходить)

Пример 5. «Интеллектуальная разминка»

Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.

Пример 6. 6 класс. Тема "Координатная плоскость". Начинаю с построения всевозможных фигур: самолет, бегун, петух. Учителями годами накапливаются подобные рисунки для уроков. Часть материала я нахожу на страницах газеты "Математика", а часть ребята придумывают сами. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

Пример 7. 6 класс. Тема "Диаграммы". Удивительный получается эффект от принесенных мною рабочих диаграмм молочного завода. Рассматривая их в виде раз даточного материала, мы с учениками почерпнули настолько богатейшую ин формацию о заводе, что ребята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: "Давайте отобразим процесс питания в школе". Я отвечала: "Давайте". "Давайте сравним количество учеников, вы посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено" - "Хорошо, выполняйте". "А успеваемость?" - "Прекрасно, чертите". "А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?" И много других предложений.

Пятый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок, обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности можно широко использовать проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в профильных классах. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала.

Важным мотивом для учащихся среднего звена является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе, различным конкурсам и спектаклям, игре КВН. Лучшие проекты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают все учащиеся группы и члены учительского жюри.

Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.


© 2010-2022