• Преподавателю
  • Другое
  • ЛПИ-филиал СФУ Дидактические принципы в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А. Ф. Дистервег)

ЛПИ-филиал СФУ Дидактические принципы в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А. Ф. Дистервег)

Статья о Дидактических принципах в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег)Дидактические принципы в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег)Проблема принципов обучения всегда являлась одной из актуальных в дидактике. Тем не менее она и сегодня не получила своего окончательного решения, поскольку раскрытие сущности принципов обучения и их номенклатуры, как оказалось, является одной из сложных методологических и специально-научных пробле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильязов Т., Кузлякин С.

ЛПИ-филиал СФУ

Дидактические принципы в зарубежной педагогике

(Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег)



Проблема принципов обучения всегда являлась одной из актуальных в дидактике. Тем не менее она и сегодня не получила своего окончательного решения, поскольку раскрытие сущности принципов обучения и их номенклатуры, как оказалось, является одной из сложных методологических и специально-научных проблем. В Концепции модернизации педагогического образования (2013) отмечена важность практико-ориентированной подготовки педагога в части освоения образовательных технологий. В этом смысле важно понимать, что концептуальную основу любой образовательной технологии составляют дидактические принципы. Историко-педагогические аспекты изучения проблемы дидактических принципов, позволят выявить инвариантное основание образовательной технологии и образовательного процесса.

В истории педагогики к проблеме дидактических принципов обращались Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег и др. В современной педагогической науке к проблеме дидактических принципов в разное время обращались Ю.К.Бабанский, Б.А.Голуб, М.А. Данилова, В.К. Дьяченко, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильиной, М.А. Мкртчян, В. Оконь, А. Реан, Н.А. Сорокина, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторский, и др. Развитию дидактических принципов в зарубежной и отечественной педагогике посвящены диссертационные исследования и статьи А. М. Гайфутдинова (2002), Х.Ю.Джураевой (2007), А.А.Семенова (200), Х.К.Родригеса (2005) и др.

Что понимается под дидактическими принципами? Существует ли единство мнений по этому вопросу, или он является спорным в науке и по настоящее время? В философской и педагогической литературе, принято под принципами понимать основные, исходные положения какой - либо теории, основные правила деятельности [6]. Дидактические принципы, согласно педагогическим словарям, представляют собой руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации [8]. По мнению, Б.А.Голуб, дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т.п.» (1999).

Впервые они были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его работе «Великая дидактика» в 1632 году. По мнению Я.А.Коменского, «дидактика - наука учить всех всему, учить кратко, приятно и основательно» [5] .

Для получения ответов на поставленные выше вопросы необходимо проследить развитие понятия «дидактические принципы» на протяжении исследуемого периода в истории педагогики, а также выявить механизм создания дидактических правил, их содержательное наполнение (табл.1).

Таблица 1.

Дидактические принципы в педагогических теориях Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, В.А. Дистервега

Я.А. Коменский [5]

И.Ф. Гербарт [1]

В.А. Дистервег [3]

принцип сознательности и активности

«Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии»

«Само человечество постоянно воспитывает себя кругом мыслей, порождаемых им. Если в этом круге мыслей многообразное связано слабо, то, как целое, оно и действует слабо; и отдельно выдающееся, как бы причудливо оно ни было, вызывает беспокойство и насилие»

«Обучение, должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения»

принцип наглядности

«Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

«Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

«Подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

«Без знания уровня развития ученика невозможно его правильное обучение. Иначе ведь неизвестно, что следует предпослать, с чем нужно установить связь. Здесь происходит то же самое, что и при написании книги. Если автор хочет, чтобы она была удачной, он должен совершенно ясно представить себе уровень развития тех, кого рассчитывает иметь своими читателями. Иначе он не попадет в цель; будет многоречив и пространен там, где должен быть краток, и краток там, где следует быть обстоятельным»

принцип постепенности и систематичности знаний

«Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

«Эту последовательность, необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».

«Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части - управление детьми, обучение, нравственное воспитание»

«Воспитание путем преподавания рассматривает как преподавание все то, что дается питомцу в качестве предмета для рассмотрения. Сюда относится и самая дисциплина Zucht (нравственная культура), которой его подчиняют. Дисциплина, нравственная культура, строгость действуют гораздо сильнее, когда являются в биде Образца энергии, поддерживающей порядок, чем когда выражаются в непосредственной задержке отдельных шалостей, обычно называемой высоким именем исправления недостатков»

«Они заставляют детей, ввиду этого, заучивать слово в слово, наизусть,- конечно с большими мучениями, - совершенно непонятные детям положения и тексты, которые ничего не говорят ни их уму, ни сердцу, потому что у первого нет еще сил, а у вто­рого еще не проснулась потребность в этом! Это относится не только к неправильному преподаванию закона божия, приносящему особенно большой вред, но также и ко всякому другому обучению»

принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

«Именно это приводит нас опять к тому, что можно овладеть воспитанием только при умении внести в юношескую душу широкий и во всех своих частях тесно объединенный круг мыслей, обладающий силой побороть в окружающем неблагоприятное, растворить в себе и усвоить благо­приятное»

«Способ обучения, или метод предмета, зависит, конечно, от природы этого предмета. Различные вещи нельзя преподавать и изучать одинако­вым образом. Но не эта объективная точка зрения является господствую­щей при обучении юношества, а субъективная. Как следует излагать данный предмет сообразно с законом развития человеческой природы и уровнем развития учеников? Вот важнейшее исходное положение, опре­деляющее выбор метода. Один и тот же предмет иначе преподается мальчику, чем юноше, иначе четырнадцатилетнему, чем десятилетнему мальчику»


Как видно из таблицы, в основу сформулированных дидактических принципов положены следующие позиции: «учить при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах и разуме», «от понимания идти к запоминанию и выражению понятого в речи», а отсюда - «к упражнениям в действиях»; «следовать в обучении от легкого к трудному, от близкого к отдаленному, от общего ознакомления с предметом в целом к изучению отдельных его сторон» [1-5]. Инвариантное ядро всех дидактических принципов составляют принципы наглядности; активности и сознательности усвоения учебного материала; доступности, систематичности и последовательности изложения знаний; прочности усвоения знаний.

Таким образом, ознакомившись с дидактическими принципами зарубежных педагогов Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, делаем вывод, что их принципы обучения сходны, но все, же проявляют некоторые черты различия. Дидактические принципы педагогов - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации. Зарубежные педагоги в своих трудах отражали идею, что каждый преподаватель, руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, должен знать, что их требования направляют всю деятельность ребенка: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.

Список использованной литературы

  1. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. А.И.Пискунова. Т.2. - М.: Сфера, 2006.

  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

  3. Дистервег И.Ф. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. А.И.Пискунова. Т.2. - М.: Сфера, 2006.

  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

  5. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А.Коменский. - М., 1947.

  6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2007.

  7. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

  8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

© 2010-2022