- Преподавателю
- Другое
- Художественная концепция национального характера в формировании Прозы Алима Кешокова (Посвящается 100-летию Кабардинского писателя)
Художественная концепция национального характера в формировании Прозы Алима Кешокова (Посвящается 100-летию Кабардинского писателя)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Срукова Ю.Ю. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Художественная концепция национального характера в формировании
Прозы Алима Кешокова
(Посвящается 100-летию Кабардинского писателя)
Ю.Ю.Срукова, М.НХачимизова
ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова
360004,КБР, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173
E-mail: [email protected]
В статье исследуются истоки творческой индивидуальности известного кабардинского поэта и писателя А.П.Кешокова. Также затрагиваются вопросы творческого самоопределения и этапы эволюции жанров и стилей произведений А.Кешокова.
Ключевые слова: романа, переломная эпоха, образы, А.Кешоков.
В ходе исследования истоков формирования художественного мироведения А. Кешокова надо отметить философскую направленность его мышления, стремление писателя к созданию характера нравственно -эпического и индивидуального плана, питающих национальным фактором. Возрождение национального фактора в современных адыгских литературах проходит на новой основе, на материале современной исторической действительности.
Решение проблем, связанных с национальными, этическими принципами организации текста, помогает раскрыть глубину психологизма характер, созданных писателем. Как известно, характер является основным объектом художественного произведения, которому и принадлежит первостепенная роль в комплексной разработке проблемы человековедения . Проблема личности и характера активно исследуется в философии, социологии, этике, эстетике, культурологи. Но именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значения этого термина в психологии, философии, социологии: «Художественный характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, объективного и субъективного». Все содержание, логика, стилистика, поэтика - вся художественная ткань, форма произведения объединяется « идеи человека» (М.Бахтин), образуется с ней единое смысловое целое(4,с.31)
В прозе А.Кешокова характеры героев раскрываются при помощи различных художественных средств. В решении основных вопросов и проблем эпического повествования кабардинская литература с романами А. Кешокова выходит на тот же уровень, что и литературы сложившиеся: та же глубина в решении связи времен, тот же углубленный психологизм в создании национального характера, обогащенного новым содержанием, то же направление в решении нравственно-этических проблем(2, с. 34)
Проблемы судьбы народа и личности, обусловленности человеческого характера конкретно-историческими обстоятельствами, средой, проблемы революции и гуманизма, правды и справедливости, добра и зла в романах А. Кешокова решены с глубокой жизненной полнотой. В них созданы реалистические национальные характеры, рассмотренные конкретно исторически, в диалектической эволюции. Почти каждое действующее лицо романа вырастает в тип, ибо оно олицетворяет собой не только характерные черты того класса или той общественной прослойки, к которой принадлежит, но и обладает неповторимыми индивидуальными психическими, эмоциональными, интеллектуальными, речевыми, портретными особенностями.
Объектом художественного исследования становится внутренний мир человека. Любое событие переживается каждым персонажем романа; история как бы проходит через сознание индивида. Без этого невозможно обогащение характера новыми гранями, т.е. невозможно добиться психологической динамичности образа. «В каждом из персонажей разнообразные качества, иногда противоречивые, соединяются в некое единство, как это бывает в жизни», которое позволяет писателю придать каждому действующему лицу романа неповторимую индивидуальность, делающую его характером-типом. Это серьезный шаг вперед в развитие северокавказской литературы, в частности романа, в котором герои долгое время были индивидуально плохо различимы, ибо они чаще всего бывали носителями определенных идей, а не живыми человеческими характерами.
Романы А.Кешокова интересны сюжетно - композиции построением, писатель воссоздает своих героев в реальной среде (3, с. 66). Распределяя цепь событий на протяжении всего произведения или отдельной его главы, писатель нередко прибегает к переплетению, перемежению разновременных событий. Так, в романе «Вершины не спят», рассказывая о событиях 1917 года в Кабарде, знакомя читателя с героями этого времени, автор, как бы восстанавливая в памяти прошлое, обращается зачастую к иным временная, предшествовавшим и формировавшим нынешние.
Таким образом, художественный характер А. Кешокова - это и широта взгляда на мир глазами художника, и глубокое проникновение в сущность национального бытия, обусловленного движением жизни и истории. Это и отражение современности, творческое переосмысление ее с учетом исторического опыта и художественных традиций. Герои эпических произведений Кешокова разнообразны, как разнообразны и формы изображения их внутреннего мира и чувств.
Появление новой книги стихов и поэм Алима Кешокова, наряду с произведениями Али Шогенцукова и других авторов, означало, что кабардинская литература уверенно закрепляла свои первые успехи. Главный герой произведений Кешокова - человек обостренно мыслящий, внимательно следящий за развитием мировых событий, охваченный страстью движения к высшей цели, к счастью. Мотив счастья у Кешокова наполняется емким философским содержанием и будет звучать по - разному, в соответствии с ростом мастерства писателя ориентиром развития национальных литератур России.
Глубина творчества Алима Кешокова, масштабность его мышления определили уникальность его творческого наследия. Поэт и прозаик с традиционным философским мироощущением и столь же традиционным и лирическим и социальными мотивами в своем творчестве призывает не отдавать себя злу, быть открытым к боли другого. Поиск художественного решения коренных проблем народного бытия трансформирует традиционную лирику А. Кешокова в философскую прозу. Как пишет Савва Дангулов, «Кешоковская проза возникла из его поэзии» (1, с. 198). У прозы поэта, во многом автобиографичной, свои законы - стихи питают прозу своими красками и идей великой силы слова. Лейтмотивом его творчества была и остается тема родины в ее радостных и трагических испытаниях.
В разное время выходят в свет романы «Чудесное мгновение» и «Зеленый полумесяц», объединенные под общим названием «Вершины не спят», и посвящены они истории кабардинского народа. Это многоплановое, историко-автобиографическое повествование о незабываемых событиях гражданской войны и первых лет революции в горах, о сложных и противоречивых процессов действительности в двадцатые годы. Это произведение является психологически углубленным , многослойным воспроизведением биографии послере