Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся на уроке



Проблема школьной неуспеваемости беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с добрыми учителями, т. е ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, грубит, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.

Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ненужными, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых тусовках, тем самым пополняя ряды неблагополучных детей района, города.

Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени государственными проблемами, как наркомания и преступность среди молодежи.

И, несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении растет. Но если вовремя провести необходимую, с точки зрения специалистов коррекционную работу, то это будет лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.

Анализ результатов ситуации показывает, что учителя сталкиваются в своей деятельности с проблемами:

- низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление.

- нежелание выполнять домашнее задание.

- отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих учащихся.

Причины, повлекшие к появлению нежелательных проблем, были:

- Возрастные особенности: многие школьники не могут абстрактно мыслить, анализировать, быстро обобщать учебный материал

- Разноуровневый состав учащихся в классе, разная подготовка к обучению.

- Низкая мотивация обучения.

На основе вышеуказанного, можно определить ключевую проблему.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

1.2 Опыт решения подобных проблем.

В настоящее время наиболее признаны традиционная и развивающая системы образования. Каждая из них по-разному с точки зрения методики, выстраивает отношения педагога и ученика, позицию учащегося и его вид деятельности, что в свою очередь является решением проблемы неуспеваемости.

Традиционная система. Цель: овладение системой знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни и трудовой деятельности; содержание основывается на информационно-объяснительном подходе.

Развивающая система. Цель: достижение оптимального общего развития каждого ученика, обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии, раскрыть индивидуальность ученика.

Опыт решения проблемы неуспеваемости накоплен и успешно применен в нашем образовательном учреждении.

Рассмотрим, какие акценты надо делать на каждом этапе урока, чтобы все учащиеся усвоили изученный материал:

1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.

2) При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.

Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивая их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4) При организации самостоятельной работы вне класса.

Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учеников о порядке выполнения работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

При выборе дидактических мер группового подхода к неуспевающим школьникам можно использовать следующие приемы работы.

1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся можно применить такие меры группового подхода и помощи в учении - снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешать использовать наглядные пособия, схемы, плакаты. Стимулировать оценкой, подбадривание похвалой, положительной записью в дневнике.

2) При изложении нового материала

-применять меры поддержания интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, актуальность), привлекать неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.

3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, вьполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников, указывать на сдвиги в деятельности.

Применяя различные приемы и методы организации обучения можно более эффективно формировать положительные типические особенности учащихся (особенно мыслительной деятельности), которые будут способствовать повышению успеваемости учащихся.











Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся

















Рекомендации по работе с тревожными детьми.



  1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.


  1. Спрашивайте ребенка в середине урока.


  1. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.


  1. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).


  1. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.


  1. Используйте на уроках визуальную поддержку.


  1. Перед началом урока выполняйте с детьми задания на снижение тревожности.


  1. Снижайте количество замечаний.


  1. Введите ежедневный (или еженедельный) ритуал «Бюро хороших новостей»


  1. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.


  1. Наказывая, не унижайте его


  1. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.


  1. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.


  1. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.


  1. Избегайте длинных нотаций.


  1. Старайтесь соразмерять основные требования с требованиями других учителей - предметников.


  1. Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.


  1. Выберите подходящий способ проверки знаний ребенка, удобный для него (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад).

  2. Обратите внимание на Ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).



© 2010-2022