• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мадреева Р.Б.

Город Актау



Отчет C

Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков.

Реальность современных мира в том, что происходят стремительные изменения в обществе и в науке, человек находится в лавине информации, воспринимая которую он обязан отделять «зёрна от плевел». Для этого он должен уметь критически мыслить и делать правильные и верные выводы.

Планируя серию последовательных уроков, ставила цель повысить эффективность обучения, активизировать учащихся на мыслительную и практическую деятельность, повысить мотивацию к самосовершенствованию, организовать взаимооценивание, самооценивание.

Все четыре урока связаны с классиком русской литературы А.П.Чеховым. Тема первого урока «А.П.Чехов. Биография и творческий путь». Цель данного урока продолжить знакомство с биографией и творчеством писателя; знакомство с теорией литературы; юмор, сатира и художественная деталь в произведениях А.П.Чехова.

Ожидаемый результат учащиеся знают биографию и творческий путь А.П.Чехова, знают теорию литературы, определяют художественные детали, могут оценить юмор и выявлять сатиру как нравственную составляющую.

Между целью и ожидаемым результатом проведена индивидуальная и групповая форма работы. Применялись такие методы и стратегии, такие как ассоциации, метод Жигсо, исследовательский, словесный, наглядный, частично-поисковый, практический и самостоятельный методы работы. Использовались такие модули Программы, как ИКТ, новые подходы, диалог, критическое оценивание в соответствии с возрастными особенностями. Ответы учащихся оценивались в основном как формативное взаимооценивание групп и самооценивание. Ресурсами уроками нам послужили ИКТ, толковый словарь И.В.Ожегова, сборник рассказов А.П.Чехова.

Ключевые моменты урока:

- нетерпимость к несправедливости;

-обостренное чувство собственного достоинства;

-убеждения писателя;

-многогранная одаренность писателя;

-художественные детали;

-идейное и художественное своеобразия драматургии;

-актуальность произведений.

После организационного момента следует мотивационный момент, который подразумевает вопросы на восприятие:

-какие эмоции вызывают рассказы А.П.Чехова?

-какие ассоциации вызывает творчество писателя?

Опережающее задание, составление презентации по теме «А.П.Чехов. Биография и творческая деятельность». Две группы (для эффективной работы, были сформированы две группы, «Ионыч» и «Хамелеон»).

Каждая группа представила свои подготовленные презентации. Презентации были познавательные, насыщенные и полностью раскрыли тему. В представлении участвовали все учащиеся группы, что дало возможность развивать речь каждому ученику. Хотелось бы отметить, что развитие речи одна из главных задач литературы. Общеизвестно, что речь бывает устная и письменная, которые по своим характеристикам во многом не совпадают. Но обе формы речи при своем различии теснейшим образом связаны между

собой, и это нельзя не учитывать при работе над развитием учащихся.

Учащиеся создавали устные и письменные тексты, в которых есть принципиальное сходство. Принципиальная составляющая состоит в системе наблюдений над объектом речи, в накоплении, отборе и расположении материала, в выборе речевых средств, адекватных содержанию высказывания и его идее. Но подготовка устного сочинения дает больше возможностей, проведения специальных уроков по развитию устной речи, на которых одни ученики передают личные наблюдения в виде связного высказывания, а другие анализируют опыт своих товарищей, являются необходимым подготовительным этапом перед выполнением аналогичного письменного сочинения. В этом как раз проявляется одна из технологий Программы «действие по аналогии». В устном высказывании легче менять структуру текста, создавать его варианты. Устная речь удовлетворяет потребности учащихся иметь внимательную и доброжелательную аудиторию, в которой можно делитьсясвоими жизненными впечатлениями, вырабатывают у учащихся необходимую привычку вести систематические наблюдения, учат учащихся находить, осмысливать и отбирать материал, что является основой критического мышления. Излагая свои наблюдения, школьники учатся по реакции аудитории определять, насколько понятно, доходчиво они говорят , что в их изложении оказывается особенно важным, трогательным, смешным или, напротив скучным, ненужным. Следующим этапом является самооценивание и взаимооценивание как формативное оценивание. Оценка выступления делается тут же, учащиеся хорошо помнят и содержание рассказа, и его форму, что делает формативное оценивание особенно действенным. При взаимооценивании учащиеся учатся аналитически мыслить , аргументированно высказаться об услышанном. Анализ устных текстов - это самый ценный этап такой работы, потому что для развития речи учащихся дидактически важен не столько получаемый продукт, сколько процесс его получения.

Критические выступления слушателей помогают всем учащимся класса вырабатывать активную жизненную позицию и умение выбирать для своих суждений и взаимооценок тактичную, деловую форму.

Устные рассказы учащихся более широко открывают учителю мир детей. Помогают увидеть их интересы, склонности, мечты, характер, что содействует самосовершенствованию, развитии концепции «я» - самоуважение и самоконтроль.

Выбор учащимися темы и интерпретации тем является свободным, это повышает интерес к работе. Учитель должен планировать перспективу, составить среднесрочный план, уточняя это более развернутым краткосрочным планом.

Авторы Программы предполагают, что каждый учитель должен хорошо знать свой учебный предмет, находится в курсе всех новых достижений педагогической науки, по каждой учебной теме , знает больше чем дано в учебнике; является хорошим оратором, умелым рассказчиком и даже немного актером; чувствует «подводные камни», трудности каждой учебной темы и умеют их преодолевать; учить школьников применять знания на практике; систематически и оперативно направляет, своевременно видит психологические и моральные барьеры. За всем этим стоит крайне важная цель:

развивать критическое мышление, способствовать самосовершенствованию, раскрыть творческий потенциал, сформировать всесторонне развитую личность.

Для этого учитель должен:

  • Знать, что такое критическое мышление и как его развивать, каковы особенности критического мышления и как к этим особенностям приспосабливаться;

  • Понимать, как работает у детей память, внимание, воображение и как развивать их у школьников, - ведь без этого ничего не возможно усвоить;

  • Развивать речь учащихся;

  • Будить и постоянно поддерживать в них интерес к учебе, стремление к знаниям;

  • Находить пути мотивации обучения, наиболее действенными из всех мотивов являются самомотивация, познавательный интерес и потребность в ощущении успеха.

Интерес, как познание глубочайшим образом связан со всеми сторонами личности, он не только обеспечивает высокий уровень внимания, понимания и запоминания. Осознанный интерес, как познание - является необходимым условием для того, чтобы изучаемый материал становился не просто суммой знаний, а входил в содержание духовного мира человека. Для вызова интереса можно использовать элементы занимательности, но для постоянного его поддержания нужна продуманная организация всего учебного процесса.

Сухой учебный материал усваивается образно мыслящими учащимися гораздо труднее. Известно, что детям младшего и среднего школьного возраста присуще конкретно - образное мышление, по мере развития развивается абстрактно-логическое мышление. Если подавлять образное мышление, как показали исследования психоневрологов, не только обедняют личность, лишая ее радости, восприятия мира во всем его многообразии, но и создает предпосылки для постоянных конфликтов с миром и самим собой. Бедность образного мышления приводит к трудностям в познании мира и приспособлении к нему, слабости психологической защиты от неблагоприятных обстоятельств. Вместе с тем, развитое образное мышление делает любую деятельность более успешной и полноценной. Образная память обладает большими преимуществами: это касается легкости запоминания, объема и прочности сохраненных знании. Образное мышление, как и критическое мышление тесно связано с осознанной, богатой интуицией и творческим озарением.

Большое значение для поддержания постоянного интереса имеет разнообразие как изучаемого материала, так и форм работы. Но самое главное для поддержания постоянного интереса- это создание условии для постоянной активностей и самостоятельности работы. Нужно отказаться от сообщения новой информации только в готовом виде, надо реализовывать комбинацию дифференцированного подхода, как выявления талантливых и одаренных.

Планы строятся как беседа со школьником, который становиться активным собеседником, соавтором, соучастником, процесса познания и добывания знании, которые таким образом не просто усваиваются, становятся более прочными и более успешно применяемыми на практике.

Учитывая все вышесказанное урок начался с того, что на интерактивной доске были даны определения, которые учащиеся должны почитать и определить о ком идеть речь;

  • главное в первых рассказах - комизм, в юмористических рассказах он обличает серость и мелочность жизни чиновничества, лакейскую услужливость, полицейский режим.

- он использует прием преувеличения , чтобы глубже раскрыть комизм происходящего.

  • Он рано приобщился к театральной жизни.

«Для меня не было большего наслаждения. Как сидеть в театре» , - вспоминал он о себе.

  • Он начал врачебную деятельность, но постепенно отошел от медицины, литературная работа захватывала его все сильнее и сильнее.

  • В его записной книжке есть заметка: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу или колодезь, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

- Ценны слова одного из героев: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

По опорным определениям учащиеся определили цели серии последовательных уроков, изучения биографии и творческой деятельности А.П.Чехова, ответили на вопрос:

  • По каким признакам и деталям вы догадались о ком идет речь?

  • Какие детали определяют сущность писателя?

Слайд-презентации подготовленные группами помогли самостоятельно раскрыть тему, используя ИКТ. Современные технологии дают возможность для неограниченной творческой деятельности.

Следующий этап составления кластера, графическое отображения жизни и творческой деятельности, систематизация знаний.

Каждый пункт кластера был осознанно аргументирован, используя критическое мышления, были вопросы для осмысления:

  • Как вы думаете, для чего используется писателем псевдонимы?

  • Можно ли назвать А.П.Чехова актуальным, имеющим быть изученным в современном мире?

  • Можно ли назвать А.П.Чехова талантливым и одаренным человеком?

При первичном знакомстве с рассказами «Человек в футляре» и «Ионыч» использовался метод инсерта . Ребята помечая на полях, определенными знаками такие понятия как «знаю», «не знаю», «хочу узнать» осмысленно подходили к новой информации, «не как к сбору информации, а как информации для обработки, понимания и осмысления. «Толстые» и «тонкие» вопросы при чтении способствовали анализу и интерпретации. Метод Жигсо способствовал полному усвоению материала, эффективности восприятия, критическому мышлению.

Синквейн - это прием, в переводе с французского означает стихотворение. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому -либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Две группы представили свои синквейны.

Первая группа:

А.П.Чехов

Интересный, лаконичный

Творит, обличает, высмеивает

Его читают от поколения к поколению

Талант

Вторая группа:

А.П.Чехов

Универсальный, смешной

Лечит, изучает, пишет

Он лечит и тело, и душу человека

«Русская слава»

Хотелось бы отметить неподдельный интерес учащихся к данному приему, во время перемен составляли синквейны друг на друга, тем самым развивали свой творческий потенциал.

На всех уроках использовался «Учебный мозговой штурм». Целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления.

Синквейн - это прием, в переводе с французского означает стихотворение. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому -либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Две группы представили свои синквейны.

Первая группа:

А.П.Чехов

Интересный, лаконичный

Творит, обличает, высмеивает

Его читают от поколения к поколению

Талант

Вторая группа:

А.П.Чехов

Универсальный, смешной

Лечит, изучает, пишет

Он лечит и тело, и душу человека

«Русская слава»

Хотелось бы отметить неподдельный интерес учащихся к данному приему, во время перемен составляли синквейны друг на друга, тем самым развивали свой творческий потенциал.

На всех уроках использовался «Учебный мозговой штурм». Целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления.

На примере Чеховского «Потока сознания» считаю, что учитель тоже не должен стремиться дать ответы, а должен задавать вопросы, ответы на которые учащиеся находят самостоятельно, под чутким наблюдением и направлением преподавателя.

Ставлю себе цель для эффективного обучения использовать в своей практике все модули Программы, совершенствовать составление среднесрочного и краткосрочного плана серии последовательных уроков.

Отчет хотелось бы закончить Чеховским призывом «Берегите в себе человека».









Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

© 2010-2022