Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральный законодательный процесс в Российской ФедерацииМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

"Уральский политехнический колледж"

(ГАОУ СПО СО "Уральский политехнический колледж")




Специальность 030912

"Право и организация социального обеспечения"

Группа Ю - 218





Научно-исследовательская работа

Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации




Руководитель работы:

Е.А. Хмылова

студент:

А.В. Андреев






г. Екатеринбург, 2014

Содержание

Введение..........................................................................................................................

Глава 1 Общая характеристика законодательного процесса......................................

1.1 Понятие и социальное назначение законодательного процесса;.......................

1.2 Понятие и назначение стадий законодательного процесса в Российской Федерации...................................................................................................................

2 Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса:........................................................................................................................

2.1 Субъекты права законодательной инициативы...................................................

2.2 Стадии законодательного процесса:......................................................................

2.2.1 Основные стадии:

1) законодательная инициатива;.................................................................

2) предварительное рассмотрение законопроекта;..................................

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;..

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;..........

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.................

2.2.2 Факультативные стадии:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов..................................................................

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ...................................................

Заключение........................................................................................................................

Список использованной литературы..............................................................................

Введение

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в Российской Федерации, потребовали интенсивного законотворчества, становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего правового акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативно-правовыми актами, способность будущего закона войти в уже существующую правовую систему, способность адаптации нового закону, экономические основы его существования и реального применения.

Тема законодательного процесса как никогда, актуальна именно сегодня, на пути формирования гражданского общества, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы, экономического роста и повышения благосостояния населения. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы негативно сказываются на всей правовой системе.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим и общественным условиям, критериям правового, демократического государства.

Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полно раскрыть содержание законодательного процесса в Российской Федерации, выявить проблематику современной российской законодательной деятельности и попробовать определить пути решения основных проблем данной области права.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

-дать общую характеристику законодательного процесса;

-дать понятие и выявить социальное назначение законодательного процесса в Российской Федерации;

-дать понятие и назначение стадий законодательного процесса в Российской Федерации;

-выявить субъекты права законодательной инициативы Российской Федерации;

-рассмотреть основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ

-рассмотреть факультативные стадии законодательного процесса в Российской Федерации:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ

Предмет исследования - процедура возникновения, разработки, принятия и вступления в силу федеральных законов Российской Федерации

Объект исследования - законотворческая деятельность органов государственной власти Российской Федерации на федеральном уровне

Методология и методы исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись методы исследования систематизации, сравнения, обобщения, классификации.

Информационную основу работы составили нормативно-правовые документы и статистические данные Российской Федерации. При написании работы использовались труды ученых в области теории государства и права, конституционного права, социологии права, материалы периодических изданий, научно-практических конференций.

Интерес к данной теме усилился в начале 90-х, в то время появились публикации в журналах, стали проводиться круглые столы с привлечением многих известных правоведов. В начале ХХI века продолжилась полемика по предмету исследования, были опубликованы монографии, посвященные различным сторонам законотворческого процесса. Разработчиками данной темы являются как известные ученые-правоведы, так и начинающие авторы. Свой вклад в исследование внесли: наш с вами земляк - Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова Туманов В.А. Хабриева Т.Я., Шувалов И.И. Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе дается общая характеристика, понятие, выявляется социальное назначение законодательного процесса в Российской Федерации, даётся понятие и назначение стадий законодательного процесса в Российской Федерации.

Во второй главе даётся конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса, рассматриваются субъекты права законодательной инициативы. рассматриваются основные и факультативные стадии законодательного процесса России: В третьей главе рассматриваются проблемы законодательного процесса в Российской Федерации

В заключении делаются основные выводы по работе.

В списке используемой литературы указаны используемые в ходе выполнения работы источники и литература.

Глава I Общая характеристика законодательного процесса

1.1 Понятие и социальное назначение законодательного процесса

Законодательный процесс- упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (далее - Конституция РФ), характеризует Федеральное Собрание российской Федерации (далее - ФС РФ) как законодательный орган, в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме ФС РФ, не имеет права издавать федеральные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

"Федеральные законы принимаются Государственной Думой", - прямо устанавливается Конституцией (ч. 1 ст. 105). Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатных парламентах основная законотворческая деятельность возлагается на палату, образуемую путем всеобщих прямых выборов. Классическое понимание законотворчества и законодательного процесса в парламенте демократического правового государства базируется на принципе верховенства высшего представительного органа власти в законодательной деятельности. Это соответствует разделению властей как принципу организации государственной власти в демократическом государстве, когда выразителем народного суверенитета и, следовательно, суверенитета государства выступают высшие органы народного представительства. Именно они закрепляют законодательно общие интересы и потребности общественного развития.

Законодательный процесс - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы. Согласно традиционной точке зрения, законодательный процесс - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм.

В широком смысле процесс принятия законов в государстве не ограничивается лишь рамками парламента. Его истоки лежат в самом обществе, включаясь в структуру иных процессов, прежде всего социального и политического. Вместе с тем "законодательный процесс" есть прежде всего юридическое понятие и правовое установление, в связи с чем его следует отличать от общего понятия законотворчества. Законотворчество как более широкое понятие включает в себя действия и отношения, предваряющие законодательный процесс, в частности, такие, как выявление потребности в принятии закона, научная, экспертная и организационная подготовка законодательной инициативы, если это не регулируется нормами о законодательном процессе. Законотворчество не всегда имеет правовое регулирование и не исчерпывается собственно созданием закона, а может включать оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. А более широкое понятие - правотворчество - охватывает процесс создания всех видов источников права, не только законов, но и подзаконных актов, а также становление норм и традиций обычного права.

С точки зрения конституционного права, законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий, результатом которых является создание закона.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Таким образом, законодательный процесс является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона. Два взаимодополняющих, но разных по предназначению процессов в конечном счете определяет качество принимаемых законов, а также роль и значение подзаконных актов в современном российском правотворчестве.

Законотворческий процесс базируется на ценностях и нормах Конституции РФ, а его результат (принятый закон) должен являться ее правовым продолжением. Учитывая это, важно отметить высокую значимость эффективности и качества законодательного процесса

1.2 Понятие и назначение стадий законодательного процесса в Российской Федерации

Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент. Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы).

Несмотря на различные виды и особенности правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.

Говоря о стадии правотворческого процесса, можно определить ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование.

Таким образом, законодательный процесс, протекает в определенных формах и может быть разбит на этапы, иными словами, это - совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС ПФ.

Стадия - это самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту.

Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:

внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива);

рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

принятие закона;

промульгация (подписание закона главой государства);

опубликование закона.

Последняя из названных стадий иногда подразделяется на две:

а) санкционирование (подписание) главой государства;

б) промульгацию с официальным опубликованием.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации Российской Федерации (далее - СФ РФ) и Государственной Думой Российской Федерации ( далее - ГД РФ) в связи с отклонением СФ РФ принятых ГД РФ законов;

повторное рассмотрение ГД РФ и СФ РФ законов, отклоненных Президентом РФ;

Схематичное изображение законодательного процесса в Российской Федерации можно проследить по Приложению А.

Глава II Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса

2.1 Субъекты права законодательной инициативы

Субъекты права законодательной инициативы - определенный Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц наделенных правом вносить в ГД РФ законопроекты либо выступать с законодательными предложениями.

Под законодательной инициативой понимается внесение предложений о принятии того или иного закона на рассмотрение высшего законодательного органа. После уведомления о внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы парламент самостоятельно принимает решение, обсуждать или не обсуждать это предложение. Законодательный орган не должен, да и не может рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц. В связи с этим Конституция РФ четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой, т.е. правом официального внесения законопроектов на суд депутатов. Этому праву соответствует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии полученных таким образом документов к рассмотрению. Часть 1 статьи 104 Конституции РФ перечисляет субъектов законодательной инициативы.

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в ГД РФ определены и установлены статьей 104 Конституции РФ. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации (далее КС РФ), Верховному Суду Российской Федерации (далее - ВС РФ) и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации (далее - ВАС РФ) по вопросам их ведения.

В части 1 статьи 104 Конституции РФ депутаты ГД РФ и члены СФ РФ упоминаются во множественном числе, это может означать, что отдельный депутат либо член СФ РФ не обладает правом законодательной инициативы. Вместе с тем всеми участниками законодательного процесса в РФ однозначно признается, что каждый депутат ГД РФ и каждый член СФ РФ наделены правом законодательной инициативы.

Действующее законодательство не дает прямого ответа на то, какие вопросы находятся в ведении КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ применительно к реализации этими судами права законодательной инициативы. На практике Конституция РФ толкуется максимально широко, при этом признается, что названные суды вправе вносить законопроекты по всем вопросам, имеющим отношение к их деятельности.

Часть 3 статьи 104 Конституции РФ наделила Правительство РФ серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс, установив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в ГД РФ только при наличии заключения Правительства РФ. Это требование является составным элементом системы взаимодействия федеральных органов исполнительной и законодательной власти в рамках установленного Конституцией РФ разделения властей.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД РФ:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

В ГД РФ вносится большое количество законопроектов. Так, в 2013 году в Государственную Думу было внесено 1513 законопроектов, из них принято Государственной Думой - 451законопроект.

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что от 40 до 60% законодательных инициатив исходит от депутатов ГД РФ. При этом значительная часть таких инициатив реализуется отдельными депутатами, что нельзя признать оправданным. Право законодательной инициативы в этом случае нередко используется в качестве инструмента политической борьбы или средства лоббирования интересов определенных социальных групп.

2.2 Стадии законодательного процесса

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС РФ. Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

Принятие закона состоит из нескольких последовательных стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией РФ порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

- законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;

- рассмотрение законопроектов и принятие законов ГД РФ;

- рассмотрение СФ РФ законов, принятых ГД РФ;

- рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

- повторное рассмотрение ГД РФ законов, отклоненных СФ РФ;

- повторное рассмотрение ГД РФ законов, отклоненных Президентом РФ,

- повторное рассмотрение СФ РФ законов, отклоненных Президентом РФ,

- подписание и обнародование законов Президентом России.

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, повторное рассмотрение закона в ГД РФ возможно только в случае неодобрения его верхней палатой или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в СФ РФ и создания двухпалатной согласительной комиссии. Однако высший закон РФ и Регламенты палат предусматривают для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (ч.2 ст. 108 Конституции РФ - эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию главой страны и обнародованию, т.е. без возможности вето Президента).

2.2.1 Основные стадии:

1) законодательная инициатива.

Часть 2 статьи 104 Конституции РФ установила, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Эта формулировка несет в себе емкое содержание. Во-первых, тем самым фактически установлена необходимость представления текстов соответствующих проектов. Во-вторых, поскольку рассматриваемым положением определено, что законопроекты вносятся именно в Государственную Думу, в ее компетенции оказалось решение вопроса о соответствии процедуры внесения отдельных законопроектов положениям Конституции.

При внесении законопроекта в ГД РФ субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

Для каждого законопроекта:

-пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

- текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

- перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

- финансово-экономическое обоснование;

Для отдельных видов законопроектов, дополнительно:

- заключение Правительства РФ;

- документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (далее - БК РФ);

- документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";

- официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации;

- документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (по законопроекту о техническом регламенте);

- заключение Правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр;

- документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность;

- документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с ВС РФ и субъектом РФ

При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.

Копии текста законопроекта и материалов к ним, а также сопроводительное письмо о внесении законопроекта, должны быть представлены на магнитном носителе.

2) предварительное рассмотрение законопроекта

Следующей ступенью в законодательном творчестве будет стадия предварительного рассмотрения законопроекта в ГД РФ.

"Существует еще и весьма серьезные проблемы организационного свойства. Речь идет о разнобое в законопроектной деятельности. Законопроекты готовит большое количество ведомств, далеко не всегда в полной мере подготовленных к этой деятельности. Их проекты, часто друг с другом не согласованные, подчас одновременно, вносятся в законодательные органы. В результате не обеспечиваются ни их доктринальная выдержанность, ни какое-то концептуальное единство", - заявил Председатель ВАС РФ Иванов А.А.

Поэтому на предварительном рассмотрении законопроекта в ГД РФ нужно преодолеть эти барьеры и несогласованность различных ведомств и прийти к более однородному проекту, соответствующему Конституции РФ и прошедшему процедуру согласования в соответствии с Регламентом ГД РФ, для внесения его на рассмотрение в ГД РФ.

Подготовленный к внесению в нижнюю палату Парламента законопроект и материалы к нему, направляются на имя Председателя ГД РФ. Поступивший законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер, заводится электронная регистрационная карта,

Председатель ГД РФ направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции РФ.

Решение профильного комитета о соответствии законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента ГД РФ, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы в течение 14 дней, а в случае, предусмотренном частью второй статьи 107 Регламента ГД РФ, в течение 30 дней со дня поступления законопроекта в профильный комитет.

После проверки соответствия законопроекта Конституции РФ и Регламента ГД РФ Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение:

назначить один из комитетов ГД РФ ответственным по законопроекту;

включить законопроект в примерную программу законопроектной работы ГД РФ на текущую либо на очередную сессию;

направить законопроект и материалы к нему субъектам законодательной инициативы по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов ГД РФ - членов данного комитета.

В состав рабочей группы также могут входить депутаты ГД РФ, не являющиеся членами ответственного комитета, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, других организаций, эксперты и специалисты.

Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет правовую, юридическо-техническую, лингвистическую экспертизы законопроекта,

Обсуждение законопроекта в комитетах ГД РФ проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 114 Регламента ГД РФ законопроект, подготовленный к рассмотрению ГД РФ в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет ГД для внесения на рассмотрение ГД.

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой

Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

Во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

В третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Как высказался Председатель КС РФ Зорькин В. Д.: "Первая проблема - качество, современность и последовательность законодательства. У нас, судя по обращениям в Конституционный Суд, которые приходится разбирать, еще много плохих законов…Недостаточные квалификация и опыт значительной части российских законодателей - это объективный факт, от которого невозможно отмахнуться".

Поэтому, сложная структура принятия закона направлена на то, чтобы избегать правовые недоработки в законах, юридическую неграмотность законодателей, и т.д.

Законопроекты, за исключением законопроектов, перечисленных в статье 104 (часть 3) Конституции РФ, могут быть рассмотрены ГД РФ без отзывов на них различных, управомоченных на то, субъектов.

При рассмотрении ГД законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета, далее следуют ответы на вопросы депутатов ГД РФ. Для обсуждения специальных законопроектов заслушиваются различные заключения органов государственной власти РФ.

После окончания обсуждения законопроекта вопрос о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении выносится на "час голосования". Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД РФ. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением ГД РФ. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту (субъектам) права законодательной инициативы.

В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту.

ГД РФ может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Указом Президента РФ от 09.02.2011 № 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" предусмотрена возможность общественного обсуждения законопроектов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ. Первый опыт общественного обсуждения законопроектов ("О полиции", "Об образовании") в России показал востребованность и определенную действенность нового института в законодательном процессе.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или одобрения законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз.

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта, которые вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в статье 104 (часть 1) Конституции РФ.

Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки, после чего направляет в Совет ГД РФ для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы:

а) проект постановления ГД РФ по законопроекту;

б) таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию;

в) таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению;

г) таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений;

д) таблицу поправок, изменяющих, по мнению ответственного комитета, концепцию законопроекта, принятого ГД РФ в первом чтении, и рекомендуемых им к отклонению;

е) текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию;

ж) иные документы предусмотренные для рассмотрения специальных законопроектов

Совет ГД РФ принимает решения о дате рассмотрения ГД РФ законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта в ГД РФ с докладом выступает представитель ответственного комитета.

Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем происходит рассмотрение и принятие поправок к законопроекту, путем голосования за список поправок или по каждой отдельной.

По окончании голосования по поправкам вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении выносится на "час голосования". Решение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением ГД РФ. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Голосование по вопросу о принятии или об одобрении закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

В соответствии со статьей 125 Регламента ГД РФ Совет ГД РФ назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Если законопроект не принят или не одобрен ГД РФ в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением ГД РФ без дополнительного голосования.

Законопроект может быть возвращен на стадию второго чтения.

В соответствии с п.2 ст. 105 Конституции РФ решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД РФ. Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями ГД РФ.

Одобренные ГД РФ федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями ГД РФ, стенограммами заседаний ГД РФ, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый ГД РФ федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению СФ РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ РФ, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется ГД РФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации

Следующей на пути претворения закона в жизнь является стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, который регламентируется главой 12 Регламента СФ РФ принятого Постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ. Поступивший из ГД РФ закон регистрируется в СФ РФ и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам СФ РФ. Председатель СФ РФ назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

Члены СФ РФ организуют обсуждение федерального закона в субъектах и при наличии замечаний по данному закону направляют их в вышеназванный комитет.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению СФ, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятой ГД федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать СФ РФ рассмотреть на своем заседании принятый ГД РФ закон. Председатель СФ РФ может согласиться с решением комитета и не вносить принятый ГД РФ федеральный закон на рассмотрение СФ РФ, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания СФ РФ федеральный закон, принятый ГД РФ. Председатель СФ РФ не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания СФ РФ рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению СФ РФ, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена СФ РФ, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона СФ РФ и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона СФ РФ.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст.106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению верней палатой Парламента, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать СФ РФ одобрить федеральный закон, принятый ГД РФ; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

Рассмотрение принятого ГД РФ федерального закона на заседании СФ РФ и начинается с оглашения заключения комитета СФ РФ, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем СФ РФ большинством голосов от общего числа членов СФ РФ принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого ГД РФ федерального закона СФ РФ принимает одно из следующих решений:

одобрить федеральный закон;

отклонить федеральный закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в СФ РФ, считается одобренным СФ РФ, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам принятого ГД РФ федерального закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в СФ РФ, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона СФ РФ вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующем заседание. На очередном заседании СФ РФ рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

В соответствии с п.4 статьи 105 Конституции РФ постановление СФ РФ об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов СФ РФ, принятие и прохождение федерального конституционного закона отличается от общего порядка и установлено п.2 статьи 108 Конституции РФ.

Федеральный закон считается отклоненным СФ РФ, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ РФ. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением СФ РФ.

Постановление СФ РФ об отклонении или одобрении принятого ГД РФ федерального закона в пятидневный срок направляется в ГД РФ.

В соответствии с п. 1 статьи 107 Конституции РФ принятый ГД РФ и одобренный СФ РФ федеральный закон вместе с постановлением СФ РФ в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем СФ РФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ

Следующей и завершающей основной стадией принятия закона будет подписание и обнародование закона Президентом РФ, или как по-другому именуется стадия - промульгация закона.

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Эта стадия регламентируется статьей 107 Конституции РФ.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его, так как неопубликованный закон, согласно п.3 статьи 15 Конституции РФ, не применяется.

В связи с этим М.С. Студеникина подчеркивает: "Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию".

Опубликование(обнародование) есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Порядок и процесс опубликования закона регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального собрания» № 5-ФЗ от 14 июня 1994 г

Согласно статьи 4 указанного выше закона официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". При публикации закона в этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала подписанного Президентом.

Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД РФ и СФ РФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД РФ, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

2.2.2 Факультативные стадии:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов

В случае если федеральный закон отклонен СФ РФ, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов ГД РФ и членов СФ РФ. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать СФ РФ или ГД РФ.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение СФ РФ в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосование членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол.

При повторном рассмотрении федерального закона ГД РФ обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

ГД РФ принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ РФ, ГД РФ не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением СФ РФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае, согласно п. 5 статьи 105 Конституции РФ, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем ГД РФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного СФ РФ, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем ГД РФ в СФ РФ. Если при повторном рассмотрении ГД РФ федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается СФ РФ как вновь принятый. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного ГД РФ в ранее принятой редакции, СФ РФ вправе не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ РФ. Одобренный СФ РФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем СФ РФ Президенту РФ. Если за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей от общего числа членов СФ РФ, закон считается отклоненным

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ

Отклоняя федеральный закон, глава государства предлагает свою редакцию закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов либо сообщает в своем послании о нецелесообразности принятия данного закона.

Законы, возвращенные Президентом РФ для повторного рассмотрения, направляются Советом ГД РФ на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать ГД РФ одобрить закон в ранее принятой редакции; одобрить закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с отдельными изменениями, предложенными Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания Государственной Думы в первоочередном порядке.

Повторное обсуждение закона начинается с выступления представителя Президента РФ, затем заслушивается заключение комитета или комиссии. По окончании обсуждения на голосование первым ставится предложение принять закон в редакции Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если такое предложение не принято, на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в редакции, ранее принятой Государственной Думой. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов. В случае, если первые два решения не приняты, проводится голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Решение по отдельному предложению считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов.

Если при повторном рассмотрении ГД РФ федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ РФ такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон, отклоненный Президентом, одобрен ГД РФ в ранее принятой редакции, то комитет СФ РФ, который давал заключение по закону, рассматривает послание Президента и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. Вопрос о повторном рассмотрении федерального закона незамедлительно вносится в повестку дня Совета Федерации. О дате рассмотрения данного закона сообщается Президенту РФ.

При повторном рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного ГД РФ, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона он считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов палаты.

Одобренный СФ РФ федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст. 107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

Заключение

Подводя итог всему указанному выше можно сделать вывод о том, что работа по созданию законопроектов, их рассмотрению, принятию и претворению в жизнь является очень трудной и объемной, требует наличия огромного количества знаний.

Таким образом, процесс создания законов - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя.

Подводя итог, всему вышесказанному можно сделать краткое основные умозаключения по данной теме.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Предварительное рассмотрение законопроекта. Депутаты назначают ответственный комитет, проводится обсуждение законопроекта.

Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Проходит на заседании ГД РФ и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение, затем профильный комитет дает свое заключение, депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения.

Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Закон проходит обсуждение, рассматривается на заседаниях, комитет СФ даёт свое заключение, СФ одобряет или отклоняет закон.

Подписание и обнародование закона Президентом РФ. Президент РФ подписывает закон и отправляет его для публикации, либо отклоняет закон.

Таким образом тема законодательной деятельности является актуальной, так как сейчас страна стоит на пути правового государства и гражданского общества.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (Дата обращения - 20.02.2014)

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ; URL: base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=148998 Дата обращения - 20.02.2014

  3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г URL: base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139908 (Дата обращения - 24.02.2014)

  4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ URL:base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139785 (Дата обращения - 20.02.2014)

  5. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ URL:base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=156917 (Дата обращения - 21.02.2014)

  6. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 10. - ст. 1146

  7. По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда от 6 апреля 1998 г. № 11-П // Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. ст. 1879.

  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 3. Дата обращения - 20.02.2014

  9. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов: Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 URL: base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=110411 (Дата обращения - 25.02.2014)

  10. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 16.04.2014) URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=569929 (Дата обращения - 20.02.2014)

  11. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 21.03.2014) URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=540356 (Дата обращения - 20.02.2014)

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. / М.В.Баглай. - М., 1998. - 348 с.

  2. Новицкая Т. И. Федеральный законодательный процесс в России в условиях разделения властей. Автореф. дис. - М., 2003. - 63 с.

  3. Законодательный процесс в Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Н. Карпов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 231с.

  4. Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации [официальный сайт] URL: duma.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.2014)

  5. Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: kremlin.ru/ [официальный сайт] (дата обращения: 19.02.2014)

  6. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации [официальный сайт] URL: council.gov.ru/ (Дата обращения - 18.02.2014)

Приложение А


© 2010-2022