Формирование профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ООО

 Моё выступление на педагогическом совете по теме " Формирование  профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ООО".     Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.  Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношени...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО" подготовила Г. В. Русинова

"Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям".
М.И. Калинин
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть? Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь - школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
-- Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.
-- Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.
--Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общение, личность педагога).
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Что же такое профессиональная компетентность?

"...Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого- педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий собучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии..."

Профессиональная компетентность

"...Профессиональная компетентность: обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта(компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнениярабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях..."


Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)
-- Также мы не должны забывать, что компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
-- К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
• Социально - психологическая компетенция.
• Общепедагогическая профессиональная компетенция.
• Предметная компетенция.
• Управленческая компетенция.
• Рефлексивная компетенция.
• Информационно - коммуникативная компетенция.
• Компетенция в сфере инновационной деятельности.
• Креативная компетенция.
Прежде всего компетентный педагог должен уметь:
• Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
• закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
• планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
• ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
• привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
• привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
• оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
• видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
• нужно быть готовым к постоянным переменам;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители - самые верные союзники учителя;
• любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
• передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
• придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
• следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
--На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно .
Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов обозначена в документах Правительства. В модели «Российское образование - 2020», отмечается, что «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».


-- Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
• диагностирования, тестирование;
• определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
. 2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
• Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
• Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
• Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
• Участие в различных конкурсах.
• Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
• Обобщение и распространение опыта.
• Аттестация.
• Творческий отчет.
• Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
• Самообразование.
• Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
• Обобщение опыта.
• Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
• Самоанализ деятельности.

-- . Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования авторитета педагога. В Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек - это УЧИТЕЛЬ - образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.
--. Современный учитель - это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
-- В настоящее время не все учителя владеют информационной компетентностью в достаточном объеме.
"… то, что мы знаем - ограничено, а то, что не знаем - бесконечно".
Учащимся 11-х классов, предложили ответить на три вопроса:

В вашем понимании, что такое профессионализм?

Кто такой, по вашему мнению, профессиональный учитель?

Встретили ли вы в своей школьной жизни таких учителей?

Итак, собирательный портрет учителя-профессионала:

1.Профессиональный учитель - это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Профессиональный учитель - это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель - дать знания ученикам.

Профессиональный учитель - это компетентный учитель. Желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Профессиональный учитель - это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.

Профессиональный учитель - это учитель, умеющий вести урок нестандартно.

Профессиональный учитель - это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.

Профессиональный учитель - это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.

Согласитесь, что это собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача - «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравшим профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу свое выступление: «В деле обучения и воспитания. Во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор. Пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».



















© 2010-2022