• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по модулю Создание и функционарование малого предприятия (вариатив)

Рабочая программа по модулю Создание и функционарование малого предприятия (вариатив)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО общего и профессионального ОБРАЗОВАНИЯ Свердловской области

ГАОУ СПО со УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И пРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


СОГЛАСОВАНО

Работодатель

«____» _________ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ /Н.А.Доронин/

«____» _________ 2015 г.













ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 05 Создание и функционирование малого предприятия


для специальности

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


среднего профессионального образования

(базовый уровень)















Екатеринбург 2015 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Организация-разработчик ГАОУ СПО СО Уральский колледж технологий и предпринимательства

Разработчик:

Луткова Н.В., преподаватель экономических дисциплин, ВКК

Павлова Н.А., преподаватель профессионального цикла, 1КК


Рассмотрено на заседании методической комиссии социально-экономических дисциплин

Протокол № ____ от «___»____________2015г.

Председатель методической

комиссии Н.А. Павлова


Заместитель директора по

учебной работе Л.Л.Поздина

____________________

«____»___________2015 г.



Заместитель директора по

производственному обучению С.В.Соловьева

________________

«____»__________2015 г.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


23

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)



27


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Создание и управление малым предприятием» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Разрабатывать и участвовать в обеспечении выполнения плановых заданий.

ПК 5.2. Определять потребность предприятия в материальных и иных ресурсах.

ПК 5.3. Участвовать во внедрении новых отраслевых технологий.

ПК 5.4. Осуществлять маркетинговую стратегию малого предприятия.

ПК 5.5. Устанавливать и оформлять деловые контакты с поставщиками и потребителями.

ПК 5.6. Подбирать кадры для малого предприятия, распределять обязанности и устанавливать степень ответственности для каждого работника.

ПК 5.7. Обеспечивать мотивацию работы персонала на выполнение поставленных задач.

ПК 5.8. Внедрять современные формы делового и управленческого общения в коллективе.

ПК 5.9. Управлять конфликтами в коллективе.

ПК 5.10. Проводить контроль и оценку работы малого предприятия.

ПК 5.11. Участвовать в управлении финансами предприятия.

ПК 5.12. Производить сборку и обработку информации для принятия управленческих решений.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочего в рамках специальности СПО при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- участия в создании и управлении малым предприятием.

уметь:

проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;

выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

заполнять формы бухгалтерской отчётности;

применять различные методы исследования рынка;

принимать управленческие решения;

применять приемы делового и управленческого общения;

собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

делать экономические расчёты;

осуществлять планирование производственной деятельности;

разрабатывать бизнес-план;

проводить презентации;

организовывать работу персонала;

анализировать влияние инновационных мероприятий на организацию труда;

анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, анализировать коммуникационные процессы в организации, ставить и решать задачи операционного маркетинга;

в практической деятельности различать группы и виды маркетинговых стратегий;

осуществлять выбор маркетинговых стратегий;

знать:

алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

состояние экономики и предпринимательства в Свердловской области;

потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

технологию разработки бизнес-плана;

теоретические и методологические основы организации собственного дела.

основы теории принятия управленческих решений;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

методы определения потребности в ресурсах;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, методы их эффективного использования;

основы организации маркетинговой деятельности;

теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

определение, группы и виды маркетинговых стратегий;

подходы к выбору маркетинговых стратегий.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 246 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 210 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140часов;

самостоятельной работы обучающегося - 70 часов;

учебной практики - 36 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Разрабатывать и участвовать в обеспечении выполнения плановых заданий

ПК 5.2

Определять потребность предприятия в материальных и иных ресурсах

ПК 5.3

Участвовать во внедрении новых отраслевых технологий

ПК 5.4


Осуществлять маркетинговую стратегию малого предприятия

ПК 5.5


Устанавливать и оформлять деловые контакты с поставщиками и потребителями.

ПК 5.6


Подбирать кадры для малого предприятия, распределять обязанности и устанавливать степень ответственности для каждого работника.

ПК 5.7


Обеспечивать мотивацию работы персонала на выполнение поставленных задач.

ПК 5.8


Внедрять современные формы делового и управленческого общения в коллективе.

ПК 5.9


Управлять конфликтами в коллективе.

ПК 5.10


Проводить контроль и оценку работы малого предприятия.

ПК 5.11


Участвовать в управлении финансами предприятия.

ПК 5.12


Производить сборку и обработку информации для принятия управленческих решений.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1-5.7, 5.10-5.12

Раздел 1. Технология предпринимательской деятельности

90

60

20

-

30

-

-

-

ПК 5.1-5.7, 5.10-5.12

Раздел 2. Бизнес-план

60

40

14

-

20

-

-

-

ПК 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.10

Раздел 3 Маркетинговая стратегия малого предприятия

60

40

14

-

20

-

-

-

ПК 5.1-5.12

Учебная практика (по профилю специальности), часов

36


36

-

Всего:

246

140

48

-

70

-

36

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ 05)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

ПМ 05 МДК 01 Основы предпринимательской деятельности



60

1,2

Тема 1.1

Введение

Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и примерное содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.

2

Тема 1.2

Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу

Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности

2

1,2

Тема 1.3

Правовые основы предпринимательской деятельности

Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность; объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Налоговый кодекс Российской Федерации (федеральные, региональные и местные налоги). Трудовой кодекс Российской Федерации (трудовые отношения между работниками и работодателями). Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия).

2

1,2

Практические занятия

Составить «Словарь молодого предпринимателя»

2

3

Тема 1.4

Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Юридические и физические лица. Товарищества и общества: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью. общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества. Производственные кооперативы. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.

6

1,2

Практические занятия (при наличии, указываются темы)



Тема 1.5

Индивидуальное предпринимательство

Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность.

2

1,2

Практические занятия

Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности.

1

3

Тема 1.6

Коллективные формы организации предпринимательской деятельности

Основные принципы создания и функционирования общества с ограниченной ответственностью (ООО), производственного кооператива. Порядок принятия решений. Структура управления ООО, производственным кооперативом. Выборы и назначения на должность. Ведение документации и отчетности в ООО, производственном кооперативе. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность. Протоколы общих собраний членов ООО, производственного кооператива. Устав ООО, производственного кооператива. Сведения, обязательные для устава. Внесение изменений в устав и дополнений к нему.

2

1,2

Практические занятия

Анализ преимуществ и недостатков общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

1

3





Тема 1.7

Порядок регистрации предпринимательской деятельности

Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчётного счёта в банке.

1


1,2

Практические занятия

Оформление документов для регистрации предпринимательской деятельности.

2

3

Тема 1.8

Финансово-экономические показатели предпринимательской деятельности

Расходы, способы их классификации и группировки. Расчёт себестоимости продукции. Применяемые методы и их назначение. Значение управления издержками для принятия управленческих решений. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции.

2

1,2

Практические занятия

Расчёт себестоимости продукции

4

3

Тема 1.9

Определение результатов предпринимательской деятельности

Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Ее формирование и распределение Экономическая и бухгалтерская прибыль. Формирование балансовой прибыли. Распределение и использование прибыли. Соотношение "затраты - объем производства - прибыль". Анализ безубыточности. Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность. Собственные и заемные финансовые ресурсы.

3

1,2

Практические занятия

Экономические расчёты точки безубыточности и рентабельности производства

3

3

Тема 1.10

Бухгалтерский учёт и отчётность

Краткие сведения о бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность.

Книга учета доходов и расходов. Налоговая отчетность: формы, порядок сдачи. Отчетность во внебюджетные фонды: формы, порядок сдачи. Отчетность в Федеральную службу государственной статистики.

2

1,2

Практические занятия

Заполнение налоговой декларации

3

3


Тема 1.11

Налогообложение предпринимательской деятельности

Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощённая система налогообложения (УСН). УСН - объект налогообложения "доходы".

УСН - объект налогообложения "доходы минус расходы". УСН на основе патента. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН). Выбор системы налогообложения - общие принципы. НДС (налог на добавленную стоимость). Страховые взносы во внебюджетные фонды. Удержание и уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговыми агентами.

2


1,2

Практические занятия

расчет налогов при УСН и ЕНВД.

2

3

Тема 1.12

Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности

Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности. Основные действия по подбору кадров. Чем отличаются «профессия», «специальность» и «квалификация»? Повременная и сдельная формы оплаты труда. Виды сдельной оплаты труда. Виды повременной оплаты труда. Тарифная система и её основные элементы. Система стимулирования труда.

3

1,2

Практические занятия

Расчёт заработной платы

3

3

Тема 1.13

Инновационное предпринимательство

Направления инноваций и оценка инновационного предпринимательства. Системный анализ инновационного предпринимательства по критериям, оценка его значения в современной экономике.

2

1,2

Тема 1. 14

Хозяйственные договора в предпринимательской

деятельности

Понятие сделки и договора. Виды договоров, наиболее часто используемые в предпринимательской деятельности. Порядок заключения договоров в письменной форме. Оферта. Заключение договора путем направления оферты и ее акцепта. Документы, оформляемые в связи с заключением и исполнением договора.

3

1,2

Практические занятия

Выявление основных отличительных характеристик договоров купли-продажи, мены, аренды, подряда, займа, кредита, банковского вклада.

3

3

Зачетная работа

2

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ.05

30


Примерная тематика заданий:

Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности.

Составить таблицу «Классификация расходов»

Изучить показатели результативности предпринимательской деятельности

Подготовить сообщение об основных средствах и нематериальных активах

Изучить основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров.

Подготовить сообщение по теме «Инновационное предпринимательство»

Провести исследование рынка

Составить словарь молодого предпринимателя

Раздел 2

ПМ 05 МДК 02 Бизнес-план малого предприятия


40



Тема 2.1.

Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации (предприятия)

Содержание учебного материала

Роль место и значение бизнес-планирования в управлении предприятием. Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Предмет планирования.

2

1,2

Самостоятельная работа:

Составление опорного конспекта.

1

3


Тема 2.2.

Структура и функции бизнес-плана.

Содержание учебного материала

Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Основные виды и типы бизнес-планов. Структура, функции и содержание разделов бизнес-планов. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.

4

1,2

Самостоятельная работа:

Составление опорного конспекта.

2

3


Тема 2.3.

Стратегическое и инвестиционное планирование.

Содержание учебного материала

Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия). Инвестиционный план. Диаграмма GANTT. Бюджет инвестиционных затрат.

2

1,2

Практические занятия:

Разработать цели, стратегию учебного проекта. Разработать проект «План инвестиционных мероприятий».

2

3


Тема 2.4.

Финансовое планирование.

Содержание учебного материала:

Назначение и структура основных документов финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP). Технология финансового планирования. Методика расчетов и структура основных документов финансового плана (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли) проектов. Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

2

1,2

Практические занятия:

Рассчитать первичные планы и потоки денежных средств: план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на сдельную заработную плату, план прочих прямых затрат, план коммерческих затрат, план затрат на управление.

2

3





1,2


Тема 2.5.

Моделирование бизнес-процессов.

Содержание учебного материала:

Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана. Особенности разработки моделей бизнес-процессов (информационных, материальных и финансовых потоков). Назначение программ серии Expert ( Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert, Forecast Exspert, Project Exspert.).

2

Практические занятия:

Разработать модель бизнес-процессов для строительного предприятия. Составить календарный план учебного проекта в системе Project Expert.

3

3


Тема 2.6.


Финансовое моделирование и стратегия финансирования в системе Project Exspert.

Содержание учебного материала

План продаж. План производства. План прямых затрат на производство и реализацию продукции. План коммерческих затрат. План затрат на управление. План инвестиционных затрат (график работы и диаграмма GANTT). Влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. Методы контроля правильности построения финансовой модели. Анализ результатов и оценка рисков проекта.

4

1,2

Практические занятия:

Составить «Финансовую модель» и определить «Дефицит денежных средств» и «Стратегию финансирования» учебного проекта в системе Project Exspert.

3

3

Тема 2.7.

Анализ результатов и оценка рисков в системе Project Expert.

Содержание учебного материала

Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.

2

1,2

Практические занятия:

Определить ставку дисконтирования, сделать расчеты в системе Project Expert, проанализировать интегральные показатели учебного проекта и принять решение: «Стоит ли инвестировать учебный проект?».

Проанализировать и оценить ликвидность, деловую активность, финансовую устойчивость, рентабельность проекта и принять решение: «Стоит ли оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность учебного проекта?».

Провести «Статистический и сценарный анализ» в системе Project Expert, сделать выводы по результатам анализа и подготовить проект решений «по устойчивости проекта и о мерах предупреждения и снижения рисков».

Оценить эффективность участия инвесторов в учебном проекте.

2

3


Тема 2.8.

Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения

Содержание учебного материала

Требования к оформлению бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

2

1,2

Практические занятия:

Подготовить бизнес-план (отчёт) в системе Project Exspert. Распечатать исходные данные, основные документы финансового плана, необходимые таблицы детализации, графики и т.д. Подготовить краткий текст презентации для защиты учебного проекта. Подготовить краткое инвестиционное предложение потенциальным инвесторам проекта.

5




3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 05

Подготовка бизнес-плана в системе Project Exspert.

20


3


Раздел 3 ПМ. 05

МДК.05.03. Маркетинговые стратегии малого предприятия


40




Тема 3.1.

Понятие и сущность маркетинга

Содержание учебного материала

2

2

Понятие маркетинга. История формирования концепции маркетинга. Принципы, функции и цели маркетинга.


Тема 3.2.

Понятие и типы маркетинговых стратегий


Содержание учебного материала

5

2

Стратегия маркетинга. Факторы, влияющие на формирование маркетинговых стратегий. Типы стратегий поведения организации на рынке.


Тема 3.3

Разработка и представление стратегии позиционирования


Содержание учебного материала

2

2

Понятие и цель позиционирования.

Практические занятия

6

Практическая работа № 1. Решение ситуационных задач «Стратегии поведения организации на рынке»

3


Практическая работа № 2. Решение ситуационных задач

3


Тема 3.4.

Сущность дифференцирования


Содержание учебного материала

3

2

Понятие и цель дифференцирования.

Практические занятия

2

2

Практическая работа № 3. Решение ситуационных задач


Тема 3.5. Сегментирование


Содержание учебного материала

3

2

Сегментация рынка. Выбор целевых сегментов рынка.

Практические занятия

2

Практическая работа № 4. Решение ситуационных задач



Тема 3.6.

Выбор маркетинговых стратегий


Содержание учебного материала

3

2

Внутренняя среда компании и внешняя маркетинговая среда. Потенциально сильные стороны и возможности компании. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Связь эволюции фирмы и эволюции маркетинговых стратегий. Взаимосвязь целей маркетинга, стратегии и тактики маркетинга.

Практические занятия

2

2

Практическая работа № 5. Решение ситуационных задач


Тема 3.7.

Конкурентные стратегии маркетинга


Содержание учебного материала

3

2

Роль компании на рынке. Типы стратегий конкуренции

Практические занятия

2

2

Практическая работа № 6. Решение ситуационных задач


Тема 3.8.

Стратегии маркетинга и рыночный спрос

Содержание учебного материала

3

2

Типы стратегий маркетинга в зависимости от характера спроса.

Практические занятия

2

2

Практическое занятие № 7. Решение ситуационных задач

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ.05

  1. Решение ситуационных задач по выбору маркетинговых стратегий в сфере холодильного оборудования.

  2. Разработка фирменного стиля товара.

  3. Разработка нового товара.

  4. Разработка рекламного обращения.

  5. Анализ экспертных мнений по применению маркетинговых стратегий в ветеринарных клиниках.

20

2,3

Учебная практика

Виды работ

  1. Изучение действующего законодательства в области малого предпринимательства

  2. Изучение и сбор пакета документов на открытие малого предприятия

  3. Организация документооробота, учет и хранение организационно-правовых документов

  4. Анализ и оценка состояния и развития рынка, включая исследование деятельности конкурентов.

  5. Расчеты затрат на создание малого предприятия

  6. Расчеты текущих затрат на функционирование малого предприятия

  7. Расчеты налоговых отчислений малого предприятия

  8. Расчет потребности в кадрах и заработной плате

  9. Определение и формирование организацонно правовой схемы управление

  10. Расчет прибыли малого предприятия

  11. Расчет точки безубыточности и срока окупаемости

36


Всего

246


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Раздел1

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации

  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)

  4. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)

  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ N 127-ФЗ, N 83-ФЗ, N 13-ФЗ, N 140-ФЗ, N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом N 175-ФЗ)

  6. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. - М.: АКАДЕМИЯ, 2007

  7. Скляренко В.К. , Предников В.М. , Акуленко Н.Б. ,Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах , таблицах, расчетах): Учебное пособие./под. ред.проф. В.К. Скляренко, В.М. Прездникова. М.: ИНФРА - 2007

  8. Под ред. А.Е. Карлика, М.Л.Шухгалтер. Экономика предприятия : Учебник для вузов.2-е изд., пер. и доп.- Спб.: Питер,2010.- 464с.

  9. Экономика предприятия: Учебник для вузов.5-е изд. / под ред. Акад. В.М Семенова.- с.п.б.: Питер ,2010.- 416с.: ил. серия «Учебник для вузов».

Раздел2

  1. Шапиро В.Д. Основы бизнес-планирования. Институт приватизации и управления. М.: 2003.

  2. Бухалков.М.И Планирование на предприятии: 4-е изд., испр. и доп./ М.И. Бухалков.-М.:ИНФРА.-2010.-411с.

3. Лопарёва А.М. Экономика организации (предприятия): Учеб.-метод. Комплекс и Рабочая тетрадь / А.М.Лопарёва. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - 2008.- 240с.: ил.

4. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование.- М.: Маркетинг, 2011.

5. Поляков О.В. Бизнес-планирование. - М.: МЭСИ, 2011.

Раздел 3

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 23.11.2009) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. 01.01.2010).

  2. Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. для студ. учреждений СПО. 7-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.

  3. Прошкина Т. П. Маркетинг: учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

  4. Соловьев БА, Мешков АА, Мусатов БВ. Маркетинг: учебник. М: ИНФА-М, 2009.


Дополнительные источники:

Раздел1

  1. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003

  2. Предпринимательство / Под ред. В. Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000

  3. Горфинкель В. Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А.Предпринимательство. Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Раздел2

  1. Андреев А. Н., Дорофеев В. Д., Чернецов В. И. Основы бизнеса. - Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2005

  2. Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М. Веселковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  3. Ремонтова Т. И., Широкова Л. П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. - Пенза: ИПК и ПРО, 2006

Раздел 3

1. Журнал: Маркетинг в России и за рубежом.- М.: Финпресс.


  1. .

Интернет-ресурсы:

  1. Машерук Е. М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс [Электронный ресурс] - режим доступа: do. rksi. ru/library/courses/osnpred/book. dbk

  2. Мельников М. М. Основы бизнеса - как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей [Электронный ресурс] - режим доступа: petrograd. biz/business_manual/business_13.php

  3. Свой бизнес/электронный журнал [Электронный ресурс] - режим доступа: mybiz. ru/.

  4. Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета. [Электронный ресурс] - режим доступа: registriruisam. ru/index. html

  5. Деловая пресса. [Электронный ресурс] - режим доступа: businesspress.ru/

  6. Национальный союз кадровиков. [Электронный ресурс] - режим доступа: kadrovik.ru/

  7. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] - режим доступа: ecsocman.hse.ru/

  8. Электронный журнал про управление персоналом. [Электронный ресурс] - режим доступа: hr-journal.ru/

  9. HR-менеджмент. [Электронный ресурс] - режим доступа: hrm.ru/

  10. HR-portal. HR-сообщество и публикации. [Электронный ресурс] - режим доступа: hr-portal.ru.

  11. PRO-персонал. Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом [Электронный ресурс] - режим доступа: pro-personal.ru/

  12. Документооборот и делопроизводство. Системы электронного документооборота (СЭД). [Электронный ресурс] - режим доступа: doc-online.ru/

  13. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). [Электронный ресурс] - режим доступа: vniidad.ru/

  14. Гильдия управляющих документацией [Электронный ресурс] - режим доступа: gdm.ru/


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса по профессиональному модулю осуществляется в соответствии:

- со стандартом, с программой профессионального модуля, с расписанием занятий;

- с требованиями к результатам освоения профессионального модуля: компетенциям, практическому опыту, знаниям и умениям.

В процессе освоения модуля используются активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, анализ производственных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Обучающимся обеспечивается возможность формирования индивидуальной траектории обучения в рамках программы модуля; организуется самостоятельная работа обучающихся под управлением преподавателей и предоставляется консультационная помощь.

Освоение модуля сопровождается системой оценивания, завершается аттестацией обучающихся.

Освоению модуля предшествует изучение дисциплин:

Основы экономики

Экономическая теория

Экономика организации

Информационные технологии в профессиональной деятельности

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Разрабатывать и участвовать в обеспечении выполнения плановых заданий.

рассчитывать по принятой методологии основные

технико-экономические показатели деятельности

малого предприятия;

применять методы планирования

производственных заданий на практике;

выбирать состав основных показателей

деятельности малого предприятия;

оценивать степень исполнения планов;

Наблюдение, выполнение практических заданий, экспертная оценка выполнения расчетов технико-экономических показателей деятельности.

ПК 5.2. Определять потребность предприятия в материальных и иных ресурсах.

определять состав необходимых предприятию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Наблюдение, устный опрос, наблюдение за выполнением практической работы, экспертная оценка определения потребности в материальных и иных ресурсах.

ПК 5.3. Участвовать во внедрении новых передовых технологий.

внедрять методы эффективного использования

ресурсов;

внедрять методы эффективного использования

ресурсов; оценивать эффективность внедрения новых

технологий;

Устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка эффективности внедрения новых технологий.

ПК 5.4. Осуществлять маркетинговую стратегию малого предприятия.

осуществлять бизнес-планирование, применяя маркетинговые стратегии

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка составления бизнес-плана.

ПК 5.5. Устанавливать и оформлять деловые контакты с поставщиками и потребителями.

применять приемы делового и управленческого

общения; организовывать систему сбыта и продвижения

продукции;

вести деловые переговоры с поставщиками и

потребителями;

заключать договоры с поставщиками и

потребителями.

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка приемов делового и управленческого общения.

ПК 5.6. Подбирать кадры для малого предприятия, распределять обязанности и устанавливать степень ответственности для каждого работника.

применять систему отбора кадров при приеме на работу; осуществлять оценку качества работы сотрудников; производить отбор кандидатов в соответствии с требованиями; производить детализацию требований к вакантной должности.

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка приема на работу сотрудников предприятия.

ПК 5.7. Обеспечивать мотивацию работы персонала на выполнение поставленных задач.

применять меры поощрения работников; осуществлять профессиональное развитие, развитие деловой карьеры, оценку персонала.

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка обеспечения мотивации работы персонала на предприятии.

ПК 5.8. Внедрять современные формы делового и управленческого общения в коллективе.

применять и соблюдать деловые отношения, деловое общение, управленческое общение в процессе совместной деятельности

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка применения современных форм делового и управленческого общения в коллективе.

ПК 5.9. Управлять конфликтами в коллективе.

Осуществлять анализ конфликтной ситуации, ее диагностику; прогнозирование и контроль развития ситуации; производить оценку их функциональной направленности; осуществлять предупреждение и разрешение конфликта.

Наблюдение, устный опрос, выполнением практического задания, экспертная оценка управления конфликтами в коллективе.

ПК 5.10. Проводить контроль и оценку работы малого предприятия.

производить анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка применения форм и методов контроля за работой предприятия.

ПК 5.11.Участвовать в управлении финансами предприятия.

производить анализ объемов необходимых материальных ресурсов; осуществлять контроль за осуществлением обязательств предприятия; сформировать структуру источников финансирования по обязательствам и необходимый капитал

Наблюдение, устный опрос, наблюдение за выполнением практической работы

ПК 5.12. Производить сборку и обработку информации для принятия управленческих решений.

осуществлять контроль над производственной деятельность предприятия; управление денежными потоками; управление товарно-материальными запасами; производство и реализация готовой продукции; выплата денежных средств поставщикам, выплата заработной платы, уплата налогов, штрафов.

Наблюдение, устный опрос, выполнение практического задания, экспертная оценка контроля производственной деятельности предприятия.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации.

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования,

стремление к повышению квалификации.

Портфолио, экспертные оценки,

журналы обучающихся,

выпускная квалификационная работа

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации.

Наблюдение за организацией деятельности в нестандартной ситуации, выполнение проекта.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления проекта, за организацией коллективной деятельности, общением с коллегами, руководством

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования,

стремление к повышению квалификации.

Портфолио, экспертные оценки,

журналы обучающихся,

выпускная квалификационная работа


3

© 2010-2022