Разработка урока по теме Святые дети-мученики за веру (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Святые дети-мученики за веру»

(разработка урока по православной культуре в 5 классе по УМК Л.Л. Шевченко «Православная культура»)

Степанченко Мария Владимировна,

учитель биологии и ОРКСЭ,

школа 55 г. Краснодар

Цель урока:

Дать знания о христианских мучениках на примере жизни Святых детей.

Задачи урока:

Обучающие: получить знания о жизни и подвиге Святых детей, углубить знания учащихся по терминам «христианская вера, мученик, священномученик, благословение, добродетели».

Развивающие: развивать духовно - нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка через музыкально-художественные образы.

Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); совершенствовать навыки совместной деятельности.

Основные понятия:

Христианская вера, мученик, священномученик, благословение, добродетели.

Методы обучения:

1) По источникам передачи и характеру восприятия информации:

  • словесные методы (рассказ, беседа);

  • наглядные (показ иллюстраций, икон и мультфильмов);

2) По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод

  • репродуктивный метод (актуализация имеющихся знаний)

  • метод проблемного изложения (целеполагание на уроке),

  • частично-поисковый или эвристический метод (работа с мультфильмом, самостоятельное выделение основных понятий)

3) По основным компонентам деятельности учителя:

методы стимулирования и мотивации учения (целеполагание, приведение примеров)

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, презентация к уроку, мультфильмы, учебник «Православная культура» Л.Л. Шевченко, методическое пособие к учебнику.





Ход урока:



Этапы урока, цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие.

Проверка

готовности к

уроку.

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке

православной культуры (проверка наличия тетрадей, учебников, перекличка).

Приветствие учителя.

Проверка готовности.

2

Введение в тему

Святые люди

- На предыдущих уроках мы познакомились с Библейскими сюжетами, которые поведали нам о Боге, сотворившем мир, о том, как Он любил и спасал человека, любит и спасает его и сейчас. Мы познакомились с притчами, рассказанными самим Иисусом Христом, которые были рассказаны две тысячи лет назад, но и сейчас учат нас тому, как человек может преобразиться, вернуть утраченную красоту и чистоту души, приблизиться к Богу.

Именно такими: красивыми, чистыми душой, мирными, кроткими, терпеливыми были святые люди.

Большой раздел всей второй четверти и будет посвящён святым людям.

- Кого мы называем святыми?

- Всех добрых людей?

Важно подвести учащихся к пониманию святого человека как человека, который любит Бога больше всего в жизни (и подвиги, и страдания от любви к Богу), и которому за это дана благодать Божия, которую он несёт всему миру.

Слайд № 1. «Тема урока: Святые дети-мученики за веру»

Слушают.







Добрых людей.

- … (возможные ответы: кто совершал

подвиги, которые избраны Богом,

которые заслужили Царствие

Небесное...)

3

Целеполагание

Святые дети-мученики за веру

Святое детство, святая, юность… Как-то светло становится на душе, когда видишь доверчивых милых детей.

Что может быть выше, чем детская чистая душа, которая вместила в себя Бога?

Кто они - святые дети? Среди них есть монахи, святители, князья.

Особое отношение было к детям, погибшим насильственной смертью.

Святые дети - возникает вопрос:

Почему, за какие за какие заслуги перед Церковью они оказались в святцах?

Святые дети - это мученики за веру, за Христа.

Таким детям рано впадают на долю испытания: бедность, голод, холод.

Они уклоняются от традиционной детской жизни, от игр, забав.

Не нужно быть знатным, богатым и сильным, чтобы угодить Богу. Надо иметь сердце горящее верой. Говорить с Богом.

Слушают





-... ( возможные ответы: за любовь и служение Богу, за то, что приняли мученическую смерть, как другие святые мученики)

4

Актуализация прошлых знаний

Избиение младенцев

-Взглянув на слайд, вы наверняка узнаете знакомую Евангельскую историю.

Слайд №2. «Изображения святых детей, фотографии»

Давайте вспомним историю Христианской Церкви: Кто были первыми пострадавшими за Христа?

Слайд №3 «Избиение младенцев» (Эпизод Новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение Вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией. По церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа).

- младенцы из города Вифлеем

(Дети рассказывают детали Евангельского сюжета)

5

Работа с новым материалом

5.1 Житие Артемия Веркольского, Святая Великомученица Акилина. Добродетели

А знаете ли вы, ребята, что Христос очень любил детей и ставил их добрые качества-честность, доверчивость, доброту в пример?

Посмотрим мультфильм о святом Артемии Веркольском и святой Акилине.

Слайд №4 «Мультфильмы о святом праведном отроке Артемии, святой мученице Акилине »

Мультфильм №1

Святой праведный Артемий с пяти лет уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его.

Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия.

Мультфильм № 2

Мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа. Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения".Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее телона съедение псам за городом. Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя.

Обсуждение увиденного в парах: какие качества детей запомнились, как называются проявленные детьми качества-добродетели.

(класс перечисляет варианты и на доске составляется коллаж в виде солнца с лучами)

Слайд № 5 «Солнце добродетели»

Смотрят мультфильм, анализируют понятия христианской этики.



















Дети обсуждают добродетели между собой, а затем учитель вместе с классом составляет «Солнце добродетели», каждый лучик-определенное качество, которое они усвоили из мультфильмов

-… (простота, кротость, послушание, доброта, терпение и т.д.)

6

5.2 Евангелие о детях.

Слайд № 6

В Евангелии сказано, что Христос любил детей. Так, как-то раз «приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19. 13-14). И в другой раз, когда апостолы спросили Христа: «кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18. 1-4). Эти евангельские сюжеты говорят о необходимости учиться у детей простоты, кротости, послушанию, чтобы войти в Царствие Небесное.

Слайд №7

Детям предлагается выслушать маленький рассказ и высказать свое мнение по содержанию:

Одного мальчика Трофимушку спросили:

-А ты веришь в Бога?

-Да, я верю.

-А каков Господь?

-Господь такой великий, что Его весь мир не вмещает, и в то же время Он вмещается в моем сердце.

(Авт. Архимандрит Амвросий (Юрасов) «Господи, благослови!»)

Слушают.









Слушают и рассуждают о том, какой смысл автор пытался вложить в данный рассказ

7

Обобщение







Рефлексия

Христианские добродетели в литературе

Слайд 8,9,10

Ученики делятся на три команды, каждая из которых получает задание - цитату из произведения «Маленький Принц»:

1.Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

2. Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты - это твои действия, и нет другого тебя.

3. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Два варианта рефлексии в конце урока:

1.Техника из арт-терапии (впечатление от занятий). Учитель предлагает каждому ученику выбрать лист цветного картона, закрыть глаза и дает установку вылепить из бумаги все свои впечатления и чувства, которые они получили и испытали за время урока. После упражнения в течение 2 минут дети обсуждает друг с другом полученные фигурки, впечатления и новые знания.

Слайд № 11

2. Стандартная рефлексия:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-Я понял, что…

-Я почувствовал…

-Я попробую…

-Меня удивило…

-Мне захотелось…

Анализируют полученную цитату и высказывают главную мысль, проводя параллель с христианскими добродетелями





Выполняют задание, делятся впечатлениями с напарником



Работа с классом

8

Подведение итогов

Учитель отмечает положительные моменты в работе учащихся, даёт домашнее задание на выбор:

Слайд 12

-подготовить сообщение о Гаврииле Белостокском, младенце-мученике.

-подготовить сообщение «Христианская семья на примере святых Царственных Страстотерпцев»

- написать сочинение Мои впечатления от выставки «Там, где Христос,там Небо»

Выбирают и записывают домашнее

задание в дневники

Использованная литература:

  1. Шевченко Л.Л. «Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения.- М.: Центр подружки культурно-исторических традиций Отечества,2007.- 176с.

  2. Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Учебное

пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев,

гимназий. 5 год обучения. Книга 1. - М.: Центр поддержки культурно-

исторических традиций Отечества, 2007.

  1. Православная культура. 5 класс: Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением.-Ульяновск: ИНФОФОНД, 2010-262 с.: ил.+ CD-ROM.-(Духовно-нравственное образование школьников).

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2004.

  3. Архимандрит Амвросий (Юрасов). «Господи, благослови! Непридуманные истории». Книга для чтения.- Краснодар: Издательство «Троицкое Слово», 2007.



© 2010-2022