• Преподавателю
  • Другое
  • Учебное занятие по ПМ 01 Право и организация социального обеспечения по теме Государственная социальная помощь для студентов 2 курса специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения

Учебное занятие по ПМ 01 Право и организация социального обеспечения по теме Государственная социальная помощь для студентов 2 курса специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное профессиональное образовательное учреждение Тюменского областного союза потребительских обществ

«Тюменский колледж экономики, управления и права»

(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)


РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



В соответствии с рабочей программой


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения

и социальной защиты

МДК.01.01 Право социального обеспечения











г.Тюмень 2015г.

Методическая разработка открытого учебного занятия предназначена для обучающихся очного отделения специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, а также будет представлять интерес для преподавателей и обучающихся других специальностей.

СОГЛАСОВАНО

____.____.2015

Методист И.Ю. Павлова

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания цикловой комиссии дисциплин управления и права

от ____.____.2015 №___

Председатель цикловой комиссии О.А.Божко

Автор-составитель: В.С. Степанова, преподаватель права высшей квалификационной категории ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»







МДК.01.01 Право социального обеспечения

Тема «Государственная социальная помощь»

Цель: Создание условий для изучения и систематизации знаний по темам «Государственная социальная помощь».

Задачи:

образовательные - изучить, систематизировать и закрепить знания, умения и навыки в сфере оказания государственной социальной помощи.

развивающие - способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, навыков коллективной и индивидуальной работы путем развития исследовательских компетенций: умений анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы, принимать решения, умения видеть проблему и намечать пути ее решения;

воспитательные - формировать профессиональные качества будущих специалистов - юристов: ответственность, способность к сотрудничеству, выдержка, работа в группе, умение конструктивно разрешать конфликты; содействовать развитию профессионального интереса и творческой инициативы, формировать активную жизненную позицию.

Форма учебного занятия: учебное занятие с работодателем с использованием кейс - технологий

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие

Методы: частично-поисковый; проблемное изложение изучаемого материала; интерактивные методы (работа в малых группах, «Блиц-опрос».

Формы организации работы на учебном занятии: индивидуальная, парная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение учебного занятия: информационный материал (презентация, сообщения, видео и аудио записи), СПС Консультант плюс, кейсы, оценочный лист.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Междисциплинарные связи: информационные технологии в профессиональной деятельности, теория государства и права, этика делового общения, правоохранительные органы, гражданское право.

По окончании урока обучающийся:

Знает:

З-1: содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления государственной социальной помощи;

З-2: понятия и виды государственной социальной помощи; условия их назначения, размеры и сроки;

З-13: основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе

Умеет:

У-1: анализировать действующее законодательство в области назначения государственной социальной помощи;

У-2: принимать документы, необходимые для установления государственной социальной помощи;

У-3: определять перечень документов, необходимых для установления государственной социальной помощи;

У-4: разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;

У-5: определять право, размер и сроки назначения государственной социальной помощи с использованием информационных справочно-правовых систем;

У-9: консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;

У-13: использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;

У-14: информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области социальной защиты населения;

У-16: следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

Формируемые общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам социальной защиты.

Литература

  1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

  2. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»

  3. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ»

  4. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

  5. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. М.Просвещение, 2012г.

Ход учебного занятия

1. Вводная часть. Организационный момент. Проверка отсутствующих. Приветствие. Показ видеоролика для определения темы. Объявление темы, целей и задач учебного занятия - 6 минут

2. Основное содержание. Объяснение нового материала, выполнение практических заданий в рабочем листе- 84 минуты

Преподаватель рассказывает о том, что такое государственная социальная помощь, ее целях и о нормативно-правовых актах, регулирующих данную тему - 3 минуты.

Примерный текст речи:

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

НПА, регулирующие государственную социальную помощь:

1) ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

2) ФЗ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»

3) ФЗ от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ»

4) ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

Согласно ст. 1 Закона о социальной помощи "государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров".

В соответствии со ст.3 ФЗ № 178 Государственная социальная помощь оказывается в целях: 1) поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ 2) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан 3) снижения уровня социального неравенства 4) повышения доходов населения

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: а) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, социальные доплаты к пенсии и др.) б) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Студентам предлагается картинки, после просмотра которых, они должны заполнить таблицу, распределив виды социальной помощи в соответствующую колонку. Затем проверяем вместе. (5 минут)

Преподаватель - 10 минут

Сегодня мы рассмотрим Оказание государственной социальной помощи в связи с бедностью.

Данная помощь осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ а регулируется Законом «О государственной социальной помощи», а также соответствующим региональным законодательством, в Тюменской области это Закон № 331 от 28.12.2004 года (с изменениями и дополнениями от 01.12.2014 года).

Получателями этой помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Студентам предлагается сравнительная таблица величин прожиточного минимума в Росси в целом и в Тюменской области.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина .

Заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

При необходимости проведения дополнительной проверки органом социальной защиты населения окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме

При расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе:

1)все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка;

2)средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, компенсация, выплачиваемая за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении;

3)социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсии, компенсационные выплаты, стипендии, пособия, ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иные социальные выплаты);

4)доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину ;

5) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством или свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период

Вместе со студентами рассчитываем среднедушевой доход семьи- 10 минут

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ (СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА ГРАЖДАНИНА).

Пример 1. Для расчета среднедушевого дохода семьи обратилась женщина, семья которой состоит из 4 человек (она, муж, двое несовершеннолетних детей).

Среднедушевой доход семьи определяется на основании сведений о доходах заявительницы и её мужа за расчетный период (3 месяца).

Составляющие суммарного дохода членов семьи за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения:

1.Заявительница в рассчитываемом периоде работала 3 месяца.

Вид дохода

Сумма за 3 месяца (руб.)

1.

Заработная плата

30000,00

2.

Ежемесячное пособие на ребенка

540,00

3.

Ежемесячное пособие на ребенка

540,00

2. Муж заявительницы в рассчитываемом периоде работал 3 месяца.

Вид дохода

Сумма за 3 месяца (руб.)

1.

Заработная плата

57000,00

Суммарный доход семьи:

D = 30000,00 руб. + 540,00 руб. + 540,00 руб. + 57000,00 руб. = 88080,00 руб.

Среднедушевой доход семьи X:

X = D : 3 : N = 88080,00 руб. : 3: 4 = 7340,00 руб.

где N - количество членов семьи.

Прожиточный минимум в расчете на душу населения по состоянию на 2 квартал 2015 года в Тюмени составляет = 8 470 руб.

Вывод: предварительный расчет показал, что среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума в расчете на душу

Вторую задачу обучающиеся решают самостоятельно, в рабочем листе. После один из обучающихся комментирует, остальные проверяют -7 минут

Пример 2. Для расчета среднедушевого дохода семьи обратился гражданин, являющийся работающим пенсионером, который проживает с женой - пенсионеркой, которая имеет статус «Ветеран труда».

На основании сведений о доходах заявителя и его жены за расчетный период (3 месяца) определяется среднедушевой доход семьи, состоящей из двух человек.

Составляющие суммарного дохода членов семьи за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения:

1. Заявитель в рассчитываемом периоде получал пенсию и работал 3 месяца.


Вид дохода

Сумма за 3 месяца (руб.)

1.

Пенсия

36000,00

2.

Заработная плата

45000.00

2. Жена заявителя в рассчитываемом периоде получал пенсию.


Вид дохода

Сумма за 3 месяца (руб.)

1.

Пенсия

15000,00

Суммарный доход семьи:

D = 36000 ,00 руб. + 15000,00 руб. + 45000,00 руб. = 96000,00 руб.

Среднедушевой доход семьи X:

X = D : 3 : N = 96000,00 руб. : 3: 2 = 16000,00 руб.

где N - количество членов семьи.

Прожиточный минимум в расчете на душу населения по состоянию на 2 квартал 2015 года в Тюмени составляет = 8 470 руб.

Вывод: предварительный расчет показал, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.

Преподаватель- 3 минуты

В случае представления заявителем неполных или недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) могут быть лишены права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более, чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Второе направление государственной социальной помощи - социальный контракт. Обучающийся делает сообщение. (3 минуты)

Примерный текст сообщения:

С 2013 года предусмотрено оказание государственной социальной помощи в связи с бедностью на основании социального контракта. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации

Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства и в соответствии с которым:

- орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь,

- а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации

Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий (поиск работы, прохождение профессионального обучения, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства)

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Затем, обучающимся предлагается просмотр видеоролика «Социальный контракт», после которого они должны ответить на вопросы, указанные в рабочем листе. (15 минут = 5 минут просмотр и 10 минут ответы на вопросы)

Преподаватель - 2 минуты

Законом о государственной социальной помощи регулируются также отношения по предоставлению государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг. Ежемесячные денежные выплаты были введены с 2005 года в связи с монетизацией натуральных льгот (т.е. в связи с заменой натуральных видов обеспечения денежными выплатами)

Ежемесячными денежными выплатами заменялись следующие льготы: бесплатный проезд на городском транспорте; льготный или бесплатный проезд на междугородном транспорте; льгота по оплате за телефон; скидка по оплате радиоточки; скидка по оплате телевизионной антенны; выплата компенсации за неиспользованную путевку на санаторно-курортное лечение.

Отдельным категориям граждан, которые являются получателями ежемесячных денежных выплат, предоставлено право либо получать ежемесячную денежную выплату в полном размере, либо получать ЕДВ не в полном размере (часть ЕДВ) и набор социальных услуг.

Обучающимся предлагается обратиться к ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» и в соответствии с ним заполнить схему в рабочем листе на тему «Граждане, имеющие право на набор социальный услуг» (5 минут)

ОТВЕТ ДЛЯ СХЕМЫ:

В соответствии со ст. 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в годы Великой Отечественной войны 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды.

Преподаватель - 3 минуты

Согласно ст. 6.2. В набор социальных услуг включается: 1) обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Сведения о гражданах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, заносятся в федеральный регистр

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В случае отказа гражданина от предоставления набора социальных услуг полностью или частично: 1) из назначенного размера ЕДВ сумма стоимости всего набора или его части не вычитается; 2) в течение всего года приостанавливается право на получение государственной социальной помощи в виде полного набора или его части.

В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения в следующем году социальных услуг (социальной услуги), то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке и сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости полного набора социальных услуг (одной или двух социальных услуг из данного набора)

Обучающимся предлагается решить практическую ситуацию, основываясь на ФЗ № 178, вместе с проверкой 5 - минут

Третье направление государственной социальной помощи социальная доплата к пенсии. Сообщение студента- 3 минуты.

Примерный текст сообщения:

Социальная доплата к пенсии - это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки. Социальная доплата устанавливается в сумме, необходимой для повышения уровня материального обеспечения пенсионера с учетом предоставляемых ему различных мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума, который определен для пенсионеров в субъекте Российской Федерации по месту его жительства

Закон о государственной социальной помощи предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу или иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат: 1) пенсий 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно)

Студентам предлагается просмотр видеоролика, после которого они должны ответить на вопросы, указанные в рабочем листе (утвердительно или отрицательно, то есть «да», «нет» (8 минут = 3 минуты видеоролик + 5 минут ответы).

В итоге обучающимся предлагается заполнить таблицу в рабочем листе и ответить на вопрос: что нового я узнал на учебном занятии, что уже знал, что хотел бы узнать (2 минуты). После, обучающиеся сдают рабочие листы на проверку.

Озвучивание домашнего задания -2 минуты

  1. Решить задачу

  2. Выучить термины:



© 2010-2022