• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад: Выбор методов формирования общих компетенций обучающихся на уроках общеобразовательных дисциплин

Доклад: Выбор методов формирования общих компетенций обучающихся на уроках общеобразовательных дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор методов формирования общих компетенций студентов на уроках общеобразовательных дисциплин.

Общеизвестно, что формирование общих компетенций имеет большое значение в современном образовательном процессе в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования (ФГОС СПО).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК. - обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Анализ содержания ФГОС по специальностям и профессиям показывает, что эти профессиональные компетенции различаются по сути выполняемых работ или действий, на самом деле схожи между собой по используемым технологиям. Так,

Студенты ППКРС должны:

Студенты ППССЗ должны:

  • Выполнять обработку…

  • Устранять и выявлять …

  • Изготовлять…

  • Производить…

  • Устранять…

  • Настраивать…

  • Читать схемы и чертежи…


  • Организовывать…

  • Определять…

  • Контролировать…

  • Обеспечивать безопасность…

  • Вести документацию…

  • Рассчитывать…

  • Выбирать оборудование…

  • Совершенствовать технологические процессы…

  • Решать проблемы производства, оценивать риски…

  • Осуществлять поиск, оценку и анализ профессиональной информации..

  • Организовывать собственную деятельность…

Не секрет, что овладевают этими компетенциями студенты на занятиях профессионального цикла, однако база для успешного их освоения лежит на прочно освоенных общих компетенциях. Согласно ФГОС, для студентов, обучающихся по программам ПКРС, выделяется семь общих компетенций, по программам ПССЗ их девять. Освоение этих компетенций студентами - вот главная задача деятельности преподавателя общеобразовательных дисциплин.

ППССЗ

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды , за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ППКРС

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Освоение компетенции вовсе не означает, что студент на репродуктивном уровне усвоения пройденного материала на следующем занятии сможет его транслировать преподавателю, он должен суметь использовать его самостоятельно при выполнении других занятий, или работая в группе, на другом занятии, на другой дисциплине. Для формирования общих компетенций выделяют исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы, активные формы обучения: дифференцированные по уровню сложности самостоятельные и практические задания, дистанционные олимпиады (учатся нести ответственность за результаты своей работы), организация определения целей занятия студентами, поиск учебной информации при изучении самостоятельно осваиваемых вопросов, устный опрос (развиваются коммуникативные навыки), подготовка презентации и докладов (развивают информационную культуру, учатся анализировать и оценивать информацию), сроки сдачи самостоятельно изучаемых тем (студенты учатся организовывать собственную деятельность), игровые методы на занятиях, работа в группах, в парах (формируем компетенцию работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, решать проблемы), студенты проводят самопроверку или взаимопроверку своих успехов на занятии (анализируют рабочую ситуацию, производят оценку своей деятельности), индивидуально дифференцированные задания (формируются умения самостоятельно организовывать свою собственную деятельность, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы)

Следует обратить внимание на работу по реализации профильного обучения на уроках, способствующих формированию положительной мотивации к учебным дисциплинам. Очень важно создание условий для развития творческого мышления и самостоятельной деятельности, необходимых в будущей профессии.

Однако многие студенты, приходя учиться на первый курс, не обладают элементарными навыками к учёбе - умение учиться, запоминать, слушать, записывать в тетрадь, анализировать текст, техника чтения желает лучшего - у них не сформированы универсальные учебные действия (УУД). А ведь именно на чётко отработанных в школе УУД основано качественное освоение компетенций - как общих, так и профессиональных. Поэтому преподавателю приходится большое внимание оказывать ликвидации этих пробелов, порой эта деятельность проходит параллельно с формированием ОК., и даже ПК.

Следовательно, подготовка молодых специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда, вызывает острую необходимость поиска и использования в образовательном процессе всех профессиональных образовательных организаций современных педагогических технологий, призванных формировать и развивать компетенции студентов, которые приведут к образованности и помогут определиться в определённой сфере.

Формирование ОК способствует разностороннему развитию личности студента. Она предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков студентов, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

Таким образом, реализация новых профессиональных образовательных стандартов в образовательном учреждении, формирование общих компетенций у студентов - серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие. В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. 54 с.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - Журнал "Высшее образование сегодня", 2003 , № 5, 34с.

  3. Иванцев Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании?/ Серия «Оценка качества образования»/Отв. Ред. Курнешова Е.М. - Москва. Центр качества образования, 2008. С. 3-56.

  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. 31с.

  5. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Москва. Институт новых образовательных технологий. 2002. 19 с.


© 2010-2022