Урок русского языка для 5 класса «Неопределённые местоимения»

Урок изучения новой темы с использованием приёмов «нерепрессивной» педагогики. Урок был дан на зональном семинаре завучей городов Тверской области и получил высокую оценку присутствующих.. На уроке использованы различные формы работы с теоретическим материалом , толковым словарём, раздаточным материалом (карточки). Творческая часть урока включает использование сценических способностей обучающихся, творческих умений (написатть сказку с использованием изучаемого на уроке материала). Использование ...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 им. В. Степанченко» города Ржева Тверской области


ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

с использованием приёмов «нерепрессивной» педагогики

на областном семинаре.


Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА




г.Ржев

2011 г.

УРОК В 5 «Б» классе по теме

«Неопределённые местоимения».

(Программа Бунеевой «Школа 2100»)

Цели урока: 1) ознакомить обучающихся с новым разрядом

местоимений (дать понятие неопределённости,

выявить грамматическое значение, образование,

морфологические признаки и синтаксическую

роль неопределённых местоимений);

  1. совершенствовать орфографические навыки

обучающихся;

  1. развивать навыки самостоятельной работы с

учебным пособием;

  1. используя приёмы «нерепрессивной» педагогики,

создать на уроке атмосферу добра, творчества,

взаимопонимания, открытости каждого ребёнка.

Эпиграф к уроку (на доске):

Кто - то дверь откроет в тайну,

Кто - нибудь подскажет путь,

Нечто встретим мы случайно…

Кто они? Узнаем суть!

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Приветствие.

Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучение большой темы

«Местоимение». Каждый наш урок - ступенька познания нового. По

лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя

разряды местоимений. Сегодня вы познакомитесь с новым, не менее

интересным разрядом местоимений. Но это будет чуть позже.


  1. Повторение. Что мы знаем о местоимениях - существительных?

Повторяем разряды местоимений, используя приём «ВЕРИШЬ - НЕ

ВЕРИШЬ».

Веришь ли ты, что…

  1. местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но

не называют их?

  1. местоимения употребляются вместо существительных,

прилагательных, глаголов?

  1. местоимения Я, МЫ имеют число и склонение?

  2. местоимения - существительные изменяются по падежам?

  3. лицо, число - это постоянные признаки личных местоимений?

  4. в предложении «От меня отвёл, а к себе не привёл» все

местоимения личные?

  1. возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам?

  2. в косвенных падежах к местоимениям 3 лица добавляется

согласная буква Н?

  1. вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по

падежам?

  1. возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа?

Ответы высвечиваются на экране. Ученики проверяют себя и

ставят отметку, используя шкалу оценивания.

1 да 6 нет

2 нет 7 нет

3 нет 8 да

4 да 9 нет

5 да 10 да


  1. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

    1. Послушайте загадку и постарайтесь сформулировать тему урока.

НЕКТО шёл по дороге и нашёл НЕЧТО. Часть найденного он отдал КОМУ - ТО, а КОЕ - ЧТО бросил. Что у него осталось?

- Можно ли определить, о ком и о чём говорит автор? КТО шёл?

ЧТО он нашёл? ЧТО отдал? КОМУ?

  • Какое впечатление создают местоимения НЕКТО, НЕЧТО?

КОМУ - ТО? (загадочности, таинственности, неопределённости).

  • Неопределённость - это близкое или далёкое?

  • Какого, на ваш взгляд, цвета неопределённость? (серого,

дымчатого, розоватого).

  • Какие звуки ассоциируются с этим звуком? (приглушённые,

непонятные, манящие, зовущие).

  • Читаю записанное на доске четверостишье:

Неопределённость не определить,

Не потрогать и не поиграть…

Неопределённостью можно удивить,

Но не дотянуться, а слегка понять…

  • Как определяет это слово словарь С.И. Ожегова?

На экране высвечивается:

«Неопределённый» - 1) точно не установленный;

  1. не вполне отчётливый, уклончивый.

    1. Называем и записываем тему урока «Неопределённые местоимения».

Актуальность и практический выход темы.

Зачем нам эти местоимения? В каких жизненных ситуациях они употребляются?

Ответы пятиклассников: «от них веет непозитивом. Например, личные местоимения - я, мы - гордость и позитив»; «когда хотим что - то утаить, скрыть»; «употребляем, чтобы не обидеть, не называя имени и фамилии конкретного человека».


    1. Самостоятельное «погружение» в тему урока.

- Прочитать материал параграфа 58 (стр. 84) и ответить на

вопросы:

1. Каково грамматическое значение неопределённых мест.?

2. Как они образуются?

3. Каковы их морфологические признаки?

4. В чём выражается синтаксическая роль неопр. мест.?

  • Поставьте себе отметку за ответы.


    1. Отработка практических навыков. Объяснительный диктант.

1 ученик пишет предложения на доске.

  • Обратите внимание на правописание неопр. мест. (СТР. 84).

Я сегодня скажу маме что - то доброе. Кое - кто мне радостно улыбнулся. С кем - нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому - либо из нас обязательно повезёт.

  • Обращаю внимание ребят, что эти местоимения будем изучать на следующем уроке.

  1. Минутка отдыха. Физкультминутка, которую проводят

Белобров Саша и Цветкова Алина.

Продолжаем работать по теме урока.

  • Сегодня более подробно будем «общаться» с местоимениями

НЕКТО и НЕЧТО.

Приглашаю вас на необычный урок, на котором очаровательная

Мальвина пытается научить Буратино кое - чему (хорошим

манерам).

Сценка из упр. 488.

  • Какую грамматическую ошибку допустил Буратино? О чём он

забыл? ( Местоимения некто и нечто не изменяются по падежам).

- Обратите внимание, как пишутся неопределённые местоимения НЕКТО и НЕЧТО. Сформулируйте орфографическое правило.

V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

  • Сочинить сказку, героями которой будут местоимения Некто и

Нечто.

  • Повторим, какое построение имеет сказка. (Зачин, развитие

действия, кульминация, заключение. Не забудьте о сказочных

выражениях).

- Перед тем, как приступить к заданию, улыбнитесь своим друзьям- игрушкам, которые сидят на вашей парте. Погладьте их, скажите

им доброе, ласковое слово.

  • Поднимите руки, кто не настроен на творчество. С вами будем

выполнять привычные задания. Раздаю индивид. карточки

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку).

  1. Слушаем сказки. Оцениваем.

  2. Итоговое закрепление.

Объяснительный диктант.

Ты знаешь, что мир местоимений широк и многообразен. Они постоянно напоминают нам о себе, заставляют о чём - то задуматься, вспомнить нечто приятное. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

  • Проставить разряды местоимений.

  • Подчеркнуть местоимения как члены предложения.

  • Обменяйтесь тетрадями, проверьте диктант. Поставьте

объективную отметку.

  1. Итоги урока.

  • Закрыли глазки. Вспомнили урок. Чему вы сегодня учились?

  • Произошло ли познание нового?

  • Завтра мы продолжим изучение неопределённых местоимений.

  1. Домашнее задание: сделать заготовки по новой теме (сценки,

немые вопросы, загадки - шутки) - по желанию ИЛИ упр.493;

ВСЕМ - параграф 58 (стр. 84 - 85).

СПАСИБО ЗА УРОК!

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.

Задания по выбору.

ЗАДАНИЕ 1.

Отредактируйте текст.

Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, прыгала по ступеньке. Синичке было веселос в тот весенний день. Кот напрягся для прыжка. Кот прыгнул, кот промахнулся.

ЗАДАНИЕ 2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Укажите изученные разряды местоимений.

Музыка.

(В)ней что(то) чуд..творное г..рит,

И на глазах её края гр..нятся.

Одна она (со)мною г..ворит,

Когда другие подойти боят(?)ся.

Когда последний друг отвёл глаза,

Она была (со)мной в моей могиле

И пела словно первая гр..за

Иль будто все цв..ты заг..ворили.

Д.Д. Шостакович




© 2010-2022