- Преподавателю
- Другое
- Урок русского языка для 5 класса «Неопределённые местоимения»
Урок русского языка для 5 класса «Неопределённые местоимения»
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | |
Автор | Зуева Л.В. |
Дата | 19.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 им. В. Степанченко» города Ржева Тверской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
с использованием приёмов «нерепрессивной» педагогики
на областном семинаре.
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
г.Ржев
2011 г.
УРОК В 5 «Б» классе по теме
«Неопределённые местоимения».
(Программа Бунеевой «Школа 2100»)
Цели урока: 1) ознакомить обучающихся с новым разрядом
местоимений (дать понятие неопределённости,
выявить грамматическое значение, образование,
морфологические признаки и синтаксическую
роль неопределённых местоимений);
-
совершенствовать орфографические навыки
обучающихся;
-
развивать навыки самостоятельной работы с
учебным пособием;
-
используя приёмы «нерепрессивной» педагогики,
создать на уроке атмосферу добра, творчества,
взаимопонимания, открытости каждого ребёнка.
Эпиграф к уроку (на доске):
Кто - то дверь откроет в тайну,
Кто - нибудь подскажет путь,
Нечто встретим мы случайно…
Кто они? Узнаем суть!
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучение большой темы
«Местоимение». Каждый наш урок - ступенька познания нового. По
лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя
разряды местоимений. Сегодня вы познакомитесь с новым, не менее
интересным разрядом местоимений. Но это будет чуть позже.
-
Повторение. Что мы знаем о местоимениях - существительных?
Повторяем разряды местоимений, используя приём «ВЕРИШЬ - НЕ
ВЕРИШЬ».
Веришь ли ты, что…
-
местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но
не называют их?
-
местоимения употребляются вместо существительных,
прилагательных, глаголов?
-
местоимения Я, МЫ имеют число и склонение?
-
местоимения - существительные изменяются по падежам?
-
лицо, число - это постоянные признаки личных местоимений?
-
в предложении «От меня отвёл, а к себе не привёл» все
местоимения личные?
-
возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам?
-
в косвенных падежах к местоимениям 3 лица добавляется
согласная буква Н?
-
вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по
падежам?
-
возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа?
Ответы высвечиваются на экране. Ученики проверяют себя и
ставят отметку, используя шкалу оценивания.
1 да 6 нет
2 нет 7 нет
3 нет 8 да
4 да 9 нет
5 да 10 да
-
Работа по теме урока. Изучение нового материала.
-
Послушайте загадку и постарайтесь сформулировать тему урока.
-
НЕКТО шёл по дороге и нашёл НЕЧТО. Часть найденного он отдал КОМУ - ТО, а КОЕ - ЧТО бросил. Что у него осталось?
- Можно ли определить, о ком и о чём говорит автор? КТО шёл?
ЧТО он нашёл? ЧТО отдал? КОМУ?
-
Какое впечатление создают местоимения НЕКТО, НЕЧТО?
КОМУ - ТО? (загадочности, таинственности, неопределённости).
-
Неопределённость - это близкое или далёкое?
-
Какого, на ваш взгляд, цвета неопределённость? (серого,
дымчатого, розоватого).
-
Какие звуки ассоциируются с этим звуком? (приглушённые,
непонятные, манящие, зовущие).
-
Читаю записанное на доске четверостишье:
Неопределённость не определить,
Не потрогать и не поиграть…
Неопределённостью можно удивить,
Но не дотянуться, а слегка понять…
-
Как определяет это слово словарь С.И. Ожегова?
На экране высвечивается:
«Неопределённый» - 1) точно не установленный;
-
не вполне отчётливый, уклончивый.
-
Называем и записываем тему урока «Неопределённые местоимения».
-
Актуальность и практический выход темы.
Зачем нам эти местоимения? В каких жизненных ситуациях они употребляются?
Ответы пятиклассников: «от них веет непозитивом. Например, личные местоимения - я, мы - гордость и позитив»; «когда хотим что - то утаить, скрыть»; «употребляем, чтобы не обидеть, не называя имени и фамилии конкретного человека».
-
-
Самостоятельное «погружение» в тему урока.
-
- Прочитать материал параграфа 58 (стр. 84) и ответить на
вопросы:
1. Каково грамматическое значение неопределённых мест.?
2. Как они образуются?
3. Каковы их морфологические признаки?
4. В чём выражается синтаксическая роль неопр. мест.?
-
Поставьте себе отметку за ответы.
-
-
Отработка практических навыков. Объяснительный диктант.
-
1 ученик пишет предложения на доске.
-
Обратите внимание на правописание неопр. мест. (СТР. 84).
Я сегодня скажу маме что - то доброе. Кое - кто мне радостно улыбнулся. С кем - нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому - либо из нас обязательно повезёт.
-
Обращаю внимание ребят, что эти местоимения будем изучать на следующем уроке.
-
Минутка отдыха. Физкультминутка, которую проводят
Белобров Саша и Цветкова Алина.
Продолжаем работать по теме урока.
-
Сегодня более подробно будем «общаться» с местоимениями
НЕКТО и НЕЧТО.
Приглашаю вас на необычный урок, на котором очаровательная
Мальвина пытается научить Буратино кое - чему (хорошим
манерам).
Сценка из упр. 488.
-
Какую грамматическую ошибку допустил Буратино? О чём он
забыл? ( Местоимения некто и нечто не изменяются по падежам).
- Обратите внимание, как пишутся неопределённые местоимения НЕКТО и НЕЧТО. Сформулируйте орфографическое правило.
V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
-
Сочинить сказку, героями которой будут местоимения Некто и
Нечто.
-
Повторим, какое построение имеет сказка. (Зачин, развитие
действия, кульминация, заключение. Не забудьте о сказочных
выражениях).
- Перед тем, как приступить к заданию, улыбнитесь своим друзьям- игрушкам, которые сидят на вашей парте. Погладьте их, скажите
им доброе, ласковое слово.
-
Поднимите руки, кто не настроен на творчество. С вами будем
выполнять привычные задания. Раздаю индивид. карточки
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку).
-
Слушаем сказки. Оцениваем.
-
Итоговое закрепление.
Объяснительный диктант.
Ты знаешь, что мир местоимений широк и многообразен. Они постоянно напоминают нам о себе, заставляют о чём - то задуматься, вспомнить нечто приятное. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
-
Проставить разряды местоимений.
-
Подчеркнуть местоимения как члены предложения.
-
Обменяйтесь тетрадями, проверьте диктант. Поставьте
объективную отметку.
-
Итоги урока.
-
Закрыли глазки. Вспомнили урок. Чему вы сегодня учились?
-
Произошло ли познание нового?
-
Завтра мы продолжим изучение неопределённых местоимений.
-
Домашнее задание: сделать заготовки по новой теме (сценки,
немые вопросы, загадки - шутки) - по желанию ИЛИ упр.493;
ВСЕМ - параграф 58 (стр. 84 - 85).
СПАСИБО ЗА УРОК!
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.
Задания по выбору.
ЗАДАНИЕ 1.
Отредактируйте текст.
Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, прыгала по ступеньке. Синичке было веселос в тот весенний день. Кот напрягся для прыжка. Кот прыгнул, кот промахнулся.
ЗАДАНИЕ 2.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Укажите изученные разряды местоимений.
Музыка.
(В)ней что(то) чуд..творное г..рит,
И на глазах её края гр..нятся.
Одна она (со)мною г..ворит,
Когда другие подойти боят(?)ся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была (со)мной в моей могиле
И пела словно первая гр..за
Иль будто все цв..ты заг..ворили.
Д.Д. Шостакович