• Преподавателю
  • Другое
  • Методический материал Формирование метапредметных умений школьников на предметах естественнонаучного цикла

Методический материал Формирование метапредметных умений школьников на предметах естественнонаучного цикла

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование метапредметных умений школьников на уроках естественнонаучного цикла

Лысова Г.Г., Никифорова Т.А., Прилежаева Л.Г.

В соответствии с современными подходами к обучению метапредметные результаты играют инструментальную роль, обеспечивая возможности учащихся свободно использовать личностные ресурсы в различных ситуациях, возникающих в жизни. Реализация этих изменений в ориентации преподавания возможна в условиях проблемно-деятельностного обучения, использования современных технологий.

Логика процесса научного познания, традиционного для предметов естественнонаучного цикла, диктует определенные подходы к организации деятельности учащихся при изучении отдельных дисциплин и формированию соответствующих универсальных и специфических для предмета умений и навыков.

Можно выделить следующие блоки метапредметных результатов обучения: информационная деятельность, коммуникативная деятельность и деятельность по решению проблем. Виды деятельности и умения, составляющие эти блоки и в комплексе образующие умение учиться, и являются теми конкретными результатами, которыми должны овладеть выпускники школы. Уровни их освоения учащимися, в соответствии с требованиями стандарта, должны диагностироваться и оцениваться.

Для этого в структуре названных выше планируемых результатов выделяются составляющие их обобщенные умения. Например, планируемый результат «работы с текстом» для основной школы может быть представлен как комплекс следующих умений:

  • Определять главную мысль текста или его части

  • Озаглавливать текст или его части, составлять план текста

  • Выделять главную, второстепенную и избыточную информацию

  • Выбирать информацию, полезную для достижения цели

  • Сопоставлять рисунки, модели, таблицы, графики, анализировать и преобразовывать приведенные в них данные

  • Представлять содержание текста в виде сводных таблиц, схем

  • Сопоставлять различные точки зрения по тексту

  • Формулировать вопросы, основные положения, выводы по тексту, тезисы, составлять конспект

  • Проводить рефлексию содержания текста (связывать с имеющимися знаниями; оценивать, исходя из своего мировоззрения; подтверждать свою точку зрения)

В качестве примера приводим задания, которые могут использоваться при формировании и диагностике метапредметных результатов обучения «работы с текстом» по составлению и использованию плана.

8 класс. Химия. Самостоятельная работа в классе или дома по теме «Химические реакции»

Формулировка задания обучающимся

Составьте план с детализацией по материалу учебника §26: «Химические реакции».


Инструкция или объяснение по выполнению задания

(устно или в виде раздаточного материала)

1. Внимательно прочитайте текст §26 «Химические реакции».

2. Найдите определение понятию «химические реакции».

3. Обратите внимание на выделенные в конце параграфа ключевые слова и словосочетания: они укажут на то, что авторы считают самым важным.

4. Найдите в тексте эти слова и словосочетания, еще раз прочитайте эти части текста, сформулируйте главные мысли и заголовки плана.

5. Составьте простой план с детализацией (пояснениями, уточнениями).

6. Перескажите содержание текста «Химические реакции» с использованием составленного плана.


Предполагаемые действия обучающихся

Следуют предложенной инструкции (раздаточный материал)

Ожидаемый результат действий обучающихся

Химические реакции

1. Определение химических реакций

2. Признаки химических реакций (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

3. Экзотермические и эндотермические реакции. Реакции горения

4. Условия течения реакций (соприкосновение веществ, в некоторых случаях нагревание, действие электрического тока, света).


Вывод, который должны сделать обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя (по формированию УУД на данном этапе)

Составление плана помогает сосредоточиться при чтении, вникнуть в смысл текста. С помощью составленного плана можно восстановить содержание всего прочитанного материала.



9 класс. Химия. Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы"

Формулировка задания обучающимся

Задача. Распознайте растворы веществ: нитрата натрия, хлорида аммония, хлорида натрия.

План решения задачи (метод)……

Оборудование…….

Результаты (наблюдения, уравнения реакций, номера пробирок с растворами)…..

Выводы. Оценивание метода решения задачи…..

Инструкция или объяснение по выполнению задания

(устно или в виде раздаточного материала)

1. Сравните ионный состав предложенных для распознавания веществ.

2. Вспомните качественные реакции на соответствующие ионы.

3. Составьте план распознавания веществ, определяющий последовательность ваших действий (метод решения задачи).

4. Проведите распознавание веществ.

5. Опишите результаты исследования.

6. Сделайте вывод, оцените свой метод решения задачи.


Предполагаемые действия обучающихся

На основании анализа ионного состава веществ ребята подбирают необходимые качественные реакции и реактивы для их проведения, выбирают свой путь распознавания веществ из нескольких возможных.

Проводят исследование, описывают результаты.

Обычно затрудняются при оценке метода. Помогают следующие направляющие вопросы: Привел ли данный метод к решению задачи? Возможны ли другие варианты решения? Является выбранный метод наиболее рациональным?

Ожидаемый результат действий обучающихся

Один из возможных вариантов решения задачи.


План решения задачи (метод):

1. Находим растворы хлоридов - добавляем раствор AgNO3, должен выпасть белый творожистый осадок в пробирках с растворами NH4Cl, NaCl. В оставшейся пробирке будет раствор NaNO3.

2. Среди хлоридов находим NH4Cl - добавляем в обе пробирки раствор NaOH и нагреваем, должны почувствовать характерный запах аммиака в случае NH4Cl.

Оборудование: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок.

Результаты (наблюдения, уравнения реакций, номера пробирок с растворами):

1. NH4Cl + AgNO3→ NH4NO3 + AgCl↓ белый творожистый

NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓ белый творожистый

В пробирке №… находится раствор NaNO3.

2. NH4Cl + NaOH →NaCl + NH3↑ + H2O

NaCl + NaOH → реакции нет

В пробирке №…→ раствор NH4Cl

В пробирке №…→ раствор NaCl

Выводы. Оценивание метода решения задачи:

Задача решена, растворы веществ распознаны. Можно было бы сначала найти раствор соль аммония NH4Cl, а затем хлорид среди растворов NaCl и NaNO3. Но тогда в первом опыте пришлось бы нагревать три пробирки, это дольше.


Вывод, который должны сделать обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя (по формированию УУД на данном этапе)

Для решения задачи необходимо было составить план действий, желательно оптимальный. Это заставило провести подробный анализ состава веществ (общее, отличие), подобрать необходимые реактивы (из предложенных в избытке), наметить возможные варианты действий, выбрать один из них.




6 класс. Биология. Самостоятельная работа в классе или дома по теме «Клеточное строение корня»

Формулировка задания обучающимся

Составьте простой тезисный план по материалу учебника §20 «Клеточное строение корня»


Инструкция или объяснение по выполнению задания

(устно или в виде раздаточного материала)

1. Внимательно прочитайте раздел параграфа §20 под названием «Корневой чехлик»

2. Найдите определение понятию «корневой чехлик».

3. Обратите внимание на выделенные в тексте курсивом слова.

4. Выберите в тексте главные особенности строения корневого чехлика.

5. Найдите в тексте значение корневого чехлика.

6. Определите срок жизни клеток корневого чехлика.

7.Составьте простой тезисный план (тезис - кратко сформулированное основное содержание абзаца или др. части текста).


Предполагаемые действия обучающихся

Следуют предложенной инструкции (раздаточный материал)

Ожидаемый результат действий обучающихся

Клеточное строение корня

1. Верхушка корня называется корневым чехликом

2. Корневой чехлик состоит из нескольких слоев живых тонкостенных клеток

3. Чехлик защищает расположенный за ним конус нарастания

4. Клетки живут недолго, они постепенно отмирают. Взамен отмершим изнутри образуются новые.


Вывод, который должны сделать обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя (по формированию УУД на данном этапе)

Составление плана помогает сосредоточиться при чтении, вникнуть в смысл текста. С помощью составленного плана можно восстановить содержание всего прочитанного материала.









9 класс. Биология. Самостоятельная работа в классе по теме «Строение эукариотной клетки»

Формулировка задания обучающимся


Составьте сложный план, в котором будут отражены основные характеристики строения эукариотной клетки.

Объяснение учащимся цели выполнения задания

(устно или в виде раздаточного материала)



1.Запишите тему урока в тетради, она имеет такое же название, как и §12.

2.Прочтите параграф и обратите внимание на название его разделов.

3.Определите главную мысль, содержание первого абзаца и сформулируйте первый пункт вашего плана.

4. Прочитав второй абзац, составьте схему, отражающую части цитоплазмы и особенности ее частей, а затем сформулируйте название второго пункта плана.

5. Сформулируйте названия к разделам «Мембранные органоиды», «Немембранные органоиды» с учетом их главного содержания и далее названия подпунктов, которые отразят особенности строения и функций отдельных органоидов.

6. Последний раздел плана должен отразить содержание последнего раздела параграфа.

Предполагаемые действия обучающихся


Работа по предложенной инструкции и написание плана.

Ожидаемый результат действий

обучающихся



В тетради должны быть следующие записи:

Строение эукариотной клетки

Содержание плана.

1.Части эукариотной клетки.

2.Части цитоплазмы - жидкая и органоиды.

(наличие схемы с указанием частей цитоплазмы, в которой отражена особенность жидкой части цитоплазмы).

3.Строение и функции мембранных органоидов клетки

А) ЭПС

Б) аппарат Гольджи

В) лизосомы

Г) митохондрии

Д) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Е) вакуоли

4.Строение и функции немембранных органоидов клетки

А) клеточный центр

Б) рибосомы

В) микротрубочки

Г) реснички, жгутики

5.Строение и функции ядра

Вывод, который должны сделать обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя (по формированию УУД на данном этапе)


Работа с текстом по составлению плана учит:

- внимательному анализу информации текста

- структурированию информации

- лучшему усвоению материала

- умению делать акцент на главном содержании.



8 класс. Физика. «Амперметр. Л.р. Измерение силы тока амперметром»

Формулировка задания обучающимся

Составьте тезисный план к тесту § 12 стр. 48 «Прибор для измерения силы тока»

Инструкция по выполнению задания

1. Используя памятку «Как составить план к тексту», вспомните, что такое тезис и как составляют тезисный план. Не забудьте, что отличительной чертой тезисного плана является наличие глаголов.

2. Внимательно прочитайте текст, разделите его на смысловые части.

3. Составьте тезисный план к тексту, который был бы руководством для работы с прибором.


Предполагаемые действия обучающихся

  1. Повторяют в памятке нужный материал.

  2. Читают текст и выделяют главное

  3. Составляют план (совместно, после обсуждения)

  4. Знакомятся с прибором

  5. Собирают электрическую цепь и измеряют ток в разных участках цепи.


Ожидаемый результат действий

обучающихся


После выделения главного и ознакомления с самим прибором, обучающиеся вновь обращаются к тексту о приборе и составляют тезисный план этого текста. При этом учитель еще раз подчеркивает, что отличительной особенностью плана является наличие глаголов.

План-инструкция работы с амперметром

1. Амперметр включают в разрыв цепи.

2. Плюс амперметра соединяется с плюсом источника.

3. Нельзя включать амперметр без потребителя.

4. Прибор не должен зашкаливать

Используя составленный план, они собирают цепь знакомую им с прошлого урока, добавив в нее измерительный прибор. Меняя положение прибора в цепи три раза, они запоминают правила включения и выясняют, что амперметр, включенный в любую часть, схемы показывает один и тот же ток.


Вывод, который должны сделать обучающиеся с помощью учителя

Учитель задает вопрос: чем фактически явился тезисный план к параграфу? Помог ли он освоить новый прибор?

Ответы на эти вопросы позволяют обучающимся осознать полезность составления плана.







5 класс. Природоведение. Самостоятельная работа в классе или дома по теме «Соседи Солнца»

Формулировка задания обучающимся

Составьте план по тесту стр. 34-43: «Соседи Солнца»

Инструкция или объяснение по выполнению задания (устно или в виде раздаточного материала)

  1. Внимательно прочитайте текст «Соседи Солнца»

  2. Найдите определение понятию «Солнечная система», запишите его в тетрадь

  3. Обратите внимание на текст, выделенный жирным шрифтом: он укажет на то, что авторы считают самым важным

  4. Еще раз прочитайте эти части текста, сформулируйте главные мысли и заголовки плана

  5. Составьте план

  6. Перескажите содержание текста «Соседи Солнца» с использованием составленного плана.

Учитель также рассказывает учащимся о правилах рубрикации при составлении плана

Предполагаемые действия обучающихся

Следуют предложенной инструкции (раздаточный материал)

Ожидаемый результат действия обучающихся

Определение понятия «Солнечная система»

Соседи солнца

I. Планеты земной группы

  1. Меркурий

  2. Венера

  3. Земля

  4. Марс

II. Планеты - гиганты

  1. Юпитер

  2. Сатурн

  3. Уран

  4. Нептун

  5. Плутон


Вывод, который должны сделать обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя (по формированию УУД на данном этапе)

Составление плана помогает быть более внимательными при чтении текста и понять его смысл. С помощью составленного плана можно восстановить содержание всего прочитанного материала.



© 2010-2022