• Преподавателю
  • Другое
  • Программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов СПО Специальности 19. 02. 07 технология молока и молочных продуктов

Программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов СПО Специальности 19. 02. 07 технология молока и молочных продуктов

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж





ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга






















2015 г.

Программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, входящей в состав укрупнённой группы специальностей

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии

Разработчик:

________________ Гаврилова Н. А. преподаватель высшей категории


«Рекомендована»

цикловой методической комиссией

экономико - строительных дисциплин

Протокол № ___ от «_____» ________________2015 г.

Председатель________________ М.В. Шункарёва

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_____________________Л.Г. Дегтярёва

«_____»_________________2015 г.





СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

4

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

6

3. условия реализации программы учебной дисциплины

15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов (базовый уровень), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовки по указанной специальности.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

-основные положения экономической теории;

-принципы рыночной экономики;

-современное состояние и перспективы развития отрасли;

-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

-механизмы формирования заработной платы;

-формы оплаты труда;

-стили управления, виды коммуникации;

-принципы делового общения в коллективе;

-управленческий цикл;

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации


Техник-технолог должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Приемка и первичная обработка молочного сырья.


ПК 1.1

Принимать молочное сырье на переработку

ПК 1.2

Контролировать качество сырья

ПК 1.3

Организовывать и проводить первичную переработку сырья в соответствии с его качеством.

Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК 2.1

Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания

ПК 2.2

Изготавливать производственные закваски.

ПК 2.3

Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов

ПК 2.4

Вести технологические процессы производства жидких и пастообразных продуктов детского питания

ПК

2. 5

Контролировать качество цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК

2. 6

Обеспечивать работу оборудования для производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания

Производство различных сортов сливочного масла и продуктов из пахты.

ПК 3.1

Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты

ПК 3.2

Вести технологические процессы производства различных сортов сливочного масла

ПК 3.3

Вести технологические процессы производства напитков из пахты.

ПК 3.4

Контролировать качество сливочного масла и продуктов из пахты

ПК 3.5

Обеспечивать работу оборудования при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты

Производство различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки

ПК 4.1

Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке сыра и продуктов из молочной сыворотки

ПК 4.2

Изготавливать бактериальные закваски и растворы сычужного фермента

ПК 4.3

Вести технологические процессы производства различных видов сыра

ПК 4.4

Вести технологические процессы производства продуктов из молочной сыворотки

ПК 4.5

Контролировать качество сыра и продуктов из молочной сыворотки.

ПК 4.6

Обеспечивать работу оборудования для производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки


Организация работы структурного подразделения

ПК 5.1

Участвовать в планировании основных показателей производства

ПК 5.2

Планировать выполнение работ исполнителями

ПК 5.3

Организовывать работу трудового коллектива

ПК 5.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями

ПК 5.5

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки студента 48 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часа;

- самостоятельной работы студента 16 часов.


2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Самостоятельная работа студента (всего)

16

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы экономики



Тема 1.1. Основные положения экономической теории

Содержание учебного материала

2

Экономика как хозяйственная деятельность и наука о такой деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей.

Ресурсы и факторы производства. Воспроизводство. Основные проблемы производства.

Значение изучения экономики для специалистов со средним образованием.

1

Самостоятельная работа студентов

2


Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 1.2. Принципы рыночной экономики

Содержание учебного материала

2

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Принципы рыночной экономики. Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Рыночное равновесие.


1



Самостоятельная работа студентов

1

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 1. 3 Предпринимательство - составная часть рыночной экономики

Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

Предпринимательский доход и определение прибыли предприятия. Ссудный капитал и ссудный процент. Сущность ренты и рентные отношения.

2


Самостоятельная работа студентов

1

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 1.4 Организация (предприятие) в системе рыночных отношений

Содержание учебного материала

4

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Понятие организации (предприятия) и организационные формы ее функционирования.

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. Современное состояние и перспективы развития предприятий мясной индустрии в условиях рынка.


1



Самостоятельная работа студентов

2

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

1

2

3

4

Тема 1. 5 Заработная плата и трудовые отношения

Содержание учебного материала

2


Сущность заработной платы. Её виды. Рыночная ставка заработной платы. Механизм социальной защиты населения. Особенности рынка труда в России. Роль профсоюзов.

1



Самостоятельная работа студентов

2

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 1.6 Макроэкономика

Содержание учебного материала

4

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Валовый национальный продукт. Номинальный и реальный ВНП. Благосостояние общества и его отличие от ВНП. Экономический рост в обществе пути и факторы экономического роста.

Цикличность развития макроэкономики. Экономический цикл и его фазы. Последствия неравновесия.

Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причины и последствия инфляции. Социальная политика государства.

1



Самостоятельная работа студентов

2

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Раздел 2. Основы менеджмента

2


Тема 2.1 Сущность современного менеджмента

Содержание учебного материала

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация как открытая система.


1

Самостоятельная работа студентов

1

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 2.2 Управленческий цикл

Содержание учебного материала

2

Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Значение и содержание функций. Цикл менеджмента. Связующие процессы.


1

Самостоятельная работа студентов

1

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом


1

2

3

4

Тема 2.3 Коммуникативность и управленческое общение

Содержание учебного материала

4


Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функ­циональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных

(аттракция).


1

Самостоятельная работа студентов

2

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Тема 2.4 Стили руководства в управлении.

Содержание учебного материала

2

Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.


1

Раздел 3. Основы маркетинга

4

Тема 3.1 Сущность маркетинга

Содержание учебного материала

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. Концепции маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.


1

Тема 3.2 Основные стратегии маркетинга

Содержание учебного материала

2

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.


1

Самостоятельная работа студентов

2

Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом

Всего:

48


3. условия реализации программы ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Экономика и менеджмент. Финансы денежное обращение и кредит»

Оборудование учебного кабинета

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор, микрокалькуляторы


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий): учебник для средних профессиональных учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 431 с.

  2. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 408 .

  3. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2014. - 336 с.

  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 6-е изд.,перераб. и доп. - М., 2014.-176 с.

  5. Черутова М. И. Экономика предприятия- Санкт-Перербург: Гиорд, 2015.- 176 с.

Дополнительные источники:

  1. Зайцев Л.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 414 с.

  2. Чечевицина Л.Н. Практикум по экономике предприятия. - Изд. 6-е - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 250 с.

  3. Ежемесячный журнал «Вопросы экономики»

  4. Ежемесячный журнал «Планово-экономический журнал»

Интернет ресурсы:

1.Информационное агентство Республики Башкортостан

// bashinform.ru

2. Малый бизнес Башкортостана//mb.bash.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Результаты освоенных общих и профессиональных компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач

Знания

-основные положения экономической теории;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, домашняя работа, тестирование

-принципы рыночной экономики;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

практические занятия, программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач

-современное состояние и перспективы развития отрасли;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, тестирование

1

2

3

-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач

-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач

-механизмы формирования заработной платы;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач

-формы оплаты труда;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование

-стили управления, виды коммуникации;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, тестирование

-принципы делового общения в коллективе;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач

-управленческий цикл;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

домашняя работа, индивидуальны задания

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, тестирование, решение ситуационных задач

1

2

3

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, тестирование

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.6,

5.1 - 5.5

доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач


© 2010-2022