- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов СПО Специальности 19. 02. 07 технология молока и молочных продуктов
Программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов СПО Специальности 19. 02. 07 технология молока и молочных продуктов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаврилова Н.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
2015 г.
Программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, входящей в состав укрупнённой группы специальностей
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
Разработчик:
________________ Гаврилова Н. А. преподаватель высшей категории
«Рекомендована»
цикловой методической комиссией
экономико - строительных дисциплин
Протокол № ___ от «_____» ________________2015 г.
Председатель________________ М.В. Шункарёва
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
_____________________Л.Г. Дегтярёва
«_____»_________________2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
6
3. условия реализации программы учебной дисциплины
15
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов (базовый уровень), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовки по указанной специальности.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития отрасли;
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-механизмы формирования заработной платы;
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Техник-технолог должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Приемка и первичная обработка молочного сырья.
ПК 1.1
Принимать молочное сырье на переработку
ПК 1.2
Контролировать качество сырья
ПК 1.3
Организовывать и проводить первичную переработку сырья в соответствии с его качеством.
Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.
ПК 2.1
Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания
ПК 2.2
Изготавливать производственные закваски.
ПК 2.3
Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов
ПК 2.4
Вести технологические процессы производства жидких и пастообразных продуктов детского питания
ПК
2. 5
Контролировать качество цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.
ПК
2. 6
Обеспечивать работу оборудования для производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания
Производство различных сортов сливочного масла и продуктов из пахты.
ПК 3.1
Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты
ПК 3.2
Вести технологические процессы производства различных сортов сливочного масла
ПК 3.3
Вести технологические процессы производства напитков из пахты.
ПК 3.4
Контролировать качество сливочного масла и продуктов из пахты
ПК 3.5
Обеспечивать работу оборудования при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты
Производство различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки
ПК 4.1
Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке сыра и продуктов из молочной сыворотки
ПК 4.2
Изготавливать бактериальные закваски и растворы сычужного фермента
ПК 4.3
Вести технологические процессы производства различных видов сыра
ПК 4.4
Вести технологические процессы производства продуктов из молочной сыворотки
ПК 4.5
Контролировать качество сыра и продуктов из молочной сыворотки.
ПК 4.6
Обеспечивать работу оборудования для производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки
Организация работы структурного подразделения
ПК 5.1
Участвовать в планировании основных показателей производства
ПК 5.2
Планировать выполнение работ исполнителями
ПК 5.3
Организовывать работу трудового коллектива
ПК 5.4
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
ПК 5.5
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студента 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часа;
- самостоятельной работы студента 16 часов.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
Самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Основные положения экономической теории
Содержание учебного материала
2
Экономика как хозяйственная деятельность и наука о такой деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей.
Ресурсы и факторы производства. Воспроизводство. Основные проблемы производства.
Значение изучения экономики для специалистов со средним образованием.
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 1.2. Принципы рыночной экономики
Содержание учебного материала
2
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Принципы рыночной экономики. Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Рыночное равновесие.
1
Самостоятельная работа студентов
1
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 1. 3 Предпринимательство - составная часть рыночной экономики
Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.
Предпринимательский доход и определение прибыли предприятия. Ссудный капитал и ссудный процент. Сущность ренты и рентные отношения.
2
Самостоятельная работа студентов
1
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 1.4 Организация (предприятие) в системе рыночных отношений
Содержание учебного материала
4
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Понятие организации (предприятия) и организационные формы ее функционирования.
Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. Современное состояние и перспективы развития предприятий мясной индустрии в условиях рынка.
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
1
2
3
4
Тема 1. 5 Заработная плата и трудовые отношения
Содержание учебного материала
2
Сущность заработной платы. Её виды. Рыночная ставка заработной платы. Механизм социальной защиты населения. Особенности рынка труда в России. Роль профсоюзов.
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 1.6 Макроэкономика
Содержание учебного материала
4
Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Валовый национальный продукт. Номинальный и реальный ВНП. Благосостояние общества и его отличие от ВНП. Экономический рост в обществе пути и факторы экономического роста.
Цикличность развития макроэкономики. Экономический цикл и его фазы. Последствия неравновесия.
Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причины и последствия инфляции. Социальная политика государства.
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Раздел 2. Основы менеджмента
2
Тема 2.1 Сущность современного менеджмента
Содержание учебного материала
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация как открытая система.
1
Самостоятельная работа студентов
1
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 2.2 Управленческий цикл
Содержание учебного материала
2
Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Значение и содержание функций. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
1
Самостоятельная работа студентов
1
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
1
2
3
4
Тема 2.3 Коммуникативность и управленческое общение
Содержание учебного материала
4
Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных
(аттракция).
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Тема 2.4 Стили руководства в управлении.
Содержание учебного материала
2
Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.
1
Раздел 3. Основы маркетинга
4
Тема 3.1 Сущность маркетинга
Содержание учебного материала
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. Концепции маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1
Тема 3.2 Основные стратегии маркетинга
Содержание учебного материала
2
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
1
Самостоятельная работа студентов
2
Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектом
Всего:
48
3. условия реализации программы ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Экономика и менеджмент. Финансы денежное обращение и кредит»
Оборудование учебного кабинета
-
посадочные места по количеству студентов;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор, микрокалькуляторы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий): учебник для средних профессиональных учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 431 с.
-
Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 408 .
-
Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2014. - 336 с.
-
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 6-е изд.,перераб. и доп. - М., 2014.-176 с.
-
Черутова М. И. Экономика предприятия- Санкт-Перербург: Гиорд, 2015.- 176 с.
Дополнительные источники:
-
Зайцев Л.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 414 с.
-
Чечевицина Л.Н. Практикум по экономике предприятия. - Изд. 6-е - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 250 с.
-
Ежемесячный журнал «Вопросы экономики»
-
Ежемесячный журнал «Планово-экономический журнал»
Интернет ресурсы:
1.Информационное агентство Республики Башкортостан
// bashinform.ru
2. Малый бизнес Башкортостана//mb.bash.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Результаты освоенных общих и профессиональных компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Умения
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач
Знания
-основные положения экономической теории;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, домашняя работа, тестирование
-принципы рыночной экономики;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
практические занятия, программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач
-современное состояние и перспективы развития отрасли;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, тестирование
1
2
3
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач
-механизмы формирования заработной платы;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач
-формы оплаты труда;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование
-стили управления, виды коммуникации;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, тестирование
-принципы делового общения в коллективе;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
программированный контроль (тестирование) решение ситуационных задач
-управленческий цикл;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
домашняя работа, индивидуальны задания
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, тестирование, решение ситуационных задач
1
2
3
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, тестирование
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.6,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.6,
5.1 - 5.5
доклады, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, решение ситуационных задач