Использование метода ИСТ в работе педагога-психолога

Работа педагога-психолога в школе интернатного типа имеет свою специфику. Не смотря на то, что наша школа является общеобразовательной, контингент ее учащихся весьма разнообразен. Чаще всего, это дети из малимущих, многодетных и неполных семей, а так же из семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Для работы с данным контингентом психологу необходимы специальные методики  работы не только с подростком, но и с травмирующим его социумом. Одним из наиболее действенных методов является метод И...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода ИСТ в работе педагога-психологаИспользование метода ИСТ в работе педагога-психологаИспользование метода ИСТ в работе педагога-психологаИспользование метода ИСТ в работе педагога-психологаИспользование метода ИСТ в работе педагога-психологаИспользование метода

Интенсивной Семейной терапии на дому

в работе педагога-психолога

Случай семьи Л****вых

Краткое описание ситуации

Семья полная, многодетная. Отец, Л****ов Алан Георгиевич, 45 лет, работает на погранзаставе, до этого, около 8 лет Алан Георгиевич не работал, злоупотреблял алкоголем. Мать, Л****ва Марина, 41 год, безработная. Семья в прошлом благополучная, Марина работала на заводе сопротивлений в техническом отделе, после развала завода она осталась без работы. В попытке восстановить материальное благополучие Марина втянулась в игровые автоматы. Семья продала дом и скиталась по съемным квартирам. Мать стала злоупотреблять алкоголем и перестала заниматься воспитанием детей, они долгое время были предоставлены сами себе, в результате чего две старшие дочери бросили учебу и стали вести аморальный образ жизни, за что были поставлены на учет в ПДН. Младший сын Олег был отдан в престижную школу и учился хорошо пока не проблемы в семье. Он стал часто пропускать школу, скатился на двойки и связался с компанией ребят, проводящих время в игровых автоматах. За систематические прогулы и асоциальное поведение Олег был исключен из школы. Родители не могли справиться с детьми, занимались покрывательством и, в конце концов, махнули на них рукой. Типичная заученная безнадежность, отягощенная алкоголизацией обоих родителей и внутрисемейные взаимоотношения по типу - невмешательства.

После исключения из СОШ №2, Олег поступил в школу-интернат. Здесь он продолжал вести привычный образ жизни. Все усилия учителей и воспитателей были тщетны. в 2007году ситуация вышла из под контроля. Группа ребят, в которую входил и Олег, совершили кражу кладбищенских оград.

По отношению к данной ситуации решили применить метод ИСТ. Поскольку после индивидуальной психологической работы с ребенком, мальчик возвращался в травмирующий социум.

Фаза вовлечения

Координатор выяснил ситуацию и постарался убедить маму в необходимости применения метода ИСТ. С этой целью он провел мотивирующее интервью с использованием гипотетических циркулярных и рефлексивных вопросов.

  1. Правильно ли я понимаю, сто Ваш сын причинил Вам боль своим поступком, который привел к постановке его на учет в ПДН и суду?

  2. Да он предал меня. Получается, я- плохая мать.

  3. Что Вы чувствуете, когда слышите «Я - плохая мать?»

  4. Безысходность, разочарование, что боб мне подумают соседи.

  5. Правильно я понимаю, что Вы чувствуете отчаяние?

  6. Нет, я чувствую ненависть к нему. Как он мог?

  7. А какие отношения у Вас были раньше?

  8. Когда раньше? До того как он стал уходить из дома и прогуливать уроки? Нормальные, даже хорошие. Он ко мне всегда был привязан, делился. А сейчас он все время врет, курит, ходит в эти игровые клубы.

  9. Как Вы думаете, возможно, ли сейчас восстановить такие отношения, которые были у вас раньше?

  10. Нет, не думаю, я не могу его простить. Пусть теперь разбирается сам. Он меня опозорил. Я не пошевелю пальцем, чтобы ему помочь. Пусть его отправляют в спец училище, раз заслужил.

  11. Как Вы представляете свои отношения с Олегом через год, если он действительно попадет в спец училище?

  12. …Я об этом не думала…

  13. Давайте пофантазируем, как сложится Ваша жизнь без него?

  14. …Я не представляю… но сама я с ним справлюсь. Он уже давно стал отбиваться от рук, а отец не вмешивается. Сейчас устроился, наконец, на работу. Уезжает вахтенно и откупается деньгами, а чтобы воспитанием заняться у него руки не доходят. А у меня и своих проблем по горло и, с дочками тоже одни проблемы.

  15. Может Вам стоит встретиться с психологом центра и обсудить с ним это?

  16. Да, пожалуй, Вы правы.

  17. Хотите, мы подъедем к Вам?

  18. Нет. Лучше я подойду в центр завтра во второй половине дня.

Комментарий. Благодаря мотивирующему в дальнейшем с мамой удалось установить альянс и преодолеть ее негативную, обвиняющую установку. Циркулярные вопросы позволили увидеть временную перспективу и по-другому взглянуть на проблему, осознать необходимость и возможность ее разрешения.

Мотивирующее интервью с подростком (подростковый терапевт - Бораева Д.М. психолог школы-интерната)

Особую сложность представляет первая встреча терапевта с подростком. Но в этом случае ситуация облегчалась тем, что психолог был знаком с подростком и отношения между ними были доверительные.

Психолог описал ситуацию в которой находится сам Олег и его семья, рассказал об ИСТ, о целях совместной работы. Подросток должен понимать, что роль подросткового терапевта - быть помощником ребенка во время процесса ИСТ, понимать подростка и объяснять его поступки родителям, потому что они забыли те времена, когда сами были детьми.

  1. Олег ты можешь вспомнить когда начались «неприятности», о которых ты говоришь?

  2. Я еще во 2-ой школе учился. В начальной школе я учился хорошо, а когда стал часто пропускать, то и учился хуже, и учителя уже в 5-ом классе относились плохо, да и дома у нас тогда все было не очень хорошо. Все время орали. А когда меня в интернат вышибли, вообще ор стоял неделю.

  3. Что при этом чувствовал ты?

  4. … Ну обидно было и на учителей злился. Они все время жаловались на меня маме, а она, иногда не разбираясь начинала кричать.

  5. А как ты думаешь, почему она на тебя кричала?

  6. … Ну наверно ей было стыдно перед учителями.

  7. А как раньше складывались твои отношения с мамой и в семье?

  8. Раньше все было нормально. Маме даже если что-то не нравилось она всегда со мной спокойно разговаривала.

  9. Олег, представь себе, что ночью случилось чудо, и все проблемы решились сами собой. С тобой и твоей семьей случилось именно то, чего ты хотел. Но, поскольку ты спишь, ты не знаешь, что это случилось. Как ты это определишь? Кто что делает, что ты делаешь? Что ты чувствуешь?

  10. Ну, наверное, я проснусь оттого, что меня будит. Не орет, а именно будит. Мы с папой собираемся, а мама нас кормит завтраком. Залина с Леной дома, они мне помогают с уроками, папа с мамой не ругаются. Папа работает. И в школе у меня все хорошо. Я дружу с ребятами из класса, у нас хорошие ребята в классе. И я снова хожу на тренировки. Наверное, как-то так.

  11. А как ты думаешь, что нужно делать и кому, чтобы эти изменения произошли?

  12. Ну, я должен ходить в школу, больше никаких финтов не откидывать. И родители должны измениться. Больше слушать и меньше кричать.

  13. Можете ли Вы справиться сами и может ли Вашей семье помочь та работа, о которой я тебе рассказывала?

  14. Я не знаю. Точно знаю, что у меня самого плохо получается. Даже если я весь день веду себя хорошо: хожу в школу, весь день бываю на уроках и самоподготовке, потом прихожу домой, а там мама с папой орут. Я ухожу в «Х***р» (компьютерный клуб) и торчу там пол ночи. Утром опаздываю в школу, а там орут на меня учителя. Я даже иногда уже не дохожу до школы. Ну и все по новой. Может вы, и сможете нам помочь.

  15. Давай попробуем, но ты должен будешь нам помочь.

Фаза мотивации прошла успешно. Клиенты были определены, как клиенты 3-го типа - высокий уровень осознания проблемы и низкий уровень веры в себя.

Фаза исследования

На фазе исследования с подростком были использованы психодиагностические методики.

Диагностика интеллекта - ШТУР; исследование мотивационной сферы и направленности личности - Школа мотивации одобрения, Школа оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Спилберг), диагностика состояния агрессии (Басс-Дарка); изучение темперамента и характера- выявление типа темперамента (Айзенк), ПДО; проективные методы исследования - Hand-тест, ДДЧ, несуществующее животное.

Заключение по данным психологического исследования. Приложение №1.

Для более полного анализа используются методики: «Карта социальных связей», «Линия жизни», «Мультисемейный анализ факторов риска и здоровья», «Генограмма», «Климат семьи».

Карта социальных связей - Приложение №2

Комментарий к карте социальных связей.

Как мы видим на карте, окружение мальчика весьма разнообразно. Положительными контактами отмечены: Лена, старшая сестра Олега, дедушка и бабушка по отцовской линии, с которыми у родителей конфликт. Положительным ресурсом являются бывшие друзья Олега по футбольному клубу и классный руководитель. В секторе «школа» отмечены ребята, с которыми Олег и попался на краже, отношение с ними амбивалентные. Большое число контактов в секторе «специалисты» объясняется тем, что в связи с кризисной ситуацией сложившейся в семье к ней привлечено внимание и со стороны ПДН, социальных служб и школы. Это не может не оказывать давление на мальчика. Также можно отметить скудность контактов среди одноклассников. Одним из главных ресурсов является тренер.

Линия жизни (со слов мамы Марины) Приложение №3

Линия жизни - это краткий анамнез со слов матери с момента рождения ребенка.

Цель применения методики:

1.Сбор анамнестических данных о жизни ребенка.

2.Выяснение возможных причин возникновения проблемы

3. Найти и проанализировать стратегии решения проблемы, предпринятые семьей, которые работали и не работали

Комментарий. Анализ линии жизни показывает, что проблемы в семье начались примерно в 2003г. Мама осталась без работы, падает социально-экономический уровень жизни семьи. Умирает дедушка, который является референтной личностью для мальчика.

Приложение №3

Линия жизни Л****ва Олега

(со слов матери)

Ребенок от 4-ой беременности. 1 половина беременности токсикозы, угрозы прерывания 2 половины беременности.

Роды тяжелые, ребенка принесли на второй день, выписали на 12 день.

После 1 месяца перешел на искусственное вскармливание.

До школы развитие проходило нормально.

В школу пошел в неполные 7 лет.

В начальной школе учился хорошо. Имел награды и грамоты.

В конце 4 класса стал прогуливать школу.

Отправили жить к дедушке по материнской линии, но он тяжело заболел, Олег вернулся домой.

В 5-ом классе стал курить, перестал учиться. Вызывали в школу родителей за частые драки, нецензурную брань.

Отчислили из 2-ой школы.

Связался с плохой компанией, выгнали из футбольного клуба. Стал пропадать в «Х****е» (компьютерный клуб).

Украл могильные ограды, попал в милицию.

Мультисемейный анализ факторов риска и здоровья. Приложение №4

Цель проведения методики: охватить разные сферы жизни ребенка, а также наиболее четко увидеть и проанализировать, какие особенности жизнедеятельности ребенка и его семьи способствуют, сохранению и развитию проблем и трудностей, а что является для семьи ресурсом.

Проводится на четырех уровнях: индивид, семья, окружение, школа.

Генограмма. Приложение №5

Генограмма - это графическое изображение семейной истории в нескольких поколениях.

Цель проведения методики: выявить стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, воспроизводящие из поколения в поколение. В создании генограммы участвует вся семья, что само по себе имеет терапевтический эффект. В это время терапевты берут интервью у семьи и собирают информацию:

  1. О составе семьи

  2. Демографическую информацию

  3. О состоянии проблемы на данный момент

  4. Об истории развития проблемы

  5. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи.

  6. О реакциях семьи на важные события в семье

  7. О родительских семьях каждого из супругов.

  8. О других значимых для семьи людях.

  9. О семейных взаимоотношениях и ролях.

  10. О трудных для семьи темах.

Климат в семье

Преимущества методики:

  1. Заполнение и анализ не занимают много времени

  2. Содержание понятно даже младшим членам семьи

  3. Анкета подходит для многократного заполнения одним и тем же человеком.

Шкала факторов

1,8 Нормы факторного индекса

Близость - 1,4

1,6 Дистанция - 0,2

Хаос - 0,2

1,4

1,2

1,0

0,8

0,6

0,4 *

0,2

0

близость дистанция хаос

Комментарий.

Показатель по фактору «Близость», равный 1,0 - ниже среднего значения

Показатель по фактору «Дистанция», равный 0,3 - чуть выше среднего значения

Показатель по фактору «Хаос», равный 0,4 - верхняя граница нормы

Таким образом, мы можем сказать, что в целом семья характеризуется не очень близкими и упорядоченными взаимоотношениями между ее членами и между ними сохраняется некоторая дистантность.

После того как завершилась фаза исследования и была собрана вся необходимая информация мы решили собрать встречу сетевого окружения мальчика для принятия рабочего плана. На встречу были приглашены все члены семьи, подруга Марины - Ольга, школьный инспектор, классный руководитель, дедушка и бабушка Олега, его друг Бек и тренер.

Дедушка, бабушка и сестра отказались прийти.

В процессе сетевой встречи был принят рабочий план.

Цели мамы:

  1. Чтоб Олег ежедневно посещал школу

  2. Чтоб Олег подтянулся в учебе

  3. Наладить отношения с детьми

  4. Устроиться на работу

Цели Олега:

  1. Посещать школу

  2. Лучше учиться

  3. Снова посещать секцию футбола

  4. Подружиться с одноклассниками

  5. Не ссориться с родителями

Цели отца:

  1. Уделять больше времени детям

  2. Помочь Олегу исправить оценки в школе

  3. Найти работу

Цели классного руководителя:

  1. Чтобы Олег посещал школу

  2. Чтобы Олег закончил год без троек

  3. Увлечь Олега школьной жизнью

Цели команды ИСТ:

  1. Оказать персональную помощь Олегу в повышении самоконтроля

  2. Помочь Олегу интегрировать в классный коллектив

  3. Оказать маме консультативную психологическую помощь

Средства достижения

  1. Олег на каникулах проходит лечение в санатории «Тамиск», принимая там участие в кружковой работе, посещая релаксационные занятия

  2. С начала новой четверти дополнительно заниматься с предметниками

  3. Индивидуальная работа с Олегом, направленное на повышение самоконтроля - 1 раз в неделю.

Тренинг профилактики зависимостей - 1 раз в неделю.

Групповая работа - Работа групповой сплоченности - 10 занятий

  1. Индивидуальная работа с мамой, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, привлечение к жизни ребенка, помощь в разрешении возникающих вопросов.

  2. Помощь со стороны школы в форме индивидуальных дополнительных занятий с целью повышения уровня успеваемости.

  3. Помощь и контроль всех членов семьи, и их взаимосвязь со школой.

  4. Проведение совместной деятельности и отдыха семьи.

Общее руководство - координатор, взаимодействует со всеми людьми принимавшими Рабочий план и отслеживает его выполнение.

Оценка - Реабилитационная работа оценивается при помощи стандартных опросников, достоверность и функциональность которых подтверждены опытом.

Прочее: - план работы регулярно оценивается и, при необходимости, пересматривается

  1. каждый из участников имеет право на созыв «кризисной встречи».

Фаза изменения поведения

Фаза изменения поведения - центральная в ИСТ. Социально-психологические интервенции направлены на развитие ответственности в действиях и поступках подростка как в семье, так и в тех системах в которых семья находится.

В нашем случае мы используем следующие методики работы:1 метод бальной оценки, который позволяет зафиксировать достижения ребенка и усилить контроль со стороны родителей. Для этого составляется конкретный список действий ребенка, за каждое из которых он получает определенное количество очков. В случает удачного завершения намеченного, ребенок обменивает свои баллы на деньги, или совместную поездку, или совместное развлечение.

Ключевым в ИСТ является работа с семьей. Поскольку семейным терапевтам является специалистом АЦСП у нас была возможность проводить занятия по ПОР на базе АЦСП.

  1. Позитивное общение

  2. Похвала

  3. Простраивание границ

  4. Игнорирование негативного поведения

Использовались методики: «Ритуалы», «Скульптура семьи», «Создание мира», «Послушай, я хочу тебе сказать», «Семейная лодка».

К сожалению не все члены семьи принимали активное участие в программе. Но мама посещала родительский клуб регулярно и продуктивно.




Расшифровка змейки

Понедельник

  1. Встать по звонку будильника в 7.00

  2. Сразу после школы прийти домой

! Сходить к Беку в гости

Вторник

  1. Встать утром вовремя, сразу после школы прийти

  2. Выполнить все домашние задания

! Карманные деньги на компьютерный клуб

Среда

  1. Соблюдение режима

  2. Получить положительную оценку по самостоятельной работе по математике

! Приобретение новых кроссовок

Четверг

  1. Соблюдение режима

  2. Вымыть вечером посуду

! Мама приготовит любимое рагу

Пятница

  1. Соблюдение режима

  2. Исправить оценку по физике

! Пойти вместе с классом на концерт

Суббота

  1. Соблюдение режима

  2. Помощь при генеральной уборке

! Дискотека в школе

Воскресенье

  1. Поездка вместе с папой на футбол



Фаза обобщения

Анализ достижения целей и стратегии по достижению целей.

Достигнутая цель

Стратегии достижения цели

1. Олег посещает школу

мама помогает сыну собираться, созванивается с классным руководителем

2. Вырос уровень успеваемости

Индивидуальные дополнительные занятия с учителями; организованная система взаимопомощи между одноклассниками во время самоподготовки; контроль со стороны отца

3. Посещает секцию футбола

Тренер принимает активное участие в жизни Олега. Созванивается с родителями и воспитателями

4. Олег не скандалит с родителями

Родители стараются выяснять отношения с сыном в форме диалога

5. Олег является принятым членом классного коллектива

Участие в тренинге групповой сплоченности, участие во внеклассной работе, совместные поездки и празднования дней рождения.

Анализ не достигнутых целей и препятствий к их достижению

Не достигнутая цель

Препятствия достижения цели

1. Олег не общается с асоциальными подростками

Степень прочности старых межличностных связей; сложности с переоценкой ценностных ориентиров

2. Олег не посещает компьютерные клубы

Отсутствие личного пространства и комфортных условий для Олега в доме.

Увлечение компьютером.

Недостаточный контроль со стороны родителей

3.Контроль уличного пребывания Олега в вечернее и ночное время

Причины см. пункт 2




© 2010-2022