Рабочая программа ОП. 03 Основы электротехники

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ СО «НТК»)




УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________ М.И.Ждановских

_________________ 2015 г.








рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.03 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»














2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы), входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка», по направлению подготовки 150700 «Машиностроение».

Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 15.00.00 «Машиностроение», код 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»



Организация - разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».

Разработчик:

Прядеина Ю.А., преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж».


Рассмотрена

научно-методическим советом ГАПОУ СО НТК

Протокол № 4 от «29» сентября 2015 года


Содержание


стр.

I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

4

II Структура и содержание учебной дисциплины.

6

III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.

9

IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

11

I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)».

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к общепрофессиональному циклу.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

У2 - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

У3 - использовать в работе электроизмерительные приборы;

У4 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1 - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

З2 - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

З3 - свойства постоянного и переменного электрического тока;

З4 - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

З5 - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

З6 - свойства магнитного поля;

З7- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

З8 - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

З9 - аппаратуру защиты электродвигателей;

З10 - методы защиты от короткого замыкания;

З11 - заземление, зануление.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 45 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 30 часов; самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.

II Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


- лабораторные занятия

8

- практические занятия

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1

Электрические и магнитные цепи.

15 ч./ 8ч.


Тема 1.1

Электрические цепи

постоянного тока.

Содержание учебного материала.

1

2

Понятие об электрическом токе, напряжении, ЭДС, мощности, сопротивлении, электрической цепи.

Элементы электрических цепей постоянного тока.

1

Закон Ома (для участка цени, для полной цепи), законы Кирхгофа. Методы расчета простых электрических цепей.

1

Простые нелинейные цепи: понятие, элементы, характеристики, расчет.

1

Практические занятия.

Расчет простых электрических цепей методом уравнений Ома и Кирхгофа.


2


*Лабораторные занятия.

«Измерение сопротивлений, токов, напряжений и мощности постоянного тока».

2

Самостоятельная работа.

Рассчитать простую электрическую цепь методом контурных токов и методом узловых потенциалов.


4


Тема 1.2

Магнитные цепи.

Содержание учебного материала.


1

2

Магнитное поле: основные понятия, величины, свойства. Основные законы магнитной цепи.

Электромагнитная индукция. Индуктивность, самоиндукция, взаимоиндукция, вихревые токи.

1

*Лабораторные занятия. «Экспериментальное исследование и расчет магнитной цепи при постоянном токе».

2


Тема 1.3

Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала.


1

2

Однофазный переменный ток. Элементы цепи переменного тока.

Трехфазные электрические цепи: основные понятия и определения.

2

Самостоятельная работа.

Произвести расчет параметров неразветвленной цепи переменного тока.

4


1

2

3

4

Раздел 2

Электротехнические устройства.

10 ч./4ч.


Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

Содержание учебного материала.

1

2

Виды и методы электрических измерений. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов.

Измерения электрических величин.

1

*Лабораторные занятия.

«Измерения напряжения и тока аналоговыми и цифровыми приборами».


2


Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Системы электроизмерительных приборов».

2

Тема 2.2

Трансформаторы и электрические машины.

Содержание учебного материала.


2

2

Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режимы работы, КПД, потери. Трехфазный трансформатор.

Машины постоянного тока. Способы пуска.

2

*Лабораторные занятия.

«Снятие внешней U=f(I), регулировочной If=f(I) и нагрузочной U=f(If) характеристик генератора постоянного тока с независимым возбуждением».

2


Самостоятельная работа обучающихся. Расчет параметров асинхронного двигателя

2

Раздел 3.

Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии.

3 ч./3 ч.


Тема 3.1

Электрические станции, сети и электроснабжение.

Содержание учебного материала.


1

2-3

Электрическая система. Электрические станции. Категории потребителей электрической энергии.

Уровни напряжения сетей. Защитное заземление трехпроводных и четырехпроводных цепей трехфазного тока. Методы защиты от короткого замыкания. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

2

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение /презентацию (на выбор): «Защита сварочного трансформатора от токов короткого замыкания». «Способы выполнения защитного заземления и защитного зануления».

3


Дифференцированный зачет:

2 часа

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

*Лабораторные занятия проводятся концентрированно после изучения учебного материала в связи с ограниченным количеством лабораторного оборудования (лабораторных стендов).

III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1 Требования к материально-техническому обеспечению.

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории электротехники.

Оборудование учебного кабинета-лаборатории: рабочие места преподавателя и обучающихся, доска.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.

Оборудование рабочих мест кабинета-лаборатории:

- комплект типового лабораторного оборудования «Основы метрологии и электрические измерения»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Распределительные сети систем электроснабжения»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Электрические цепи и основы электроники»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Основы электромеханики»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления».

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/ 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 272с.

Кацман М.М. Электрические машины: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М.Кацман. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496с.

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. проф. Образования / Л.И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.

Дополнительные источники:

Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ образов. учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.

Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньяков и др.; под ред. Б.И.Петленко. - 5-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320с.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) 6-е, 7-е издание. - М.: Главгосэнергонадзор России, 1998. - 607с.

Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.И. Полещук. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224с.

Ярочкина Г.В. Электротехника: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 96с.

Интернет - ресурсы:

leg.co.ua «Электрические сети»;

izmerpribor.91mb.ru «Измерительные приборы»;

online-electric.ru/ Онлайн электрик - База данных ;

elec.ru/ «Техническая документация»;

asutpp.ru/ Автоматизация и электрика;

ru.wikipedia.org

IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Текущий контроль (контроль и оценка) результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также посредством выполненных обучающимися индивидуальных заданий, подготовленных презентаций, оформленных рефератов, выполненных творческих работ, связанных с профессией и др.

Для организации промежуточной аттестации создается комплекс оценочных средств.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность знаний, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Освоенные умения, усвоенные знания

З1 - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

З2 - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

З3 - свойства постоянного и переменного тока;

З4 - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников;

З6 - свойства магнитного поля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Объяснение смысла основных законов и положений электротехники.

У1 - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы.

Выполнение чтения схем.

З5 - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

З8 - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

З9 - аппаратура защиты электродвигателей.

З10 - методы защиты от короткого замыкания

З11 - заземление, зануление;

У2 - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

У3 - использовать в работе электроизмерительные приборы;

У4 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом электрооборудовании.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимание принципа действия типовых электрических машин, устройств, механизмов, приборов.

Выполнение расчета и измерений электрических величин, анализ полученных результатов.


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выполнение лабораторных работ. Подготовка рефератов, представление сообщений.


© 2010-2022