- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ОП. 03 Основы электротехники
Рабочая программа ОП. 03 Основы электротехники
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прядеина Ю.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «НТК»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________ М.И.Ждановских
_________________ 2015 г.
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы), входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка», по направлению подготовки 150700 «Машиностроение».
Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 15.00.00 «Машиностроение», код 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Организация - разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».
Разработчик:
Прядеина Ю.А., преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж».
Рассмотрена
научно-методическим советом ГАПОУ СО НТК
Протокол № 4 от «29» сентября 2015 года
Содержание
стр.
I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
4
II Структура и содержание учебной дисциплины.
6
III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
9
IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
11
I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к общепрофессиональному циклу.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
У2 - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
У3 - использовать в работе электроизмерительные приборы;
У4 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
З2 - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
З3 - свойства постоянного и переменного электрического тока;
З4 - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
З5 - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
З6 - свойства магнитного поля;
З7- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
З8 - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
З9 - аппаратуру защиты электродвигателей;
З10 - методы защиты от короткого замыкания;
З11 - заземление, зануление.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 45 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 30 часов; самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.
II Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
45
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
30
в том числе:
- лабораторные занятия
8
- практические занятия
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
15
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1
Электрические и магнитные цепи.
15 ч./ 8ч.
Тема 1.1
Электрические цепи
постоянного тока.
Содержание учебного материала.
1
2
Понятие об электрическом токе, напряжении, ЭДС, мощности, сопротивлении, электрической цепи.
Элементы электрических цепей постоянного тока.
1
Закон Ома (для участка цени, для полной цепи), законы Кирхгофа. Методы расчета простых электрических цепей.
1
Простые нелинейные цепи: понятие, элементы, характеристики, расчет.
1
Практические занятия.
Расчет простых электрических цепей методом уравнений Ома и Кирхгофа.
2
*Лабораторные занятия.
«Измерение сопротивлений, токов, напряжений и мощности постоянного тока».
2
Самостоятельная работа.
Рассчитать простую электрическую цепь методом контурных токов и методом узловых потенциалов.
4
Тема 1.2
Магнитные цепи.
Содержание учебного материала.
1
2
Магнитное поле: основные понятия, величины, свойства. Основные законы магнитной цепи.
Электромагнитная индукция. Индуктивность, самоиндукция, взаимоиндукция, вихревые токи.
1
*Лабораторные занятия. «Экспериментальное исследование и расчет магнитной цепи при постоянном токе».
2
Тема 1.3
Электрические цепи переменного тока.
Содержание учебного материала.
1
2
Однофазный переменный ток. Элементы цепи переменного тока.
Трехфазные электрические цепи: основные понятия и определения.
2
Самостоятельная работа.
Произвести расчет параметров неразветвленной цепи переменного тока.
4
1
2
3
4
Раздел 2
Электротехнические устройства.
10 ч./4ч.
Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электрические измерения.
Содержание учебного материала.
1
2
Виды и методы электрических измерений. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов.
Измерения электрических величин.
1
*Лабораторные занятия.
«Измерения напряжения и тока аналоговыми и цифровыми приборами».
2
Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Системы электроизмерительных приборов».
2
Тема 2.2
Трансформаторы и электрические машины.
Содержание учебного материала.
2
2
Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режимы работы, КПД, потери. Трехфазный трансформатор.
Машины постоянного тока. Способы пуска.
2
*Лабораторные занятия.
«Снятие внешней U=f(I), регулировочной If=f(I) и нагрузочной U=f(If) характеристик генератора постоянного тока с независимым возбуждением».
2
Самостоятельная работа обучающихся. Расчет параметров асинхронного двигателя
2
Раздел 3.
Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии.
3 ч./3 ч.
Тема 3.1
Электрические станции, сети и электроснабжение.
Содержание учебного материала.
1
2-3
Электрическая система. Электрические станции. Категории потребителей электрической энергии.
Уровни напряжения сетей. Защитное заземление трехпроводных и четырехпроводных цепей трехфазного тока. Методы защиты от короткого замыкания. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
2
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение /презентацию (на выбор): «Защита сварочного трансформатора от токов короткого замыкания». «Способы выполнения защитного заземления и защитного зануления».
3
Дифференцированный зачет:
2 часа
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
*Лабораторные занятия проводятся концентрированно после изучения учебного материала в связи с ограниченным количеством лабораторного оборудования (лабораторных стендов).
III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета-лаборатории: рабочие места преподавателя и обучающихся, доска.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.
Оборудование рабочих мест кабинета-лаборатории:
- комплект типового лабораторного оборудования «Основы метрологии и электрические измерения»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Распределительные сети систем электроснабжения»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Электрические цепи и основы электроники»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Основы электромеханики»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления».
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/ 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 272с.
Кацман М.М. Электрические машины: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М.Кацман. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496с.
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. проф. Образования / Л.И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.
Дополнительные источники:
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ образов. учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.
Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньяков и др.; под ред. Б.И.Петленко. - 5-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320с.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) 6-е, 7-е издание. - М.: Главгосэнергонадзор России, 1998. - 607с.
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.И. Полещук. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224с.
Ярочкина Г.В. Электротехника: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 96с.
Интернет - ресурсы:
leg.co.ua «Электрические сети»;
izmerpribor.91mb.ru «Измерительные приборы»;
online-electric.ru/ Онлайн электрик - База данных ;
elec.ru/ «Техническая документация»;
asutpp.ru/ Автоматизация и электрика;
ru.wikipedia.org
IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Текущий контроль (контроль и оценка) результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также посредством выполненных обучающимися индивидуальных заданий, подготовленных презентаций, оформленных рефератов, выполненных творческих работ, связанных с профессией и др.
Для организации промежуточной аттестации создается комплекс оценочных средств.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность знаний, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Освоенные умения, усвоенные знания
З1 - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
З2 - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
З3 - свойства постоянного и переменного тока;
З4 - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников;
З6 - свойства магнитного поля.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Объяснение смысла основных законов и положений электротехники.
У1 - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы.
Выполнение чтения схем.
З5 - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
З8 - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
З9 - аппаратура защиты электродвигателей.
З10 - методы защиты от короткого замыкания
З11 - заземление, зануление;
У2 - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
У3 - использовать в работе электроизмерительные приборы;
У4 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом электрооборудовании.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Понимание принципа действия типовых электрических машин, устройств, механизмов, приборов.
Выполнение расчета и измерений электрических величин, анализ полученных результатов.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Выполнение лабораторных работ. Подготовка рефератов, представление сообщений.