Рабочая программа для черчении

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано «Утверждаю»

Зам.директора по УМР Директор

МБОУ «Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева» МБОУ «Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева»

______________________ / / ______________________ / /

«_____» __________________ 2015г. «_____» __________________ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению

для 7-9 классов

учителя технологии, ИЗО и черчения

Яковлева Валерия Валерьевича




МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н.Чиряева»

Верхневилюйский муниципального района Республики Саха (Якутия)



2015-2016 учебный год





Пояснительная записка

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Учебник:

Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8-х кл. общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Общая характеристика учебного предмета

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Черчение в школе является той учебной дисциплиной, при изучении которой учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность учащихся в школе должна выступать в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний и средство формирования графической грамоты.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря чему у ученика создается общность многих психических функций. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестезическими и моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии, важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов. Графические изображения являются одним из важных средств, способствующих активному восприятию и сознательному усвоению учащимися нового материала во многих школьных дисциплинах. Они обеспечивают чувственную основу знаний и имеют цель: создание у учащихся ясных, точных и правильных представлений и образов предметов окружающего нас реального мира.

Содержание учебного предмета, курса

Действующий в настоящее время учебник «Черчение» включает информацию по теории графических изображений по направлениям:

- изучение методов изображений;

- построение и чтение чертежей;

- выполнение эскизов и технических рисунков;

- геометрические построения;

- применение способов преобразования изображений и простейших приемов конструирования;

- знакомство с архитектурно-строительными чертежами.

Большое внимание уделяется иллюстрированному материалу, так как основные понятия у учащихся формируются в процессе общения с графикой. Методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы максимально раскрыть и развить пространственное мышление и творческие способности учащихся. Использование различных материалов и приемов работы, элементов дизайна, примеров из истории предметного мира направлено на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Данная программа предусматривает разноуровневое обучение, различные методы и приемы обучения (проблемный метод, метод свободного выбора, ассоциативно-сопоставительный метод и др.) Предполагается использовать индивидуальные, групповые и коллективные методы обучения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета)

Учащиеся должны иметь представление:

- Об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

- О форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

- О видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;

- О видах соединений;

- О чертежах различного назначения.

Учащиеся должны знать:

- основы метода прямоугольного проецирования;

- способы построения прямоугольных проекций;

- способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

- правила оформления чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- правильно пользоваться чертежными инструментами;

- выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжений);

- наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

- выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

- читать и выполнять чертежи несложных изделий;

- деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж)одной из них;

- осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Программа разработана исходя из общих целей графической подготовки учащихся, которая должна осуществляться в три этапа:

- предварительные сведения о правилах оформления и чтения чертежей, сообщаемые в процессе обучения математики, трудового обучения, изобразительного искусства;

- систематический курс, изучаемый в 7-9 классах;

- углубленная графическая подготовка учащихся в процессе факультативных занятий.

Таким образом, программа обеспечивает единство геометрического, проекционного и технического черчения на основе изучения способов проецирования и формирования рациональных умений и навыков оперирования учащимися графическими изображениями.


Календарно-тематический план. 7 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата проведения

Домашнее задание

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

Первая четверть


Техника выполнения чертежей и правила их оформления



1

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места

1

02.09.2015

2-3

Правила оформления чертежей

2

04.09.2015

09.09.2015


Чертежи в системе прямоугольных проекций



4-5

Проецирование

2

11.09.2015

16.09.2015

6-7

Прямоугольное проецирование

2

18.09.2015

23.09.2015

8-9

Расположение видов на чертеже. Местные виды

2

25.09.2015

30.09.2015


Аксонометрические проекции. Технический рисунок



10-12

Получение аксонометрических проекций

3

02.10.2015

07.10.2015

09.10.2015

13-15

Построение аксонометрических проекций

3

14.10.2015

16.10.2015

21.10.2015

16-18

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

3

23.10.2015

28.10.2015

30.10.2015

По плану - 18; фактически -

Вторая четверть

19-20

Технический рисунок

2

11.11.2015

13.11.2015


Чтение и выполнение чертежей



21-22

Анализ геометрической формы предмета

2

18.11.2015

20.11.2015

23-25

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

3

25.11.2015

27.11.2015

02.12.2015

26-28

Проекции вершин, ребер и граней предмета

3

04.12.2015

09.12.2015

11.12.2015

29-31

Порядок построения изображений на чертежах

3

16.12.2015

18.12.2015

23.12.2015

32

Контрольная работа

1

25.12.2015

По плану - 14; фактически -

Третья четверть

33-35

Нанесение размеров учетом формы предмета

3

13.01.2016

15.01.2016

20.01.2016

36-38

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

3

22.01.2016

27.01.2016

29.01.2016

39-41

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

3

03.02.2016

05.02.2016

10.02.2016

42-43

Порядок чтения чертежей деталей

2

12.02.2016

17.02.2016


Эскизы



44-45

Выполнение эскизов деталей

2

19.02.2016

24.02.2016

46-47

Повторение сведений о способах проецирования

2

26.02.2016

03.03.2016


Сечения и разрезы



48-50

Общие сведения о сечениях и разрезах

3

05.03.2016

10.03.2016

12.03.2016

51-52

Назначение сечений

2

17.03.2016

19.03.2016

По плану - 20; фактически -

Четвертая четверть

53

Назначение сечений

1

31.03.2016

54-55

Правила выполнения сечений

2

02.04.2016

07.04.2016

56-58

Назначение разрезов

3

09.04.2016

14.04.2016

16.04.2016

59-61

Правила выполнения разрезов

3

21.04.2016

23.04.2016

28.04.2016

62-64

Соединение вида и разреза

3

30.04.2016

05.05.2016

07.05.2016

65-67

Тонкие стенки и спицы на разрезе

3

12.05.2016

14.05.2016

19.05.2016

68-69

Другие сведения о разрезах и сечениях

2

21.05.2016

26.05.2016

70

Контрольная работа

1

28.05.2016

По плану - 18; фактически -























Календарно-тематический план. 8 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата проведения

Домашнее задание

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

Первая четверть


Определение необходимого количества изображений



1

Выбор количества изображений и главного изображения

1

06.09.2015

2

Условности и упрощения на чертежах

1

13.09.2015


Сборочные чертежи



3-4

Общие сведения о соединениях деталей

2

20.09.2015

27.09.2015

5-6

Изображение и обозначение резьбы

2

04.10.2015

11.10.2015

7-9

Чертежи болтовых и шпилечных соединений

3

18.10.2015

25.10.2015

01.11.2015

По плану - 9; фактически -

Вторая четверть

10-12

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений

3

15.11.2015

22.11.2015

29.11.2015

13-15

Общие сведения о сборочных чертежах изделий

3

06.12.2015

13.12.2015

20.12.2015

По плану - 6; фактически -

Третья четверть

16-18

Порядок чтения сборочных чертежей

3

17.01.2016

24.01.2016

31.01.2016

19-21

Условности и упрощения на сборочных чертежах

3

07.02.2016

14.02.2016

21.02.2016

22-24

Понятие о деталировании

3

28.02.2016

07.03.2016

14.03.2016


Чтение строительных чертежей



25

Основные особенности строительных чертежей

1

21.03.2016

По плану - 10; фактически -

Четвертая четверть

26-28

Основные особенности строительных чертежей

3

04.04.2016

11.04.2016

18.04.2016

29-31

Условные изображения на строительных чертежах

3

25.04.2016

02.05.2016

09.05.2016

32-33

Порядок чтения строительных чертежей

2

16.05.2016

23.05.2016

34-35

Резерв

2


По плану - 10; фактически -

























Календарно-тематический план 9 класса

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата проведения

Домашнее задание

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

Первая четверть


Техника выполнения чертежей и правила их оформления



1

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места

1

06.09.2015

2

Правила оформления чертежей

1

13.09.2015


Чертежи в системе прямоугольных проекций



3

Проецирование

1

20.09.2015

4

Прямоугольное проецирование

1

27.09.2015

5

Расположение видов на чертеже. Местные виды

1

04.10.2015


Аксонометрические проекции. Технический рисунок



6

Получение аксонометрических проекций

Построение аксонометрических проекций

1

11.10.2015

7

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

Технический рисунок

1

18.10.2015


Чтение и выполнение чертежей



8

Анализ геометрической формы предмета

1

25.10.2015

9

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

1

01.11.2015

По плану - 9; фактически -

Вторая четверть

10

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

15.11.2015

11

Порядок построения изображений на чертежах

1

22.11.2015

12

Нанесение размеров учетом формы предмета

1

29.11.2015

13

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

1

06.12.2015

14

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

1

13.12.2015

15

Порядок чтения чертежей деталей

1

20.12.2015

По плану - 6; фактически -

Третья четверть


Эскизы



16

Выполнение эскизов деталей

Повторение сведений о способах проецирования

1

17.01.2016


Сечения и разрезы



17

Общие сведения о сечениях и разрезах

Назначение сечений

1

24.01.2016

18

Правила выполнения сечений

Назначение разрезов

1

31.01.2016

19

Правила выполнения разрезов

Соединение вида и разреза

Тонкие стенки и спицы на разрезе

1

07.02.2016

20

Другие сведения о разрезах и сечениях

1

14.02.2016


Определение необходимого количества изображений



21

Выбор количества изображений и главного изображения

1

21.02.2016

22

Условности и упрощения на чертежах

1

28.02.2016


Сборочные чертежи



23

Общие сведения о соединениях деталей

1

07.03.2016

24

Изображение и обозначение резьбы

1

14.03.2016

25

Чертежи болтовых и шпилечных соединений

1

21.03.2016

По плану - 10; фактически -

Четвертая четверть

26

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений

1

04.04.2016

27

Общие сведения о сборочных чертежах изделий

1

11.04.2016

28

Порядок чтения сборочных чертежей

1

18.04.2016

29

Условности и упрощения на сборочных чертежах

1

25.04.2016

30

Понятие о деталировании

1

02.05.2016


Чтение строительных чертежей



31

Основные особенности строительных чертежей

1

09.05.2016

32

Условные изображения на строительных чертежах

1

16.05.2016

33

Порядок чтения строительных чертежей

1

23.05.2016

34-35

Резерв

2


По плану - 10; фактически -

Условия реализации рабочей программы

В результате обучения по курсу «Черчение» у учащихся должны быть сформированы такие качества, как трудолюбие, позитивное преобразующее отношение к окружающей действительности.

Реализация программы обеспечивается учебным и методическим пособием:

- Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8-х кл. общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

- Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: АСТ: Астрель, 2006

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Черчение» на этапе основного общего образования являются:

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;

- умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

-оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



© 2010-2022