• Преподавателю
  • Другое
  • Образовательная программа по музыке в рамках предшкольной подготовки Ступеньки к грамоте

Образовательная программа по музыке в рамках предшкольной подготовки Ступеньки к грамоте

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Поэтому музыка в системе предшкольной подготовки является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально=образного восприятия музыки. знания и умения, приобретённые при её изучении,начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни....
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа по музыке

в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте».


Учитель музыки Караваева Елена Геннадьевна.


Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Поэтому музыка в системе предшкольной подготовки является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Музыка для детей является неизведанным объектом, отсюда - препятствия, сопротивление в различных аспектах музыкального содержания и способах взаимодействия с этим содержанием. Чтобы это преодолеть, ребёнок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, т.е. создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, помогающих ему войти в контакт с музыкой.

Образовательная программа «Музыка» в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» обусловлена необходимостью приобщения будущих первоклассников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.

Личностное развитие дошкольников направлено на:

  • реализацию их творческого потенциала;

  • выработку готовности выражать свое отношение к искусству;

  • формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;

  • проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие дошкольников связано с:

  • активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;

  • формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;

  • осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие дошкольников определяет:

  • умение слушать, уважать мнение других людей;

  • участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется:

  • в воспитании его патриотических чувств;

  • в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;

  • в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие дошкольников направлено на:

  • приобщение к эстетическим ценностям;

  • формирование эстетического отношения к действительности;

  • развитие потребности жить по законам красоты;

  • воспитание художественного вкуса;

  • выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Музыкальная культура дошкольника складывается из:

- его музыкального опыта (интересы, пристрастия, потребности, установки);

- музыкальной грамотности (переживания, представления, чувства, наглядно-образные ассоциации и их связи, мыслительные операции - вычленение, сравнение, анализ, обобщение) - то, что помогает воспринимать музыку, исполнять её, размышлять о ней;

- музыкального творчества (чувственно-практические и предметные операции и действия, правила их осуществления).

Отсюда вытекает содержание музыкального воспитания: как освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой.

Поэтому необходимо вовлечение ребёнка в процесс музыкальной деятельности.

Основные виды учебной деятельности дошкольников:

  • слушание музыки;

  • пение;

  • инструментальное музицирование;

  • музыкально-пластическое движение;

  • драматизация музыкальных произведений.

К концу изучения программы по музыке в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» дошкольники должны освоить следующие виды деятельности:


  • различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

  • проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

  • исполнять песни, играть на детских музыкальных инструментах;

  • разыгрывать народные песни;

  • воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении, слове, пластике, рисунке;

  • сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие;

  • участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • участвовать в коллективном музицировании (певческая деятельность);

  • воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

Календарно-тематическое планирование занятий с будущими первоклассниками.

Музыка.

Тема

занятия

Кол.

часов

Содержание по теме

Характеристика основных

видов деятельности

Дата

П

Ф



1.

Мелодия

1

«Муз.приветствие».

«В доме моём…»

Путешествие в мир

звуков.

Дать возможность узнать муз.и

немузыкальные звуки.

Воплощать художественно-об-

разное содержание музыки в

пении, слове, пластике,рисунке.



2.

Сочини мелодию

1

Знакомство с нар.пе-

сенками - попевками.

«Игра в композитора»

Как сочинить мело-

дию?

Развивать художественное вос-

приятие, умение оценивать про-

изведения нар. искусства.

Размышлять об особенностях

языка простейших песен - по-

певок.

Принимать участие в элемента-

рном музицировании.

3.

Музыка-

льная

ритмика.

1

Выяснение роли музы

ки в отражении различ

ных явлений жизни.

Знакомство с жанрами музыки.

Соединение двигатель

ных, зрительных и слу

ховых представлений

детей.

Применять знаково-символич.и

речевые средства для решения

познавательных задач.

Выявлять различие в характере звучания марша, танца и песни.

Уметь организовывать и осуще-ствлять сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

4.

Музыка

Весны.

1

Осознание весны как

времени года при помощи развития чув-

ства красок в музыка-

льном языке.

Закрепление понятий:

мелодия, аккомпане-

мент.

Создание зрительных и слуховых представ-

лений детей.

Уметь выразительно передавать

характер песни, давая эмоциона

льный отклик на музыку Весны.

Выделять смысловое содержа-

ние мелодии и аккомпанемента

в музыке.

Формировать у детей устойчи-

вый интерес к музыке и её различным жанрам.

5.

Музыкаль

ные инст-

рументы.

1

Как можно исполнять

музыку?

Создание на занятии

атмосферы «концерт-

ного зала».

Самореализация в ис-

полнительском твор-

честве.

Участвовать в групп.и коллект.

муз.-творческой деятельности.

Дать понятия: композитор, ис-

полнитель, слушатель, дирижёр, оркестр.

Познакомить с дет.муз.инстру-

ментами, их группами в про-

цессе участия в разных видах

музыкальной деятельности.

Тема

занятия

Кол.

часов

Содержание по теме

Характеристика основных

видов деятельности

Дата

П

Ф

6.

Инструме

нтальное

музициро

вание.

1

Как появились муз.ин

струменты?

Знакомство с тембра-

ми рус.нар.инструме

нтов.

Показ в пластике отдельных инструме-

нтов.

Знать и уметь распознавать нар

муз.инструменты, своеобразие

их интонационного звучания.

Формировать художественно-образное восприятие музыка-

льного произведения.

Участвовать и взаимодейство-

вать в процессе ансамблевого,

коллективного (инструменталь

ного) воплощения художествен

ных образов.

7.

Разыграй

сказку.

1

«Муз.приветствие» -

«1,2,3,4,5-вышел зайчик погулять…»

Разучивание и испол-

нение попевок.

Слышание и оценива

ние качества собст-

венного исполнения.

Научиться петь по руке учите-

ля (начало, кульминация, ко-

нец фразы); при помощи руч-

ных знаков.

Выполнять музыкально-творче

ские действия в опоре на задан

ный учителем ориентир.

Освоить вокально-хоровые умения и навыки:

- откликаться на характер музы

ки пластикой рук, хлопками, щелчками;

- придумывать собственные движения, соответствующие характеру музыки, жанру.

8.

Хоровод.

1

Накопление опыта ос-

воения народной музыки.

Выявление особеннос

тей хоровода.

Разучивание и испол-

нения хороводов.

Сравнивать специфические осо

бенности музыкального языка в произведениях народного творчества.

Научиться выполнять движе-

ния по примеру учителя.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтичес

кого творчества.

9.

Звучащие

картины.

1

Слышание звуков музыки картины.

Ассоциативно-образ-

ные впечатления до-

школьников.

Может ли рисовать музыка?

Развивать художественное во-

сприятие дошкольников, умение оценивать произведе-

ния разных видов искусства.

Воплощать музыкальные обра-

зы при исполнении любимых произведений.

Выражать образное содержа-

ние музыкальных произведений с помощью средств выразительности раз-

личных искусств.


Тема

занятия

Кол.

часов

Содержание по теме

Характеристика основных

видов деятельности

Дата

П

Ф

10 Занятие -

концерт.

1

Закрепление в памяти

понятий и музыкаль-

ных терминов, изуча-

емых в процессе освоения образовате-

льной программы.

Составление художес-

твенных композиций,

сочетающих в себе

пение, «пластическое

интонирование», ин-

струментальное музи-

цирование.

Включение детей в

осмысленную конце-

ртную деятельность.

Применять знания основных

средств музыкальной выра-

зительности в исполнитель-

ской деятельности.

Передавать в собственном

исполнении (пение, игра на

музыкальных инструментах,

музыкально-пластическое

движение) различные музы-

кальные образы.

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение при исполнении

музыкальных произведений.


© 2010-2022