- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа по музыке в рамках предшкольной подготовки Ступеньки к грамоте
Образовательная программа по музыке в рамках предшкольной подготовки Ступеньки к грамоте
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Караваева Е.Г. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная программа по музыке
в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте».
Учитель музыки Караваева Елена Геннадьевна.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Поэтому музыка в системе предшкольной подготовки является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Музыка для детей является неизведанным объектом, отсюда - препятствия, сопротивление в различных аспектах музыкального содержания и способах взаимодействия с этим содержанием. Чтобы это преодолеть, ребёнок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, т.е. создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, помогающих ему войти в контакт с музыкой.
Образовательная программа «Музыка» в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» обусловлена необходимостью приобщения будущих первоклассников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
-
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа;
-
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.
Личностное развитие дошкольников направлено на:
-
реализацию их творческого потенциала;
-
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
-
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
-
проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;
-
становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие дошкольников связано с:
-
активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
-
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
-
осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие дошкольников определяет:
-
умение слушать, уважать мнение других людей;
-
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
-
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
-
в воспитании его патриотических чувств;
-
в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
-
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие дошкольников направлено на:
-
приобщение к эстетическим ценностям;
-
формирование эстетического отношения к действительности;
-
развитие потребности жить по законам красоты;
-
воспитание художественного вкуса;
-
выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Музыкальная культура дошкольника складывается из:
- его музыкального опыта (интересы, пристрастия, потребности, установки);
- музыкальной грамотности (переживания, представления, чувства, наглядно-образные ассоциации и их связи, мыслительные операции - вычленение, сравнение, анализ, обобщение) - то, что помогает воспринимать музыку, исполнять её, размышлять о ней;
- музыкального творчества (чувственно-практические и предметные операции и действия, правила их осуществления).
Отсюда вытекает содержание музыкального воспитания: как освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой.
Поэтому необходимо вовлечение ребёнка в процесс музыкальной деятельности.
Основные виды учебной деятельности дошкольников:
-
слушание музыки;
-
пение;
-
инструментальное музицирование;
-
музыкально-пластическое движение;
-
драматизация музыкальных произведений.
К концу изучения программы по музыке в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» дошкольники должны освоить следующие виды деятельности:
-
различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
-
проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-
исполнять песни, играть на детских музыкальных инструментах;
-
разыгрывать народные песни;
-
воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении, слове, пластике, рисунке;
-
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие;
-
участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-
участвовать в коллективном музицировании (певческая деятельность);
-
воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.
Календарно-тематическое планирование занятий с будущими первоклассниками.
Музыка.
№
Тема
занятия
Кол.
часов
Содержание по теме
Характеристика основных
видов деятельности
Дата
П
Ф
1.
Мелодия
1
«Муз.приветствие».
«В доме моём…»
Путешествие в мир
звуков.
Дать возможность узнать муз.и
немузыкальные звуки.
Воплощать художественно-об-
разное содержание музыки в
пении, слове, пластике,рисунке.
2.
Сочини мелодию
1
Знакомство с нар.пе-
сенками - попевками.
«Игра в композитора»
Как сочинить мело-
дию?
Развивать художественное вос-
приятие, умение оценивать про-
изведения нар. искусства.
Размышлять об особенностях
языка простейших песен - по-
певок.
Принимать участие в элемента-
рном музицировании.
3.
Музыка-
льная
ритмика.
1
Выяснение роли музы
ки в отражении различ
ных явлений жизни.
Знакомство с жанрами музыки.
Соединение двигатель
ных, зрительных и слу
ховых представлений
детей.
Применять знаково-символич.и
речевые средства для решения
познавательных задач.
Выявлять различие в характере звучания марша, танца и песни.
Уметь организовывать и осуще-ствлять сотрудничество с учите-
лем и сверстниками.
4.
Музыка
Весны.
1
Осознание весны как
времени года при помощи развития чув-
ства красок в музыка-
льном языке.
Закрепление понятий:
мелодия, аккомпане-
мент.
Создание зрительных и слуховых представ-
лений детей.
Уметь выразительно передавать
характер песни, давая эмоциона
льный отклик на музыку Весны.
Выделять смысловое содержа-
ние мелодии и аккомпанемента
в музыке.
Формировать у детей устойчи-
вый интерес к музыке и её различным жанрам.
5.
Музыкаль
ные инст-
рументы.
1
Как можно исполнять
музыку?
Создание на занятии
атмосферы «концерт-
ного зала».
Самореализация в ис-
полнительском твор-
честве.
Участвовать в групп.и коллект.
муз.-творческой деятельности.
Дать понятия: композитор, ис-
полнитель, слушатель, дирижёр, оркестр.
Познакомить с дет.муз.инстру-
ментами, их группами в про-
цессе участия в разных видах
музыкальной деятельности.
№
Тема
занятия
Кол.
часов
Содержание по теме
Характеристика основных
видов деятельности
Дата
П
Ф
6.
Инструме
нтальное
музициро
вание.
1
Как появились муз.ин
струменты?
Знакомство с тембра-
ми рус.нар.инструме
нтов.
Показ в пластике отдельных инструме-
нтов.
Знать и уметь распознавать нар
муз.инструменты, своеобразие
их интонационного звучания.
Формировать художественно-образное восприятие музыка-
льного произведения.
Участвовать и взаимодейство-
вать в процессе ансамблевого,
коллективного (инструменталь
ного) воплощения художествен
ных образов.
7.
Разыграй
сказку.
1
«Муз.приветствие» -
«1,2,3,4,5-вышел зайчик погулять…»
Разучивание и испол-
нение попевок.
Слышание и оценива
ние качества собст-
венного исполнения.
Научиться петь по руке учите-
ля (начало, кульминация, ко-
нец фразы); при помощи руч-
ных знаков.
Выполнять музыкально-творче
ские действия в опоре на задан
ный учителем ориентир.
Освоить вокально-хоровые умения и навыки:
- откликаться на характер музы
ки пластикой рук, хлопками, щелчками;
- придумывать собственные движения, соответствующие характеру музыки, жанру.
8.
Хоровод.
1
Накопление опыта ос-
воения народной музыки.
Выявление особеннос
тей хоровода.
Разучивание и испол-
нения хороводов.
Сравнивать специфические осо
бенности музыкального языка в произведениях народного творчества.
Научиться выполнять движе-
ния по примеру учителя.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтичес
кого творчества.
9.
Звучащие
картины.
1
Слышание звуков музыки картины.
Ассоциативно-образ-
ные впечатления до-
школьников.
Может ли рисовать музыка?
Развивать художественное во-
сприятие дошкольников, умение оценивать произведе-
ния разных видов искусства.
Воплощать музыкальные обра-
зы при исполнении любимых произведений.
Выражать образное содержа-
ние музыкальных произведений с помощью средств выразительности раз-
личных искусств.
№
Тема
занятия
Кол.
часов
Содержание по теме
Характеристика основных
видов деятельности
Дата
П
Ф
10 Занятие -
концерт.
1
Закрепление в памяти
понятий и музыкаль-
ных терминов, изуча-
емых в процессе освоения образовате-
льной программы.
Составление художес-
твенных композиций,
сочетающих в себе
пение, «пластическое
интонирование», ин-
струментальное музи-
цирование.
Включение детей в
осмысленную конце-
ртную деятельность.
Применять знания основных
средств музыкальной выра-
зительности в исполнитель-
ской деятельности.
Передавать в собственном
исполнении (пение, игра на
музыкальных инструментах,
музыкально-пластическое
движение) различные музы-
кальные образы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
отношение при исполнении
музыкальных произведений.