- Преподавателю
- Другое
- Проблемы и этапы научно-исследовательской работы учащихся
Проблемы и этапы научно-исследовательской работы учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пеганов С.Ю. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задачи этапы организации работы учащихся по подготовке научно-исследовательских проектов
Учитель технологии МБОУ «Лицея информационных систем и технологий» № 73, Пеганов Станислав Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ
В январе 2015 года была утверждена концепция реализации Федеральной Целевой Программы развития образования на 2016-2020 годы.
Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном.
Одними из основных задач реализации данной программы является:
- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
- реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
- предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи.
Так же, как отмечено в данном документе:
«Серьезной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, организаций дополнительного образования».
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обучение в средней школе должно, в том числе обеспечивать:
-
Воспитание и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности.
-
Создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен быть:
- креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющим основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированным на творчество и инновационную деятельность;
- готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Таким образом, на мой взгляд одной из форм реализации вышеперечисленных задач является организация научно-исследовательской работы учащихся в нашем лицее.
ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Научно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, обеспечивает решение следующих основных задач образования:
-
Выявление учащихся, имеющих определенные потенциальные возможности для развития своих творческих способностей и исследовательских навыков.
-
Развитие различных способностей, умений и навыков учащихся.
-
Воспитание качеств необходимых в дальнейшей жизнедеятельности качеств личности гражданина.
Выявление учащихся.
К сожалению, следует отметить, что научно-исследовательской деятельностью, а особенно созданием физико-технических проектов способны занимать далеко не все ученики. Здесь, наверное, уместно привести фразу: «Не всё то золото, что блестит».
Даже ученики, имеющие отличные оценки порой не способны эффективно включиться в эффективную, творческую научно-исследовательскую работу. Они являются примером, очень высокой исполнительской дисциплины и репродуктивного усвоения знаний.
Процесс выявления учеников способных участвовать в научно исследовательских проектах должен быть комплексным, на основе:
-
Анализа выполнения творческих и развивающих заданий на уроке.
-
Анализа результатов выполнения домашних заданий, с учетом степени самостоятельности поиска и изучения заданного материала и источников предоставленного материала (школьный учебник, Интернет, библиотечные материалы).
-
Консультации с другими преподавателями по данному ученику.
Основываясь на этих данных и возможно выявить таких учащихся, при этом как уже было сказано это не обязательно отличники.
Например:
Ученик 10 «А» Игонин Егор, с научно-исследовательским проектом «Устройство автоматизированного контроля и управления приборами вентиляции и газораспределения в бытовых помещениях индивидуального и коллективного жилого фонда» на VII областной научно-практической конференции учащихся «Эврика», в секции «Радиоконструирование», занял 3 место. При этом у него имелись итоговые удовлетворительные оценки по математике и оценки «хорошо» по физике, но при этом как, оказалось, он обладает большим потенциалом творческих способностей и других качеств необходимым для научно-исследовательских работ.
Одна из проблем решения данной задачи, не допустить ошибку в выборе кандидатов на участие в научно-исследовательской работе, не разглядеть потенциал ребенка. В данном случае, необходимо отбросить все сомнения и привлечь ученика к работе, для того, чтобы он смог в течение уже более продолжительного времени раскрыть свой потенциал. Лучше отсеять ученика в процессе работы, нежели перед ее началом. Отсев необходим, ввиду того, что у ученика неспособного заниматься этим видом деятельности, по различным причинам, эта деятельность в любом случае будет ассоциироваться с насильственными действиями, что крайне недопустимо в процессе образования.
Развитие различных способностей, умений и навыков учащихся.
На мой взгляд, главной задачей научно-исследовательской деятельности учащихся является не на получение каких-то новых знаний и не какое-либо научное открытие, а развитие у учащихся, столь необходимых современному выпускнику следующих способностей, умений и навыков:
-
Творческого и критического переосмысления известных знаний и фактов.
-
Исследовательской работы с использованием современных методов, технологий и материалов.
-
Формирования собственного мнения и научного мировоззрения и умения его отстаивать.
-
Самостоятельной работы с различными источниками знаний.
Считаю, что участие учащихся в работе научно-практических конференциях обеспечивает высокую степень самореализации и самосовершенствования.
В результате работы над научно-исследовательским проектом учащиеся начинают совершенно по-другому относится к изучению школьных предметов, для них одной из главных задач становится поиск знаний, в том числе и за пределами школьного учебника.
Воспитание качеств необходимых в дальнейшей жизнедеятельности качеств личности гражданина.
Одной из главных задач и одновременно огромной проблемой современного общества является воспитание гражданина с активной жизненной позицией. Современное поколение молодых людей возраста 18-25 лет характеризуется в первую очередь низкими показателями социализации поведения. Это связано на мой взгляд в первую очередь с высокой степенью проявления интровертности современного поколения, как результата широкого распространения средств «Виртуального мира» (сети Интернет, социальных сетей, онлайн-игр, текстовых мессенджеров).
Разработка научно-практических проектов дает возможность учащимся принять участие в научной деятельности общества, то есть оказаться в «реальном» мире общения и как результат воспитание и выработка следующих качеств:
-
Планирования и организации своей деятельности.
-
Целеустремленности в достижении результата и уверенности в собственных силах.
-
Работе в команде и коммуникативных способностей.
-
Активной гражданской и социальной позиции.
-
Осознанного выбора профессии.
Учащиеся участвующие в научно-исследовательской деятельности занимают впоследствии активную гражданскую позицию, с большей ответственностью относятся к выбору профессии и продолжают заниматься данным видом деятельности на всех последующих этапах образования и самообразования в процессе профессиональной карьеры.
Например:
Киреева Татьяна, ученица 9 «А» класса, выступая первый раз на областном технологическом форуме испытывала большой дискомфорт, нервозность и страх перед происходящим. После этого были выступления со своей работой на международном робототехническом фестивале «Робофинист», августовском областном педсовете и на VII областной научно-практической конференции учащихся «Эврика» которые показали нарастающую уверенность, повышение самооценки и коммуникативных способностей изменилось ее поведение и в классе, она стала более общительной, самостоятельно предлагающей свою помощь ребятам.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
При организации научно-исследовательской деятельности учащихся, по моему мнению, достаточно важным является четкое планирование деятельности, как руководителя, так и учеников.
В своей работе, я выделяю следующие этапы реализации научно-исследовательского проекта:
-
Выбор учащихся - исполнителей проекта.
-
Мотивация учащихся на выполнение работы.
-
Выбор темы и направления научно-исследовательской работы.
-
Обсуждение цели и задач исследования.
-
Разработка плана проведения исследования.
-
Сбор и изучение теоретического материала по выбранной теме.
-
Проведение экспериментов и создание модели.
-
Анализ полученных результатов, по необходимости проведение дополнительных исследование или доработка модели.
-
Окончательный анализ работы, подведение итогов эксперимента.
-
Оформление и представление работы.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
-
Выбор учащихся - исполнителей проекта.
Сложность для учителя данного этапа, в подборе исполнителя или исполнителей работы. На данном этапе уже примерно надо представлять направление будущего исследования, это необходимо, чтобы интересы учащегося совпали с направлением данной работы, быть уверенным в том, что данное направление заинтересует его в дальнейшем. Также следует учитывать такие особенности личности, как умение работать в коллективе, наличие общих интересов, совместимость на психо-эмоциональном уровне.
-
Мотивация учащихся на выполнение работы.
Любая деятельность ребенка связана с мотивацией его деятельности, получением разного рода выгод. Крайне недопустимо, в качестве прямой мотивации использовать оценки по предмету. Мотивация учащихся различных возрастов, также различна. Так для мотивации учеников 6-8 классов я использую, мотивацию получения призов на различных соревнованиях и конференциях, возможность поездки на выступления в другие города, и просто интерес к выбранной теме и дальнейшего использования в их повседневной жизни. Мотивация учащиеся старших классов, более социально ориентирована, в большинстве случаев это мотивация на получение определенных льгот при поступлении в институт, выбор будущей профессиональной деятельности и что тоже немало важно повышение самооценки в глазах сверстников.
-
Выбор темы и направления научно-исследовательской работы.
Основным исполнителем данного этапа, естественно является руководитель работы. Только он в полной мере может оценить перспективность работы, возможность выполнения, успешность результата. Следует отметить, что выбор темы и направления работы следует проводить, как я считаю, в форме дискуссии с учениками и именно с этого они делают первый шаг в самостоятельное научное исследование. Задача руководителя предложить или выслушать, произвести анализ и подвести ребят к самостоятельному выбору. Предложения ребят достаточно часто заслуживают внимания и уважения, так например группа учащихся 8«А» класса Колосовский Николай, Дудников Дмитрий и Максимов Никита выступили с предложением на основе мини-токарного станка «Unimat Classic» разработать автоматизированный комплекс для изготовления фасонных однотипных изделий для моделирования и дизайна. Данная работа получила 2-е место в творческом конкурсе на региональных отборочных соревнованиях по робототехнике «Пенза-Робофест-2016».
-
Обсуждение цели и задач исследования.
На данном этапе роль учителя так же является главной и особенно важной, так как именно на этом этапе разрабатываются стратегические направления исследования, отбрасываются вторичные задачи определяется объем изучаемой темы.
-
Разработка плана проведения исследования.
Обсуждение плана проведения исследования должно проходить на мой взгляд дискуссионно в присутствии всех участников проекта. Конечно, же план у руководителя уже готов, но учащихся должно создастся впечатление, что этот план под совместной их работы.
Работа по дальнейшим этапам производится аналогично вышерассмотренным особенностям.
ВЫВОДЫ
Я считаю, что придерживаясь вышеприведенных принципов организации научно-исследовательской работы, мы с учащимися добились неплохих результатов по данному направлению работы, что подтверждается, успешными выступлениями на различного рода робототехнических соревнованиях и научно-практических конференциях.
Считаю что, участие в робототехнических соревнованиях нужно сравнивать с небольшим научно-исследовательским проектом, ведь каждый созданный учащимися робот это самостоятельное инженерное устройство для выполнения конкретных задач.