Внеклассное занятие Особенные люди среди нас

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

«Утверждаю»

И.о. директора МУДО ДЭБЦ

_____________ Матвеева В.В.

«Согласовано»

Зам. УМР

_________ Толстикова С.Н.

«Рекомендовано»

МС протокол № ___

«__» __________20__г.








Методическая разработка

внеклассного занятия с элементами тренинга

«Особенные люди среди нас»








Автор: Варганова Светлана Алексеевна,

методист МУДО ДЭБЦ








Черемхово, 2015

Содержание



Введение………………………………………………………………………………………. ...3

Методические материалы……………………………………………………………………….4

Ход занятия…………………………………………………………………………….............5-9

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………………………………11

Приложение 1 «Опросник «Твое отношение к людям с ограниченными возможностями»»………………………………………………………………………………12Приложение 2 «Карта реквизита и заданий для исполнения ролей «особенного человека»………………………………………………………………………………………..14





























Введение

Инвалидность - это проблема не только одного отдельного человека, но и всего общества в целом. Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов, в то же время в России люди с ограниченными возможностями до недавнего времени находились в ситуации социальной изоляции, характеризующейся полным неприятием и дискриминацией данной группы людей. В последнее время в России активно развиваются процессы, направленные на развитие толерантности в обществе и признания равных прав людей с инвалидностью - без дискриминации и ограничений. Очень актуальна информационная осведомленность школьников о людях с инвалидностью, так как просвещение - первый шаг по формированию адекватного уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с жизнью людей с инвалидностью.

Внеклассное занятие «Особенные люди среди нас» предназначено для обучающихся 7-9 классов, направлено на развитие эмпатии и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Цель: изменение негативного отношения и стереотипов по отношению к людям с инвалидностью

Задачи:

1. Формирование позитивного отношения к людям с инвалидностью

2. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в группе

3. Воспитание эмпатии и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

В ходе занятия обучающиеся узнают о существующих физических, социальных и психологические барьерах, которые мешают людям с инвалидностью быть полностью включенными в наше общество. Занятие содержит элементы тренинга и ролевой игры, позволяет показать обучающимся, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, и что человек с инвалидностью должен обладать равными правами и возможностями наравне со здоровыми людьми. Работа проходит в группе из 10-12 человек, длительность занятия 1-1,5 часа. В начале занятия в группе проводится опрос, позволяющий выявить отношение обучающихся к людям с ограниченными возможностями, по окончании занятия на основе транслированной информации, обучающиеся имеют возможность изменить ответы на вопросы опросника, если их отношение к проблемам особенных людей изменилось.

Методические материалы, ТСО: проектор, экран, ноутбук, видеофильм «Сломанная кукла», карточки с названием ролей и заданием: «незрячий», «глухонемой», «человек без руки», «человек без ноги», реквизит для исполнения ролей: повязка на глаза и рот, трость, беруши, веревка, шляпки из картона шести цветов.

При подготовке к занятиям рекомендуется отодвинуть парты или столы к стенам помещения и рассадить обучающихся в один ряд полукругом (ведущий организует свое рабочее место в центре этого полукруга, для того чтобы быть равноправным участником интерактивного процесса)

































Ход занятия

1. Организационный момент, сообщение темы занятия

Добрый день, ребята сегодня у нас очень необычное занятие, посвящено оно «особенным людям» - людям с ограниченными возможностями - инвалидам. Как живется особенным людям в современном обществе, какие проблемы и ограничения изо дня в день испытывают особенные люди - мы узнаем в ходе занятия.

2. Сообщение «Что такое инвалидность»

Что же такое инвалидность? «Инвалидность - одна из человеческих особенностей».

Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями. Ограничение - это когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и привычно.

Ты не можешь подняться по лестнице, если ты ушиб ногу, - но ты можешь воспользоваться лифтом (если его установили в доме). Тебе сложно есть обычную пищу в школьной столовой, если ты болен, но повар может приготовить для тебя другое блюдо (если он захочет его готовить или, если в столовой имеются другие продукты!). Ты знаешь, что эти ограничения исчезнут, когда ты выздоровеешь. Но человек с инвалидностью сталкивается с такими сложностями каждый день. Мы привыкли воспринимать инвалидность, как проблему человека, который отличается от других. Человек, который заболел или получил травму, действительно отличается от других. Но мы же все отличаемся друг от друга! Причина проблем человека с инвалидностью - это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Возможности человека с инвалидностью ограничены только условиями его жизни. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия. Для этого общество должно понять, что причина инвалидности - это взаимодействие с физическими барьерами и ограничениями со стороны общества.

3. Опросник «Твое отношение к людям с ограниченными возможностями»

У вас на столах лежит небольшой опросник, который содержит вопросы с готовыми вариантами ответов, вам необходимо поставить знак (×) напротив ответа, который совпадает с вашим мнением, или дать свой вариант ответа на поставленный вопрос. Обращаю ваше внимание, на то, что нет правильных или не правильных ответов, опрос анонимный, в конце нашего занятия мы вернемся к нему вновь.

4. Погружение в проблему

Каждый из нас сталкивался с людьми- инвалидами, их невозможно не заметить, они привлекают внимание своей особенностью и непохожестью на нас, но не всегда мы ведем себя адекватно и корректно по отношению к этим людям. Сегодня мы попробуем примерить на себя роль и переживания человека с ограниченными возможностями и прожить обычный день «особенного человека».

Упражнение «Имитация»

Цель упражнения: дать возможность обучающимся прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкиваются «особенные люди», и понять, что они при этом ощущают.

Важно!!! Следить за безопасностью в помещении, в котором проводится занятие.

Распределение ролей: мне нужны четыре добровольца, вы будет играть роль человека - инвалида, а какую, вы вытянете ее вслепую, каждый из вас имеет право выбрать себе помощника «Ангела - хранителя» из группы.

Обучающиеся по очереди вытягивают карточки с названием роли. В соответствии с вытянутой ролью им выдаются атрибуты, и совершаются манипуляции для приведения в состояние для исполнения выпавшей роли. К каждому «особенному» человеку приставляется помощник. Задание для каждой роли содержится в карточках, которые выдает ведущий вместе с атрибутами роли. На выполнение задания отводится 5-7 минут, 3-4 минуты на обсуждение группой. По команде руководителя «Ангел-хранитель» меняется с исполнителем роли местами.

«Незрячий»: повязка на глаза, трость (запрещено снимать повязку или подглядывать)

«Глухонемой»: беруши, повязка на рот (запрещено говорить через повязку)

«Человек без руки»: за спину привязывается ведущая рука

«Человек без ноги»: в согнутом положении привязывается нога

Помощник инвалида - «особенного человека»

Инструкции: В какой - то момент по моему сигналу помощник и инвалид поменяются ролями. Каждому «особенному» человеку нужно попытаться выполнить задания, которые содержатся в карточках. Зрители должны соблюдать тишину в аудитории, поскольку дополнительный шум может помешать ориентироваться в пространстве. Необходимо внимательно наблюдать какие трудности испытывает «особенный» человек в процессе выполнения задания. При возникновении желания, обучающимся разрешается помочь «особенному» человеку в выполнении задания.

«Незрячий»

Инструкция: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание - от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место».

Инструкции к помощнику: Твоя задача - оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами. Запрещается помогать в выполнении задания!!!

Вопрос: «Все ли понятно?» Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание. Вопросы после выполнения задания:

К участнику: Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

К помощнику: Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

Ко всей группе: Что Вы видели? Где ему было трудно? Когда ему было трудно? С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или незрячие люди? Каким способом можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве? Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку.

«Человек без ноги»

Помощник не требуется. Ведущий выбирает одного добровольца и объясняет ему задание: «Сейчас ты подожмешь одну ногу и пропрыгаешь от дальней стены класса до доски, возьмешь мел, решишь пример и возвратишься к своему месту».

Вопрос: «Все ли понятно?» Участник выполняет задание

Вопросы после выполнения задания:

К участнику: Что ты делал? Что ты чувствовал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Ко всей группе: Когда ему было трудно? Где ему было трудно? С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?

«Человек без руки»

Помощник не требуется.

Ведущий выбирает добровольца в пиджаке с пуговицами и дает задание - снять пиджак и обувь. С привязанной ведущей рукой, постараться надеть пиджак и обувь и застегнуть пуговицы или молнию. Участник надевает пиджак или куртку с правой рукой в кармане и пытается застегнуться. Таким же образом надевает обувь. Другой вариант: участнику предлагается написать левой рукой фразу «Все люди равны!»

Вопросы после выполнения задания:

К участнику: Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Ко всей группе: Когда ему было трудно? Где ему было трудно? С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением? Как вы можете помочь особенным людям? Как наше общество может им помочь?

«Глухонемой»

Участнику, нужно представить, что он находится в маршрутном такси, он должен каким либо способом дать понять окружающим, что ему необходимо выйти на конкретной остановке. Другой вариант: В продуктовом магазине купить набор продуктов, но писать на бумаге ему запрещено.

Вопросы после выполнения задания:

К участнику: Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Ко всей группе: Когда ему было трудно? Где ему было трудно? Необходима ли была ему помощь окружающих?

5. Просмотр видеоролика о людях с ограниченными возможностями «Сломанная кукла»

6. Обратная связь

Какие чувства вызвал у вас просмотр этого фильма? Жалость это хорошее чувство, но как вы думаете, особенным людям нужна наша жалость? Чем мы можем помочь особенным людям? Могут ли «особенные люди» вести полноценную жизнь? Как вы думаете, особенные люди способны достичь успехов в спорте, творчестве или других видах деятельности? (Привести пример параалимпийцев, глухих танцоров, слепых художников)



7. Рефлексия:

Перед вами шесть шляпок, шести разных цветов, каждый цвет - это вопрос, я прошу вас разобрать с эти шляпки, можно взять одну шляпку на двоих, а потом я скажу на какой вопрос ответит обладатель шляпки того или иного цвета.

Итак:

Белая шляпка - что нового вы узнали, или какие необычные переживания вы испытали на занятии?

Красная шляпка - как вы думаете, почему именно люди с инвалидностью стали темой нашего занятия? Является ли эта тема актуальной и почему?

Синяя шляпка - как вы думаете, барьеры и ограничения, с которыми сталкиваются «особенные люди», о них нужно говорить и привлекать к ним внимание общественности? Почему?

Желтая шляпка - что вы можете сделать, для «особенного человека»?

Зеленая шляпка - ваше отношение к «особенным людям» и их проблемам изменится? И почему?

Черная шляпка - какие негативные эмоции вы испытали на сегодняшнем занятии, которые не хотели бы больше испытывать?

8. Подведение итогов: Наше занятие подошло к концу, сегодня вы имели возможность представить себя на месте человека с теми или иными физическими ограничениями и прожить мгновение из его жизни, теперь давайте вернемся к опроснику, на вопросы которого вы отвечали в начале занятия. Еще раз внимательно прочитайте вопросы и свои ответы, у вас есть возможность изменить ответы, сделайте это, если в этом есть необходимость и ваше отношение к «особенным людям изменилось».

Благодарю Вас за активное участие и откровенность!

Заключение

В процессе занятия, обучающиеся имеют возможность не только получить новую информацию о людях с инвалидностью и расширить свой кругозор, но и погрузится в проблемы людей - инвалидов. Активное включение в игры и обсуждения, а также роли, которые они исполняют на протяжении занятия, позволяют обучающимся «примерить» на себя разные ситуации, испытать ограничения в действиях и общении, с которыми может столкнуться человек с инвалидностью в повседневной жизни, и самостоятельно сделать выводы, способствующие развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью.

В перспективе планируется провести занятие по ознакомлению обучающихся с техническими приспособлениями и средствами для инвалидов с приглашением на занятие «особенных людей». Занятие подобного рода позволит обучающимся сформировать свое отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать различные реабилитационные приспособления.



















Литература

  1. Волчок Н. Будем жить без барьеров / Нина Волчок // Социальная защита. - 2012. - № 5. с 5-9

  2. Материалы к учебному курсу «Тренинг для тренеров» / Компания «Процесс Консалтинг» - М.: «Москва», 2001. 14 - 20 с.

  3. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» / Под ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: «Питер», 2009. 17-21 с.

  4. Пособие по проведению «Уроков доброты». [Электронный ресурс]. - perspektiva-inva.ru

  5. Фильм «Сломанная кукла». [Электронный ресурс]. - dobroe-delo.info


  1. «Разные возможности - равные права» [Электронный ресурс]. - deti. perspektiva-inva.ru/broshyury/raznye-vozmozhnosti-ravnye-prava

  2. Изображение шести шляп [Электронный ресурс]. - libertygrant.co.uk/portal/wp-content/uploads/2010/12/six-hats.png







Приложение 1

Опросник «Твое отношение к людям с ограниченными возможностями»

1. Люди - инвалиды часто встречаются тебе в повседневной жизни?

А) часто, Б) редко, В) иногда, Г) никогда не встречаются, Д) твой вариант ответа:

2. Что ты знаешь о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

А) Да, знаю, что им приходится несладко, Б) Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно, В) Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой, Д) твой вариант ответа:

3. Какие чувства вызывают у тебя люди - инвалиды при встрече?

А) жалость и сочувствие, Б) неприязнь, В) любопытство, Г)безразличие, Д) твой вариант ответа:

4. Если бы в твой класс пришел ученик с ограниченными возможностями ты бы относился к нему:

А) как к равному, Б) избегал общения с ним, В) не обращал внимания, Г) старался помогать ему, Д) твой вариант ответа:

5. Как по твоему мнению люди с инвалидностью относятся к здоровым людям?

А) С неприязнью и обидой, Б) Безразлично, В) Завидуют здоровым людям и их возможностям, Г) Доброжелательно, Д) твой вариант ответа:

6. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, ты поможешь ему?

А) Да, конечно, Б) Сперва подумаю, В) Скорее всего нет, Г) Затрудняюсь ответить

7. Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске?

А) Постараюсь поменять своё место, Б) Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается В) Буду помогать ему, если только он попросит меня об этом, Г) Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи, Д) твой вариант ответа:

8. В интересах инвалидов можно постараться сделать следующее:

А) Пересмотреть своё отношение к инвалидам, Б) Даже не знаю, чем я могу помочь инвалидам, В) Помощь инвалидам - забота государства, Г) Отдавать часть своего дохода инвалидам, Д) твой вариант ответа:

9. Что хорошего и полезного делается, в нашем городе для инвалидов?

А) Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными, Б) Кое-что делается - устанавливаются пандусы и знаки, В) Не делается практически ничего, Г) Зачем что-то делать если инвалиды практически не выходят из дома, Д) твой вариант ответа:







Приложение 2

Карта реквизита и заданий для исполнения ролей «особенного человека»

Наименование роли, реквизит для исполнения роли.

Задание

«Глухонемой»: беруши, повязка на рот (запрещено говорить через повязку)


Представь, что ты находишься в маршрутном такси, каким либо способом дай понять окружающим, что тебе необходимо выйти на конкретной остановке. В продуктовом магазине купи набор продуктов (писать на бумаге запрещено).

«Человек без руки»: за спину привязывается ведущая рука

Сними пиджак и обувь, держи правую руку в кармане брюк, постарайся надеть пиджак и обувь, застегни пуговицы или молнию. Напиши левой рукой фразу «Все люди равны!»

«Человек без ноги»: в согнутом положении привязывается нога


Подожми одну ногу и пропрыгай от дальней стены класса до доски, возьми мел, реши пример и возвратись к своему месту».


«Незрячий»: повязка на глаза, трость (запрещено снимать повязку или подглядывать)


От двери класса подойди к доске, найди мел, напиши свое имя и вернись на свое место».





© 2010-2022