• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей по теме: «Актёрское мастерство педагога»

Методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей по теме: «Актёрское мастерство педагога»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Камертон»

п.г.т. Безенчук, Безенчукского района, Самарской области



Методическое пособие

для педагогических работников системы

дополнительного образования детей

по теме: «Актёрское мастерство педагога»

Автор-составитель:

Кузнецова Татьяна Васильевна,

Педагог дополнительного образования



2011 год

Аннотация.



Данное методическое пособие адресовано педагогам системы дополнительного образования. Оно включает в себя одно из направлений театрального искусства - актёрское мастерство - тренинг, который поможет педагогам активизировать свою профессиональную деятельность, находить новые подходы к построению образовательного процесса, творчески сочетать актёрское и педагогическое мастерство.

С помощью тренинговых упражнений, представленных во втором разделе этого пособия, педагоги дополнительного образования смогут сознательно моделировать поведение в соответствии с ситуацией, используя разнообразные актёрские приёмы и техники, чтобы наиболее эффективно воздействовать на ребёнка.

В третьем разделе методического пособия представлены тезисы - советы, которые помогут педагогам во время публичного выступления, общения с аудиторией, слушателями быть более убедительными, эмоциональными, при этом полностью контролируя сам процесс общения с окружающими.

Содержание.



  1. «Актёрское мастерство педагога. Настоящий педагог талантлив во всём!».



  1. Тренинг «Актёрская психотехника педагога»:

  1. «Анализ внутреннего состояния»;

  2. «Интонация»;

  3. «Следим за своими эмоциями»;

  4. «Логическое ударение. Акценты на выделенном шрифтом слове»;

  5. Рефлексия. Составление синквейна на ключевое слово «педагог».



  1. Тезисы «Секреты хорошего выступления».

Памятка педагогу.



  1. Список литературы.



  1. Приложения.



«Весь мир - театр, а люди в нём актёры», - сказал В. Шекспир. Эти слова в полной мере можно отнести и к педагогам, потому что эта профессия сродни актёрской! Педагог и актёр всегда на виду. Актёр - под светом прожекторов, педагог же постоянно под пристальным взглядом воспитанников. Каждый педагог учит своих воспитанников ежеминутно и ежечасно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, одеваться.

Известно, что актёрская профессия трудная. Ведь ежедневно нужно выносить колоссальные физические и нервные нагрузки. У педагогов происходит подобное. Актёр создаёт образ, и каждый раз проживает целую жизнь. Он проживает по сто и больше жизней. И педагог живёт жизнью своих учеников.

Театр требует овладения целым комплексом средств сценической выразительности, тогда актёр становится для зрителей интересным. Общение его со зрителями наступает с момента появления на сцене. У педагога общение начинается с момента начала занятий. Важно, как он вошёл, как двигается, перелистывает страницы, держит книгу. Педагог ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Внешний вид несёт заряд информации. Очень важна и роль мимики. При произношении одного и того же слова лицо может выражать различные чувства: доброжелательность, безразличие или что-то иное. Педагогическое и актёрское мастерство включают умение владеть своим лицом.

Педагог должен уметь выразительно словом, мимикой, жестом демонстрировать детям личное отношение к ним. Он, как актёр должен научиться искусству импровизации для правильной реакции в нестандартных обстоятельствах. Ему должна быть знакома наука «властвовать собой». Она способствует настрою на творчество. Театр помогает «читать человека», вглядываясь при этом и в свой внутренний мир. Педагог, как и актёр, должен чувствовать другого человека, но необходимо также выработать привычку видеть себя со стороны.

Поскольку речь педагога чаще носит монологический характер, надо уметь активизировать внимание и мысль. Проектировать, анализировать и корректировать содержание своего выступления перед аудиторией. Необходимо уметь удерживать в поле своего внимания мысль, ход её доказательства. Безупречность дикции - обязательное профессиональное качество педагога. Речь должна быть живой, естественной. Должна быть развита у педагога рефлексия, способность анализировать своё состояние.



Упражнения и этюды, представленные в тренинге «Актёрская психотехника педагога» содействуют активизации эмоционально - чувственной сферы личности, развитию познавательного, коммуникативного, художественного потенциала, раскрытию творческой индивидуальности каждого педагога.

Тренинг «Актёрская психотехника педагога».

  1. «Анализ внутреннего состояния».

  1. Педагогам предлагаются различные изображённые портреты. Их задача - понять, что чувствует этот человек, каково его настроение, его мысли, желания, какой он?

См. приложение №1.

  1. Педагогам предлагаются карточки по теме «Азбука настроения» Задача - выступить в роли своих воспитанников, отобразить с помощью мимики и жестов их настроение, а также умение переключиться с одного полюса эмоционального настроя на противоположный.

См. приложение №2.



  1. «Интонация».

Педагогам необходимо произнести фразу «Я рада видеть Вас» с различной интонацией:

  • Радостно

  • Удивлённо

  • Гневно

  • С отвращением

  • С интересом

  • С испугом

  • Виновато и т.д.

Помогут ярче выразить интонационную эмоциональность карточки по теме «Театр настроения».

См. приложение №3.

  1. «Следим за своими эмоциями».

Каждому педагогу предлагается перед зеркалом провести мимическую гимнастику для мышц лица, чтобы понять и увидеть со стороны своё лицо при различных психологических состояниях. Помочь им в этом сможет «Схематическое изображение мускулов лица при различных психологических состояниях.

См. приложение №4.



  1. «Логическое ударение. Акценты на выделенном шрифтом слове».

Педагогам предлагается прочесть следующую фразу: «Я преуспевал во всём, за что я брался, потому что я этого хотел, я никогда не колебался, и это дало мне преимущество над остальным человечеством», выделяя голосом выделенное шрифтом слово, т.е. правильно ставя логическое ударение.



  1. Рефлексия.

Педагогам предлагается, как итог тренинга, составить синквейн с ключевым словом «Педагог».

Пример синквейна:

Педагог

мудрый творческий

обучает понимает импровизирует

педагог в душе актёр!

учитель-творец

См. приложение №5.

Тезисы - советы педагогам «Секреты хорошего выступления».



  • Если вам сложно выступать перед аудиторией, то выберите среди слушателей кого-то одного и говорите, словно обращаетесь к нему;



  • Меняйте тон голоса; внезапно повысив или понизив его, можно достичь того, что любая фраза или слово будут выделяться;



  • Вносите в выступление свою индивидуальность, собственную, свойственную только вам манеру;



  • Вносите в выступление свою индивидуальность, собственную, свойственную только вам манеру;



  • Немалую роль играет также доброжелательное выражение лица и обаятельная улыбка педагога;



  • Не совершайте ошибку в начале выступления, не говорите: «Я не подготовился к выступлению. Мне нечего сказать». Возбудите любопытство, начинайте с какой-то конкретной иллюстрации или с вопроса, это заставит думать и сотрудничать;



  • Делайте паузы перед высказыванием важных мыслей и после них;



  • Помните, что безукоризненная одежда даёт чувство уверенности в себе;



  • Завершение речи - тоже важный момент. Это будут помнить дольше всего. Не заканчивайте фразами: «Вот приблизительно и всё, что хотел рассказать». Или: «Пожалуй, на этом закончу». Лучше всего: призвать к действию, сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать смех; привести цитату; повторить кратко основные положения.

См. приложение №6.



Приложение.



  1. Портреты.

  2. Карточки по теме «Азбука настроения».

  3. Карточки по теме «Театр эмоций».

  4. Плакат «Схематическое изображение мускулов лица при различных психологических состояниях».

  5. Правила составления синквейна.

  6. Памятка педагогу «Секреты хорошего выступления».

Правила построения синквейна:





1 строка: 1 ключевое слово - тема, определяющая содержание. (существительное)

2 строка: 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка: 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка: короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающих Ваше отношение к теме (к существительному).

5 строка: синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.



Список литературы:



  1. Захава Б. Мастерство актёра и режиссёра. - М.: «Просвещение», 1999.

  2. Козмнчинова И. Сценическая речь. - М.: «Просвещение», 1998.

  3. Колчеев Ю. Театрализованные игры в школе. - М.: «Школьная пресса», 2007.

  4. Левин В. Воспитание творчества. - М.: АСТ,2009.

  5. Карпушкин М. Работа над этюдами. - Самара, 1989.

  6. Стромов Ю. Путь актёра к творческому перевоплощению. - М.: «Просвещение»,2005.















© 2010-2022