- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малькова Л.А. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Л.А. Малькова
Москва
2014
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
студентов в колледже
________________________________________________________
Автор: Малькова Людмила Алексеевна, методист.
Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, ее практическое решение требует значительных усилий как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Основная задача, которую должен решать преподаватель, - это создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, которое способствовало бы развитию их творческого мышления, познавательной активности и самостоятельности.
Данная работа раскрывает некоторые аспекты подхода к организации самостоятельной работы студентов, ее виды и формы, а также подходы к оцениванию самостоятельной работы.
Представленные материалы могут быть использованы преподавателями как при подготовке и проведении самостоятельной работы на учебных занятиях, так и во внеаудиторной работе.
ГАПОУ СПО
2014-11-19
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.
Содержание самостоятельной работы студентов должно быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному курсу, на усвоение междисциплинарных связей.
При организации самостоятельной работы по конкретной дисциплине необходимо обеспечить полную информированность студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
О мотивации самостоятельной работы студентов
-
Полезность выполняемой работы.
-
Активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
-
Участие студентов в творческой деятельности.
-
Введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.
-
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
-
Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
-
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
-
Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
-
Личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность.
-
Цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельная работа студентов (СРС) должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
-
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
-
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
-
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
-
- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;
-
- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;
-
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
-
- выполнение курсовых проектов и работ;
-
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Изучение литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы:
-
изучение базовой литературы - учебников и монографий;
-
изучение дополнительной литературы - периодические издания, специализированные книги, практикумы;
-
конспектирование изученных источников.
-
Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно.
-
При всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.
-
Содержание работ при классификации должно соответствовать основной дидактической цели.
-
1.Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно
приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
-
2.Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
-
3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
-
4.Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Задания, предусматривающие художественное оформление
Написание докладов, рефератов, подготовка выступлений
Изготовление наглядных
пособий
Творческая самостоятельная работа по дисциплине
Составление текстовых задач
Разработка и составление различных схем
Составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов и пр.
-
Отдельно следует выделить подготовку к экзаменам и зачетам, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы. Т.е. источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам (которые можно найти в конце большинства учебников).
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
На практических занятиях по естественнонаучным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
-
1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
-
2. Беглый опрос.
-
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
-
4. Самостоятельное решение задач.
-
5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
-
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
-
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят "деловые игры". Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:
-
1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
-
2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оценкой).
-
3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).
-
4. Проверить и выставить оценку за отчет.
-
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Работа в группах
Некоторые виды самостоятельной работы студентов
-
Основы философии и другие дисциплины.
Составление интеллект-карт, или ментальных карт, или схем «Блокстер» (автор Тони Бьюзен) - облегчение запоминания и понимания новых понятий и терминов, выработка коллективного решения, оформление учебного материала.
2уровень 2 уровень
1 уровень
1 уровень
1 уровень
1 уровень
Центральное понятие пишется в центре листа и рядом рисуется его образ (символизирующий основную идею).
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею (от 6 до 8 слов).
От веток первого уровня отходят ветки второго уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня. И так уровни добавляются минимум до трех, максимум - до седьмого.
По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
-
Этико-эстетические дисциплины. (Практически все учебные дисциплины при составлении системного описания какого-либо понятия, образа, явления).
Имиджевый коллаж - работа по созданию и описанию образа одного из известных имиджей.
Алгоритм: Студентам нужно:
-
Вместе составить список известных им имиджей, например, бизнесмен, бизнес-леди, чиновник, ботаник, синий чулок, модель, гопник, женщина-вамп и т.д.
-
Выбрать из списка один, наиболее понятный для себя, имидж;
-
Используя вырезки из журналов, буклетов, составить коллаж, создающий общее визуальное представление об этом имидже;
-
Создать вербальный портрет выбранного имиджа по следующему плану:
- внешность, включая манеру одеваться, прическу, макияж и пр.,
- психологический портрет (темперамент, характер, модальность),
- механика тела (осанка, походка, жестикуляция и т.п.),
- вербальный образ (голос, речь, манера говорить),
- социальный портрет (среда, социальное окружение, роль),
- вывод в форме синквейна - методический прием обобщения учебного материала путем создания грамматической структуры, состоящей из пяти слов.
Выполняется индивидуально или малой группой.
-
Литература (все учебные дисциплины).
Создание поэтического альбома (портфолио) «Серебряный век».
Алгоритм действий:
-
Прочитать в учебном пособии раздел, посвященный поэзии Серебряного века, сборники стихов поэтов данной эпохи. В качестве дополнительного источника информации можно использовать отдельные издания, посвященные жизни и творчеству поэтов Серебряного века, научно-популярные фильмы, аудиозаписи.
-
Дать характеристику литературного течения, изложить основные принципы, факторы, оказавшие влияние на его формирование, рассказать о характерных художественных приемах,
-
Рассказать о поэтах, представляющих данное литературное направление.
-
Выбрать несколько стихотворений разных авторов: наиболее понравившиеся, оказавшиеся близкими, понятными, интересными или, наоборот, вызвавшие несогласие, возмущение, негодование.
-
Свои впечатления, ассоциации, возникающие при прочтении стихотворения, выразить при помощи цвета, шрифта, рисунка, коллажа и т.п.
Варианты подобного вида заданий - буклеты, памятки и пр.
-
Биология (анатомия) и все ОД.
Создание информационно-просветительских плакатов, моделирование (например, структуры белка), изготовление биологических моделей из различных материалов.
-
Английский язык (русский язык, русский язык и культура речи).
Визуализация, как наиболее эффективный способ запоминания - составление кроссвордов и чайнвордов из слов, относящихся к данной теме.
Разбиение (написание на карточках слов по теме) лексических единиц на семантические поля в зависимости от контекста (систематизация пройденного материала).
Задания с таблицами и схемами разных групп сложности (заполнить обобщающие таблицы, самим составить таблицы и др.).
Литература.
-
О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ИН/16-13
-
Планирование и организация самостоятельной работы студентов ГОУ СПО. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
-
Методические рекомендации по организации инновационной деятельности. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2009
-
Повышение методической грамотности инженерно-педагогических работников. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
-
Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа на занятиях по иностранным языкам. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
-
А.Ю.Горчев. Контроль в обучении учащихся и студентов системы профобразования: этапы педагогического поиска. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
-
М.А.Пинская. Оценивание для обучения. Практическое руководство. Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия «Управление школой». Выпуск 28. М.: 2009
-
Приложение к журналу СПО № 8 за 2011 г.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
студентов в колледже
____________________________________________________________
Малькова Л.А. - методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
Сдано в печать 19.11.2014.
Формат бумаги 60х90/16
Тираж 15 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Адрес: Москва, ул. Верхние поля, 27
Тел. 8 (495) 359-65-29
E-mail: [email protected]