Имя существительное как часть речи

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок профессионального русского языка

для обучающихся осужденных по специальности «Портной»

по теме: «Имя существительное как часть речи»


Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном как о части речи.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

Развивающая: развить познавательные навыки и умения обучающихся;

Воспитательная: воспитывать речевую грамотность в употреблении имен существительных

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Ход урока
I.Организационный момент
а) Проверить по журналу явку обучающихся
б) Проверить готовность к уроку

в) Словарный диктант

- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово .

Совокупность швейных изделий (из ткани, вязаного полотна, кожи и меха), надеваемых человеком с целью обезопасить своё тело от негативного влияния окружающей среды(одежда), длинные, свернутые в клубок, либо на катушку, тонкие полоски материала, предназначенные для скрепления тканей(нитка), Откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды. (капюшон),одежда,обычно более длинная,чем иные типы костюма, предназначенная только для улицы(пальто), женская верхняя одежда просторного покроя (из ткани или меха) без сквозной застежки.(манто), шейный платок, шарф, надеваемый на шею под пальто для того, чтобы закрыть горло от холода (кашне).

- Что общего у всех слов (принадлежат к одной части речи)

Сообщить тему и цель урока.

II. Актуализация знаний

-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное - это... часть речи.

2. Существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…

4. Существительное изменяется …

5. К постоянным признакам существительного относятся…

6. К непостоянным признакам существительного относятся…

7. К 1-му склонению относятся существительный …

8. Ко 2- му склонению относятся существительный …

9. К 3-му склонению относятся существительный …

10. Существительное в предложении может быть…

III. Изучение нового материала

- Прочитайте материал по учебнику и ответьте на вопросы.

- Какие существуют разряды существительных от характера значения?

- Что значит «разносклоняемые существительные» ?

- Какие существительные мы относим к существительным общего рода?

-Все ли существительные имеют формы единственного и множественного числа?

IV. Закрепление материала. Выполнение упражнений

1.Составьте предложения и укажите морфологические признаки данных слов .

пальто, воротник, карман, рукав, платье.

2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:

Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).

3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным : кашне,манто ,тюль, капюшон, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода: Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

4.Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

  1. дочь;

  2. плакса;

  3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

    1. метро;

    2. время;

    3. фанера.

  2. Именем существительными среднего рода является слово:

    1. кофе

    2. какао

    3. авеню

  3. Именем существительным мужского рода является слово:

    1. пенальти

    2. такси

    3. ателье

  4. К разносклоняемым относится группа существительных:

    1. море, поле, горе;

    2. племя, знамя, семя;

    3. марля, доля, воля.

  5. К третьему склонению относится имя существительное:

    1. сыч

    2. дочь

    3. плач

  6. Именем существительным общего рода является слово:

    1. плакса

    2. академия

    3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).

5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:

Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:

Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

6. Карточки-задания.Выписать существительные в 3 столбика: в первый - слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй - имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.

7. Творческая работа обучающихся написать эссе «Не одежда красит человека , а добрые дела».Составьте вопросы к тексту и определите род существительных.

8.* Составьте синквейн по теме «Существительные» (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.

VI. Домашнее задание .Написать пословицы и поговорки на тему «Одежда».

Преподаватель русского языка Калымжанова Ж.Е.

КГУ»Жарминский колледж №1»

© 2010-2022