Статья Интеллектуальная одаренность

Интеллектуальная одаренностьВплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная одаренность

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум".
Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель - коэффициент интеллекта - претендовал на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности.
А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.


Интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям, поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

Что же касается психологических исследований интеллектуальной одаренности, то, как всегда, вопрос упирается в многозначность этого термина и соответственно в существование разных критериев, на основе которых тот или иной человек идентифицируется как "интеллектуально одаренный". На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности:
1) лица с высоким уровнем развития "общего интеллекта", имеющие показатели IQ > 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные");
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики");
3) лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности ("креативы");
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("компетентные");
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах ("талантливые");
6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей ("мудрые").
Традиционные подходы в диагностике интеллектуальной одаренности отчетливо продемонстрировали то обстоятельство, что ни высокий уровень IQ, ни высокий уровень учебных достижений, ни высокий уровень креативности - каждый сам по себе - не может быть индикатором интеллектуальной одаренности.
Понимание данного обстоятельства привело к появлению комплексных теорий интеллектуальной одаренности. Ярким примером является концепция одаренности Дж. Рензулли, который выделяет три "составные части" одаренности:

1) интеллектуальные способности выше среднего уровня, в том числе общие способности (вербальные, пространственные, цифровые, абстрактно-логические и т.д.) и специальные способности (возможности усвоения знаний и навыков в конкретных предметных областях - химии, математике, балете и т.д.);

2) креативность (гибкость и оригинальность мышления, восприимчивость ко всему новому, готовность к риску и т.п.);

3) высокая мотивационная включенность в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.).

Интеллектуальная одаренность, говоря условно, - это "место пересечения" трех указанных факторов.

Принципы обучения интеллектуально одаренных детей: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных особенностей.

Стратегии обучения: ускорение обучения, углубление обучения, проблематизация обучения.

Ускорение обучения наиболее подходит для школьников с математической и лингвистической одаренностью.

Организационные формы: ранее поступление в школу, ускорение в обычном классе, занятия по некоторым предметам в старших классах, «перепрыгивание» через класс, профильные классы, радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе), частные школы, раннее поступление в высшие учебные заведения.

Достоинства: создание условий для интеллектуального развития, самореализация одаренных школьников.

Недостатки: несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию; непринятие педагогическим коллективом и одноклассниками; более раннее окончание школы, что затрудняет дальнейшее образование и трудоустройство одаренных школьников. Недостатки во многом снимаются при обучении одаренных школьников по углубленным и обогащенным программам.

Критерии для использования ускорения: школьники должны быть заинтересованными в ускорении и достаточно развитыми в социальной и эмоциональной сферах. Кроме того, необходимо согласие родителей на ускоренное обучение их детей.

Углубление обучения применимо к школьникам, которые одарены в конкретной области знания или области деятельности.

Организационные формы: школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и т.д.

Достоинства: у школьников формируется высокий уровень компетентности по конкретной области знания.

Недостатки: не все одаренные школьники рано проявляют интерес к конкретной области знаний; углубленное изучение предметов может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации; программы углубленного изучения предметов могут привести к перегрузкам, физическому и психическому истощению школьников. Недостатки во многом снимаются при обучении одаренных учащихся по обогащенным программам.

Обогащение обучения ориентировано на выход содержания обучения одаренных детей за рамки традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

Направления: расширение знаний об окружающем мире, самопознание, развитие инструментария получения знаний.

Формы организации: вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, что соответствует ускорению обучения; горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний (учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, летние школы и т.д.).

Достоинства: нерегламентированные занятия позволяют учащимся заниматься любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, школьники обучаются разнообразным приемам умственной работы, что способствует, во-первых, формированию инициативы, самоконтроля, критичности, широты умственного кругозора и т.д.; во-вторых, обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления материала. Обогащение обучения является альтернативой стратегии ускорения обучения.

Обогащение обучения одаренных школьников может осуществляться в рамках таких деятельностных технологий как научно-исследовательская и проектная деятельность.

Кроме того, возможно использование активных форм организации обучения (тренинг, мозговой штурм и т.д.).

Проблематизация обучения предполагает стимулирование личностного развития одаренных учащихся через использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, рефлексивного плана сознания.

Обогащение и проблематизация обучения позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных учащихся и являются наиболее перспективными.

Внешняя дифференциация на основе раздельного обучения одаренных учащихся в специализированных классах общеобразовательной школы или в специализированных школах (лицеи, гимназии и т.д.). Негативными аспектами данной формы дифференциации является, во-первых, изменчивость проявления детской одаренности; во-вторых, атмосфера элитарности и «обреченности на успех» может негативно сказаться на социализации одаренных школьников.

Внутренняя дифференциация на основе смешанного обучения одаренных учащихся в обычном классе общеобразовательной школы (разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, менторство и т.д.). Данный вид дифференциации является наиболее перспективным и эффективным.

Дистанционное обучение - это такая организация процесса обучения, при которой учитель разрабатывает учебную программу, базирующуюся на самостоятельной работе одаренных школьников. Дистанционное обучение характеризуется тем, что учащийся отделен от учителя в пространстве и во времени, но в то же время, он имеет возможность осуществлять диалог с учителем при помощи ИКТ.

Проектная деятельность интеллектуально одаренных учащихся.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность школьников, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова «aktivus» - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.

Сущность активных (групповых) форм организации обучения заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих проявлению учебно-познавательной, личностной и социальной активности учащихся.

Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся.

Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.

Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).

Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.

Интеллектуальная разминка.

Данный метод применялся для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии.

"Интеллектуальная разминка" позволяла при быстром темпе обращаться с тем или иным вопросом к ученикам. Если отвечающий затруднялся с ответом, преподаватель обращался с тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д.

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади),

  • Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) - техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

  • Метод инцидентов применяется, когда первоначально проблема описывается лишь в общих чертах, а дополнительные сведения сообщаются при ответах ведущего на вопросы участников, что дает большую практику анализа.

  • Инцидент - это анализ своеобразных "микроситуаций" и принятие быстрого решения. Слушателям письменно или устно сообщалась краткая информация о свершившемся инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения ученики получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска и в своих ответах варьирует содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов ученики должны принять решение.


4


© 2010-2022