Гражданско-патриотическое воспитание в системе дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тулебаева Г.С.

методист по воспитательной работе

ГУ «Отдел образования акимата города Лисаковска»

г.Лисаковск


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘНГІЛІҚ ЕЛ»

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ключевые слова: Гражданско-патриотическое воспитание юных граждан Республики Казахстан - одна из основных составляющих воспитательной работы.

Аннотация статьи: В данной статье представлены основные моменты системы патриотического воспитания в организациях дополнительного образования города Лисаковска.

Сегодня общество требует от человека не только образованности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Именно система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Казахстана, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Гражданско-патриотическое воспитание юных граждан Республики Казахстан-одна из основных составляющих воспитательной работы. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно выделял, что патриотизм необходимо развивать в особенности у молодежи. Только тогда страна будет процветать, подчеркнул Нурсултан Абишевич. Быть патриотом своей страны - всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство.

На сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования сложилась достаточно четкая система патриотического воспитания, позволяющая воспитывать у учащихся чувство казахстанского патриотизма и верности гражданского долга по защите своего Отечества. Система дополнительного образования в городе Лисаковске уникальна тем, что на 7 общеобразовательных школ приходится 6 учреждений дополнительного образования. В городе функционируют художественная и музыкальная школы, детско-юношеская спортивная школа, станция юных техников, единственная в области станция юных натуралистов, центр детско-юношеского творчества. Охват дополнительным образованием составляет 88,7% -это лучший показатель в области.

Разнообразие профилей и направлений дает возможность учащимся выбрать кружки в зависимости от интересов и потребностей, способствует развитию творческих способностей, организации содержательного досуга.

В организациях дополнительного образования города учащимся предоставлены 248 кружков и спортивных секций. В том числе функционируют 7 дворовых клубов, 4 профильных клуба: клуб юных моряков «Бригантина», шахматный клуб, детский туристический клуб, военно-патриотический клуб «Улан».

Большое значение в становлении молодых граждан Республики играют профильные клубы, которые выполняют важную роль в социализации молодежи, занимаются решением таких насущных проблем, как занятость детей и подростков во внеурочное время, организация содержательного досуга, творческая самореализация, приобретение практических навыков управления, пропаганда здорового образа жизни и влияют на выбор жизненного пути подростка. Деятельность таких клубов находит больший отклик в среде детей и их родителей, общественности, имеет высокую созидательную направленность. Остановлюсь на работе двух таких клубов: «Бригантина» и «Улан».

Показательным является работа военно-патриотического клуба «Улан» (руководитель Куанов Б.С.). Сегодня в клубе 57 подростков. Среди них дети из малообеспеченных семей, ребята «группы риска», которые состоят на учете в школе и ГДН. Занятия в военно-патриотическом клубе делают подростков более дисциплинированными, ответственными и организованными, изменяется их отношение к учебе, окружающим. Таким образом, они самоутверждаются среди сверстников, возрастает их социальная активность. В клубе есть свои традиции. Вот уже в течение многих лет ребята ВПК «Улан» принимают участие в городском параде, посвященном Дню Победы, участвуют в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня защитника Отечества. Ребят приглашают с показательными выступлениями на городские и областные семинары для педагогов, на Дни микрорайонов, городские праздники. Стали традиционными поездки в военную часть города Костаная. Воспитанники клуба уже в течение нескольких лет являются постоянными участниками областных и республиканских конкурсов: победители областного слета военно-патриотических клубов, призеры Республиканского слета, неоднократные участники Международных слетов юных патриотов, (Россия, г. Пермь). Участие в мероприятиях различного уровня показало, что патриотическое воспитание представляет собой непрерывный процесс воздействия на подростков, а успех команды - результат целенаправленной работы по военно - патриотическому воспитанию.

Воспитанию гражданина и патриота своей страны способствует также работа в клубе юных моряков «Бригантина». Основная цель работы клуба - подготовка допризывников к службе в рядах вооруженных сил Республики Казахстан, пропаганда здорового образа жизни, занятость детей и подростков в свободное от учебы время. Клуб юных моряков организован в 1978 году. Руководитель клуба Жердев Анатолий Викторович сам является его воспитанником. Клуб располагает буерами, гребными шлюпками, байдарками, имеет три лодки, лодочный мотор и спасательные жилеты для воспитанников. Располагается он в районе реки Тобол на лодочной станции. У клуба юных моряков сложились хорошие традиции: День Военно-морского флота, праздник Нептуна, показательные выступления на лодках и байдарках. В рамках празднования Дня города стали популярными соревнования по парусному спорту и плаванию. За прошедшие годы около двух тысяч юношей прошли школу мужества в клубе юных моряков «Бригантина». Есть среди них и те, кто навсегда свою жизнь связал с морем, рекой. География местонахождения бывших воспитанников клуба обширна: Дальний Восток, Сахалин, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, ходят и по Волге, но, бывая в Лисаковске, они обязательно приходят в свой клуб. На сегодняшний день это единственный клуб юных моряков, который сохранен в Костанайской области.

Воспитанию гражданско-патриотических качеств личности способствует и краеведческая работа. В рамках проведения организованного летнего отдыха учащихся уже более десяти лет действует летний краеведческий лагерь «Кыпчак». Лагерь организован с целью углубленного изучения учащимися в летний период истории и природы родного края. Работу лагеря возглавляют три учителя географии, биологии и истории.

В течение недели 27 ребят, участники предметных олимпиад, научных исследований по географии, истории, биологии, химии, экологии, этнографии, краеведению, совмещая отдых и науку, ставят опыты, закладывают основы научно - исследовательских работ, изучают природу окрестностей родного города, пишут научные отчёты, статьи, снимают видеоролики и видеоинтервью, делают презентации и фотоальбомы, которыми в течение учебного года могут воспользоваться как учителя, так и учащиеся.

Перед началом работы лагеря ведётся большая подготовительная работа. Разрабатывается план работы, маршруты поездок, научных исследований. Каждый лагерный день посвящён определённой теме: геологии, палеонтологии, демографии, определённой отрасли экономики, истории родного края и т.д. Каждый новый сезон в лагере «Кипчак» не повторяет предыдущие. На поездки за пределы города отводится два из пяти лагерных дней. Они позволяют провести сравнительную характеристику почвенного покрова, растительного состава, залегания горных пород, объектов экономики г. Лисаковска и пункта исследования. Даже длительные переезды от Лисаковска до пункта исследования (г. Рудный, с Комаровка) для ребят не становятся утомительными, так как во время поездки изучаются антропогенные природные комплексы (поля, сенокосы, пастбища), виды и породы домашних животных (что очень актуально для городских детей), смена природных зон, административное деление области (названия районов и населённых пунктов), топонимика и история местности.

В этом году ребята поближе познакомились с андроновской культурой и с не менее интересной наукой - палеонтологией. Ребята побывали в селе Комаровка Денисовского района на изучении андроновского поселения, датируемого 18 веком до нашей эры, на археологогических раскопках у посёлка Ново - Ильиновка, где познакомились с одним из ведущих казахстанских специалистов по проблемам эпохи бронзы, куратором Лисаковского музея истории культуры Верхнего Притоболья, археологом, сотрудником Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова Усмановой Эммой Радиковной, на берегу реки Аят у деревни Журавлёвка Тарановского района. Это место - Клондайк для палеонтологов. Каждую весну маленький Аят разливается, размывая свои песчаные берега, в которых скрыто огромное количество ископаемых останков и окаменелостей древних животных и растений. Ребята нашли останки белемнитов и аммонитов - прародителей современных кальмаров и устриц, несколько разновидностей улиток и двухстворчатых моллюсков, три вида кораллов, губки, окаменевшие водоросли, даже останки динозавров - различные позвонки (шейные, грудные), лопатка, рёбра, тазовые кости.

Впервые в рамках проекта «Художественно-археологическое познание древностей Верхнего Притоболья (в контексте археологических памятников «Лисаковской округи)» в августе 2015 года для 10 воспитанников ГККП «Детская художественная школа» был организован пленэр и экскурсия на месте археологических раскопок в поселке Ново-Ильиновка начальником Лисаковской археологической экспедиции Усмановой Э.Р. Заключительным этапом проекта станет выставка детских работ в Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья и Тарановском историко-краеведческом музее ко Дню Независимости.

Таким образом, работа с учёными и краеведами-любителями побуждает у ребят интерес к исследованиям и любовь к своему родному краю.

Уже стало традицией посещение учащимися средней школы №4 в период летних каникул столицы нашей Родины - Астаны по приглашению Почетного гражданина города Лисаковска Альберта Рау, который финансирует поездку. Ребят, которые поедут в Астану, выбирают в несколько этапов на ученическом голосовании и на педагогическом совете. 28 лучших учащихся школы ежегодно знакомятся с достопримечательностями столицы, встречаются и общаются с А.Рау.

Профессиональное мастерство, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов осуществляется посредствам организации семинаров по ознакомлению с системой работы школ города по воспитанию патриотов Республики Казахстан. Так в КГУ «СШ№6» огромный интерес присутствующих вызвала работа Отряда юных помощников полиции «ЗА» («Защитный альянс»), которая была представлена школьным инспектором Сыздыковой В.Д. Следует отметить, что в школе работает два отряда: старшеклассников и учащихся начальных классов. С целью воспитания казахстанского патриотизма, национального самосознания была представлена на городском семинаре в средней школе №3 с государственным языком обучения совместная работа союза учеников, учителей и родителей по организации государственных праздников. По итогам работы городских семинаров классные руководители и желающие получили методические рекомендации в помощь.

На сегодняшний день в учреждениях образования города сложилась достаточно четкая система патриотического воспитания, позволяющая воспитывать у учащихся чувство казахстанского патриотизма и верности гражданского долга по защите своего Отечества.


© 2010-2022