Традиционный массовый осетинский танец «Симд»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиционный массовый осетинский танец «Симд»

(методическая разработка занятий

в хореографическом ансамбле «Звездочки Осетии»)

Автор: Дзагоев Олег Шаликоевич, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Дома детского творчества с. Эльхотово муниципального образования Кировский район РСО - Алания.

Описание материала. Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает три конспекта учебных занятий по народно-сценическому танцу. Разработки занятий предназначены для разных возрастных групп обучающихся (младшей - 5-7 лет, средней - 8-11 лет и старшей -12-15 лет.). Разработка может быть применена педагогами - хореографами, в образовательных программах которых имеется направление народно-сценический танец (в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школ искусств и т.п.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Конспект занятия для обучающихся младшей возрастной группы
Конспект занятия «Работа над основами традиционного массового осетинского танца «Симд» для обучающихся средней возрастной группы

Введение

Народная хореография осетин имеет глубокие корни. Танцы и игры занимали важное место в традиционном быту, что нашло свое отражение в героическом нартовском эпосе. По специфике своих па осетинские танцы подразделяются на медленные - мягкого, плавного пластического рисунка и стремительно быстрые, исполняемые в акцентированном и контрастном рисунке.

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Народно-сценический танец был создан на основе народного танца.
Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей Хореографического ансамбля «Звездочки осетии». Данный материал изучается в течение трех лет; постепенно увеличивается количество учебных часов, усложняется содержание обучения, вводится новый репертуар. Большое значение придаётся патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается непосредственный акцент на изучение осетинских танцев. Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность - налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус.
Движения осетинского танца отражают основные черты национального характера осетинского народа. Осетинские танцы является составляющей частью национальной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности.
Содержание танца отображается не только в его композиции или в рисунке. Своеобразный язык танца - это его движения.
Для женской роли в танцах как медленного, так и быстрого темпа характерны предельная плавность танцевального шага, выразительность и мягкость движения рук. Подчеркнутая строгость и одновременно с этим тонкая грациозность исполнения - отличительные черты женского танца. Основным средством выражения женской хореографии являются плавные движения руками. В этом смысле женские танцы осетин перекликаются с женскими танцами Востока, где движения рук в танце весьма пластичны, разнообразны и что самое главное - многозначны.
В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства выразительности в мужских танцах.

По всей вероятности, такая специализация характерных черт народного танца по полу восходит к глубокой древности. Порожденный представлениями об окружающем мире и отражающий мировоззрение древних, танец с помощью движений рук, ног, корпуса, поз и жестов создавал образные картины бытия.
Данная методическая разработка знакомит с опытом работы по изучению особенностей осетинского народного танца в детском коллективе хореографический ансамбль «Звездочки Осетии». Перед практическими занятиями обязательно проводится беседа о народном танце, подчеркивается, что является главным в изучаемом материале, выявляется характер танца. Обучающиеся должны правильно передавать черты осетинского народа в танце. Иначе исполнение будет формальным, неинтересным. Вместе с тем на занятиях большое внимание уделяется технике танца. Необходимо добиваться технического совершенствования каждого изучаемого движения, что достигается систематическими тренировками.
Работа над созданием сценического образа не менее важна в хореографии. Её основной целью будет достижение эмоционального и выразительного исполнения отдельных танцевальных элементов народного танца в конкретных постановках. Одной из главных задач педагогов - хореографов должно стать изучение, сохранение наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, создание на их основе новых сценических хореографических произведений.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте руководителя детского коллектива «Звездочки Осетии» и может быть использована в системе дополнительного образования детей.

Тема занятия: «Работа над основами традиционного массового осетинского танца Симд»

Цель: обучить основам осетинского танца Симд;

Задачи: закрепление приобретенных на предыдущих занятиях знаний об осетинском танце «Симд»

формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков,

воспитание любви к осетинскому танцу, своему народу, малой и большой Родины.

Оборудование: учебное помещение, осетинская гармошка, доули, проектор, компьютер.

Ход занятия

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, дети!

Поклон.

II. Сообщение темы и цели занятия.

-Тема нашего занятия: «Основы осетинского танца, а какого вы мне скажите после просмотра видеоролика.

Смотрят выступлении ансамбля «Чиколинка» (старшая группа) на республиканском празднике в районе «Юбилей дополнительного образования детей»)

- «Симд» Правильно.

III. Повторение пройденного материала.

-Мы уже ознакомились с прекрасным осетинским массовым танцем «Симд».

Я бы хотела услышать, что вы знаете об осетинском танце «Симд»?

(Танец является памятником художественной культуры, историческим источником информации об осетинском народе. В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством, танец «Симд» издавна был необходимой принадлежностью почти всех празднеств.

Собрались однажды нарты отважные

На Черной горе, на самой вершине

На вершине горы пляску затеяли,

И все в большом Симде нарты заплясали

От Симда нартского горы осыпались,

Сокрушались камни, откалывались скалы,

И с треском падали деревья могучие…

В этом танце осетинский народ с высоким художественным вкусом из поколения в поколении передавал идеальные черты осетина и осетинки. Юноши учились ловкости движения, девушки же в свою очередь плавности и грациозности Танец отражает вкусы, и нравы своего времени и является частью хореографии.)

- Изучение осетинского танца «Симд» играет большую роль в развитии и воспитании личности. В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев, но этот танец является самым почитаемым.

- Молодцы дети, вы хорошо усвоили эту тему.

- А кто знает:

-сколько пар танцуют в «Симде» (от 6-12и более чётных пар)

- сколько пар в танце «Хонга кафт»(3 пары)

- чем отличаются друг от друга эти два танца?

( «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений. Этот танец является излюбленным танцем, которым завершались раньше нартские пиршества. Об этом повествует сказание «Женитьба Батраза».

По сравнению с массовым танцем «Симд» «Хонга кафт» плавный танец. Юноши исполняют танец четко и мужественно. Девушки двигаются плавно и мягко.)

-Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена, девушки занимались специальными упражнениями. Они туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и приподнявшись на высокие полупальцы, двигались по комнате танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Ребята, попробуем пройтись с завязанными ногами.

-Сейчас прозвучит музыка - вы называете танец, который исполняется под эту музыку: «Симд», « Хонга», «Кабардинский», «Акушинский», «Кинтаури» и др.

V. Разминка:

Дети под музыку идут по кругу

- естественным бытовым шагом;

- танцевальным шагом с вытягиванием пальцев стопы;

- шаги на полупальцах;

- шаги на пятках стоп;

- 4 шага на полупальцах, 4 шага на стопе;

- ходьба в присядку;

- легкий бег;

- бег с вытянутых пальцев ног;

- бег назад;

- 4 прыжка вперед с вытянутыми пальцами ног, 4 прыжка назад;

- естественные бытовые шаги.

VI. Объяснение нового материала.

-Переходим к основам массового осетинского танца «Симд».

1.Основной ход танца:

Встаём на полу пальцы , с правой ноги делаем 3 шага ,3 шаг придерживаем в воздухе, с этой же ноги делаем первый шаг и опять же 3 шаг придерживаем в воздухе. Танцуем с музыкой. Пробуем с руками. Встаём на полупальцы, делаем первый шаг с правой ноги и поднимаем левую руку. Танцуем под музыку.

2.Боковой ход танца.

Правая нога впереди левая сзади идём в правую сторону, затем левая нога впереди, а правая сзади, идём влево. Поднимаем обе руки в стороны. Танцуем под музыку

3.Шахматы.

Девочки с левой ноги два шаги назад, влево боковых три шага. Мальчики с правой ноги два шага вперёд, вправо три шага боковых. Исполняем движение с руками и с музыкой.

  1. Повороты на месте.

Поворот влево, рисуем квадрат.

VI. Итог занятия:

-Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии. Что нового вы узнали?

(Мы говорили о танце «Симд», ознакомились с его основами, закрепили и обогатили наши знания об этом традиционном массовом осетинском танце. Познакомились и закрепили новые элементы танца «Симд»

- Ребята, чем вам понравилось это занятие?

VII. Анализ работы.

- Мне было очень приятно с вами работать. Вы очень одаренные, способные с замечательными танцевальными навыками дети. Молодцы!

VIII. Поклон

Спасибо всем! До свидания!


© 2010-2022