• Преподавателю
  • Другое
  • Духовно-нравственное воспитание в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеский центр п. Силикатный

Духовно-нравственное воспитание в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеский центр п. Силикатный

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеский центр п. Силикатный

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

Мы, педагоги дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеский центр п. Силикатный, стремимся формировать у наших обучающихся основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину.

Решению вышеперечисленных задач подчинена вся воспитательная система ДЮЦ, четко структурированная. Из нее мы можем выделить методологию духовно-нравственного воспитания, которая пронизывает такие направления деятельности ДЮЦ, как образовательную, воспитательную и методическую.

Представим четыре блока мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством проведения которых осуществляется духовно-нравственное воспитание наших обучающихся:

Первый блок - традиционные окружные мероприятия, особенно полюбившиеся ребятам. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Так, в ежегодных соревнованиях «Золотая стрелка» между командами филиалов ДЮЦ наряду с воспитанием чувства ответственности каждого за общую победу, взаимовыручки, на этапе "Вахта памяти" ребятам необходимо показать знание истории своего народа и родного поселка /села. А в интеллектуальном конкурсе "Краеведческо - патриотической викторине" ребятам приходится отвечать на вопросы по разделам: культура Руси, здоровый образ жизни, 70 лет победы в ВОВ, история Сенгилеевского района. Для полноты ощущений, объективности и живого примера духовности и преданности своей Родине мы приглашаем в судейство участников Великой Отечественной войны, участников локальных войн и военных конфликтов жителей поселка.

Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно проводим тренинги по здоровому образу жизни. Тематика конкурсных работ самая разнообразная, свидетельствует о стремлении молодых людей разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственным и безнравственным.

Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, это - мероприятия для воспитанников ДЮЦ, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям ДЮЦ.

Многие мероприятия проводятся традиционно в рамках ассоциации поселка: это многочисленные концерты, соревнования (День молодежи, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День строителя, День защиты детей и т.д.).

Третий блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.

Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. И мы, педагоги, не сговариваясь, нашли то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наш поселок (село), а значит люди, живущие в нем, а значит их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого. Для примера приведем несколько объединений:

  • "Культура народов Поволжья" (педагог Латыпова Гелфария Миннегалиевна)- обучающиеся изучают историю, традиции, праздники национальностей живущих в Поволжье;

  • "Изучение родного края" (педагог Карева Людмила Викторовна), «Туризм» (Грачева Людмила Васильевна) - обучающиеся путем экскурсий, походов изучают рельеф местности, растительный и животный мир своего поселка/ села, очищают местность от мусора(тем самым заботясь о родном уголке);

Информационный пресс-центр "Юный журналист" (педагог Сидорова Наталья Владимировна) - большое поле деятельности для духовно-нравственного воспитания: участие в создании сегодняшней истории нашего поселка (выпуск страничек пресс-клуба). Тематика творческих работ говорит сама за себя - о праздниках и буднях, о победах и проблемах поселка, а в рубрике "Герои войны в моей семье" - рассказ о людях, создававших послевоенную историю нашего поселка. Нравственность и духовность являются основой и составляющим компонентом всего, что мы делаем в пресс-клубе.

И, наконец, четвертый блок мероприятий основан на одном из управленческих принципов, который можно провозгласить для себя, как: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.

Самым главным является то, что ребята с искренним желанием и настоящим патриотизмом читают стихи и поют песни о России. Составляют презентации, видеоролики о поселке, районе, области.

Таким образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную личность, которую отличают следующие нравственные характеристики:

  • стремление к здоровому образу жизни,

  • приобщение к общечеловеческим ценностям,

  • гуманистическое отношение к миру,

  • любовь к Родине,

  • осознание ответственности за судьбу своих близких, родного города, Отчизны.





© 2010-2022