Педсовет Развитие речи дошкольников с использованием мнемосхем и элементов ТРИЗ

 ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.    Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой  - поисковой активности, стремления к новизне; развитию речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; развитию речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые знания, а учит их находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому я остановила свой выбор на использовании элементов ТРИЗ - технологий в развитии речи.

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ - технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи монологической речи.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребёнку право выбора.

  • Принцип открытости - нужно предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения) В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

  • Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

  • Принцип обратной связи - воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

  • Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

На занятиях по развитию речи по развитию речи детей целесообразно применять следующие элементы ТРИЗ:


Использование специальной игрушки - героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать

ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - выбираем игрушку необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Включение в занятие логических ТРИЗ - упражнений, таких как:

«Поиск общих признаков» - берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например - мост и скрипка).

  • «Поиск аналогов» - необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч - яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

  • «Третий лишний» - выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором - первом и третьем - втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет а «лишнем» объекте. Например: автомобиль - дерево - кошка

  • «Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных.

Например:

Использование специальных ТРИЗ - игр.

  • «Хорошо - плохо» - берётся объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф - мягкий, тёплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвётся…

  • «Выбери троих» - из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранным объектом и субъектом действия.

  • «Точка зрения» (автор И.Л. Викентьев) - игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию сточки зрения одного из объектов - её участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

  • «Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации». К примеру:

  • -Я загадала слово (кошка).

  • -Это слово обозначает предмет?

  • -Да.

  • -Это растение?

  • -Нет.

  • -Это что-то неживое?

  • -Нет.

  • -Это животное?

  • -Да.

  • -Оно белого цвета?

  • -Это не существенно.

И т.д., пока не будет угадано.

В конце занятий целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги можно подводить а самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем ещё о…»).

Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ - технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребёнок задаёт вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребёнка к тому, что он сам находит ответ.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребёнка развивается более активно. Для этого на прогулках можно использовать приёмы фантазирования: оживлении, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

Достаточно эффективными являются приём эмпатии-дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в бабочку? О чём ты мечтаешь? Кого ты боишься?» и т. д.

Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает

такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Воспитатель Величко Людмила Алексеевна.




ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО РОСТА

(от рождения до 7 лет)

Принципом психического развития детей дошкольного возраста является взаимосвязь структур психических процессов и их функций, структуры центральной нервной системы, включающей головной и спиной мозг, и ее функции.

Основными компонентами головного мозга, участвующих в формировании высших психических функций являются: стволовые структуры, лимбическая система, большие полушария мозга и проводящие пути (которые включают в себя мозолистое тело). Основы нервной системы закладываются в первые пять лет жизни. Основные направления интерферентных путей составляют основу индивидуальности мышления, памяти, способностей, поведения.

Стволовые структуры определяют жизнедеятельность ребенка в первые 12-15 месяцев жизни.

Продолговатый мозг контролирует сердцебиение, кровяное давление и дыхание, отвечает за глотание, чихание, смех.

Дыхание, глотание и рвота, являются функциями стволовых структур мозга, имеют непосредственное отношение к развитию речи.

В стадии тактильного роста (3 мес. до 1,5 лет) лимбическая система нервной сети соединяет сенсорные и моторные схемы с эмоциями и образует память. Так же она участвует в когнитивных и мотивационных процессах. Считается, что у 2-3 летнего ребенка нарушения речи вызвано,- нарушениями функционирования стволовых структур головного мозга лимбической системы.

В современных концепциях нейропсихологии дошкольного возраста выделяют три основных принципа:

  • принцип взаимовлияния структуры и психики (основа навыка обучения);

  • принцип обучения(овладение социальным опытом в сотрудничестве с окружающим мир);

  • принцип формирования высших психических функций в предметной деятельности (по возрасту).

Л.С. Выготский пишет, о том, что «развитие мозговых функций идет наращиванием пластов и надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый создавая его базис.»

В.Г.Каменская в исследования доказала, что «… 4 месяцам созревает система восприятия желто-синего цвета, к 4-5 месяцам красно-зеленого, следовательно, с 4 месяцев проекционно-зрительные связи и кора мозга, могут осуществлять цветовые зрительные функции, которые должны быть сформированы окончательно к 5 годам.»

Впервые 2,5-3 года особое внимание необходимо уделить психомоторному развитию ребенка. Двигательное развитие является основой для психического, когнитивного, социального и эмоционально-волевого развития.

В 5лет преобладает наглядно-образное, чувственное правополушарное мышление. Воспитательно педагогические усилия должны быть направлены на развитие образности мышления. (Речевые игры на сопутствующие темы,

проработка образа в составление рассказов и сказок, пантомимы руками). Малая забота о развитие образности как о свойстве мышления, проявляется в обеднении мышления в целом. В.С. Ротенберг пишет, что «даже овладение такой левополушарной фукцией, как чтение, на начальных этапах обучения требует активного участия образного мышления. Лишь в дальнейшем доминирует логико-знаковое мышление.»

От 3 до 7 лет происходит развитие мозолистого тела, формируется межполушарная асимметрия второго функционального блока мозга. Он обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Нарушения развития приводят к несформированности сенсорной и моторной ассиметрии, низкому уровню мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического восприятия, артикуляции, пространственных и структурных - топологических представлений.

Основное в развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте является фонематический слух, который формируется до 7 лет. Это функция относится к левому полушарию, но чтобы он был сформирован, в правом полушарии должно быть развито тональное звукоразличие. С начало развивается внешняя речь «…ребенок мыслит, когда говорит вслух», затем внутренняя речь с последующим созданным образом по заданной теме, и переводом его в изображение.

Развитие мелкой моторики руки сопутствует приобретаемым навыков в ходе обучения. Занятие строится по принципу заданной задачи, ссылаясь на опорные темы. В ходе которых прорабатывается речевая функция в виде скороговорок, поговорок, потешек, артикуляционной гимнастики, обсуждение и составление рассказов и сказок. Визуализация руками образа для создания воображения мышления объекта по теме. Проработанный материал перекладывается в творчество.

В.А. Сухомлинский сказал: «…ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для мелкой моторики руки по мнению М.М. Кольцовой является мощным средством повышения работоспособности мозга, создают почву для последующего формирования речи.

Воспитатель Голомидова Ольга Дмитриевна.








РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

Метод проекта, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

Дети начинают увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть у них развивается познавательный интерес. И чем старше дошкольный возраст, тем ярче проявляется познавательно-речевая активность, которая переходит от любопытства к самостоятельному словесно-логическому мышлению.

Наша группа принимает участие в исследовательско-познавательном проекте «Наша Родина - Россия». В ходе работы над проектом дети познакомились с животным и растительным миром севера. Вместе с родителями они искали информацию о белых медведях, тюленях, моржах, северных оленях и оформляли небольшие брошюрки, которые находятся в книжном уголке. Мы часто их перечитываем. Ребята рассматривают фотографии, делятся друг с другом своими впечатлениями, пересказывают то, о чем узнали.

Работы по использованию проектов в образовательном процессе предоставляют широкие возможности, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей.Воспитатель Балашова Мария Васильевна

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ.

Массовое явление с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка.

Я хочу остановиться на уровне усвоения литературно - художественных произведений детьми дошкольного возраста..

Пример моей группы (вторая младшая; 3-4 года). Всего три уровня усвоения художественной литературы: низкий, средний, высокий.

  • I уровень низкий: Не умеет слушать чтение и рассказывание, отвлекается. Не просит повторить прочитанное. Равнодушен к содержанию произведения, отказывается от разговора по содержанию произведения, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет выраженного эмоционального отношения к прочитанному.

  • II уровень средний: С трудом включается в процесс восприятия, не всегда умеет выслушать произведение до конца. В редких случаях просит повторить прочитанное. Отвечает на вопрос неохотно, только после личного обращения к нему взрослого. Устанавливает только простейшие (последовательные) связи с содержанием. Не проявляет активного эмоционального отношения к прослушанному.

  • III уровень высокий: Легко включается в процесс восприятия, прослушивает произведение до конца. Охотно вступает в обсуждение произведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет игровые действия песенки, читает стихи. Активно содействует и сопереживает героям произведений, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

Поэтому особое место в моей работе с детьми занимает дидактический материал в форме графических схем, мнемотаблиц. Это заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными, так как в эту схему заложена определенная информация.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо делать и давать цветные схемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - ражая, мышка - серая, елочка - зеленая и т.д.


Занятие состоит из нескольких этапов.

I этап:

Рассматривание графической схемы и разбор того, что на ней изображено.

II этап:

Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например: - домик, - медведь и т. д.

III этап:

После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Большая работа идет по обучению чтению символов. Через них идет осознание, понимание самой сказки, содержание которых «связано» с главными героями. В графических схемах возможно изображение: явление природы, животных и т. д. можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Таким образом, считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод графических схем, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Воспитатель Васильева Варвара Васильевна.














Физкультминутка. Мы немножко отдохнем (вдох)

Встанем глубоко вдохнем ( выдох)

Дети по лесу гуляли ( вправо)

За природой наблюдали ( влево)

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели ( руки вверх)

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети ( присели)

А потом все дружно встали

Великанами все стали ( встали)

Крыльями махали ( машут руками)

Дружно хлопаем ( хлопаем в ладоши)

Ногами топаем ( ногами топаем)

Хорошо мы поиграли

И немножечко устали ( садимся на стульчик)

Развитие речи через экологическое восприятие мира по опорным схемам и картинкам..

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления и главная роль в этом мире речевой культуры отдается взрослому. Именно от него зависят не только речевые возможности ребенка, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представления о себе. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Ребенок со временем понимает, что любоваться природой- значит поддерживать ее красоту, любоваться поступком- значит стремиться к такому же правильному поведению

Живое общение с природой, ее разнообразие, яркость, наглядность связей оказывает влияние на развитие самостоятельности мышления.

Практический опыт показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, речь. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. В результате ребенок приобретает установки, которые существенно влияют на формирование его личности. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.

С помощью ежедневных наблюдений, игр по опорным схемам и картинкам закрепляются знания, которые дети получают на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с миром природы.

Воспитатель Михайлова Нина Эдуардовна






© 2010-2022