• Преподавателю
  • Другое
  • Практика как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

Практика как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАКТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

М.Н. Провоторова

ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

е-mail: [email protected]


В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Гете

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения в систему среднего профессионального образования предполагает повышение качества подготовки специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности, общества и государства. Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентами необходимых умений и опыта практической работы. Практика в системе профессионального образования выполняет несколько функций:

- способ формирования профессиональной подготовки;

- фактор повышения эффективности освоения студентами программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда;

- инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов;

- средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

При реализации ППССЗ СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках модулей ППССЗ по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, центрах, учебных фирмах и других вспомогательных объектах колледжа. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения или преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Производственная практика включает в себя: практику по профилю специальности и преддипломную. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности. Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, к выполнению, представлению и защите выпускной квалификационной работы. Производственная практика проводится в организациях (предприятиях) на основе договоров о социальном партнерстве. Рабочие программы практик разрабатываются руководителями практики, рассматриваются на заседаниях кафедр, согласуются с работодателями и утверждаются директором колледжа. Порядок организации и проведения учебной и производственной практики студентов колледжа определен «Положением об организации и проведении практики студентов».

Успешное прохождение всех этапов практики, как учебной, так и производственной невозможно без приоритетной роли базовых организаций, определяемых как социальные партнёры. Система профессионального образования не может оставаться замкнутой системой, эта система должна инициировать процессы перевода организаций - потенциальных работодателей, занимающих позицию сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников, реализующих инновационные образовательные процессы, отвечающие требованиям ФГОС, и даже превосходящих эти требования.

Образовательный процесс в колледже поставлен на практическую основу, обеспечивающую конкурентоспособность выпускников и удовлетворение потребности экономики региона. Колледж сотрудничает с более чем 200 предприятиями и организациями г. Воронежа и Воронежской области, создавшими для студентов колледжа базу подготовки кадров в современных направлениях науки, техники и производства. На этих предприятиях и в организациях проходят все виды практики студентов, трудоустройство выпускников, стажировка и повышение квалификации педагогических работников. Наиболее крупные из них: предприятия электронной промышленности ОАО «ВЗПП-Сборка», ЗАО «ВЗПП-Микрон», ОАО ВТТЦ «Орбита-сервис», ФГУП «НИИ электронной техники», ОАО «Концерн «Созвездие»; зрелищные предприятия ЗАО «Кинотеатр «Спартак», ОАО «Киномакс-Воронеж», ООО «Максимир-кино», ЗАО «Синемаменеджмент»; федеральные структуры Инспекция по налогам и сборам РФ по Коминтерновскому району Воронежской области, Инспекция по налогам и сборам РФ по Ленинскому району Воронежской области, управление ФСКН России по Воронежской области, отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, Государственное учреждение нового типа «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды»;

ОАО Банк УРАЛСИБ; Воронежский филиал ЗАО «Балтийский банк».

Каким же хотят видеть выпускника колледжа наши работодатели сегодня? Нами были проанализированы отзывы руководителей производственной практики. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений общих компетенций, а именно:

- коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться);

- проблемной (нацеленность на результат, умение самостоятельно принимать решения);

- кооперативной (умение работать в команде);

- информационной (умение представить результат деятельности).

Актуальны следующие направления совместной деятельности образовательных и производственных структур:

- разработка новых нормативно - правовых норм, отвечающих реализации взаимных интересов учебных заведений и работодателей в подготовке специалистов и кадровом обеспечении;

- обновление документационного обеспечения практики, стремление к оптимальному документообороту процессов организации и проведения практики;

- повышение роли выпускающих кафедр в организации эффективного взаимодействия с организациями-работодателями;

- методологическое углубление содержания учебной и производственной практики, экспертная оценка рабочих программ практики;

- внедрение механизма мониторинга качества проведения практики;

- включение в ППССЗ дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих региональных работодателей;

- проведение представителями работодателей особых лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов и др.;

- организация специальной подготовки руководителей практик;

- стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;

- повышение квалификации представителей работодателей в учебном заведении;

- проектная интеграция учреждений профессионального образования и организаций - баз практики.

Таким образом, именно производственная практика становится своеобразным критерием того, чему и как учили студента в аудиториях. Конкретный результат практики, полученный студентом на рабочем месте, определяет особый уровень его ответственности и является гарантией успешного трудоустройства.



© 2010-2022