Подборка способов организации рефлексии на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подборка способов организации рефлексии на уроках.Подборка способов организации рефлексии на уроках.Одним из наиболее важных элементов деятельности учителя по отношению к ученику является приобретение им наряду со знаниями и умениями рефлексивной способности, которая позволит ученику строить свое целеполагание, оценивать результат собственной деятельности, то есть обеспечивать само-воспитание, -образование, -развитие.

В педагогике рефлексия школьника подразумевает способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи, корректировать собственные действия. Иными словами способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю, и знать, как знаю.

Систему организации рефлексивной деятельности можно начать с введения в обиход рефлексивных дневников. Это краткие письменные фиксации своих целей, успехов, трудностей, рефлексивные рисунки. Например, закрашивание определенным цветом лепестков ромашки, пирамидки, сюжетных рисунков. Или выбор символов, отражающих разное эмоциональное состояние человека, животных и т.д.

Приемы рефлексии

  1. Маятник настроения (ученик подбирает картинки к своему настроению)

  2. Цветик-самоцветик (выбор лепестка по настроению)

  3. «Лестница» (адекватность внутреннему состоянию):

Подборка способов организации рефлексии на уроках.Подборка способов организации рефлексии на уроках.

(над ступеньками лестницы ученик может написать слова: скверно, плохо, хорошо, уверенность, комфорт; чем выше ступень, тем лучше состояние)

  1. SMS-сообщение (на бумажных сотовых телефонах написать смс в виде смайликов или посланий)

  2. Незаконченная фраза

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Я выбрал эти задания, потому что…

6. Рефлексивный круг.

Все субъекты педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии и т.п.

  1. Рефлексивная мишень

4

3

2

10

1 - моя деятельность; 2 - содержание; 3 - деятельность учителя; 4 - форма, методы

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».

  1. Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины

Подборка способов организации рефлексии на уроках. чемодан

Все, что пригодится в дальнейшем

Подборка способов организации рефлексии на уроках. мясорубка

Информацию переработаю

Подборка способов организации рефлексии на уроках.

Корзина

Все выброшу

  1. Анализ урока учащимися

Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?

Учащимся необходимо поставить баллы от 1 до 5:

Индивидуальная -

Работа в парах -

По карточкам -

Самостоятельная работа -

Работа в группах -

Коллективная работа -

Необычные уроки (экскурсия, путешествия и т.д.) -

  1. Листок оценивания: ученики оценивают свои возможности и отмечают в листке оценивания, критерии оценки сообщает учитель

    Прогнозируемое оценивание

    Работа в группе

    Работа в паре

    Итоговое оценивание

  2. Мое настроение

Ученик на листе бумаги в течение одной минуты должен нарисовать свое настроение (используя определенные цвета: красный (радость, восторг), синий (пассивность, грусть, усталость), зеленый (активность), желтый (спокойствие), фиолетовый (беспокойство, тревога), серый (огорчение), черный (уныние, отрицание), коричневый (неуверенность)).

  1. Мишень настроения

День - это один выстрел. Внутри кружка - дата и мотивация.


  1. «Плюс - минус - интересно» (метод де Боно). . В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  2. Самопроверка. Учитель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее.

  3. Об уровне понимания в течение урока дети сообщают учителюпоказом разноцветных символов: рисуют на полях в тетради знаки: ? - есть вопросы, ! - не понял, @ - все понятно.

  4. Листок достижений. Дети отвечают на вопросы (письменно ил устно): что у меня сегодня лучше всего получилось?, Чего я достиг?, Что для меня было трудным?, Сам себе я желаю…

  5. Школьникам предлагается небольшая анкета:

1.На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/стало хуже

6.Материал урока мне был понятен/непонятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным

интересным/неинтересным

  1. Мои ответы. На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

V - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

! - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

+ - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

0 - не ответил.

  1. Комплимент - похвала, в котором учащиеся оценивают вклад друг в друга и учителя за проведенный урок.

  2. Три лица. Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Дети выбирают то, которое соответствует их настроению (то же печальный и радостный пейзаж, то же звучит тревожная и спокойная музыка).

  3. Подбор афоризма, пословицы, стихотворения к уроку.

  4. Оценка приращения знаний: я не знал - теперь я знаю …..

  5. Тир «М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  6. График. Учащимся предлагается начертить в течении урока график изменения их интереса, уровня познания, личной активности и т.д.

  7. Оценочный лист при выполнении проекта:

Выполнил ли я то, что задумал? __________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта? __

Что было сделано хорошо? _______________________

Что было сделано плохо? ___________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудным? _______

Кто мог бы сказать мне спасибо за проект? ____________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

что сказала мама? ______________________

что сказал учитель? _________________________

как оценили проект друзья? _________________

в чем я с ними согласен, в чем нет? __________________

  1. Волшебная палочка. Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь ……. (кому?).

  2. Лучики солнца. Дети - лучики солнца. В конце урока дать задание разместить лучики согласно своему настроению (на солнце или за тучкой).

  3. На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставить галочку, на каком из островов ты хотел бы жить: о. страха, познания, уверенности, скуки, мечты, будущего, радости.

  4. Прикрепить флажок соответствующего света на кораблик.

  5. Поезд с вагончиками, на которых изображены этапы урока. Опустить веселое личика в тот вагон, на каком этапе было интересно, а грустное - не интересно.


© 2010-2022